Автор: Молодцова Елена Геннадьевна Должность: преподаватель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №2" Населённый пункт: ЯНАО, Пуровский район, п. Уренгой Наименование материала: Методическая разработка Тема: Образ сыщика в детективной литературе Раздел: среднее образование
Тема урока: Образ сыщика в детективной литературе.
(Нравственные уроки детективной литературы)
Цель: создать условия для формирования представлений обучающихся о нравственном содержании детективной
литературы через рассмотрение образа сыщика.
Задачи:
1) выяснить секрет актуальности детектива через обращение к жизненному опыту детей и ранее изученному;
2) доказать, что детектив – не только «пища» для ума, но и произведение, содержащее нравственный аспект;
3) прививать интерес к чтению, способствовать расширению кругозора обучающихся, формированию мировоззрения и
миропонимания.
1
. Мотивационный этап.
Сегодня мы будем говорить о детективной литературе.
- Вспомните, что такое детектив (Литературное или кинематографическое произведение о расследовании
уголовного дела). ( Слайд №1)
- Каковы особенности детективной литературы? (Обратная композиция, сыщик-любитель, помощник –
обык
новенный человек. )
Как строится произведение детективного жанра? (Фиксируется на доске)
1. Знакомство с героем-сыщиком.
2. Сообщение о преступлении.
3. Работа сыщика:
а) осмотр места преступления;
б) поиск улик;
в) показания свидетелей;
г) логические выводы сыщика.
4. Установление личности преступника.
5. Освобождение невиновного.
- В чём особенность конфликта?
(Это столкновение героев с результатами загадочного действия. При этом неизвестно, кто его
совершил (преступник), зачем (мотив), при каких обстоятельствах.
- Какие знаменитые сыщики вам известны? Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, комиссар Мегре, Ниро
Вульф.
- Как правило, рядом с сыщиком есть второй герой. При этом “вторые герои обычно выступают в
роли рассказчиков, помощников, биографов своих знаменитых друзей. Вспомните пары.
- И у каждого характерная деталь.
Скрипка и трубка ? ---------------------------------- Шерлок Холмс
Спицы и клубок ? ------------------------------------ Миссис Марпл
Орхидеи ? ---------------------------------------------- Ниро Вульф
Усики ? -------------------------------------------------- Эркюль Пуаро
- С какими произведениями детективной литературы мы познакомились в 5 классе? (Э. По «Убийство на
улице Морг», К.Дойл «Горбун») (Слайд №3)
- Поднимите руку, кто смотрел фильм про Шерлока Холмса. (Слайды 5-12)
(Фильм Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» (1979-1986гг) и фильм
Андрея Ковуна «Шерлок Холмс» (2012г).
- Как вы думаете, почему не ослабевает интерес к этому произведению – детективу? ( Интересно читать,
хорошая «пища» для ума…)
- И только? (Ещё в нём нарисован притягательный образ сыщика). 15 (Слайд №13)
- Как мы сформулируем тему нашего урока, опираясь на ранее сказанное? (Слайд №14) (Образ сыщика в
детективной литературе).
Сценка в исполнении двух учеников (начало рассказа «Горбун, диалог Холмса и Ватсона).
2. Формулирование познавательной задачи.
- А что будет целью нашего урока? ( Мы попытаемся выяснить: детектив – это зарядка для ума или он
содержит в себе и нравственный аспект, сыщик – только интеллектуал или ещё и глубоко нравственная
личность?)
3. Планирование работы.
Сегодня вы будете работниками детективного агентства («Отдел потерянных вещей», «Психологическая
лаборатория», «Уголовный розыск», «Аналитический отдел», «Отдел криминалистики», «Отдел обобщения и
систематизации данных»). Каждый отдел получит задание, с которым должен справиться в течение 7 минут и
подготовиться к отчёту. (Группы получают пакеты с заданиями).
4. Работа в группах (6 групп). Предъявление результата.
1гр. «Отдел потерянных вещей». Задание: соотнести вещь и её хозяина.
Как вещи Шерлока Холмса характеризуют его?
Даны карточки: Шерлок Холмс, Генри Вуд, матрос-француз, Ватсон(Уотсон), мадам Л`Эспаньэ;
картинки: трость, трубка, мангуста, скрипка, дубинка, бич(кнут), орангутанг, «пушистый» пепел на костюме,
мешочек с золотыми монетами); клей.
2 гр. «Уголовный розыск». Задание: соотнеси понятие и определение.
Что отсутствует в изученных нами произведениях и почему? (подсудимый. Благодаря работе сыщиков
Дюпена и Холмса не пострадали невиновные).
Даны карточки: преступление, улика, алиби, подозреваемый, свидетель, подсудимый и определения этих
понятий. Ватман, клей.
Преступление — противоправное деяние.
Преступник — человек, совершивший преступление.
Подозреваемый — человек, обвинённый в преступлении.
Улика — вещь, изобличающая преступника.
Алиби — отсутствие обвиняемого на месте преступления в момент его совершения как
доказательство невиновности.
Мотив — побудительная причина, повод к какому-либо действию.
Свидетель – человек, который лично присутствовал при каком-либо событии, очевидец.
Подсудимый – человек, который обвиняется в чём-либо и находится под судом.
3 гр. «Аналитический отдел». Задание: «Верные или неверные утверждения?» (тест)
1. Истинным героем детектива является логическое мышление ( и да, и нет)
2. Дюпен презирал полицию (да)
3. О Холмсе и Дюпене говорили, что они не люди, а мыслящие машины (да)
4. Дюпен не был начитан (нет)
5. Шерлоку Холмсу помогали мальчишки с Бейкер-стрит (да).
6. У Ватсона (Уотсона) была привычка засовывать платок за обшлаг рукава (да).
7. Шерлок Холмс считал, что в смерти полковника Барклея был виновен Генри Вуд (нет).
8. Доктор Ватсон (Уотсон) был доктором педагогики.
4 гр. «Психологический отдел». Задание: «Лестница характера Шерлока Холмса».
Расположить карточки с качествами сыщика так, чтобы на верхних ступеньках оказались самые важные черты
(на магнитной доске). Обоснуйте свой ответ. (Аналитические способности, человечность, умение быть
верным другом, тонкая наблюдательность, обязательность, самообладание, ум, интуиция др.).
5 гр. «Отдел криминалистики». Задание: «Двухчастный дневник». По данным цитатам Шерлока Холмса и
высказываниям о нём Ватсона сделать вывод о качествах характера этого человека, записав их во второй
колонке «Дневника».
6гр. «Отдел обобщения и систематизации данных».
Задание: составить синквейн по памятке. Тема – «Детектив» или «Сыщик» (на выбор).
5. Рефлексия.
- Так кто же он, наш герой: «мыслящая машина», «самоуверенный интеллектуал-эгоцентрик» или
интеллигентный и благородный человек?
Он умеет видеть и наблюдать и делать правильные выводы из подмеченных им житейских
мелочей. Холмс не только расследует преступления, но помогает попавшим в беду.
Нельзя согласиться с тем, что он “машина” Предельная сконцентрированность необходима в
его работе. А его портрет достаточно “живой”, особенно, когда он идёт по горячему следу.
- Какие же нравственные уроки даёт нам детектив? (Будь умным, добрым и благородным). (Слайд №16)
- «Комплимент герою». (Девочки на «цветочках» пишут комплемент герою, мальчики – на «шляпках Шерлока
Холмса» - качество Холмса, которое хотели бы видеть в себе. Затем ученица проходит по классу и собирает в
шкатулку написанное.
VI. Домашнее задание: написать сочинение на тему “Что меня привлекает в знаменитом сыщике
Шерлоке Холмсе?”
Я прошу тебя быть… Просто - быть.
Быть настойчивым лондонским ветром,
Непроглядным туманом и сном,
Быть грозой или солнечным светом,
И холодным осенним дождём.
Быть уставшим случайным прохожим,
Чьим-то гостем, своим иль чужим.
Быть совсем на себя не похожим,
Кем угодно, но только живым.
Пусть другую наденешь ты маску –
Ведь не в масках скрывается суть.
Сотвори для меня эту сказку,
Я прошу тебя, будь… Просто – будь.
Знаю, я не услышу ответа,
И пришёл лишь проститься с тобой…
…Просто кажется: рядом ты где-то,
Неразгаданный. Скрытый. Живой…