Напоминание

Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста


Автор: Шайсламова Ляйсан Вагизовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 323
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю

историю своего существования. От семьи во многом зависит становление

ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и

заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе,

другим людям, миру, природе. Перед педагогическими работниками ДОУ

стоит задача по оказанию помощи родителям в формировании семейных

ценностей у детей на всех этапах дошкольного возраста.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.

Взрослый становится для ребенка не только членом его семьи, но и

представителем эмоционального и благополучного, всестороннего развития

каждого ребенка в семье, гуманного и доброжелательного отношения друг к

другу в семье. Воспитывается интерес к жизни и общественной деятельности

взрослого. В семье дается представление о том, что папа проявляет заботу о

семье, формируется уважение к папе.

Во 2 младшей группе мы часто проводим беседы «Моя семья», «Мои мама и

папа» (расширение представления детей о родителях), «Кем работают наши

мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях,

значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член

семьи. Играем в различные дидактические игры: «Кто для кого кто?»

(закрепление представлений о родственных отношениях в семье), «Найди

сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими

родными).

Так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до школы»

под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, то для нас особенно важным

является утверждение известного психолога и педагога Н.Е. Вераксы,

который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения,

демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы

культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как

носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.

Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых

основываются взаимоотношения в семье, поведение членов семьи. Семья

также вносит большой вклад и в патриотическое воспитание ребёнка.

Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует

формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению

семейных связей.

В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования

семейных ценностей у детей дошкольного возраста:

- формировать интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и

обычаи,

- воспитывать уважение к членам семьи,

- привлекать родителей к установлению в семье правил, норм поведения,

обычаев, традиций,

- создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.

В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом

процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:

- этические беседы,

- НОД,

- выставки детских работ, - сюжетно-ролевые игры,

- чтение сказок,

- утренники, досуги, развлечения,

В заключении отмечу, что формируя семейные традиции, мы не должны

забывать о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет

семья, не оставляющая детям «никакой свободы маневра», перенапрягают

детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и

предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей

непременной обязательностью, - передают ребёнку ощущение

незащищенности. Поэтому лучше всего – найти золотую середину:

сохранение семейных ритуалов и традиций, систематичное их выполнение,

уважение к личности ребёнка, общение с ним, словом, всё то, что поможет

нам воспитать толерантную личность, приобщенную к ценностям

национальной культуры, уважающую других людей и культуры других

народов.



В раздел образования