Автор: Шайсламова Ляйсан Вагизовна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад № 323
Населённый пункт: город Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Формирование семейных ценностей у детей младшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю
историю своего существования. От семьи во многом зависит становление
ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и
заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе,
другим людям, миру, природе. Перед педагогическими работниками ДОУ
стоит задача по оказанию помощи родителям в формировании семейных
ценностей у детей на всех этапах дошкольного возраста.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.
Взрослый становится для ребенка не только членом его семьи, но и
представителем эмоционального и благополучного, всестороннего развития
каждого ребенка в семье, гуманного и доброжелательного отношения друг к
другу в семье. Воспитывается интерес к жизни и общественной деятельности
взрослого. В семье дается представление о том, что папа проявляет заботу о
семье, формируется уважение к папе.
Во 2 младшей группе мы часто проводим беседы «Моя семья», «Мои мама и
папа» (расширение представления детей о родителях), «Кем работают наши
мамы и папы» (формирование у детей представлений о разных профессиях,
значимости каждой профессии); говорим о том, чем занимается каждый член
семьи. Играем в различные дидактические игры: «Кто для кого кто?»
(закрепление представлений о родственных отношениях в семье), «Найди
сходство и различия» (нахождение внешнего сходства и различия со своими
родными).
Так как наше ДОУ работает с учётом программы «От рождения до школы»
под редакцией Николая Евгеньевича Вераксы, то для нас особенно важным
является утверждение известного психолога и педагога Н.Е. Вераксы,
который отмечает, что важно, чтобы схемы семейного поведения,
демонстрируемые родителями, были адекватны и представляли собой образы
культурного, продуктивного отношения между людьми. Семья выступает как
носитель системы ценностей, с которой ребёнок выходит в мир.
Таким образом, семейные ценности – это основные постулаты, на которых
основываются взаимоотношения в семье, поведение членов семьи. Семья
также вносит большой вклад и в патриотическое воспитание ребёнка.
Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует
формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению
семейных связей.
В нашем ДОУ решаются следующие задачи в области формирования
семейных ценностей у детей дошкольного возраста:
- формировать интерес к своей семье, сохранять семейные традиции и
обычаи,
- воспитывать уважение к членам семьи,
- привлекать родителей к установлению в семье правил, норм поведения,
обычаев, традиций,
- создавать эмоционально-положительную атмосферу дома и в детском саду.
В первую очередь воспитатель работает с ребёнком. В педагогическом
процессе ДОУ мы используем следующие методы и приёмы:
- этические беседы,
- НОД,
- выставки детских работ, - сюжетно-ролевые игры,
- чтение сказок,
- утренники, досуги, развлечения,
В заключении отмечу, что формируя семейные традиции, мы не должны
забывать о чувстве меры: чрезмерно строгие правила, по которым живет
семья, не оставляющая детям «никакой свободы маневра», перенапрягают
детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и
предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей
непременной обязательностью, - передают ребёнку ощущение
незащищенности. Поэтому лучше всего – найти золотую середину:
сохранение семейных ритуалов и традиций, систематичное их выполнение,
уважение к личности ребёнка, общение с ним, словом, всё то, что поможет
нам воспитать толерантную личность, приобщенную к ценностям
национальной культуры, уважающую других людей и культуры других
народов.