Автор: Фатькина Зульфия Радифовна
Должность: Старший воспитатель (начальник курса)
Учебное заведение: ФГКОУ МКК Пансион воспитанниц МО РФ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Роль классного собрания в ученическом самоуправлении класса
Раздел: среднее образование
Роль классного собрания в ученическом самоуправлении класса
Классное собрание – форма работы самого ученического коллектива,
для которой характерна совместная деятельность учащихся и педагога,
организованная на основе равенства их прав как членов коллектива класса.
На собрании воспитанницы учатся демократии, общению, сотрудничеству,
самостоятельности и ответственности.
В работе классного собрания участвуют все учащиеся класса и
классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов —
и начальник курса.
Классный руководитель учит порядку проведения собрания, умению
его вести, слушать своих одноклассниц, просить слова, участвовать в
обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за
их
принятие,
т.е.
учит
демократичному
проведению
собраний.
Ведет классное собрание его председатель. Им может быть классный
руководитель (обычно), староста класса или заместитель старосты. Он
подготавливает вопросы для обсуждения и выносит их на Совет класса.
Функциональные
обязанности
участниц
классного
собрания.
Решения классное собрание принимает голосованием (открытым или
тайным). Решение считается принятым, если за него проголосовало более
половины участников.
Классное собрание обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего
класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях
больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается каждой
воспитаннице право участия в обсуждении и принятии решений по всем
вопросам деятельности коллектива.
Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой
привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных
собраний — это обсуждение и принятие важных решений о деятельности
классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы,
выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений
класса отдельными воспитанницами.
Практикуются
в
классных
коллективах
не
только
собрания
с
обсуждением сложных вопросов, но и короткие «оперативки» (10-15 минут).
Такая практика сделала классные собрания действительно важнейшей
формой коллективного самоуправления.
Собрание формирует общественное мнение, способствует выработке
навыков и умений демократической культуры учащихся, представляет право
каждому принять участие в обсуждении существующих проблем в своем
коллективе. Собрание становится школой формирования демократической
культуры
при
соблюдении
определенных
педагогических
условий.
Тематика собрания должна соответствовать потребностям коллектива, быть
интересной, расширять поле социальной активности каждого ребенка.
Классное собрание- высший орган самоуправления, на котором
решаются важнейшие дела, обеспечивая каждому ребенку равные права
участвовать в решении и обсуждении всех вопросов жизнедеятельности
коллектива.
Собрание
проводится
на
основе
принципов
демократии,
гуманности и гласности и рассматривается как законодательный орган и
форма деятельности учащихся по формированию общественного мнения и
нравственной атмосферы в коллективе.
Главное назначение классного собрания – обсуждение вопросов жизни
коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности воспитанниц
класса, роли первичного коллектива в жизни Пансиона. Главные функции
классного собрания – стимулирующая и организующая. Результатом работы
собрания являются конкретные решения, направленные на положительные
преобразования в коллективе.
Классный руководитель на собрании выступает одновременно в
двух качествах:
как
представитель,
общеобразовательного
учреждения,
наделенный определенными официальными полномочиями;
как член классного коллектива, где он связан со своими
воспитанницами дружескими отношениями на правах старшего товарища.
Личное участие классного руководителя в собрание, как правило,
обязательно: он голосует вместе с воспитанницами за/против принятие
какого-либо
решения
и
несет
персональную
ответственность
за
его
выполнение.
Классному руководителю необходимо научить воспитанниц
демократическому
порядку
проведения
собрания:
умению
слушать
выступающих товарищей, выступать самим, вырабатывать коллективные
решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства.
Методика подготовки и проведения собрания, характер взаимоотношений
классного
руководителя с
учениками
в этом процессе претерпевает
изменения от года в год, по мере накопления опыта.
В 5 классе собрания следует проводить несколько раз в месяц, с целью
выработки у учеников потребности в обсуждении и решении проблем,
возникших в классе. Собрание не должно иметь затяжной характер. Оно
должно занимать 15-25 минут.
По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель
привлекает к их ведению старосту класса. Классный руководитель обучает
его формулировке вопросов повестки дня, составлению предполагаемого
решения и ответственности за его выполнение.
Одна из основных задач классного руководителя - постепенное
вовлечение в проведение собраний все большего числа воспитанниц класса.
С этой целью отдельным учащимся даются поручения подготовить,
например, доклады на заданную тему.
Если в классе есть пассивные воспитанницы, то от классного
руководителя потребуется кропотливая индивидуальная работа с ними:
следует
помочь
девочкам,
которые
стесняются
публично
выступать,
поощрять активность таких детей на собрании.
Непросто вовлечь воспитанниц в разговор, преодолеть их скованность,
смущение, а то и просто неумение выражать свои мысли вслух, в
присутствии подруг, педагогов.
Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно работает
вместе с воспитанницами: думает, советует, ищет лучшие варианты решений.
Он старается поддержать, развить, дополнить выступления, побуждает к
размышлению вопросами: "А почему?", "А чем ваш вариант лучше?" и др.
Приведем пример проведения ученического собрания на тему: «Как
организовать работу в классе»
Цель: провести выборы организаторов работы и определить
перспективы развития группы.
Воспитательные задачи:
- воспитание уважения друг к другу;
- формирование навыков совместной деятельности;
- развитие у воспитанниц способностей формулировать свои мысли и
отстаивать свою точку зрения.
Ход собрания:
1. Вступительное слово ведущего:
"Мы собрались по важному поводу: вместе определить те проблемы,
которые нас волнуют сегодня. Для того чтобы сформулировать проблемные
вопросы, разобьёмся на группы" (время на обсуждение 5-7 минут).
2. После обсуждения учащиеся предлагают вопросы, которые
фиксируются на доске. Например:
- Как сделать нашу жизнь интересной?
- Как сделать так, чтобы не было отстающих?
- Какие общественные поручения необходимы в классе?
- Как бороться с равнодушием?
- С какими другими коллективами, классами мы будем общаться,
участвовать в совместных делах?
3. Чтобы наши обсуждения на собраниях были интересными и
продуктивными, необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как должно проходить собрание, в какой форме?
- Что должно быть обязательным при обсуждении?
- Каковы правила проведения нашего собрания?
Воспитанницы обсуждают эти вопросы в течение 5-7 минут по
группам, предлагают свои варианты. Так могут быть определены следующие
правила:
- критикуешь - предлагай;
- правило поднятой руки;
- не допускай оскорбления личности;
- уважай мнение других;
- принятое решение должно выполняться и др.
4. "Теперь давайте определим, кто должен организовать работу
классного собрания. Должен ли это быть постоянный ведущий или он будет
меняться на каждом классном собрании? Предлагая свои варианты,
аргументируйте их".
Воспитанницы предлагают варианты:
- постоянный, так как он уже будет знать, как проводить классное
собрание;
- должен меняться, так как одному будет тяжело и это будет
надоедать;
- один должен быть постоянным, чтобы следить за ходом дела, а
другой - ему помогать.
Принимается вариант: один ведущий классного собрания должен
быть постоянным, другой - меняться, являясь помощником в организации.
5. "Целесообразно выбрать человека, который отвечал бы за
организацию всей жизни класса, дать ему название. Чтобы выбор был
успешен, сначала определим качества, которым он должен соответствовать.
Каким вы хотите видеть главного организатора?"
Воспитанницы предлагают варианты, которые фиксируются:
- успевающая в учебе;
- ответственная;
- хозяйственная;
- инициативная;
- умеющий увлечь других и т. п.
6. В течение 5 минут учащиеся определяют функции лидера
(организатора):
- функция связного;
- организатор дел;
- должна видеть все, что происходит в коллективе;
- объективно решать текущие вопросы;
- за всем происходящим должна наблюдать и отвечать за все.
7. Выборы (с обсуждением) лидера.
8. "Мы выбрали лидера, теперь подумаем, кто будет выполнять
функцию секретаря, который должен фиксировать основные положения,
принимаемые на классном собрании.
Кто хочет выполнять функции секретаря? Если нет желающих, то
следует проголосовать за выдвинутые предложения.
9. " Мы выбрали лидера, секретаря. Теперь можно определить
перспективы дальнейшей работы, наметить темы ближайших классных
собраний. Предложенные вами темы записаны на доске. Каждый может
подойти и поставить "плюс" напротив трех важных для него проблем
(воспитанницы выбирают).
Давайте посмотрим, какие темы набрали наибольшее количество
"плюсов".
Теперь определим темы ближайших классных собраний. Все это
вывесим в нашем классном уголке, чтобы каждый мог видеть и знать, о чем в
дальнейшем пойдет речь. По поводу обсуждения каждой темы совет дела
будет вывешивать ориентировочные вопросы для обсуждения, к которым вы
заранее можете подготовиться".
10. "На основе всех ваших предложений инициативная группа
выработает основные положения классного собрания, и с этим решением вы
сможете ознакомиться",
11. "Наше собрание подходит к концу. Теперь целесообразно
определить, кто будет подготавливать следующие классные собрания".
Каждый выбирает тему собрания, в подготовке которого хотел бы
участвовать. Формируются группы, выполняющие роль советов дел при
подготовке собраний.
12. "Итак, мы выбрали лидера класса, наметили перспективы. У кого
есть мнения о проделанной работе?"
Воспитанницы высказываются. Можно коллективно проанализировать
собрание. Педагог подводит итог.
Методика
подготовки
и
проведения
собрания,
характер
взаимоотношений классного руководителя и детьми в этом процессе
меняются от класса к классу, по мере накопления опыта самостоятельной и
самоуправленческой деятельности воспитанниц.
Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение
решений несет староста (лидер) класса, хотя на первом этапе, когда у
воспитанниц еще нет подобного опыта, эту роль выполняет классный
руководитель.
Собрание должно проходить оперативно, в течение 20-30 минут,
чтобы не ослабевало внимание детей и не допускалось формализма в
принятии решений. Важно следить за регламентом, четко проводить
голосование. В повестку дня включаются и вопросы, тесно связанные с
интересами
каждой
воспитанницы:
обсуждение
оценок,
поведения,
организация и проведение дежурства по классу, итоги участия в том или
ином конкретном деле, обсуждение правил поведения на перемене и уроке
(заранее готовятся памятки и обсуждаются их проекты).
По мере налаживания деятельности собраний классный руководитель
привлекает к их ведению старосту (лидера) класса. Педагог учит его
формулировать вопросы повестки дня, составлять предполагаемое решение,
следить за
его выполнением.
В помощь можно
составить памятки
председателю и секретарю собрания, а также выступающим.
Пока общественное мнение коллектива не сформировалось и актив
еще недостаточно сплочен и авторитетен, целесообразно в индивидуальных и
групповых беседах тактично выяснить точку зрения воспитанниц на
предлагаемые
для
обсуждения
вопросы,
иногда
незаметно
для
них
подсказать пути правильного решения. Такая подготовка общественного
мнения
необходима
для
того,
чтобы
избежать
скоропалительных
предложений и решений. Легче и незаметнее всего влиять на суждения детей
через микроколлективы.
Одна из задач классного руководителя - постепенное вовлечение в
работу собраний все большего числа учащихся класса. С этой целью можно
отдельным
ученикам
поручать,
например,
подготовку
небольших
выступлений, а микроколлективам - сатирических сценок.
Усилия классного руководителя, затраченные на обучение
воспитанниц подготовке и проведению классных собраний, полностью
оправдываются. Участие в этом процессе является для них хорошей школой
организаторского мастерства и демократии.
Список литературы:
1. Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении/ В.И.Бочкарев -
М.:ВЛАДОС, 2001. - 192 с.
2. Гуданис В.Я. Ученическое самоуправление в школе: структура и
деятельность/В.Я. Гуданис//Классный руководитель. - 2009. - № 6.- С.9-17.
3. Изосимов Н. Ученическое самоуправление - как средство воспитания
общественно активности. Абакан, 1964.
4. Князева М.В. Работа классного руководителя с активом.Каковы
особенности и в чём трудности?/М.В. Князева//Классный руководитель,-
2013.-№ 6.- С.97-99.
5. Коротов В.М. Самоуправление школьников. - 3-е изд., доп. и
перераб. - М.: Просвещение, 1981. - 208с.
6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М.,1972, 336 с.
7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. -
Соч., т. V.
8. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие М.:
Педагогическое общество России, 2002. -- 480 с.
9. Новикова, Л.И. Самоуправление в школьном коллективе / Л.И.
Новикова.- М.: Просвещение, 1988.-190 с.
10.
Оськина
С.
Ученическое
самоуправление:
от
теории
к
практике/С.Оськина//Воспитание школьников. - 2009.-№ 5. - С. 3-6.
10. Подобед М.В. Развитие готовности учителей к организации
ученического самоуправления. Диссертация. Челябинский Государственный
Университет, Челябинск-2007.
11.
Приходько,
Н.И.
Педагогические
основы
ученического
самоуправления: книга для учителя / Н.И.Приходько.- М.: Просвещение,
1988.-190 с.
12.
Прутченков,
А.С.
Организация
и
развитие
ученического
самоуправления в общеобразовательном учреждении/ А.С. Прутченков. -
М:,2003. -328с.
13. Радомыльская Е. А. - Современные аспекты формирования
ученического самоуправления в детских объединениях через призму истории
/ Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского 2011 № 24 с. 752-755
14.
Рогаткин,
Д.В.
Школьное
ученическое
самоуправление/Д.В.Рогаткин. - Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога»,
2003. - 92 с
15.
Рожков
М.И.
Развитие
самоуправления
в
детских
коллективах/М.И.Рожков - М., «Владос», 2002 - 160 с.
16. Шакуров, Р.Х. Социально-психологические основы управления
руководителя
и
педагогического
коллектива
/
Р.Х.
Шакуров.-
М.:
Просвещение, 1990.- 206с.