Напоминание

"Организация проблемного обучения с дошкольниками"


Автор: Янчишина Ирина Петровна
Должность: старший воспитателя
Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи
Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: Презентация
Тема: "Организация проблемного обучения с дошкольниками"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Организация

проблемного

обучения

с

дошкольниками


ЧТО ТАКОЕ

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ?

Проблемная

ситуация



состояние

умственного

затруднения

детей,

вызванное

недостаточностью

ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности

для

решения

познавательной

задачи,

задания

или

учебной

проблемы.

Иначе

говоря,

проблемная

ситуация – это такая ситуация, при которой субъект

хочет решить трудные для него задачи, но ему не

хватает данных, и он должен сам их искать.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Проблемная ситуация возникает, когда пе­дагог

преднамеренно сталкивает жизненные

представления детей (или достигнутый ими

уровень) с науч­ными фактами, объяснить которые

они не могут - не хватает знаний, жизненного

опыта.


Проблемная ситуация не всегда становится

проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить

лишь в том случ­ае, если к этой проблеме дети проявили

интерес.

От мастерства воспитателя зависит, заинтересует

ли детей новый материал, преподнесённый в виде

проблемы, или нет.

Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного

решения поставленной проблемы.



• Обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны мышления. Традиционно е обучение • Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления». Проблемное обучение
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
• Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции Традиционно е обучение • Приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий Проблемное обучение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
• Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребёнку Традиционн ое обучение • Педагог учит мыслить путём создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой, экспериментальной деятельности, направленной на открытие нового при решении проблем Проблемное обучение
ТЕМАТИКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРЕДНАМЕРЕННО СОЗДАННЫХ ПЕДАГОГОМ
Тема: « Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.



Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним

добраться.



Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из

какого материала это сделать.


Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.

Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы

прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: « Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы

было комфортно.


Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца.

Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Мальчику необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не

прозрачные и с узким горлышком


Тема: « Свойства копировальной бумаги»

Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать

много пригласительных билетов за короткий срок?

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Тема «Сказки»

«Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он

ходить отвык. Как теперь быть коту?


Тема: « Погодные условия»



Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на

Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла

увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не

хотят)?

Тема: « Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает,

какая дорожка длинная, а какая короткая…


Тема: « Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: « Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца.

Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.



Тема: «Дружба красок»

Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.


Тема: «Свойства магнита»

Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она

затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его

прочесть из-за очень маленького шрифта.



Тема: « Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.


Тема: « Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу

нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в

школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что

делать?


Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: « Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой

елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать.

Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и

думает, что утонет.


Тема: «Упрямые козлики!»

Они живут на разных берегах реки, и им надо перейти по мостику речку, но мостик

один. Дети идут навстречу друг другу по мостику. Дойдя до середины, им надо

придумать, как быть дальше. Спрыгнуть вниз в реку нельзя – она глубокая,

холодная, утонешь в ней. Оттолкнуть друга тоже нельзя – тогда другой козлик

утонет.


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:

«К НАМ В ГРУППУ ПРИДУТ МАЛЫШИ»

- Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи -

ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)

- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные

представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)

- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень

любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы

точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)

- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от

детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)




СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:



«ПРОСЬБА О ПОМОЩИ»

Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…..

(дождаться вопросов детей)

- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными

героями этого фильма будете вы.

- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?

- Как нам это сделать?


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:

«ПОДКЛЮЧЕНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»

Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.

- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?

В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос

педагог спрашивает : «А какая музыка нравится тебе?»

В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос

педагог продолжает: «О чем вы думаете, когда слышите эту музыку?

- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?

- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!

- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:

«ПРОВОКАЦИЯ»

В зимний период года дети собираются на прогулку.

-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и

перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
-
Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка

сократится…. (ответы детей)

- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)

- Что вы предлагаете сделать?


СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ

:

«ГОСТИ В НАШЕМ ДОМЕ»

В гости пришли медведь, ежик, и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в

магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять?

Решение задач:

1) Счет (сосчитать гостей и столько же тарелок, чашек).

2) Величина (мишка большой – ему большую тарелку, ежик поменьше, а мышка

– маленькая).

3) Так же мебель подобрать.

Усложнение для детей старшего возраста.

Для приема гостей приготовили угощение (малину-мед, молоко и хлебную

корочку), посуду и мебель разных размеров.

- Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет.


Самый эффективный способ побудить детей думать



это задавать им провоцирующие

мысль, стимулирующие вопросы

.


В раздел образования