"Организация проблемного обучения с дошкольниками"
Автор: Янчишина Ирина Петровна Должность: старший воспитателя Учебное заведение: МДОБУ детский сад общеразвивающего вида № 84 г. Сочи Населённый пункт: Сочи, Краснодарский край Наименование материала: Презентация Тема: "Организация проблемного обучения с дошкольниками" Раздел: дошкольное образование
ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности
для
решения
познавательной
задачи,
задания
или
учебной
проблемы.
Иначе
говоря,
проблемная
ситуация – это такая ситуация, при которой субъект
хочет решить трудные для него задачи, но ему не
хватает данных, и он должен сам их искать.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
Проблемная ситуация возникает, когда педагог
преднамеренно сталкивает жизненные
представления детей (или достигнутый ими
уровень) с научными фактами, объяснить которые
они не могут - не хватает знаний, жизненного
опыта.
Проблемная ситуация не всегда становится
проблемой для ребенка. Об этом явлении можно говорить
лишь в том случае, если к этой проблеме дети проявили
интерес.
От мастерства воспитателя зависит, заинтересует
ли детей новый материал, преподнесённый в виде
проблемы, или нет.
Цель воспитателя – побудить ребенка к поиску верного
решения поставленной проблемы.
•
Обучение строится с опорой на память и
воспроизводящую деятельность, что
способствует развитию воспроизводящей
стороны мышления.
Традиционно
е обучение
•
Обучение предполагает сотрудничество ребёнка с
педагогом в творческой деятельности по решению
новых проблем, что способствует «воспитанию
подлинного, самостоятельного, продуктивного,
творческого мышления».
Проблемное
обучение
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА
•
Восприятие и запоминание знаний в готовом
виде как истин в последней инстанции
Традиционно
е обучение
•
Приобретает поисковый, исследовательский
характер в процессе решения проблем, открытия
новых знаний и способов действий
Проблемное
обучение
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
•
Трансформация знаний и истин в готовом виде
от педагога к ребёнку
Традиционн
ое обучение
•
Педагог учит мыслить путём создания и разрешения
проблемных ситуаций, организации исследовательской,
поисковой, экспериментальной деятельности,
направленной на открытие нового при решении проблем
Проблемное
обучение
ТЕМАТИКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРЕДНАМЕРЕННО СОЗДАННЫХ ПЕДАГОГОМ
Тема: « Грибы»
Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
Тема: «Транспорт»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним
добраться.
Тема: «Дома», «Свойства материалов»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из
какого материала это сделать.
Тема: «Фрукты»
Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты.
Можно ли напиться?
Тема: «Свойства материалов»
В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы
прийти в детский сад, не промочив ноги.
Тема: « Погодные условия»
Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы
было комфортно.
Тема: «Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца.
Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема: «Стороны света»
Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
Тема: «Объём»
Мальчику необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не
прозрачные и с узким горлышком
Тема: « Свойства копировальной бумаги»
Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать
много пригласительных билетов за короткий срок?
Тема: «Средства связи»
У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
Тема «Сказки»
«Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он
ходить отвык. Как теперь быть коту?
Тема: « Погодные условия»
Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на
Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла
увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не
хотят)?
Тема: « Измерение длины»
Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает,
какая дорожка длинная, а какая короткая…
Тема: « Язык мимики и жестов»
Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
Тема: « Свойства металлов»
Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца.
Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
Тема: «Дружба красок»
Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
Тема: «Свойства магнита»
Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она
затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
Тема: «Увеличительные приборы»
Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его
прочесть из-за очень маленького шрифта.
Тема: « Часы»
Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
Тема: « Свойства дерева»
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу
нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в
школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что
делать?
Тема: «Лекарственные растения»
Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
Тема: « Выше, ниже»
Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой
елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
Тема: «Свойства воздуха»
Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать.
Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и
думает, что утонет.
Тема: «Упрямые козлики!»
Они живут на разных берегах реки, и им надо перейти по мостику речку, но мостик
один. Дети идут навстречу друг другу по мостику. Дойдя до середины, им надо
придумать, как быть дальше. Спрыгнуть вниз в реку нельзя – она глубокая,
холодная, утонешь в ней. Оттолкнуть друга тоже нельзя – тогда другой козлик
утонет.
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:
«К НАМ В ГРУППУ ПРИДУТ МАЛЫШИ»
- Ребята! Отличная новость! Завтра к нам в гости придут наши соседи -
ребята из младшей группы. Как нам их встретить? (выслушать варианты)
- Я точно знаю, что эти ребята любят смотреть театральные
представления…. (дождаться предложений детей сделать постановку)
- Отличная идея! Их воспитатель однажды мне говорил, что дети очень
любят сказку ….. (назвать сказку, которую воспитанники Вашей группы
точно не знают и дождаться, когда реплик «А мы такой не знаем»)
- Это проблема? Как можно узнать, если чего-то не знаешь? (дождаться от
детей, предложения изучить эту сказку и так далее ……..)
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:
«ПРОСЬБА О ПОМОЩИ»
Мои юные друзья! Ваши родители обратились к нам с просьбой…..
(дождаться вопросов детей)
- Они просят снять фильм о нашей жизни в детском саду. Главными
героями этого фильма будете вы.
- Как вы думаете, что мы можем представить в этом фильме?
- Как нам это сделать?
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:
«ПОДКЛЮЧЕНИЕ ОРГАНОВ ЧУВСТВ»
Звучит музыка, между детьми и педагогом начинается диалог.
- Девчонки и мальчишки, вам нравится музыка?
В случае если дети дали отрицательный ответ на выше обозначенный вопрос
педагог спрашивает : «А какая музыка нравится тебе?»
В случае если дети дали положительный ответ на выше обозначенный вопрос
педагог продолжает: «О чем вы думаете, когда слышите эту музыку?
- Чем бы вам хотелось заняться, слушая её?
- А теперь под звуки этой музыки я предлагаю вам этим заняться!
- Что необходимо будет тебе, Катюша, для этого? А тебе, Иван?
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ:
«ПРОВОКАЦИЯ»
В зимний период года дети собираются на прогулку.
-Ребята! У меня для вас замечательное предложение - верхнюю одежду, шапки и
перчатки на прогулку не надевать (выждать паузу, вопросы детей).
-
Надевая всю эту одежду, мы потратим много времени, и наша прогулка
сократится…. (ответы детей)
- Что же произойдет, если мы не наденем эти вещи? (ответы детей)
- Что вы предлагаете сделать?
СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГОМ НА ТЕМУ
:
«ГОСТИ В НАШЕМ ДОМЕ»
В гости пришли медведь, ежик, и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в
магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять?
Решение задач:
1) Счет (сосчитать гостей и столько же тарелок, чашек).
2) Величина (мишка большой – ему большую тарелку, ежик поменьше, а мышка
– маленькая).
3) Так же мебель подобрать.
Усложнение для детей старшего возраста.
Для приема гостей приготовили угощение (малину-мед, молоко и хлебную
корочку), посуду и мебель разных размеров.
- Догадайтесь, кого ждут в гости и сколько их будет.