Автор: Комогорцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40 "Солнышко"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему: "Развитие математических способностей у младших дошкольников"
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и
взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,
количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у
ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в
познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования
элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира»
ребенка. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,
комплексным и многоаспектным. Говоря о математических способностях как
особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько
распространенных среди педагогов заблуждений.
Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего
в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле
вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно
математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к
математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако,
как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на
способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.
Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является
быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет
отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и
неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении
математики.
Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников»
различает девять способностей (компонентов математических способностей):
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от
содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и
пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами
отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от
несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому
рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на
обратный ход мысли.
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к
другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также
вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения,
формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с
наличием такой отрасли математики как геометрия.
Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез,
классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе
также называют логическими приемами мышления. При организации специальной
развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления
наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от
исходного уровня развития ребенка.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них,
взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями,
эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность,
делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.
Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших
дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает
детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения,
поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.
Итак, результативность дидактических игр с детьми дошкольного возраста зависит от
систематического их использования и от целенаправленности программы игр в сочетании
с обычными дидактическими упражнениями. Таким образом, в дошкольном возрасте
развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных
качеств личности. Математика - один из наиболее трудных предметов, но включение
дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и
это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного
материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей
дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач,
развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала
определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и
воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать
математическими материалом, увлекать т развлекать детей, развивать ум, расширять,
углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,
упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Интересная
игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную
задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме
игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она
дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями,
беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике,
пользоваться ими в разных условиях.
Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать
внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе
обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их
дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности
обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры
выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение
материала, контроль знаний и т.д.). Дидактическая игра как самостоятельная игровая
деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая
деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее
правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать
ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема,
которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры,
хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к
знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое,
ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,
развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным
желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок
приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на
умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от других видов деятельности игра
содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и
не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой
себя, посторонних целей и задач не преследует.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них —
учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для
дошкольников — способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством
воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя
игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития
личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В
дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко
выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает
учителю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач. Игры с
природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как
“Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и т.д.
В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются
мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Сущность дидактических игр,
заключается в решении познавательных задач, но поставленных в занимательной игровой
форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с
преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно
развивается логическое мышление. Дидактические игры можно проводить только для
закрепления пройденного материала, но и для изучения нового материала, т. е. для этого
детям не нужно заранее владеть учебной информацией, они овладеют ею в процессе игры.
Эти игры можно применять не только на уроках, но и на кружковых занятиях.
Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают
формировать и отрабатывать у детей навыки контроля и самоконтроля. Другие,
построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять
дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем знаний. Одним из
основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с
дошкольниками, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем
возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-
чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.
Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях
приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке
организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их
внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Воспитатель, соблюдая
дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по
возрасту и по уровню развития), обеспечивает прочное усвоение сведений и умений всей
группой.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у
ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в
игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче
усваивать школьную программу.