Напоминание

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста


Автор: Комогорцева Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40 "Солнышко"
Населённый пункт: город Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему: "Развитие математических способностей у младших дошкольников"

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,

комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и

взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени,

количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у

ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в

познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования

элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Математическое развитие — значимый компонент в формировании «картины мира»

ребенка. Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным,

комплексным и многоаспектным. Говоря о математических способностях как

особенностях умственной деятельности, следует прежде всего указать на несколько

распространенных среди педагогов заблуждений.

Во-первых, многие считают, что математические способности заключаются прежде всего

в способности к быстрому и точному вычислению (в частности в уме). На самом деле

вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно

математических (творческих) способностей. Во-вторых, многие думают, что способные к

математике школьники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако,

как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на

способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул.

Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является

быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет

отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и

неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении

математики.

Крутецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников»

различает девять способностей (компонентов математических способностей):

1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от

содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и

пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами

отношений и связей;

2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от

несущественного, видеть общее во внешне различном;

3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;

4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому

рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;

6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на

обратный ход мысли.

7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к

другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;

8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также

вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения,

формализованные структуры, логические схемы;

9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с

наличием такой отрасли математики как геометрия.

Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез,

классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе

также называют логическими приемами мышления. При организации специальной

развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления

наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от

исходного уровня развития ребенка.

Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них,

взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями,

эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность,

делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре.

Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших

дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее - он помогает

детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения,

поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей.

Итак, результативность дидактических игр с детьми дошкольного возраста зависит от

систематического их использования и от целенаправленности программы игр в сочетании

с обычными дидактическими упражнениями. Таким образом, в дошкольном возрасте

развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных

качеств личности. Математика - один из наиболее трудных предметов, но включение

дидактических игр и упражнений позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, и

это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного

материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Обучение математике детей

дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач,

развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала

определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и

воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать

математическими материалом, увлекать т развлекать детей, развивать ум, расширять,

углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения,

упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Интересная

игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную

задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме

игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она

дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями,

беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике,

пользоваться ими в разных условиях.

Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать

внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. В процессе

обучения должны оптимально сочетаться различные типы и виды игр, исходя из их

дидактических возможностей, т.к. только разнообразие игровой деятельности

обеспечивает максимальную эффективность учебного процесса. Каждый тип и вид игры

выполняет определенные дидактические задачи (закрепление, повторение, изучение

материала, контроль знаний и т.д.). Дидактическая игра как самостоятельная игровая

деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая

деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее

правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать

ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему известны? Вот проблема,

которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры,

хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка

сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к

знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое,

ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,

развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным

желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. В игре ребенок

приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия,

внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на

умственное развитие дошкольника в целом. В отличие от других видов деятельности игра

содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и

не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой

себя, посторонних целей и задач не преследует.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них —

учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания. Игра для

дошкольников — способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством

воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя

игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития

личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В

дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко

выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это помогает

учителю упражнять дошкольников в решении определенных дидактических задач. Игры с

природным материалом учитель применяет при проведении таких дидактических игр, как

“Чьи следы? “, “От какого дерева лист?”, “Разложи листья по убывающей величине” и т.д.

В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются

мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Сущность дидактических игр,

заключается в решении познавательных задач, но поставленных в занимательной игровой

форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с

преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно

развивается логическое мышление. Дидактические игры можно проводить только для

закрепления пройденного материала, но и для изучения нового материала, т. е. для этого

детям не нужно заранее владеть учебной информацией, они овладеют ею в процессе игры.

Эти игры можно применять не только на уроках, но и на кружковых занятиях.

Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают

формировать и отрабатывать у детей навыки контроля и самоконтроля. Другие,

построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять

дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем знаний. Одним из

основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с

дошкольниками, является применение наглядности в сочетании со словом. В раннем

возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-

чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, так или иначе действуют с ними.

Учитывая эту возрастную особенность, воспитатель широко использует на занятиях

приемы наглядности: показывает предмет, дает возможность потрогать его; на прогулке

организует показ грузовой машины; в комнате подводит детей к окну, привлекая их

внимание к тому, что идет дождь, снег или светит солнышко. Воспитатель, соблюдая

дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях (по

возрасту и по уровню развития), обеспечивает прочное усвоение сведений и умений всей

группой.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у

ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в

игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче

усваивать школьную программу.



В раздел образования