Напоминание

Тема: "Влияние спортивной деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков".


Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ лицей №2 им. Б.А. Слободскова
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Тема: "Влияние спортивной деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков".
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние спортивной деятельности

на эмоциональную и волевую сферы подростков.

В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только

как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом

качестве личности, т.е. личной физической культуре. Ее формированию

существенно

способствует

и

спортивная

деятельность.

Достижение

человеком поставленной цели в спорте связано с преодолением многих

препятствий.

Это

противодействие

соперников,

неблагоприятные

климатические и погодные условия, негативные психофизиологические

состояния и т.д. Трудности преодолеваются человеком не только за счет

волевых усилий, но и за счет возникновения эмоций. Поэтому можно

говорить, что поведение и деятельность человека регулируется как с

помощью воли, так и с помощью эмоций.

Главной

особенностью

подросткового

возраста

является

его

переходный характер – от детства к взрослости,

в котором резко

обозначаются проявления эмоциональной и волевой сфер.

На развитие человека оказывают влияние как природные, так и

социальные факторы. Поэтому исследование влияния различных видов

деятельности

на

эмоциональную

и

волевую

сферы

подростков

в

современных условиях является, на мой взгляд, достаточно актуальным.

Исследование проходило в 2019 – 2020 годах на базе Муниципального

бюджетного

образовательного

учреждения

лицей

№2

им.

Б.А.

Слободскова. В исследовании принимали участие ученики в возрасте 13-14

лет в количестве 40 человек, из них по 10 девушек, занимающихся и не

занимающихся спортом; по 10 юношей, занимающихся и не занимающихся

спортом.

Целью исследования было выявление влияния занятий спортом на

эмоциональную и волевую сферы подростков.

Исследования показали, что мальчики, которые занимаются спортом,

становятся более отзывчивыми, у них на достоверно значимом уровне

повышается эмоциональная эмпатия. Они начинают сопереживать другим

людям.

По остальным показателям эмоциональной сферы я достоверных

различий не получила, однако выявилась тенденция повышения уровня

обидчивости,

появления

некоторой

враждебности

у

мальчиков,

занимающихся спортом.

У девочек-спортсменок на достоверно значимом уровне более высокая

психомоторная эмоциональность. Это говорит о том, что тренировки

развивают у них усиленную работу опорно-двигательного аппарата и

функциональных систем организма, которые положительно влияют на их

психоэмоциональное состояние.

По остальным показателям достоверных различий зафиксировано не

было, однако выявилась тенденция повышения уровня эмоциональности, в

том числе интеллектуальной. Обнаружено, что у девочек, занимающихся

спортом, наблюдается снижение уровня эмоциональной эмпатии.

Показатели волевой сферы у мальчиков, занимающихся спортом,

выше,

чем

у

не

занимающихся

сверстников.

Выявилась

тенденция

повышения различных видов агрессии. Из этого можно сделать вывод, что

занятия спортом развивают у мальчиков чувство постоянной борьбы,

соперничества. У девочек эти показатели достоверно не различаются, правда,

выявлена некоторая тенденция повышения уровня настойчивости, упорства,

терпеливости, а также повышение самоконтроля за деятельностью у тех, кто

занимается спортом.

Таким образом, занятия спортом положительно сказываются на

показателях эмоциональной и волевой сфер подростков, причем развитие

волевой сферы более выражено у мальчиков.



В раздел образования