Автор: Григорьева Наталья Сергеевна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ лицей №2 им. Б.А. Слободскова
Населённый пункт: г.Тула
Наименование материала: статья
Тема: Тема: "Влияние спортивной деятельности на эмоциональную и волевую сферы подростков".
Раздел: среднее образование
Влияние спортивной деятельности
на эмоциональную и волевую сферы подростков.
В последние годы все чаще говорят о физической культуре не только
как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом
качестве личности, т.е. личной физической культуре. Ее формированию
существенно
способствует
и
спортивная
деятельность.
Достижение
человеком поставленной цели в спорте связано с преодолением многих
препятствий.
Это
противодействие
соперников,
неблагоприятные
климатические и погодные условия, негативные психофизиологические
состояния и т.д. Трудности преодолеваются человеком не только за счет
волевых усилий, но и за счет возникновения эмоций. Поэтому можно
говорить, что поведение и деятельность человека регулируется как с
помощью воли, так и с помощью эмоций.
Главной
особенностью
подросткового
возраста
является
его
переходный характер – от детства к взрослости,
в котором резко
обозначаются проявления эмоциональной и волевой сфер.
На развитие человека оказывают влияние как природные, так и
социальные факторы. Поэтому исследование влияния различных видов
деятельности
на
эмоциональную
и
волевую
сферы
подростков
в
современных условиях является, на мой взгляд, достаточно актуальным.
Исследование проходило в 2019 – 2020 годах на базе Муниципального
бюджетного
образовательного
учреждения
–
лицей
№2
им.
Б.А.
Слободскова. В исследовании принимали участие ученики в возрасте 13-14
лет в количестве 40 человек, из них по 10 девушек, занимающихся и не
занимающихся спортом; по 10 юношей, занимающихся и не занимающихся
спортом.
Целью исследования было выявление влияния занятий спортом на
эмоциональную и волевую сферы подростков.
Исследования показали, что мальчики, которые занимаются спортом,
становятся более отзывчивыми, у них на достоверно значимом уровне
повышается эмоциональная эмпатия. Они начинают сопереживать другим
людям.
По остальным показателям эмоциональной сферы я достоверных
различий не получила, однако выявилась тенденция повышения уровня
обидчивости,
появления
некоторой
враждебности
у
мальчиков,
занимающихся спортом.
У девочек-спортсменок на достоверно значимом уровне более высокая
психомоторная эмоциональность. Это говорит о том, что тренировки
развивают у них усиленную работу опорно-двигательного аппарата и
функциональных систем организма, которые положительно влияют на их
психоэмоциональное состояние.
По остальным показателям достоверных различий зафиксировано не
было, однако выявилась тенденция повышения уровня эмоциональности, в
том числе интеллектуальной. Обнаружено, что у девочек, занимающихся
спортом, наблюдается снижение уровня эмоциональной эмпатии.
Показатели волевой сферы у мальчиков, занимающихся спортом,
выше,
чем
у
не
занимающихся
сверстников.
Выявилась
тенденция
повышения различных видов агрессии. Из этого можно сделать вывод, что
занятия спортом развивают у мальчиков чувство постоянной борьбы,
соперничества. У девочек эти показатели достоверно не различаются, правда,
выявлена некоторая тенденция повышения уровня настойчивости, упорства,
терпеливости, а также повышение самоконтроля за деятельностью у тех, кто
занимается спортом.
Таким образом, занятия спортом положительно сказываются на
показателях эмоциональной и волевой сфер подростков, причем развитие
волевой сферы более выражено у мальчиков.