Напоминание

«Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»


Автор: Магомедова Мадина Джабраиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №1 "Родничок"
Населённый пункт: город Дагестанские Огни
Наименование материала: Методическая разработка , мастер-класс
Тема: «Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Родничок»» города Дагестанские Огни

МАСТЕР-КЛАСС

та тему:

«Использование перфокарт в работе

с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

воспитатель

Магомедова М.Д.

г. Дагестанские Огни

2021г.

Мастер-класс та тему:

«Использование перфокарт в работе

с детьми старшего дошкольного возраста»

План проведения мастер класса

1. Знакомство с историей перфокарт;

2. Теоретическая часть - методика использования перфокарт в работе с детьми

старшего дошкольного возраста ;

3. Практическая часть –изготовление педагогами перфокарт

«Пусть дети будут теми муравьями, которые всегда будут заняты;

что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают;

нужно только помогать им, чтобы все что происходит, происходило

разумно и, играя с ними, указывать им даже на формы игр.»

Я. А. Коменский

Цель мастер-класса:

Способствовать :

повышению интереса педагогов к использованию

наглядных методов в работе с детьми;

повышению уровня профессионализма воспитателей.

Коллеги обратите внимание на экран. Как Вы думаете, что это такое? Если

Вы правильно назовете этот предмет, вы узнаете тему моего мастер- класса.

- Это перфокарта! А знаете ли Вы, что назван этот предмет в честь

седьмого фараона Древнего Египта Перфокарта. Со времен правления

Перфокарты осталось множество древних папирусов. Большую информацию

несут особые глиняные таблички периода Перфокарты, ставшие его

отличительной чертой. При Перфокарте глиняные таблички изготавливались

тонкой формы, иероглифы не просто выдавливались на поверхности, а

протыкались до возникновения отверстий с помощью специальной пишущей

палочки. Читать полагалось на просвет, повернув табличку к солнцу.

Мой мастер класс я думаю, убедит вас, что идеи Древних Египтян актуальны

и в наши дни.

В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется

не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти

знания самому и оперировать ими. Одна из главных задач

современной педагогики – это поиск возможностей использования скрытых

резервов умственной деятельности детей, поиск путей эффективного обучения.

Одним из таких путей развивающих детское познание является моделирование.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми

состоит в том, что:

наглядное моделирование вызывает у детей интерес;

облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,

формирует приемы работы с памятью.

Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Заключается он

в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем,

моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят

скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Одним из видов моделей являются перфокарты.

Перфокарта – это индивидуальная карточка с заданием, сделанная из

бумаги или картона.

Внутри перфокарты или под перфокарту вставляется чистый лист бумаги

для выполнения задания. Преимущество перфокарт перед простой

карточкой- заданием – многократное использование. Стоит только поменять

лист бумаги, и задание может выполнять уже другой ребенок, а если

перфокарту заламинировать, то она будет служить долгие годы.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств,

развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия

с детьми, познакомить со сложными, абстрактными понятиями в

доступной детям форме.

Перспективным направлением совершенствования процесса

обучения дошкольников является использование наглядных моделей.

Научные исследования и практика подтверждает, что использование

наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Такими наглядными моделями являются перфокарты.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Проблемности (ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе

собственной деятельности)

Психологической комфортности (создание спокойной доброжелательной

обстановки, вера в собственные силы)

Индивидуализации (развитие личных качеств, через решение проблем

разноуровнего обучения)

Интегративности (взаимосвязь всех разделов программы)

Творчества (формирование способности находить нестандартные

решения)

Наглядности (увидел, подумал, выполнил)

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Физическое развитие (развитие мелкой моторики пальцев рук)

Социально-коммуникативное развитие (умение аккуратно

пользоваться дидактическим материалом, изготавливать карточки,

умение общаться, работать сообща, применять знания в игровой

деятельности)

Познавательное развитие (закрепление математических представлений)

Художественно-эстетическое развитие (умение самостоятельно

творчески создавать, аккуратно и эстетично выполнять)

Речевое развитие (умение рассуждать, доказывать, использовать)

МОДЕЛИРОВАНИЕ

Наглядно-практический метод обучения, опирающийся на зрительную,

двигательную, ассоциативную память.

ОСОБЕННОСТЬ РАБОТЫ

Деятельность представляет систему развивающих, дидактических игр

разнообразного содержания, которые помогают совершенствовать различные

навыки дошкольника.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Перфокарты предназначены для детей в основном среднего и старшего

возраста и могут быть использованы:

воспитателями в детских садах в рамках непосредственной

образовательной деятельности на под-групповых и индивидуальных

занятиях,

в рамках образовательной деятельности в режимных моментах,

воспитателями и родителями дошкольников самостоятельной

деятельности в детском саду и дома.

РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ:

Необходимо заинтересовывать детей предстоящей деятельностью, создать

элементарную проблемно-поисковую ситуацию, объяснить правила игры

познакомить с общими способами действия, стимулировать проявления

самостоятельности, поощрять стремление детей достичь результата.

Идея изготовления перфокарт появилась у меня, когда моя дочка пошла

учиться в школу. В своей работе «перфокарты» я использую на занятиях по

ознакомлению с окружающим миром, экологией, математике, в

самостоятельной деятельности детей. Содержание перфокарт может быть

любым , в зависимости от того, какую цель преследует педагог, каков возраст

детей, уровень их развития. Перфокарты легки в изготовлении и применении,

понятны и доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в

зависимости от творчества педагога.

Я думаю, что в этой аудитории не нужно напоминать, что основной вид

деятельности детей дошкольного возраста – игра. Давайте с Вами рассмотрим,

почему использование дидактических игр с перфокартами делает процесс

обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее

настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Во- первых, дети с большим увлечением работают с перфокартами.

Эта деятельность во многом напоминает им отгадывание загадок, кроссвордов,

ребусов.

Во- вторых, использование перфокарт удобно для закрепления пройденного

материала.. Очень эффективны перфокарты для проверки знаний детей при

проведении педагогического мониторинга, так как позволяют оперативно

проверять и отслеживать качество усвоения материала.

В третьих, перфокарты легки в изготовлении и применении, понятны и

доступны детскому мышлению, их можно разнообразить в зависимости от

творчества педагога. А если перфокарту заламинировать или сделать из

более прочного материала, то она будет служить долгие

годы. Преимущество перфокарт перед простой карточкой-заданием –

многократное использование.

При работе с перфокартами можно использовать разные варианты:

1.

Чистый лист подкладывается под «перфокарту», а ребенок вписывает

ответ или подбирает карточку, соответствующую заданию.

2.

Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с

неправильно выполненным заданием, а ребёнок ищет ошибки.

Проверка задания:

самостоятельно (самопроверка);

парами – дети проверяют задания друг другу (взаимопроверка);

фронтально – педагог вывешивает правильно выполненную перфокарту

на доску, дети проверяют на месте.

В своей работе я использую разные виды перфокарт. Мною была

разработана серия перфокарт и я представляю вашему вниманию перфокарты,

которые я использую в своей работе с детьми (показ карточек):

«Определи место звука в слове»;

«Определи количество звуков в слове»;

«Проведи звуковой анализ слова»;

«Найди схему предложения»;

Использование дидактических игр с перфокартами делает процесс обучения

интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение,

облегчает преодоление трудностей в усвоении программного материала.

В результате использования дидактических игр с перфокартами была выявлена

положительная динамика по следующим параметрам:

активизировалась мыслительная деятельность дети; дети стали лучше

запоминать, внимание стало более устойчивым;

у детей расширился словарный запас;

развивается самостоятельность, инициативность, сообразительность

детей;

повысился познавательный интерес детей к выполнению заданий;

улучшилась мелкая моторика рук.

Данные дидактические пособия учитывают современные педагогические

технологии, способствуют активизации деятельности дошкольников,

индивидуализации обучения и воспитания.

Обращу Ваше внимание на некоторые из них:

На листе плотного картона формата А 4, по разным сторонам которого

нанесены изображения, а в центре вырезанный прямоугольник. Ребенку

предлагается: внимательно рассмотреть карточку; назвать предметы,

расположенные в одной части листа, затем – в другой части листа; соотнести

правильно (подходящие по смыслу) изображения предметов. Выполняя

здание, ребёнок проводит на нём линии.

Игра «Узнай фигуру на

картинке»

Цель: развитие

представлений о форме

Инструкция: «Посмотри на

картинки. Догадайся, на

какие фигуры они похожи,

соедини их дорожками. »На

этапе закрепления, а также

во время коррекционного

часа ребенок рисует дорожки

на экране, соединяя форму с

нужной картинкой.

Другой вид перфокарт предлагает детям определить является ли

предложенное утверждение верным или неверным и поставить около

его номера знак +, если оно верно, и знак -, если неверно. Тесты

такого вида создают условия для проверки понимания изученного,

знаний по темам, умений подводить под общее правило конкретное

содержание, проводить обобщение.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

А сейчас, коллеги, я предлагаю вам из представленного

материала сделать любую перфокарту, которая будет способствовать

в реализации той образовательной области, которая написана у Вас

на карточке и обосновать в какой возрастной группе можно её

использовать и для реализации каких задач. т.е. Вы составляете

любой вид перфокарты (дидактическую игру). Весь материал есть

на столе, используйте его, можете проявлять своё творчество. Я

думаю, Вам будет достаточно для выполнения работы 5 минут.

(педагоги изготавливают перфокарты)

После изготовления перфокарты, вам нужно выполнить данное

задание, подобрать правильный ответ или наоборот найти ошибку

В чем заключается их педагогическая практическая ценность? В

том, что данные дидактические пособия (перфокарты) учитывают

современные

педагогические технологии, способствуют активизации

деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и

воспитания.

Индивидуальные задания, которые заключены в перфокартах,

направлены на развитие творческих способностей, логического

мышления, умение рассуждать. Они позволяют формировать важные

качества личности – самостоятельность, наблюдательность,

сообразительность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Использование дидактических пособий на основе

принципа перфокарт позволяет:

реализовать индивидуально-дифференцированный подход,

адекватно и оперативно оценивать уровень усвоения

программного материала, реализовать вариативность

заданий.

ребёнок сам выполняет задание и видит результат своей

деятельности.

Я предлагаю вам выполнить данное задание и оценить

использование данного дидактического пособия с помощью вот этой

«Мишени качества» (практическая ценность, реализация

индивидуально- дифференцированного подхода, вариативность

использование (интеграция образовательных областей), реализация

наглядно- практического метода обучения).

Я надеюсь, что цель моего мастер- класса достигнута, и Вы

убедились, что дидактические игры с перфокартами имеют

развивающее, обучающее и воспитывающее значение. Я думаю, мой

мастер-класс

Вам пригодится в Вашей дальнейшей работе

«Перфокарты» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного

возраста

В педагогической практике все чаще встречаются дети, у которых отсутствует

интерес

к

образовательной

деятельности,

к

совместным

мероприятиям

воспитателя и детей, которые не хотят рассуждать, наблюдать и т.д. Очень часто

перед

воспитателем

встают

вопросы: «Как

обеспечить

одновременно

эффективность и увлекательность образовательного мероприятия?».

Поэтому

считаю

важнейшим

условием

повышения

эффективности

педагогической

работы

с

детьми

дошкольного

возраста,

являются

не

расширение

образовательных

задач,

а

разработка

инновационных

педагогических

технологий,

необходимых

для

повышения

мотивации

к

обучению, улучшения сотрудничества ребенка и педагога, для самостоятельного

овладения детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и

практической деятельности.

В условиях введения ФГОС дошкольного образования каждый воспитатель

ищет инновационные подходы и методы для более эффективной своей работы.

В век информационного бума педагогу необходимо постоянно обновлять свои

знания, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования.

Результатом моего поиска инновационных подходов для своей педагогической

деятельности стало создание «перфокарт».

Перфокарта – это индивидуальная ламинированная карточка с заданием,

сделанная из бумаги или картона. При работе с перфокартами можно

использовать

разные

варианты:

1.Чистый

лист

подкладывается

под «перфокарту», а ребенок, выполняя задание, проводит линии, вписывая

ответ. 2.Педагог заранее подкладывает под «перфокарту» лист бумаги с

неправильно выполненным заданием, а ребенок ищет ошибки.

Дидактические пособия на основе принципа перфокарт могут использоваться

педагогами в рамках НОД на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в

рамках образовательной деятельности в режимных моментах, а так же

дошкольниками в самостоятельной деятельности в детском саду и дома.

Перфокарты являются одним из видов наглядных моделей, предназначенные

для сравнения предметов, их классификации, соотнесение предмета по внешним

и внутренним логическим признакам. Наглядное моделирование ставит ребенка

в активную позицию, облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения

материала, способствует развитию наглядно-образного и понятийного

мышления. Использование перфокарт удобно для закрепления пройденного

материала в любой образовательной области.



В раздел образования