Напоминание

"Средства выразительности в произведении Сергея Есенина "Песнь о собаке"(фонетические, звукопись, цветопись)"


Автор: Дружинина Татьяна Валентиновна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сосновская средняя школа №1"
Населённый пункт: п. Сосновское,Нижегородская область, Сосновский район
Наименование материала: Проект
Тема: "Средства выразительности в произведении Сергея Есенина "Песнь о собаке"(фонетические, звукопись, цветопись)"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосновская средняя школа №1»

Проект

Средства выразительности

в произведении Сергея Есенина «Песнь о собаке»

( фонетические, цветопись, звукопись)

Выполнили:

учащихся 6б класса

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Дружинина Татьяна Валентиновна

П. Сосновское

2022год

Оглавление

1. Паспорт проекта _________________________________

2. Аннотация______________________________________

3.Введение________________________________________

4. Этапы проекта___________________________________

5. Заключение_____________________________________

6. Литература______________________________________

7. Приложения_____________________________________

I. Паспорт проекта

Название

Средства выразительности

в произведении Сергея Есенина

«Песнь о собаке»

( фонетические , цветопись,

звукопись)

Вид работы

Проект

Руководитель (руководители)

Дружинина Татьяна Валентиновна

Учебный предмет (предметы)

Литература

Участник (участники) проекта

Ученики 6б класса

Возраст участника

(участников)

6 класс

Тип проекта

по характеру

результата

практико-

ориентированн

ый

по форме

исследовательс

кий

по профилю знаний

надпредметны

й

по числу участников

индивидуальн

ый

по типу объекта

проектирования

социальный

по характеру

координации

открытой

координаци

по уровню контактов

внутришкольн

ый

по продолжительности

длительный

Заказчик

МБОУ ССШ №1

Объект исследования

произведение Сергея Есенина «Песнь о

собаке»

Предмет исследования

содержательные, структурные и

языковые особенности, компоненты

произведения

Проблема

Существуют различные приемы

фонетической выразительности

Смогу ли я определить их в лирическом

произведении?

Гипотеза

изобразительно – выразительные

средства языка имеют свои функции в

речи.

Цель

1.Формирование языковой личности как

носителя русской национальной

культуры

2.Формирование коммуникативных

навыков (развитие устной и письменной

речи учащихся, умения строить

высказывания на заданную тему)

3.Воспитание патриотизма и любви к

русскому языку, русской литературе.

Задачи

1.Наблюдение за ролью звуков в

стихотворении «Песнь о собаке».

Выявление связи между звуковой

стороной и содержанием

стихотворения .

2.Знакомство с приемами звукописи в

стихотворном тексте

(аллитерация, ассонанс)

3.Повторение и закрепление

речеведческих понятий (средств

художественной выразительности:

метафора, эпитет, сравнение,

олицетворение, перифраза, синекдоха,

метонимия, синекдоха и др.)

Предполагаемые продукты

Исследовательская работа

Этапы работы

1-2 этап –предпроектное исследование

(актуализация, проблематизация)

3 этап –целеполагание

4 этап –этап проектирования

Концептуализация (создание концепции

объекта проектирования или

прогностического модельного

представления)

5 этап –конструирование- получение

продукта по свойствам,

соответствующими диапазону его

применения

6 этап –презентация полученного

проекта

II.Аннотация

Величайшим поэтом назвал Есенина А. К. Толстой. Что же влечет нас к

нему и заставляет любить его? В чем же очарование его стихов?

Поэт Сергей Есенин явился в мир, ожидая чудес и счастья, и мир ответно

открылся ему, как бескрайняя сказка, поразив щедрым изобилием красок,

одарив богатством впечатлений.

Поэт хотел бы слиться с родиной, раствориться в «зеленях стозвонных».

Он приемлет все: дневное и ночное, кроткое и грозное. Мир природы у него

необыкновенно красочен, звучен: здесь и «розовый закат», и багряные кусты,

и «алый свет зари», и «вечер голубой», и «синий плат небес», и «роща

золотая» - все яркие и нежные тона, переливы и переходы впитала в себя

русская природа.

Краткосрочный творческий проект «

Средства выразительности

в произведении Сергея Есенина «Песнь о собаке»

( фонетические ,цветопись, звукопись)

содержит творческие работы

учащихся, выполненные на уроках литературы в рамках изучения темы «С.А.

Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его

герои.» и темы уроков русского языка «Фонетика»

III.Введение

Есенин считался народным поэтом, который обрел за собственную жизнь

популярность среди народов мира. Поэт в стихотворениях описывает

наивные и легкие образы, которые вызывают у читателей внутренние

искренние переживания. В стихотворениях поэт раскрывает чистоту и

ярость. Некоторые цитаты из стихотворения Есенина стали популярными, и

народными, без таких цитат тяжело представить русский народ. Этот поэт

считался главной личностью в государстве. Конечно, что такой славы поэт

добился благодаря собственной творческой жизни, потому что каждое

стихотворение поэта, это шедевр. Стихотворение “Песнь о собаке” также

шедевр Есенина. Писатель сильно любил животных и решил написать такой

стих. В этом стихотворении поэт рассказывает о жизненных периодах, о

начале и конце существования животного. Обыкновенность экспозиции

побуждает внутренний интерес.

Проблема :

Существуют различные приемы фонетической выразительности

Смогу ли я определить их в лирическом произведении?

Гипотеза:

изобразительно – выразительные средства языка имеют свои функции в речи.

Цель работы:

1.Формирование языковой личности как носителя русской национальной

культуры

2.Формирование коммуникативных навыков (развитие устной и письменной

речи учащихся, умения строить высказывания на заданную тему)

3.Воспитание патриотизма и любви к русскому языку, русской литературе.

Исходя из поставленной цели, поставлены следующие задачи:

1.Наблюдение за ролью звуков в стихотворении «Песнь о собаке».

Выявление связи между звуковой стороной и содержанием стихотворения .

2.Знакомство с приемами звукописи в стихотворном тексте

(аллитерация, ассонанс)

3.Повторение и закрепление речеведческих понятий (средств

художественной выразительности: метафора, эпитет, сравнение,

олицетворение, перифраза, синекдоха, метонимия, синекдоха и др.)

Методы:

1.

Изучение научной литературы по данной проблеме.

2.

Наблюдение.

3.

Анализ, обработка, фактического материала по выбранной теме

Объект исследования:

произведение Сергея Есенина «Песнь о собаке»

Предмет исследования:

содержательные, структурные и языковые особенности, компоненты

произведения

В ходе работы происходит сбор, анализ и систематизация необходимой

информации.

Педагогом оказывается помощь в выборе необходимых материалов, в

систематизации и обобщении материалов, дается оценка промежуточных

результатов.

Планируемый продукт

Исследовательская работа

/Данный продукт может быть использован как на уроках литературы по

творчеству С. Есенина

IV. Этапы проекта:

1-2 этап –предпроектное исследование

актуализация, проблематизация

Проблема: какие существуют приемы фонетической выразительности

Смогу ли я определить их в лирическом произведении?

Учащиеся определяют проблему, разрабатывают совместно с учителем

основные идеи проекта.

3 этап –целеполагание

Шестиклассники определяют объект творческой работы. В ходе

обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится

аналитическая деятельность: что уже знаем, а какой материал необходимо

еще изучить, что могут выполнить самостоятельно, а в чём потребуется

помощь, как действовать в случае возникновения затруднений. Создаётся

банк предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в

постановке целей, корректирует работу, следит за действиями учащихся.

Также учащиеся делятся на группы, и каждая группа работает над своей

частью проекта, распределяются обязанности. В данном проекте создаётся 7

групп по желанию учащихся. Каждая группа работает над своей частью

стихотворения С.Есенина «Песнь о собаке»

№ группы

Члены

группы

Выполняемая

работа

1

1строфа

стихотворения

2

2 строфа

стихотворения

3

3 строфа

стихотворения

4

4 строфа

стихотворения

5

5 строфа

стихотворения

6

6 строфа

стихотворения

7

7 строфа

стихотворения

Задание:

1. Сделать фонетическую запись стихотворения.

2. Определить количество звуков в тексте, характер звуков (твердые –

мягкие, звонкие – глухие, согласные – гласные).

3. На основе выявленного количественного соотношения звуков сделать

выводы – сочетание цветописи и звукописи

4 этап –этап проектирования

Концептуализация- создание концепции объекта проектирования или

прогностического модельного представления

Беседа по содержанию.

Статистические данные

Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются

Конь – 13 раз;

Корова – 8 раз;

Ворон, пёс, соловей – 6 раз;

Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз;

Овца, кобыла, собака – 4 раза;

Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза;

Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2

раза;

Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел,

сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз.

Как мы видим, чаще всего автор обращается к образу коня и коровы, он

вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как

неотъемлемой части жизни русского мужика, с древних времен домашние

животные сопровождали человека в его нелёгком труде.

Новаторство и своеобразие Есенина состоит в том, что упоминая

животных в бытовом пространстве ( поле, река, деревня), он не ставит перед

собой цель воссоздания образа того или иного животного, они предстают в

качестве источника и средства художественно-философского осмысления

окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни

человека.

Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением С.Есенина «Песнь о

собаке». История о собаке, потерявшей своих щенят, занимает особое место

среди произведений о животных. Оно датировано 1915г., а опубликовано

лишь через 4года - 1919. В это время Есенин неоднократно читал «Песнь о

собаке» публике.

2.Анализ стихотворения

- Выразительное чтение стихотворения

- Какие чувства вы испытали, слушая стихотворение?

- Почему песнь, а не песня?

Песнь-

1) Эпическое произведение на историческую или героическуютему, наприме

р "Песнь о Вещем Олеге" А.С. Пушкина, "Песнь о Нибелунгах".

2) Название главы (части) поэмы на историческую или мифологическую

тему, например,"Илиады" и"Одиссеи" Гомера, поэмы А.С. Пушкина "Руслан

и Людмила".

- А теперь прочитаем строки, иллюстрирующие каждую картину еще раз,

выделим ключевые слова, образы, цвет.

Чтение 1-2 строф

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала,

Причесывая языком,

И струился снежок подталый

Под теплым ее животом.

- Выделите ключевые слова. (учащиеся записывают во вторую колонку

таблицы свои предположения, потом озвучивают ) В каких словах

выражено отношение собаки к своим щенкам? (Ощенила, ласкала).

Какое чувство выражено в этих двух словах? (радость – записывают в

третью колонку)

- Понаблюдайте за цветовой палитрой строф, назовите слова, передающие

цвет (утром, ржаной, рыжих, златятся, снежок)Зарисуйте эту цветовую

палитру в четвертую колонку. Какого цвета получилась «радость»?

Прочитаем третью строфу стихотворения

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

- Как меняется настроение стихотворения? (появляется мрачность,

врывается агрессивный мир людей).

- Какими словами выражена эта агрессия? Запишите во вторую

колонку (вышел, хозяин, хмурый, поклал).

- Какие слова ярче всего выражают отношение хозяина к

происходящему? (вышел, поклал)

- Эти слова подчеркивают механический характер действий хозяина, его

грубость, он не просто сложил щенят в мешок, а «всех поклал».

- Как вы думаете, почему хозяин изображен хмурым?

- Какие чувства выражают ключевые слова? (бессердечие, жестокость)

Заполним четвертую колонку. Выделите слова, содержащие цвет. (Вечером,

хмурый). Зарисуйте цветовую гамму (серый, черный). Что выражено в этом

цвете? (жестокость хозяина)

Чтение 4 строфы.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь

- Почему в этой строфе мы выделили две картины? Какую сцену опустил

поэт и почему? (эта строфа является кульминационным моментом,

пропущена сцена убийства, так как самому поэту тягостно описывать

гибель щенков; он жалеет и собаку, ее материнские чувства).

- Выделим ключевые слова в этих двух картинах и запишем их во вторую

колонку (бежала, поспевая бежать, дрожала гладь).

- Почему поэт акцентирует внимание на том, что гладь «долго

дрожала»? (собака смотрит, не отрываясь на то место, куда кинули ее

щенков).

- При помощи какого приема усиливается впечатление от этой

картины? (повтор).

- Какое чувство выражено в словах «бежала», «поспевая бежать»?

(надежда).

- Как во второй картине этой строфы меняются чувства собаки, запишите в

третью колонку (безысходность, пустота).

- Поэт использует прием контраста в пределах одной строфы.

Давайте попробуем определить, в каких словах выражен цвет, зарисуйте (по

сугробам, за ним, гладь).

- Какие это цвета?(белый, черный, синий)

Прочитайте пятую строфу.

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из ее щенков.

- Как меняется динамика действий собаки, в каких словах она

выражена? (плелась, слизывая пот).

- Как вы думаете, почему собака смотрит на небо и видит месяц? (может

быть, она выла).

- Почему месяц « показался ей… одним из ее щенков »?(подобно щенкам он

рыжего цвета, у собаки на глазах слезы, чувства ее обострены, очертания

предметов, которые она видит, расплываются)

- Какие чувства выражены в этих словах? (ожившая надежда).

- Как вы думаете, какого цвета эта надежда, зарисуйте в своих

таблицах. (Желтый, рыжий, золотой)

Чтение шестой строфы.

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

- Какой образ добавляется в этой картине? (образ синей выси).

- С какой целью автор обращает на это внимание? (небо – символ

бесконечности, надежды).

Найдите ключевые слова, выпишите их в таблицу (звонко, глядела, скуля)

Почему собака «глядела звонко?» (в этом слове выражено одиночество

собаки, она совсем одна и никто не понимает ее чувств, даже месяц

ускользает, не оставляя никакой надежды, это крик ее души).

- Что можно сказать о чувствах собаки по этой картине? (печаль, тоска).

- Найдите слова, содержащие цвет? (синяя высь, месяц, холм).

- Зарисуйте в своих таблицах цветовую гамму (синий, желтый, черный)

Чтение седьмой строфы

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег

- Какую картину вы себе представили при чтении этой строфы? На чём

фокусирует внимание поэт? (глаза собаки)

- Какие слова будут являться ключевыми, запишите их в первую

колонку. (Глухо, покатились глаза, золотыми звёздами)

- Сравните эту строфу с предыдущей, найдите контраст (звонко – глухо)

- Почему глаза «глухо… покатились»? (беззвучное рыдание собаки,

осознание невозможности вернуть своих щенков).

- Какие чувства выражены в этих словах, запишите их во вторую

колонку (боль, неизбывная тоска).

- Какого цвета боль собаки, заполните последнюю колонку (золотой,

жёлтый).

- Почему боль такого цвета? (золотистыми были её щенки) И эта боль не

физическая («когда бросят ей камень в смех»), эта боль душевная, боль

матери, у которой отняли частичку её сердца. Какой цвет возникает в конце

стихотворения? (белый).

- Символом чего является белый цвет в данной строфе? (пустоты,

одиночества).

Подведение итогов

А теперь рассмотрим получившуюся цветовую гамму всего стихотворения.

Что можно сказать, глядя на эту палитру? (она очень контрастная)

Какие цвета связаны с образом хозяина? (темные) А с образом собаки?

(яркие, солнечные). Собака противопоставлена человеку.

Каким изображается человек? (бессердечным, бесчувственным, потому он

хмурый подобный тени; он ничего не замечает вокруг себя)

Изображает ли поэт его лицо, глаза? (нет, мы можем только представить

себе хмурого, бездушного хозяина)

А какой мы видим собаку? (собака способна чувствовать, переживать,

подобно человеку, и образы природы в стихотворении связаны с образом

собаки, это она видит сугробы, водную гладь, месяц и плачет «золотыми

звездами»)

Прием противопоставления в литературе называется антитезой, запишем

определение в тетрадь.

Антитеза – приём противопоставления

Мы пронаблюдали за антитезой «человек – собака». Найдите примеры

антитезы, связанную с образом собаки.

1. Собака в начале и в конце произведения, если вначале жизнь собаки

наполнена смыслом, у нее родились щенки, и она о них заботится, цвет

радостный, солнечный, то в конце стихотворения мы видим пустоту,

выраженную белым цветом, смысл жизни утерян;

2. Противопоставление физической и душевной боли собаки, больно, когда

кидают камень, но эта боль быстро проходит; душевная же рана, нанесенная

жестокостью человека, не заживет еще долго;

3. Чувства собаки - «звонко – глухо»: «звонко глядела» собака, когда месяц

ей показался щенком, она словно зовет его, а «глухо покатились», когда

последняя надежда исчезает;

4. Противопоставляется время суток «утром – вечером»: утро – это начало

дня, начало новой жизни, а вечер – это конец дня, и именно вечером

отнимают у собаки щенков.

Как вы думаете, почему поэт не показывает, как собака вернулась домой,

оставляет ее посреди безмолвного поля? (тяжело собаке возвращаться

туда, где еще совсем недавно она была так счастлива)

А теперь попробуем определить тему и идею стихотворения. О чем это

стихотворение? (о переживаниях, чувствах собаки–матери, потерявшей

своих детей)

Скажите, а от нее что-нибудь зависело? Могла она что-либо изменить? (нет,

не могла)

А от кого зависит судьба собаки? (от человека)

Мы вышли с вами на идею стихотворения. Как вы думаете, в чём она

состоит? (человек должен чувствовать ответственность за всё живое на

земле)

«Песнь о собаке» говорит о том, как жестоки люди, они даже не замечают

собственного бессердечия, оно становится привычным. Описывая трагедию

собаки-матери, поэт заставляет нас почувствовать боль собаки-матери.

Что можно сказать об авторе этого стихотворения? (добрый, отзывчивый,

чуткий к чужой боли)

5 этап –конструирование- получение продукта по свойствам,

соответствующими диапазону его применения

1.Выступление групп

2. Каждая группа работала над своей частью стихотворения, выявляла

звуковой, фонетический фон стихотворения – таблица

3.Делается вывод по наличию фонетических средств выразительности частей

стихотворения и всего стихотворения в целом

6 этап –презентация полученного проекта

На заключительном этапе проходит презентация работ.

7 этап –рефлексивная фаза

Участники проекта делятся своими мнениями, отвечают на поставленные

вопросы, дополняют ответы.

Учитель литературы совместно со школьниками оценивает активность

работы групп, креативность, качество работ

V. Заключение

При исследовании данного литературного произведения С.Есенина «Песнь

о собаке» был сделан вывод, что использование фонетических

изобразительно- выразительных средств в единстве с цветописью - это

хороший ход в поэтическом мастерстве: описывая трагедию собаки-матери,

поэт заставляет нас почувствовать боль собаки-матери: вначале жизнь собаки

наполнена смыслом, в конце стихотворения мы видим пустоту;

противопоставление физической и душевной боли собаки, больно, но эта

боль быстро проходит; душевная же рана, нанесенная жестокостью человека,

не заживет еще долго.

« Песнь о собаке» - это лирическое произведение. Главное в нем – не

изображение жизни собаки, а раскрытие чувств животного, которые ничем не

отличаются от чувств людей и на которые человек не обращает внимания. И

все это талантливо было показано С.Есениным

VI.Литература

1 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов.

энциклопедия, 1966. - 608с

2.. .« Пособие для подготовки к экзаменам. Сочинение, отзыв, эссе» .Автор

Е.Ю.Махницкая. Издательство «Феникс»2005 г

3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста

4. Интернет-ресурсы

VII. Приложения

Приложени1.

Исследовательская часть проекта

«Фонетические средства выразительности

в произведении Сергея Есенина «Песнь о собаке»

1. Жанр

Произведение русского поэта представляет собой пример лирического

текста. Автор полностью раскрывается перед читателями, доверяясь публике.

Слушатели узнают об истории, которая впечатлила самого автора. В

произведении отсутствует деление на автора и рассказчика или героя. Все

лица в тексте едины.

Есенин прославился своей общительностью, социальной активностью.

Писатель часто говорил о своей любви ко «всякому зверью». Эти эмоции

удачно воплотились в тексте, посвященном собаке.

2.Традиционные художественные средства

Писатель обращается к различным тропам, символам, образам,

олицетворениям. Есенинский слог отличается яркостью и образностью. Все

события произведения читатели в прямом смысле представляют в

воображении, будто кинофильм.

3.Символика стиха

Есенин щедро пользуется символикой цвета. Важное значение в тексте

приобретает золотистый цвет. В этот оттенок окрашена рогожка, шерсть

собаки и щенков, луна. Цветовая гармония воплощает идиллию момента.

Есенин три раза упоминает о количестве щенков. Это значит, что число семь

в произведении играет символическую роль. Щенков столько же, сколько и

строф.

Символика произведения отличается сложностью. Однако читатели тут же

погружаются в текст и легко воспринимают символическую и образную

систему Есенина.

4.Экспрессивность произведения

Есенин ярко описывает настроения. Радость пронизывает сцену рождения

щенков. Хозяин собаки наделяется мрачным характером. Господин

вторгается со своим холодом в теплую атмосферу животного мира. Собака

пытается спасти своих детей, однако попытки животного тщетны: жестокий

человек оказывается сильнее слабой собаки. Есенин повторяет глагол

«бежать», что добавляет трагичности картине.

5.Динамика текста

Произведение насыщается динамикой. Писатель использует глаголы:

движение воды, бег собаки, возвращение домой и вой животного, плавание

луны по небу, плач несчастной матери. Этот прием дает ощущение

постоянного ритма, активности событий.

6.Тема произведения

Ключевая тема есенинского текста состоит в изображении отношений

человека и животного. Живые существа предстают беззащитными,

уязвимыми, полностью подпадающими под власть человека. Люди же не

всегда проявляют доброту по отношению к животным.

В целом, люди отличаются жестокостью, грубостью, бессердечностью – даже

по отношению к себе подобным.

В центре повествования находится собака. Автор очень нежно описывает

животное, у которого родилось семь щенков. Но люди забрали щенков у

матери.

Поэт трогательно изображает горе матери, лишившейся потомства. Автор

повествует о животном так, как написал бы о чувствах человека. Собака

наделяется чувствами людей. Родственность ситуаций, эмоций, страданий

заставляет читателя сопереживать животному. Текст поднимает в душе

читателя бурю глубочайших эмоций.

7.Композиция

1)Чудо рождения

2)Собачьи чувства

3)Тревожный вечер

4)Жестокое убийство

5)Образы детей

6)Финал

8.Композиционная и стилистическая специфика произведения

Литератор использует последовательное развитие сюжета. Писатель отдает

предпочтение линейной композиции. Читатель заметит в тексте характерную

для автора перекрестную рифму. В целом произведение включает семь

блоков, каждый блок состоит из четырех строк. При написании текста поэт

использовал анапест.

9.Соединение цветописи, звукописи и фонетических особенностей

стихотворения

Фонетический анализ

1)Чудо рождения

В тексте четко прослеживается сюжетная линия. Есенин логически

развивает сюжет по мере приближения конца текста. Первая строка

изображает радостное утро.

Есенин вспоминает о золотых рогожках, о жизнерадостной атмосфере. Эта

атмосфера является фоном жизни счастливого животного. У собаки недавно

родилось семеро щенков.

Цвет, свет Звук

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Яркий, ласковый свет золотого солнца,

освещающий закут. Златящиеся рогожи.

Рыжий цвет (цвет солнца, цвет огня)

шерсти щенят.

- Щенки появляются на свет утром, когда мир находится под защитой сил

света и добра. Мир как бы замер перед свершившимся чудом: приходом в

мир семерых новых жизней. А само число семь, как известно по сказкам,

является счастливым.

- Золотой цвет солнца, рыжий цвет щенят- всё это подчёркивает высоту

происшедшего.

- Рождение- это всегда торжество сил света, тепла, плодородия.

- Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную,

сытую жизнь. Об этом говорит плодородная символика ржи: «ржаной закут»,

в котором ощенилась собака.

Фонетический анализ

Хар-ка

звуков

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

Кол-во

в

строфе

38

29

28

10

22

16

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

во

12

2

3

5

5

2

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

2

1

1

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

2

2

2

2

2

2

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

1

6

1

1

2

3

2

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

3

1

2

2)Собачьи чувства

Поэт ярко описывает эмоции животного, отношение собаки-матери к

новорожденным щенкам.

Собака ласкает щенков, любит свое потомство.

Цвет, свет Звук

До вечера она их ласкала,

Причёсывая языком,

И струился снежок подталый

Под тёплым её животом.

Постепенное уменьшение света Лёгкое шуршанье,

(день переходит в вечер). Белый ласковое журчание воды.

снег тает, превращаясь в

бесцветную воду.

- Порадовавшись вместе с матерью чуду рождения, мир как бы «приглушил»

яркий свой свет, давая счастливой матери насладиться в одиночестве своим

материнством. Почему поэт обращает наше внимание на такую поэтическую

деталь, как «тёплый живот» собаки?

- Отдыхает счастливая мать-собака от пережитых страданий. Всё позади,

выносила она в «тёплом животе» своих детей, и сейчас они лежат,

прижавшись к животу родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

Фонетический анализ

Хар-ка

звуков

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

Кол-во

в

строфе

41

35

31

10

24

17

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

во

16

6

1

4

7

1

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

3

1

5

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

2

1

3

5

3

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

1

1

4

2

1

5

3

1

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

1

3)Тревожный вечер

Но вот наступает вечер. Собака видит мрачное и жестокое лицо хозяина,

который забирает малышей.

Мужчина бросает собачат в мешок.

Цвет, свет Звук

А вечером, когда куры

Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

Тьма, мрак (вечер), Куры молчат. Шаги хозяина.

«хмурый» хозяин,

пришедший за

щенками.

- «А вечером…» - наступило время господства над миром сил тьмы, зла и

разрушения. «Утром» в мире царили свет, тепло, жизнь. Сейчас не их время.

И молчат до поры до времени петухи, от крика которых утром в страхе бегут

с поля битвы за владычество над миром силы мрака. Быстры и деловиты

действия вошедшего («вышел», «поклал») хозяина – «хмурого», подобного

туче, заслонившей от нас солнце. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у

наших предков – древних славян ассоциацию с «мешком», в который прячут

по ночам украденное или завоёванное солнце. «Рыжие», как солнце щенята,

брошены в тёмный, душный мешок. Мир молчит. Может, от сознания своей

вины или стыда за свою беспомощность?

Фонетический анализ

Хар-ка

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

звуков

Кол-во

в

строфе

40

30

31

9

18

22

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

во

11

2

3

4

5

5

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

1

1

2

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

1

1

5

3

2

2

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

1

2

4

1

3

2

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

1

4

1

3

4)Жестокое убийство

Четвертая строфа намекает на убийство новорожденных собачек, хотя

писатель не говорит об этом прямо. Несчастная мать следует по пятам за

жестоким господином. Наконец, связка с собачатами погружается в водную

муть. Малыши погибают. Несчастная мать плетется домой.

Цвет, свет Звук

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать…

И так долго, долго дрожала

Воды незамёрзшей гладь.

Белый цвет сугробов. Шорохи, дыхание собаки.

Стальной отлив воды

в проруби.

- Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события?

- Всё происходящее здесь показано глазами собаки, и она не успела увидеть

гибель своих детей.

- Случившееся было непредсказуемым для собаки, она даже не успела

понять, что произошло.

- Однако «долго, долго» дрожала гладь воды. Ведь это значит, что долго,

долго собака стояла и смотрела на вздрагивавшую воду, скрывавшую от неё

детей. А человек убил и спокойно пошёл домой. Для него то, что он только

что сделал, обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит

задерживать внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как

погибли щенята?

- Может быть, Есенин не рассказал нам об этом, чтобы люди не знали даже,

как

это

делается,

чтобы

не

совершали

сами

такого

зла.

Фонетический анализ

Хар-ка

звуков

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

Кол-во

в

строфе

44

33

34

10

34

10

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

21

3

1

1

6

1

во

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

1

2

2

4

4

2

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

3

2

1

5

2

1

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

1

2

2

1

3

2

2

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

1

5)Образы детей

Мир блестит в лунном свете. Светило сияет золотистым цветом, напоминая

матери о погибших малышах. Шерсть собачат тоже была золотистой.

Животное наблюдает лунное сияние и воет, пока золотистый свет не

прячется за чернотой туч и ландшафта.

Темнота отбирает у матери последние образы щенков.

Цвет, свет Звук

А когда чуть плелась обратно,

Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой

Одним из щенков.

На тёмном небе – месяц Негромкие. Может, собака

(может быть, рыжий, как прислушивается, замерла

часто бывает в есенинских в ожидании подтверждения

стихах: «рыжий месяц своей догадки?

жеребёнком запрягался

в наши сани»?).

- Что позволило собаке принять месяц за своего щенка, будто бы

оставшегося в живых?

- То, о чём уже говорилось: цвет.

- Форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка

Фонетический анализ

Хар-ка

звуков

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

Кол-во

в

строфе

47

32

33

14

27

20

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

во

19

4

1

1

4

3

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

2

1

1

2

6

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

4

4

2

2

1

1

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

3

1

3

1

2

4

1

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

2

1

1

1

1

6)Финал (две строфы)

Конец произведения – это всемирно известные строки

В финале произведения стоит задуматься о том, что представляет собой

человеческая личность, так как поэт не ответил на этот вопрос. Писатель

финал оставил открытым, для того, чтобы читатель потом сам нашел ответы

на вопросы. В последних строках стихотворения, видно как собака, грустит и

сливается с тёмной ночью.

Цвет, свет Звук

В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий

И скрылся за холм в полях.

Синий цвет небесной выси. Скулящий (здесь важно

(Синий – сияющий, вместо слово «звонко», чуть

былой черноты!) позже остановимся на нём)

Блеск (золотистый? серебристый?) голос собаки.

скользнувшего за холм месяца. Затем внезапное

Чернота, наступившая после разочарованное молчание.

его бегства.

- На некоторое время мир обрёл звонкость и цвета, и звука. Озарило будто бы

его на мгновение сияние. Но обманул, «скрылся» месяц – солнце не нашего

мира, мира нежити и покойников.

Цвет, свет Звук

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Белый цвет снега, поглотивший Возможно, тонкий звук

падающие в него «золотые» падающих «золотых

звёзды. звёзд».

Чернота, мрак нависшей Но снег заглушает его.

над землёй ночи.

- Теперь становится понятно звучавшее ранее «звонко». На мгновение мир

снова стал красочным и звучным, но окончательно утратил их, когда

обманутой оказалась надежда собаки на то, что хотя бы одно её дитя живо.

А теперь подведём итог нашим раздумьям. Как же реагирует мир на то, что

произошло в нём?

- Мы видим удивительную торжественность, с которой мир встречает

появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света,

переживая чудо рождения.

- Ещё раз с грустью уверяемся, как постепенно мир теряет свои краски, свой

свет; как молчит он, стыдясь своей беспомощности перед силами зла.

- Какой радостью, всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой

строфе и как вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а

вместе с ним и жизнь.

- В чёрно-белое беззвучие погрузился мир. У древних славян белый снег –

смертное покрывало земли зимой.

- А сейчас, ребята, поговорим об удивительном образе стихотворения -

«золотых звёздах»…

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Фонетический анализ

6 строфа

Хар-ка

звуков

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

Кол-во

в

строфе

42

27

26

16

23

19

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

во

14

3

2

2

4

2

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

2

1

1

2

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

2

1

5

3

5

1

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

3

1

1

1

2

5

1

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

2

2

1

7 строфа

Хар-ка

звуков

согласных

гласных

тверд.согл

мягк.согл

звонк.согл

глух.согл

Кол-во

39

33

23

16

25

14

в

строфе

гласные

Звук

а

о

у

ы

и

э

Кол-

во

18

2

1

1

7

4

18

2

согласные

Звук

б

б̉

̉

̉

в

в΄

г

г΄

д

д΄

й

Кол-

во

2

2

1

3

3

Звук

ж

ж̉

з

з΄

к

к΄

л

л΄

м

м΄

Кол-

во

4

1

3

4

Звук

н

н΄

п

п΄

р

р΄

с

с΄

т

т΄

Кол-

во

2

1

3

2

3

1

Звук

ф

ф΄

х

х΄

ц

ч΄

ш

щ΄

Кол-

во

2

2

10. Соединение цветописи и звукописи стихотворения

Строфа

стихотво

рения

Цвет, свет

Звук

Фонетический строй

строфы

I

Яркий, ласковый свет

золотого солнца,

освещающий закут.

а,у,ы,и,м,р,с,т,х

соотношение мягкие/

твердые-10/28

Златящиеся рогожи.

Рыжий цвет (цвет

солнца, цвет огня)

шерсти щенят.

соотношение гласные/

согласные-29/38

II

Постепенное

уменьшение света

(день переходит в

вечер). Белый снег

тает, превращаясь в

бесцветную воду.

Лёгкое шуршанье,

ласковое журчание

воды.

а,о,ы,и,й,л,м,п,с

соотношение мягкие/

твердые-10/31

соотношение гласные/

согласные-35/41

III

Тьма, мрак (вечер),

«хмурый» хозяин,

пришедший за

щенками.

Куры молчат. Шаги

хозяина.

а,ы,и,э,к,р,х,ш,с,м,н

соотношение мягкие/

твердые-9/31

соотношение гласные/

согласные-30/40

IV

Белый цвет сугробов.

Стальной отлив воды

в проруби.

Шорохи, дыхание

собаки.

а,о,и,б,г,д,ж,л,р

соотношение мягкие/

твердые-10/34

соотношение гласные/

согласные-33/44

V

На тёмном небе –

месяц

(может быть, рыжий,

как часто бывает в

есенинских стихах:

«рыжий месяц

жеребёнком

запрягался

в наши сани»?).

Негромкие. Может,

собака

прислушивается,

замерла в

ожидании

подтверждения своей

догадки?

а,о,и,э,й,з,н,к

соотношение мягкие/

твердые-14/33

соотношение гласные/

согласные -32/47

VI

Синий цвет небесной

Скулящий (здесь

а,о,и,л, л΄,к,н,с, с΄

выси. (Синий –

сияющий, вместо

былой черноты!)

Блеск (золотистый?

серебристый?)

скользнувшего за

холм месяца. Чернота,

наступившая после его

бегства.

важно слово

«звонко», чуть позже

остановимся на нём)

голос собаки. Затем

внезапное

разочарованное

молчание.

соотношение мягкие/

твердые-16/26

соотношение гласные/

согласные-27/43

VII

Белый цвет снега,

поглотивший

падающие в него

«золотые» звёзды.

Чернота, мрак

нависшей над землёй

ночи.

Возможно, тонкий

звук падающих

«золотых звёзд». Но

снег заглушает его.

а,и,э,г,й,з,л, с, с΄,т

соотношение мягкие/

твердые-16/23

соотношение гласные/

согласные-33/39

Выразить пафос стихотворения автору помогают различные поэтические

приемы. Во-первых, метафоры и эпитеты, использованные поэтом,

позволяют прочувствлвать настроение стихотворения. Так, «подталый» снег

и «теплый» живот передают атмосферу тепла и уюта, зазищенности.

«Хмурый» хозяин словно приносит с собой беду, а «синяя высь» позволяет

почувствовать одиночество и потерянность собаки. Трагедию животного, у

которого забрали детей отражает и данная метафора: «Покатились глаза

собачьи / Золотыми звездами в снег». Во-вторых, важную роль в

стихотворении играет пейзаж. Через изменения состояния природы поэт

показывает и внутренние переживания животного. Так, радостное рождение

щенков происходит «Утром в ржаном закуте, / Где златятся рогожи в ряд». С

приходом беды меняется и окружающий мир: наступает вечер, чувствуется

холод («А вечером, <...> Вышел хозяин хмурый», «По сугробам она бежала»,

«А месяц скользил тонкий»). Таким образом, с помощью различных эпитетов

и метафор, а также через отражение в мире природы душевного состояния

лирического героя автор выражает пафос стихотворения.

2-я, 3-я строфы. Как называется повтор звуков, который помогает передать

чувство умиления и теплоты во 2-й строфе и неприятие грубости и

жестокости в 3-й строфе?

Повтор звуков называется звукописью.

4-я строфа. Назовите художественный прием, который передает

напряженность, драматизм ситуации («По сугробам она бежала,// Поспевая

за ним бежать. »)

Такой прием называется повтор.

4-я, 5-я строфы. Укажите пару глаголов-антонимов, передающих контраст в

состоянии собаки и в настроении стихотворения.

Аллитерация построена на антитезе: 3-я строфа – глухие, оглушенные

звонкие, шипящие согласные, создающие ощущение надвигающейся беды: А

веЧером, Когда Куры // ОБСиЖиваюТ ШеСТоК, // ВыШел Хозяин Хмурый, //

СемерыХ ВСеХ ПоКлал в меШоК. А 6-я строфа – звонкие звуки, усиленные

гласными А, Я, И, передающие накал чувств, трагизм произошедшего. И в

этой же строфе – ассонанс: в сИнЮЮ вЫсь звОнкО, напоминающий вой,

крик, плач

11.Интерпретация

Есть мнение о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут

восприниматься в цвете.

А. Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки .

Стихотворение читает подготовленный студент.

А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий;

тайну их скажу я в свой черед,

А — бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е — белизна холстов, палаток и тумана.

Блеск горных родников и хрупких опахал!

И — пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал.

У — трепетная рябь зеленых волн широких,

Спокойные луга, покой морщин глубоких

На трудовом челе алхимиков седых.

О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,

О - дивных глаз ее лиловые лучи.

Есть даже результаты эксперимента ( музыкантов и языковедов) по

звукоцветовым соответствиям.

Один из известных авторов в этой области, лингвист А.П.Журавлев приводит

следующие данные по гласным звукам русского языка:

А-ярко-красный,

И-синий,голубой,

О-светло-желтый,

У-сине-зеленый,

Ы-черный, темный,

Э-желто-зеленый.

Можно ли узнать настроение стихотворения?

Было подсчитано количество звуков - а, о, э, и, ы, у

гласные

строфа

всего

1

2

3

4

5

6

7

А

12

16

11

21

19

14

18

111

О

2

6

2

3

4

3

2

22

У

3

1

3

1

1

2

1

12

И

5

4

4

1

1

2

1

18

Э

5

7

5

6

4

4

7

38

ы

2

1

5

1

3

2

4

18

Цветовой окрас стихотворения:

А-ярко-красный

О- светло-желтый

И- синий, голубой

Э- желто-зеленый

Что передают звуки

И-Э -писк, крик, визг, изумление, терпение, слабость, переменчивость,

приспособление

О - приговор, колокол, удивление, лукавство, осторожность, обаяние и

теплота, доброта и простота,

А - великолепие, великое пространство, глубину

Плачевные вещи

«Согласный» строй стихотворения (мягкие и твердые одного звука)

согласные

строфа

всего

1

2

3

4

5

6

7

Б

-

-

-

3

2

-

2

7

В

2

3

-

2

1

2

3

13

Г

1

-

1

4

1

1

3

11

Д

1

1

1

4

2

1

-

10

Й

-

5

2

2

6

2

3

20

Ж

2

-

1

3

-

-

-

6

З

2

1

1

2

4

3

4

17

К

2

3

5

1

4

5

1

21

Л

2

5

3

5

4

8

3

30

М

4

3

4

3

2

1

4

21

Н

1

2

1

3

4

4

2

17

П

-

4

-

3

3

1

-

11

Р

7

3

4

3

1

1

1

20

С

3

5

4

2

2

5

5

26

Т

5

4

2

2

5

1

4

23

Ф

-

-

1

-

2

2

-

5

Х

3

1

4

-

1

2

2

13

Ц

1

-

-

-

1

1

-

3

Ч

-

-

1

-

1

-

2

4

Ш

-

-

3

1

1

-

-

5

Щ

2

-

-

-

-

-

-

2

Л- ощущение плавности, текучести, соразмеренности

Т-твердость, определённость, ответственность, требовательность,

разрушение.

Н- мучение, размышление

С - устремлённость ,сила стремления , противоречивость, беспокойство,

искание смысла.

Р- разрушение, ветер

М - мучение, размышление

Л- ощущение плавности, текучести

К - сухость и глухота, слабость и затаённость, тихость и тусклость, обман

Звуки

ЧТО ПЕРЕДАЮТ звуки

И, Э

Писк, крик, визг, изумление, победный клич, терпение,

скрытость, слабость, переменчивость, приспособление,

вдохновенность и романтизм, мечтательность, свет, тяга к

духовному,

У

Гул, гудение, музыка шумов, всклик ужаса, уныние и грусть,

безучастность и инертность, медлительность и пассивность,

флегматизм и пессимизм, сожаление и смирение, тайна

Б, П

Гром, энергия, буйство жизни, богатство бытия и материальное

воплощение, которое приносит и страдание, комфорт,

устойчивость, пессимизм, прах, пепел.

Н, М

Мурлыканье, мычание, бормотание, мучение, танец,

философствование, размышление

Р

Гром, звон , разрушение, разорванность, рокот, дробь , ветер,

рев, буря, взрыв, ураган, рокоты струн, вихри, пожар, рычание,

ворчание, рык тигра, воркование, карканье, напор, уверенность,

угроза и разрушение преград, богатырская сила и могущество,

мужественность, решительность до грубости, ярость и

твердость.

Л

Ощущение плавности, текучести, танец

О

Звук восторга, торжествующее пространство, приговор,

колокол, удивление, весёлость, несерьёзность, лукавство,

осторожность, равновесие, обаяние и теплота, полнота и

цельность, доброта и простота, довольство и благодушие,

непосредственность и открытость, богатство эмоций.

Ы, Ш

Широта и мощь, шум и тишина, шорох и шелест, устрашение,

притяжение земли и постижение жизни, ощущение существа

бытия.

З, Ц ,Ч

шипение змеи, шелест листьев, свист ветров, возмездие, зверь,

резкость, оперативность, сомнение, беспокойство, луч, свет,

ясность, чистота, скромность, порядок. Контроль, точность.

твердость

С

Устремлённость , сияние, сила стремления , слабость в

утверждении, шелест, противоречивость, сомнение,

беспокойство, искание смысла, луч мысли, сила поиска (из

сумерек к свету, ясности и чистоте). Связь дальнего с близким.

Т

Твердость, определённость, строгий контроль, ответственность,

творчество, требовательность, точка опоры, разрушение,

традиция. Непреклонность, принципиальность и абсолютизм.

Порядок , такт, ритм, толк. скромность

Ж

Напряженность, энергия, сжатие. извержение, взрыв, пожар.

Страсть, могущество, власть, тиранство,.

К,Х

Сухость и глухота, хриплость и шероховатость, слабость и

затаённость, тихость и тусклость, скромность, энергия, обман

В, П, Ф

Влияние и волнение, влечение, внедрение и выявление чувств,

их оформление. Стремление к сближению, взаимности и

взаимопониманию.

Г

Резкость и решительность, угловатость и неожиданность.

Крутой и радикальный поворот, угол, сдвиг, непредсказуемость

мысли и непререкаемость действия. Преодоление препятствий

разумом ("умный в гору не пойдет"):

Д

Утверждение, опора, определенность, достоверность, созидание,

добротность, доброта

Звуки и смысл

[а]

великолепие,великоепространство,глубину

[о]

высокое, голубое

[и]

близкое, низкое, стискивающее

[у]

грусть, нежность, напевность

[р]

громкое,яркое,красное,горячее,быстрое,дрожащее

[л]

бледное, голубое, холодное, плавное, легкое

[д] и [т]

душное, тяжкое, туман, о тьма

[м]

милое, мягкое, мать, море

[ш, ж, с, ч, ф, х]

шорох, шум, шептанье, шелест

Характеристика звуков по величине, силе, красоте

[в], [а], [р] - сильные, активные;

ю, [п'], [х']- слабые, хилые, маленькие, плохие;

[а] - широкий, сильный, хороший;

[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;

[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.

Характеристика звуков по настроению, характеру

[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;

[с], [х'] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые ;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и] [м'] [л'] – нежные

«В российском языке, как кажется, частое повторение

письмена А способствовать может к изображению великолепия, великого

пространства, глубины и вышины; учащение письмен И, Е,Ю – к

изображению нежности, ласкательности, плачевных или малых вещей;

через Я можно показать приятность, увеселение, нежность и склонность;

через О, У, Ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боль и

печаль…»(М. В, Ломоносов, “Риторика”.)

Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений

Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по

себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я

далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное

смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем,

быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

[в], [а], [р] - сильные, активные;

[п'], [х']- слабые, хилые, маленькие, плохие;

[а] - широкий, сильный, хороший;

[к], [ш], [ж], [с], [ф], [щ] - шероховатые;

[о], [и], [м], [л], [у] - гладкие.

[а], [р] - храбрые, бодрые, радостные;

[х'] [с'] - трусливые;

[С], [к], [т] - печальные;

[Д], [н], [л], [м] - добрые ;

[Ж], [з], [с], [ф] - злые;

[и], [л'] [м']- нежные.

Интерпретация в соответствии с фонетическим строем стихотворения

Хар-ка

звуков

согласны

х

гласных

тверд.согл

мягк.сог

л

звонк.согл

глух.согл

Кол-во в

строфе

1

38

29

28

10

22

16

2

41

35

31

10

24

17

3

40

30

31

9

18

22

4

44

33

34

10

34

10

5

47

32

33

14

27

20

6

42

27

26

16

23

19

7

39

33

23

16

25

14

всего

291

477

206

85

173

118

согласные

всего

Интерпретация

%

соотношение

Б

7

гром, буйство жизни, материальное

воплощение, которое приносит и

страдание, комфорт, устойчивость,

пессимизм, прах, пепел.

2

В

П

Ф

13

11

5

влияние и волнение, влечение, внедрение

и выявление чувств, Стремление к

сближению, взаимности и

взаимопониманию.

9

Г

11

крутой и радикальный поворот,

непредсказуемость мысли и

непререкаемость действия.

4

Д

10

утверждение, опора, определенность,

созидание, доброта

3

Й

20

писк, крик, , изумление, терпение,

скрытость, слабость, переменчивость,

приспособление

7

Ж

6

напряженность, энергия, сжатие.

извержение, взрыв, могущество, власть,

тиранство,.

2

З

Ч

Ц

17

4

3

возмездие, резкость, оперативность,

сомнение, беспокойство

8

К

Х

21

13

сухость и глухота, хриплость и

шероховатость, слабость и затаённость,

тихость и тусклость, обман

12

Л

30

Ощущение плавности, текучести

10

М

Н

21

17

мурлыканье, бормотание, мучение,

размышление

13

Р

20

разрушение, разорванность,

взрыв, напор, уверенность, угроза

решительность до грубости,

7

С

26

устремлённость , слабость в

утверждении, противоречивость,

сомнение, беспокойство, искание

смысла, луч мысли, сила поиска , связь

дальнего с близким.

9

Т

23

твердость, определённость, точка опоры,

разрушение,непреклонность,

принципиальность и абсолютизм.

8

Ш

Щ

5

2

широта и мощь, шум и тишина, шорох и

шелест, устрашение, притяжение земли и

постижение жизни, ощущение существа

бытия.

2

гласные

всего

Интерпретация

%

соотношение

А

111

Черный, белый, бодрые, радостные

великолепие, великое ,пространство,

глубина

23

О

22

высокое, голубое

5

У

12

грусть, нежность, напевность

3

И

Э

18

38

близкое, низкое, стискивающее

писк, крик, изумление, терпение,

скрытость, слабость, переменчивость,

приспособление,

12

ы

18

черный, темный, шум и тишина, шорох и

шелест, устрашение, притяжение земли и

постижение жизни, ощущение существа

бытия.

4

Приложение 2

Самооценка



В раздел образования