Напоминание

Проектная деятельность как средство патриотического воспитания


Автор: Негода Наталия Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №38 "Солнышко" комбинированного вида
Населённый пункт: г.Орск
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Проектная деятельность как средство патриотического воспитания
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность как средство патриотического

воспитания

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни

общества,

одной

из

актуальных

проблем

является

патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать

себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном

детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и

формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к близким, к детскому саду,

к родным местам, родной стране. Воспитание чувств ребенка, в том числе и

патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается

добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у

ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими

впечатлениями и знаниями его обогатят.

Работа по патриотическому воспитанию включает в себя ряд задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему

дому, детскому саду, родной улице и поселку;

Формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

Расширение представлений о родной земле, ее столице, городах;

Знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

Развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и

обычаям русских людей;

Развитие элементарных знаний о правах человека;

Развитие

чувства

ответственности

и

гордости

за

достижения

России;

формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям,

народам, их традициям;

Воспитание эстетических нравственных норм поведения и моральных качеств

ребенка.

Проектная

деятельность

обеспечивает

развитие

творческой

инициативы

и

самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования

собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип

сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность

экспериментировать,

синтезировать

полученные

знания.

Развивать

творческие

способности и коммуникативные навыки. Под проектом понимается самостоятельная и

коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В

основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в

различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут

быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, — используемых в

работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить

следующую типологию и тематику проектов.

1.

Исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты

оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2.

Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ

персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).

3.

Информационно-практико-ориентированные:

дети

собирают

информацию

и

реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн

группы, витражи и др.)

4.

Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и

т.д.

5.

Нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в разных

нормативных ситуациях: «Книга правил поведения ребенка в детском саду» и др.)

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов

ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения

учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной

и другими видами деятельности.

Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение

картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им

возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело

развивает коммуникативные и нравственные качества.

В результате использования метода проектов дети становятся более раскрепощёнными

и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более

внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к

взаимопониманию и сотрудничеству.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их

участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у

тех

детей,

родители

которых

чаще

выполняют

роль

ассистентов,

наблюдается

значительное продвижение в развитии. Значение семьи в формировании нравственно-

патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над

проектом, педагоги создают в группе дополнительные возможности для раскрытия

индивидуальных способностей детей, выявления творческого потенциала всех участников

проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в

которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое

воспитание: «Наследие» Е.

Соловьева,

Л.

Царенко, «Приобщение детей к

истокам

русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханёва, «Мы живём в России» Н. Г.

Зеленова, Л. Е. Осипова, «Маленькие россияне» под ред. Т. И. Оверчук, А.А.Остапец

«Патриотическое

воспитание

дошкольников

средствами

краеведо-туристической

деятельности». Москва, 2003г., 3.А.Ю.Новицкая «Наследие. Патриотическое воспитание в

детском саду». Москва, Линка – Пресс,2003г.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одно из основных

направлений реализации

образовательной

области «Социально-коммуникативное

развитие».

В ФГОС ДО прописано: «Социально коммуникативное развитие направлено на

присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей

семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего

народа, об отечественных традициях и праздниках».

Исходя из этого, патриотическое воспитание включает в себя

следующие компоненты:

1. Содержательный (представления ребенка об окружающем мире):

• о культуре народа, его традициях, творчестве;

• о природе родного края и страны, деятельности человека в природе;

• об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

• о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

2. Эмоционально-побудительный (эмоционально-положительные чувства ребенка к

окружающему миру):

• любовь и чувство привязанности к родной семье и дому;

• интерес к жизни родного города и страны;

• гордость за достижения своей страны;

• уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому;

• восхищение народным творчеством;

• любовь к родной природе, к родному языку; •

уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

3. Деятельностный (отражение отношения к миру в деятельности):

• труд;

• игра;

• продуктивная деятельность;

• музыкальная деятельность;

• познавательная деятельность.

Цель проекта: создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию

детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры

родного края (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр,

тематических альбомов, иллюстраций с символикой России, нашего города и городов

России).

2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории

семьи, семейным традициям.

3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность

по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города, бережное

отношение к природным богатствам и людям, населяющим страну.

4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе

историко-художественно-краеведческого материала.

5. Привлечь родителей к активному участию в реализации проекта.

6. Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить

свободно мыслить, фантазировать.

7. Воспитание гордости и безусловной любви к своей Родине.

8.

Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное

отношение к родному краю.

На

этапе

завершения дошкольного образования

определяются

следующие

целевые ориентиры:

Ребенок

овладевает

основными

культурными

способами деятельности, проявляет

инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе

род занятий, участников по совместной деятельности;

• Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

• Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для

выражения своих мыслей, чувств;

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,

интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать

объяснения

явлениям

природы

и

поступкам

людей;

склонен

наблюдать,

экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном

мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой

природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

умения в разных видах деятельности.

Организация проектной

деятельности происходит

с

учетом

возрастных

возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей,

- подбирается методическая, художественная литература, через которую дети получают

знания

Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на

интересах

детей,

предполагает

самостоятельную

активность воспитанников. Только

действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об

интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых

объектов деятельности. Такое

понимание

сущности

метода проектов способствует

формированию

самостоятельности,

глубоко

мотивированной,

целесообразной

познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

Использование проектного метода в системе патриотического воспитания считаю

наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в

соответствии со своим профессиональным уровнем;

-

родители

имеют

возможность

активно

учувствовать

в

значимом

для

них

процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в

целях

формирования нравственно-патриотических

качеств

у дошкольников является

действенным и эффективным.

Таким образом, проблема нравственно-патриотического воспитания может быть

успешно реализована, только во взаимодействии семьи, педагогического коллектива и

социума. Мы надеемся, что нравственные качества, как любовь к Родине, своему

Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю, будут сопровождать

наших воспитанников всю жизнь.

Литература:

1. Гузеев В.В. “Метод проектов” как частный случай интегральной технологии обучения //

Журнал “Директор школы”, 1995, № 6.

2. Дмитриева, В.Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. –

2003. – No 3.

3. Комратова Н.Г., .Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

4. Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому

воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. – 2007. – No 1.

5. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». Управление

ДОУ 2005 №1.

6. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Редактор-составитель Н.А. Арапова-Пискурева -М.,2005.

7. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс,

2003

8. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А.

Виноградова, Е. П. Панкова.Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для

руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселёва, Т.А.Данилина,

Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005

10. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду:

Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.

11. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа. / Сост.

Т.В.Иванова. — Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.

12 Патриотическое воспитание детей 4–6 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,

2007.



В раздел образования