Напоминание

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения


Автор: Гусева Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №160
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема самообразования

«Адаптация детей раннего

возраста к условиям

дошкольного

образовательного

учреждения»

Подготовил воспитатель 2 - ой мл. гр.

Гусева Ирина Васильевна

Оренбург 2022г.

Выбор мной темы по самообразованию «Адаптация детей раннего

возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» был

продиктован спецификой моей профессиональной деятельности.

Я работаю воспитателем 2-й младшей группы детского сада и вижу,

насколько тяжело и сложно преодолеть так называемый адаптационный

период малышам и их родителям. Поэтому я постаралась разработать и

внедрить систему действий, направленных на смягчение трудностей

адаптационного периода воспитанников.

Цель работы: Создание условий для смягчения адаптационного периода

малышам 2-й мл. группы.

Задачи:

Снизить эмоциональную напряженность детей в период адаптации;

Обеспечить условия для сохранения и укрепления физического и

психического здоровья малышей;

Сформировать систему взаимодействия с родителями воспитанников для

повышения их педагогической грамотности в вопросах адаптации детей к

ДОУ и воспитания;

Усовершенствовать здоровьесберегающую предметно-пространственную

развивающую среду в группе.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного

развития детей:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения;

- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги,

агрессии;

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

- развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;

- развитие игровых навыков, произвольного поведения.

Медики, педагоги, психологи отмечают, что период адаптации к детским

дошкольным учреждениям требует от ребенка большого нервного

напряжения. Иногда период адаптации проходит настолько тяжело, что

малыш заболевает. И чаще всего причина болезни - ответная реакция ребенка

на психоэмоциональное напряжение, которое угнетает защитные силы

организма тем сильнее, чем возбудимее ребенок.

Обычно здоровые дети привыкают к новым условиям за несколько дней, и

таких последствий у них не возникает. Стрессовые ситуации подстерегают

именно неподготовленного ребенка в любой новой для него обстановке.

Успешность адаптации в значительной степени определяется особенностями

социальной ситуации развития ребенка, в том числе типом социального

воспитания, поэтому считаю важным начать работу с детьми и их

родителями.

Для работы с родителями разработаны следующие консультации такие как:

"Режим дня в ДОУ", "Малыш в период адаптации", "Растим малыша

здоровым. Двигательная коррекция крупной и мелкой моторики», "Развитие

речи детей в дошкольный период", "Развиваемся, играя – учимся играть в

дидактические игры", «Влияние сказок на психическое развитие ребенка»".

Также запланированы занятия: "Развитие тактильных ощущений и мелкой

моторики рук через арт-технологии "Соленое тесто", тренинг "Если хочешь

быть здоров, закаляйся!", игровой практикум "Путешествие в страну –

сенсорику", тренинг "Использование игр и игровых упражнений в домашних

условиях для развития речи детей", тренинг "Использование

нетрадиционного оборудования для игр с детьми в период адаптации",

"Сказкотерапия – эффективный метод психологической помощи детям в

кризисной ситуации", "Использование сказок и рассказов для развития

детского воображения". Все эти мероприятия значительно снизят

эмоциональное напряжение детей в период привыкания, повысят

информированность родителей об особенностях образовательного процесса

детского сада, что поможет увидеть его, так сказать, изнутри.

Для ослабления адаптационного стресса детей является создание

благоприятной эмоциональной атмосферы, для этого разработан целый

арсенал приемов которые будут внедрятся, что позволит затормаживать

отрицательные эмоции детей:

- игры с песком и водой (используются сосуды разного объема, ложки,

воронки, зарытие в песок различные мелкие предметы: шарики, ракушки,

звездочки); ( приложение № 1)

- монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков

с отверстием на шнур);

- рисование фломастером, маркером, красками;

- слушание негромкой спокойной музыки (музыкатерапия)

- чтение детской литературы с использованием кукольного, настольного,

пальчикового театра (сказкотерапия)

- использование в лепке арттехнологий "Соленое тесто", глины.

Основной задачей игр с детьми в адаптационный период считаю

налаживаним доверительных отношений с каждым ребенком, важным

подарить минуты радости малышам и вызвать положительное отношение к

детскому саду. Активно в период адаптации должна использоваться

технология пальчиковых игр. При организации образовательного процесса

учтены принципы интеграции образовательных областей (физическая

культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание,

коммуникация, чтение художественной литературы, художественное

творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями детей.

Важнейшим условием успешной адаптации детей является создание

здоровьесберегающей предметно-пространственной развивающей среды,

обеспечивающей индивидуальное развитие каждого ребенка -

эмоциональной сферы, физических качеств, психических процессов:

наглядно-действенного мышления(представление материала для

элементарного экспериментирования), наглядно-образного мышления

(стимулирование познавательной активности ребенка в направлении не

только свойств объекта, но и внутренних), речи, взаимодействия со

сверстниками.

Организованная развивающая среда в нашей группе учитывает два наиболее

важных направления: сохранение здоровья и всесторонее развитие детей.

Она позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои

силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и

сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, собственно то,

что лежит в основе развивающего обучения.

Ребенок третьего года жизни еще не готов к усвоению сенсорных эталонов,

но у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и

других свойствах предметов, достаточно того, чтобы дети научились

правильно понимать эти понятия. В уголке сенсорики накоплен материал для

самостоятельной занятости детей (различные пирамидки, игры-вкладыши,

шнуровки) и индивидуальной работы педагога с малышами .

В ближайшее время планирую с помощью родителей для нашей группы

сделать настоящий домик "Уголок уединения". Что даст возможность для

наших деток уединиться в домике, расслабится, пережить стрессовую

ситуацию . Это отличный способ снять эмоциональное напряжение. Для

уголка планирую сделать для каждого малыша мини альбом с семейными

фотографиями, а также дополнительно оборудовать домик светодиодной

подсветкой. Все эти мероприятия позволят детям сохранить и укрепить

психическое здоровье. Планирую и дальше повышать свою педагогическую

квалификацию в вопросах адаптации детей к ДОУ и различных проблемах

психофизического развития. Постоянно изучаю новые авторские программы,

выходящие в свет, читаю периодические издания "Ребенок и детский сад",

"Дошкольное воспитание", "Воспитатель в ДОУ". Посещаю открытие

занятия своих коллег, сама провожу открытие занятия, стараюсь

использовать новые технологии в образовательном процессе.

Приложение № 1

Картотека игр с песком

ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«Я пеку, пеку, пеку»

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка;

сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от

формочки; учить «лепить» куличики, тщательно заполняя всю емкость

формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук.

Материал и оборудование: песок, пластмассовые формочки разной формы

Ход игры: Ребёнок «выпекает» из песка разнообразные изделия (булочки,

пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные

формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком.

Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной

ладошки в другую. Затем ребёнок «угощает» пирожками маму, папу, кукол..

«Заборчики»

Цель: дать представлении о том, что песок является строительным материалом,

из него можно построить несложные постройки (башню, забор, дом и др.);

развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук, воспитывать

заботливое отношение к животным.

Материал и оборудование: песок, вода, игрушки.

Ход игры: Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно

спрятать зайку от злого серого волка.

«Волшебные отпечатки на песке»

Цель: сформировать представление о свойствах песка (мокрый, сырой, на песке

остаются следы — отпечатки), развивать воображение, творчество, фантазию.

Материал и оборудование: сырой песок, камешки, палочки для рисования на

песке.

Ход игры: Взрослый вместе с малышом оставляют отпечатки на мокром песке

своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы

получились весёлые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.

«Спрячь игрушки»

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе

слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок,

располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное

количество из песка.

Материал и оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые

игрушки или природный материал (каштаны, орехи, ракушки).

Ход игры: Взрослый говорит ребенку: «Посмотри, какие игрушки лежат на

подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились

по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает

игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.)

Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек

я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в После того как ребенок отберёт

нужное количество игрушек (природного материала), спрячет их в песке, вы

предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек)

сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить

достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть

хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько

игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около

себя». Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек.

«Следы на песке»

Цель: сформировать представление о свойствах песка (сухой, сыпучий, мокрый,

сырой, на песке остаются следы — отпечатки), развивать тактильные

ощущения, активизировать словарь.

Материал: поднос с речным песком, формочки, мелкие предметы и игрушки.

Ход игры: Покажите малышу, что его пальчик оставляет след на песке. На сухом

песке дырочка от пальца исчезает, на мокром – остается надолго.

Оставляйте следы и другими предметами. Оставьте на мокром песке след от

ладошки. Сравните следы от взрослой и детской ладоней, от внутренней и

внешней сторон, от кулачков, костяшек кистей рук и т. д.

Учите ребенка прислушиваться к своим ощущениям и рассказывать о них.

Подайте пример: “Я чувствую тепло (или прохладу) песка, если я двигаю

руками, то ощущаю песчинки. А ты что чувствуешь?” Скорее всего, маленький

ребенок все повторит за вами, не беда, со временем он научится.

Переверните руки ладонями вверх, опишите, как изменились ваши ощущения.

“Пройдитесь” по поверхности песка отдельно каждым пальцем сначала одной,

потом другой руки, потом одновременно указательными, большими, средними,

безымянными, мизинцами обеих рук.

“Поскользите” ладонями по поверхности песка, делая зигзагообразные и

круговые движения (как машинки, санки, змейки и т.д.).

“Поиграйте” на поверхности песка, как на клавиатуре пианино, сравните с

ощущениями от тех же движений по твердой поверхности.

Порисуйте палочками. Пофантазируйте. Поищите сходство узоров с объектами

окружающего мира.

«Кто там?»

Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции

мышечного напряжения, расслабления, возникновению дружеских

взаимоотношений, речевому общению, эмоциональной отзывчивости.

Материал и оборудование: емкость глубокая и широкая с речным песком.

Ход игры: Погрузите руки в песок, пошевелите пальцами, наблюдая, как

изменяется рельеф, попробуйте освободить руки, только шевеля пальцами и

сдувая песок.

Закопайте игрушку (ребенок не знает какую, закрывает глаза), в процессе

раскопок, по открывающимся частям ребенок должен догадаться, что там

спрятано.

Закопайте два-три предмета, пусть раскопает что-то одно, пусть на ощупь

попробует узнать, что это.

«Дорожки из песка»

Цель: Способствовать снижению психофизического напряжения, регуляции

мышечного напряжения, расслабления, формировать представления о свойствах

песка (сыпучий, состоит из отдельных песчинок), развивать тактильные

ощущения, внимание, мышление.

Материал и оборудование: поднос с песком, резиновые игрушки – зверята.

Ход игры: Покажите ребенку, как набрать в горсть сухой песок и медленно

высыпать его, создавая разные формы, например, дорожки (к домику зайчика

или медвежонка). Маленькому ребенку все это сделать достаточно сложно. Не

забывайте хвалить его и восхищаться.



В раздел образования