Автор: Каримова Алсу Хисатулловна
Должность: Учитель - логопед
Учебное заведение: СП ДО Мальковская СОШ
Населённый пункт: Тюменская область, Тюменский район, с. Мальково
Наименование материала: конспект, мастер-класс для родителей
Тема: «Логопедические игры на кухне»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей «Логопедические игры на кухне»
Цель: оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр в
домашних условиях нетрадиционными способами.
Задачи:
активизировать знания родителей о значимости логопедических игр в домашних
условиях;
сформировать представление о разнообразии логопедических игр и правильной их
организации в домашних условиях;
обучать применению;
формировать умения осознанной, адекватной и результативной помощи детям;
расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальных
коррекционных программ работы с детьми.
Ход мастер-класса.
I. Приветственное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Очень приятно видеть вас сегодня здесь.
Тема нашего мастер – класса «Логопедические игры на кухне».
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения …
Взрослые должны приложить не мало усилий , чтобы речь ребёнка развивалась правильно
и своевременно . первые и самые важные учителя вашего ребёнка .
Первая его школа – Ваш дом – окажет огромное влияние на то , что он будет считать
важным в жизни , на формирование его системы ценностей .
Что же такое речь? Строим дом.
-Фундамент нашего дома - работа по развитию артикуляционного аппарата;
- стены - работа над общей и мелкой моторикой, развитие правильного речевого
дыхания;
- крыша- развитие фонематического слуха
Жизнь современного родителя перегружена: перегружена работой, бытовыми
обязанностями, зачастую родителям не хватает времени заниматься с детьми.
Часто можно услышать вопрос – когда позаниматься с ребенком?
Работа и домашние хлопоты отнимают много времени и сил.
Да и порой для многих родителей, составляет трудность – нежелание ребёнка заниматься.
Большую часть времени мамы проводят на кухне.
Они заняты повседневными вечерними делами.
А малыш крутится рядом, не зная чем заняться, а порой просто мешается под
ногами.
Рекомендую “играть на кухне”! Ведь кухня – это не только место для приготовления
пищи, но и отличная школа, где ребёнок может приобрести полезные навыки, знания.
Вашему вниманию предлагаю речевые игры, которые помогут в спокойной
обстановке справиться с домашними делами и одновременно провести «забавный урок»
В ходе мастер класса хотелось бы показать применение некоторых обычных предметов
из домашнего окружения для организации игр по речевому развитию, а так же как
обыденные действия можно превратить в обучающие игры для ребёнка.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания,
воображения ребенка.
С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы, игры
способствуют формированию лексико-грамматических категорий связной речи.
Под логопедическими играми имеются ввиду самые разнообразные задания и упражнения,
прямо или косвенно способствующие развитию речевых навыков.
Вашему вниманию будут предложены игры, которые:
- способствуют развитию фонематических представлений
- направлены на формирование лексико-грамматической стороны речи;
- направлены на активизацию словарного запаса.
- игры на развитие мелкой моторики
II.
Практическая деятельность
Вначале мы рассмотрим игры на развитие речевого дыхания.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной
струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий
постановки звуков.
Техника выполнения упражнений:
·воздух набирать через нос;
·плечи не поднимать;
·выдох должен быть длительным и плавным;
·необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно
придерживать руками)
·нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к
головокружению.
1.«Чайник закипел»,
«Буря в стакане».
Для
организации
игры
понадобится
стакан,
вода
и
трубочка для коктейля.
В стакан с водой вставить трубочку для коктейля.
Сначала потихоньку
выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем
выдох - он кипит,
еще усиливаем выдох- вода бурлит.
Родитель выполняет действия.
2. «Кораблики».
Для игры нужны таз с водой, мелкие плавающие предметы..
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик, чтобы он
поплыл по блюдечку с водой.
Можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки.
Можно
на
кораблики
сажать
моряков
–
например,
фасоль. Дуем на кораблики с разной силой. Можно устроить
соревнование.
3. «Что пахнет»
Для игры «Что пахнет?» нужны фрукты и овощи.
Нарезать фрукты, овощи кусочками.
Разложить в блюдца.
Завяжем глаза и начинаем играть.
Сделать
глубокий
вдох
носом,
на
выдохе
сказать:
« Ах как пахнет лимон(апельсин, чеснок и т.п.)!»
Ребёнок: Вдох- выдох-Ах как пахнет лимон!
Развиваем слуховое внимание, слуховые дифференциации.
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-
поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации
контрастных
неречевых,
музыкальных
звуков
и
шумов,
гласных,
соотнесение
с предметными образами.
Развитие акустической памяти направлено на удержание объёма воспринимаемой на
слух информации.
Такие игры можно легко организовать с привлечением обычных предметов, которые
окружают нас на кухне.
1.Слушаем звуки.
Послушай и запомни звуки: размешать
сахар в чашке,
хлопнуть крышкой по
кастрюле,
прошуршать
пакетиками
со
специями, погреметь горохом или манкой в
стеклянной банке и т.д. Предъявлет сначала
два звука, потом три и т.д. до 7-8 звуков.…
Ребенок
отгадывает,
закрыв
глаза
или
отвернувшись, что может издавать эти
звуки.
2.«Звучащие баночки», «Что звучит?»,
«Найди пару».
Для этой игры понадобятся баночки или
сшитые небольшие мешочки, разная крупа
или мелкие предметы: ракушки, камешки.
Насыпать в баночки разные крупы.
Потрясти баночку, отгадать, что там
звучит.
Определить одинаковые наполнители,
составить пары.
Ребенок выполняет действия , называет
крупы.
Игры на обогащение словаря ребенка.
Расширяем словарный запас и учим словообразованию.
1.«Разные слова»
В игре можно использовать любые предметы.
Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно
больше слов-признаков и правильно их согласовывать.
-Давай, назовем какой апельсин –
Холодный или теплый, грязный или чистый, мытый или не мытый,
целый, тяжелый.
Таким же образом подбираем слова к другим предметам.
Ребёнок: Круглый, оранжевый, вкусный, ароматный, кисло-
сладкий, цитрусовый, большой.
2.«Какой предмет?»
Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую.
Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны
подобрать как можно больше слов-предметов.
Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
Красное — платье, яблоко, знамя, …
3.« Охота на слова»
Цель: Дать понятие об овощах, способствовать
развитию внимательности и наблюдательности, развивать
быстроту переключаемости, активизировать словарь.
Какие слова можно достать из борща?
Кто больше назовет? (Картошка, укроп, свекла и т.д.) на слова
можно «охотиться», которые достаем из винегрета, кухонного
шкафа, плиты и на кухне вообще.
Кто больше знает названий посуды, мебели, бытовой техники,
продуктов и т.д.
4. «Угощаю»
Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» Вам на ладошку,
затем Вы ему, и так до тех пор, пока все не съедите.
Можно поиграть в сладкие, кислые, соленые, горькие слова.
Игры на развитие грамматического строя
«Помощники»
Назови одним словом прибор, с помощью которого:
варят кофе, режут овощи, чистят картофель, моют посуду,
выжимают сок, убирают в квартире.
Ребёнок:
Кофеварка, овощерезка, картофелечистка, посудомоечная
машина, соковыжималка, пылесос.
«Большой–маленький»
Цель: Учим использовать уменьшительно-ласкательные
суффиксы.
Мама: Я называю большие предметы, а ты их будешь
уменьшать.
Ребёнок:
Булка- булочка
апельсин- апельсинчик
кастрюля- кастрюлечка
«Великаны»
Мама: Я буду называть обыкновенный предмет, а ты «предмет
великан»: Ребёнок:
Нож- ножище
помидор- помидорище
батон- батонище.
«Готовим вместе»
Цель: Формирование и развитие навыка образования
относительных прилагательных от существительных.
- Как будет называться блюдо?
Варим кашу из манки,из риса и т.п.
пюре из картошки-, колеты из мяса-;суп из курицы-, из грибов –,
из лука-, из рыбы- и так далее.
Из яблок получается яблочный сок, из груш -, из свеклы-.
Ребёнок образует относительные прилагательные.
Учим предлоги:
После похода в магазин раскладываем продукты сообща: куда
положить овощи, куда положить фрукты, куда положить крупу,
куда положить хлеб.
- Конфеты положим в вазочку и поставим около сахарницы.
Салфетки
сложим
в
салфетницу
и
поставим
на
поднос.
Порошок надо поставить в шкафчике под раковиной возле
коробки…
Ребёнок выполняет поручения и объясняет свои действия.
«Один и много»
Взрослый называет один предмет – а ребенок много.
Перечислять можно разные предметы.
Например:
Чашка – чашки, кастрюля – кастрюли, стол - столы…
Раскладываем и
пересчитываем.
Цель: Закреплять навыки счёта, упражнять в сравнении
количество предметов.
Здесь дело понятное и тщательное: помытые ложки и вилки
требуют сортировки; накрываемый стол «ждет» нужное
количество предметов.
«Чего не стало?»
Взрослый выкладывает перед ребенком несколько различных
предметов– 4 – 7 штук.
Затем просит ребенка запомнить все предметы и отвернуться,
а сам в это
время убирает один любой предмет.
Ребенку предлагается посмотреть внимательно и назвать, чего
не стало.
Обязательно нужно обращать внимание на окончания
в словах.
«Волшебные очки»
«Представь, что у нас есть волшебные очки.
Когда их надеваешь, то все становится красным
(зеленым, желтым, синим и т.д.).
Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало,
скажи: красный холодильник, красное полотенце, красный стол,
красное окно, красная рука и прочие.
«Я внимательный»
Будем называть предметы, которые видим,
а еще обязательно укажем – какие они.
Например: Вот стол. Он деревянный. Вот кошка –
она пушистая. Вот окно – оно большое. Вот ложка –она
железная. Вот тарелка – она фарфоровая.
Развитие связной речи
«Кухонные сказки»
Можно придумывать сказки или истории про различные
предметы, например про старую кастрюлю
(банан, картофелину, кухонные часы и т.п.).
Если ребёнку нужны подсказки, задайте ему наводящие
вопросы.
Например, вот картофелина.
Как ты думаешь, где она росла?
Кого картофелина могла встретить, пока находилась в земле?
Почему она выросла такая большая
(тёмная, неправильной формы)?
Что из неё можно приготовить?
Ребёнок рассказывает сказочную историю.
Игровое упражнение на слоговую структуру слов
- Назови продукты в которых один, два ,три слога.
-Возьми столько макарон, горошин, фасоли и т.п. сколько в этом слове слогов.
-Раскатай из теста два, три шарика, подбери слова с таким количеством слогов.
-Отстучите определенное количество раз и предложите найти на кухне предмет с таким
количеством слогов.
Развитие фонематического слуха.
Подготовка к звуковому анализу слов
«Покупки»
Покажите ребенку свои покупки.
Пусть он перечислит те из них, в названии,
которых есть звук «Р».
Если ребёнок затрудняется ответить, предложите наводящие
вопросы: Кар-р-р-тофель или капусту? Ар-р-р-буз или дыню?
Пер-р-р-сики или бананы? Лук или огур-р-р-цы? Помидор-р-ры
или баклажаны?
Ребёнок отвечает на вопросы.
«Необычный ужин»
Попробуем приготовить необычный ужин.
В названии блюд должен быть звук «С».
Что можно приготовить?
Не путайте твёрдые и мягкие согласные звуки!
И если ребёнок скажет «селёдка», то похвалите его, но
интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием
твёрдого и мягкого звука. Поэтому же принципу придумайте
меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.
Ребёнок: Салат, сырники, морс, суп.
Развитие артикуляционной моторики
В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям
предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают
положительные эмоции у детей.
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с
большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
«Веселые нетрадиционные артикуляционные упражнения для совершенствования
артикуляционной моторики у детей со сладостями»
Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше
Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы
Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой.
И надо стараться удержать мармеладку губами!
Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке.
Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении
(почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
Выполняя артикуляционные упражнения, хвалите ребёнка, поощрение придаст малышу
уверенность в себе и в своих силах, поможет быстрее овладеть тем или иным движением,
а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.