Автор: Жевачевская Ирина Юрьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: с. Мильково, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Значение занимательного математического
материала для умственного развития детей»
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо
без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом
роль
несложного
занимательного
математического
материала
определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач
всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную
деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать
и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические
представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в
применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок,
логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который
ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна
ребенку,
у
него
складывается
положительное
эмоциональное
отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку
интересна
конечная
цель:
сложить,
найти
нужную
фигуру,
преобразовать, которая увлекает его.
При
этом
дети
пользуются
двумя
видами
поисковых
проб:
практическими
(действия
в
перекладывании,
подборе)
и
мыслительными
(обдумывание
хода,
предугадывание
результата,
предположение решения)
. В ходе поиска, выдвижения гипотез, решения
дети проявляют и догадку, т. е. как бы внезапно приходят к
правильному решению. Но эта внезапность, кажущаяся. На самом деле
они находят путь, способ решения лишь на основании практических
действий и обдумывания.
Многообразие занимательного материала - игр, задач,
головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно
трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный
математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по
содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также
по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу,
разнообразный
элементарный
занимательный
материал
можно
классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы:
развлечения,
математические
игры
и
задачи,
развивающие
(дидактические)
игры и упражнения.
Из всего многообразия занимательного математического
материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят
дидактические
игры.
Основное
назначение
их
-
обеспечить
упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств
предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В
дидактических играх есть возможность формировать новые знания,
знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает
конкретную
задачу
совершенствования
математических
(количественных,
пространственных,
временных)
представлений детей.
Пример: Найди и назови
(для детей средней группы)
Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру
определенного размера, цвета.
Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в
вопросе признаки
(цвет, размер)
. Выполнивший эти условия ребенок
берет
фигуру
себе.
Игровые
действия
включают
элементы
занимательности, соревнования.
Ход
игры. На
фланелеграфе
(магнитной
доске)
раскладывают
в
беспорядке
10-12
геометрических
фигур
(круги,
квадраты,
треугольники, прямоугольники)
разного цвета и размера. Воспитатель, а
затем и ведущий игру ребенок говорит: «Кто нашел большой круг?»,
«Кто нашел маленький синий квадрат?» и т. д. Ребенок, правильно и
быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце
подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.
В формировании у детей математических представлении широко
используются занимательные по форме и содержанию разнообразные
дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных
учебных
заданий
и
упражнений
необычностью
постановки
задачи
(найти, догадаться)
, неожиданностью преподнесения ее от
имени
какого-либо
литературного
сказочного
героя
(Буратино,
Чебурашки)
. Игровые упражнения следует отличать от дидактической
игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности,
роли педагога.
Систематическое упражнение в решении задач таким
способом
развивает
умственную
активность,
самостоятельность
мысли,
творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
К математическим развлечениям относится: головоломки, ребусы,
лабиринты, игры на пространственное преобразование и др. Они
интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются
необычностью решения, парадоксальностью результата.
Например,
головоломки
могут
быть
арифметическими
(угадывание чисел)
,
геометрическими
(разрезание
бумаги, сгибание проволоки)
, буквенными
(анаграммы, кроссворды,
шарады)
. Есть головоломки, рассчитанные только на игру фантазии и
воображения.
Например:
1. Из счетных палочек по образцу составить геометрические фигуры.
2. Из ниток составить последовательно фигуры: круг и овал, большие и
маленькие квадраты, треугольник и т. д.
Математические игры - это те игры, в которых смоделированы
математические
построения,
отношения,
закономерности.
Для
нахождения
ответа
(решения)
,
как
правило,
необходим
предварительный анализ условий, правил, содержания игры или
задачи. По ходу решения требуется применение математических
методов и умозаключении.
Занимательный математический материал является хорошим
средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к
математике,
к логике и доказательности рассуждений,
желания
проявлять умственное напряжение,
сосредоточивать внимание на
проблеме.
Таким образом, дидактические игры и игровые упражнения
математического
содержания
-
наиболее
известные
и
часто
применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды
занимательного математического материала. В процессе обучения
дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие,
являясь
средством
формирования
новых
знаний,
расширения,
уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры
оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а
также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от
занятий время.
В ходе усвоения детьми способов решения логических задач на поиск
недостающей фигуры и задач на нахождение признаков отличия
основным в методике обучения является направление педагогом
анализа задач. Детям сообщается лишь общий метод поисков решения
путем зрительного и мыслительного сопоставления. Процесс анализа
и решения задачи тесно переплетается с доказательством решения.
Методически правильно подобранный и к месту использованный
занимательный
материал
(загадки,
задачи-шутки,
занимательные
вопросы)
способствует
развитию
логического
мышления,
наблюдательности,
находчивости,
быстроты реакции,
интереса к
математическим
знаниям,
формированию
поисковых подходов
к
решению
любой
задачи.