Автор: Зунгруева Майя Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС ОВ №36 "Березка"
Населённый пункт: пгт. Усть-Нера, Оймяконский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: "Лёд-вода-пар"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Зунгруева Майя Николаевна
МБДОУ «Усть-Нерский детский сад общеразвивающего вида №36 «Березка»
(МБДОУ «УНДС ОВ №36 «Березка»)
Республика Саха (Якутия), Оймяконский район, пгт.Усть-Нера
Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: «Лед-вода-пар»
Цель: Прививать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей со
свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей
слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развивать у детей познавательный интерес,
через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность,
способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками
во время проведения опытов.
Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на
каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски,
ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или
палочки, лимон, лед, цветные льдинки.
Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи,
загадки, пословицы, поговорки) наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни
человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой
(превращение
снега
в
воду,
воды
в
лёд,
окрашивание
воды).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными
явлениями. Много читали и беседовали о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как
вода течет у нас из – под крана. Ребята, а как вы считаете, может ли выжить человек без
воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, а сейчас каждый из вас по
очереди назовет, где дома применяют воду.
Ответы детей: (чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин,
поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.)
Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки, вы отгадайте их. Слушайте внимательно.
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода.)
Мы говорим: она течёт;
Мы говорим: она играет;
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
(Вода.)
В море я всегда солена,
А в реке я пресная.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место.
(Вода.)
Ребята ,а вы знаете стихи.
1 ребенок: Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
2 ребенок: Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг?
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели.
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда я приглашаю вас
в лабораторию. И предлагаю вам приступить к нашим исследованиям воды.
Ответы детей.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда
можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».
Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?
Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса - нет.
Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее
вкус? Дети выполняют задание воспитателя.
Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте
и попробуйте на вкус, изменился вкус?
Ответы детей: вода стала сладкая.
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус
того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой
кофе и понюхать, пахнет вода?
Ответы детей: вода пахнет кофе.
Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо, она принимает тот
запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.
Опыт № 3 «Вода не имеет формы».
Перед детьми различные сосуды.
Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?
Ответы детей.
Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?
Дети: Ковшиком через воронку.
Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором
находится.
Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».
Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных
емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.
Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?
Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.
Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной?
Растворился ли речной песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее краску - гуашь?
Дети добавляют краску, перемешивают.
Воспитатель: Что изменилось?
Дети: Вода изменила цвет?
Воспитатель: Растворилась ли краска?
Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.
Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в
ней растворяются).
Опыт №5 «Лед – твердая вода»
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его
превращением. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед
тает?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?
Ответы детей: Влажными.
Вывод детей: лед – твердая вода.
Опыт №6«Газообразная вода - пар»
Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают.
Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?
Ответ: Образовались капли воды.
Вывод: вода может превратиться в пар.
Подведение итогов и оценка результатов.
Игровое упражнение «Волны»
- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.
Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал
играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила,
заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Волшебница Вода: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для
этого надо поиграть в игру. Вы согласны?
Ответы детей.
Волшебница Вода: Игра:«Доскажи словечко».
В морях и океанах – вода солёная;
вода в море – … морская;
вода в океане – …океаническая;
в реках - …,
в родниках -…,
в болотах -…
Игра «Подбери слово»
А как еще можно сказать какая вода из под крана?, (холодная,.горячая. прозрачная,.
чистая. грязная, мутная ), а что она делает? ( льется . бежит, течет, бурлит, журчит.
Кипит). Молодцы!
Волшебница Вода: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям,
рыбам?
Ответы детей.