Напоминание

"Лёд-вода-пар"


Автор: Зунгруева Майя Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "УНДС ОВ №36 "Березка"
Населённый пункт: пгт. Усть-Нера, Оймяконский район, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Тема: "Лёд-вода-пар"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель: Зунгруева Майя Николаевна

МБДОУ «Усть-Нерский детский сад общеразвивающего вида №36 «Березка»

(МБДОУ «УНДС ОВ №36 «Березка»)

Республика Саха (Якутия), Оймяконский район, пгт.Усть-Нера

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Тема: «Лед-вода-пар»

Цель: Прививать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей со

свойствами воды (вкус, цвет, запах), уточнить значение воды для всего живого на земле.

Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей

слова: бесцветная, безвкусная, прозрачная. Развивать у детей познавательный интерес,

через знакомство с техникой проведения опытов с водой; развивать наблюдательность,

способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умение общаться со сверстниками

во время проведения опытов.

Оборудование: стаканчики; стаканчики с питьевой водой, бутылочки, соломинки (на

каждого ребенка) ; воронки, узкие высокие стаканы, округлые сосуды, широкие миски,

ковшики , вода, подносы; мука, сахарный песок, речной песок, краски, кофе, ложки или

палочки, лимон, лед, цветные льдинки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи,

загадки, пословицы, поговорки) наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни

человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой

(превращение

снега

в

воду,

воды

в

лёд,

окрашивание

воды).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, во время прогулок мы с вами наблюдали за природными

явлениями. Много читали и беседовали о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как

вода течет у нас из – под крана. Ребята, а как вы считаете, может ли выжить человек без

воды и все живое на планете. Ребята, а для чего нам нужна вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, а сейчас каждый из вас по

очереди назовет, где дома применяют воду.

Ответы детей: (чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьем чай, варим обед, ужин,

поливаем цветы, заполняем аквариум и многое другое.)

Воспитатель: А сейчас я вам загадаю загадки, вы отгадайте их. Слушайте внимательно.

«Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода.)

Мы говорим: она течёт;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает.

(Вода.)

В море я всегда солена,

А в реке я пресная.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

(Вода.)

Ребята ,а вы знаете стихи.

1 ребенок: Вода всегда и всем нужна,

Она прозрачна и чиста.

Она бежит, течет и льется,

Из речки, крана и колодца.

Вода тепла и холодна,

А так же мокрая она.

И кто с водой не осторожен

Намочит быстро их она.

2 ребенок: Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОДЫ.

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда я приглашаю вас

в лабораторию. И предлагаю вам приступить к нашим исследованиям воды.

Ответы детей.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость».

Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда

можно налить воду?

Дети: В стакан, в ведро, в вазу, в бутылку, в тарелку.

Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?

Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного сосуда в другой.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Опыт № 2 «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: Вот интересно: Есть ли вкус у простой воды?

Итак, я пробую воду. Вкуса я не почувствовала. Я думаю, что у воды вкуса - нет.

Воспитатель: А теперь и вы попробуйте, через соломинку попить воду. Есть ли у нее

вкус? Дети выполняют задание воспитателя.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечки и насыпьте в воду сахарный песок, размешайте

и попробуйте на вкус, изменился вкус?

Ответы детей: вода стала сладкая.

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, вода может принимать вкус

того вещества, которое в неё добавили.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, у воды есть запах?

Ответы детей.

Воспитатель: Перед вами на столе лежит кофе, попробуйте насыпать в стаканчик с водой

кофе и понюхать, пахнет вода?

Ответы детей: вода пахнет кофе.

Вывод: чистая вода без запаха, но если в нее добавить что – либо, она принимает тот

запах. В нашем случае, вода приняла запах кофе.

Опыт № 3 «Вода не имеет формы».

Перед детьми различные сосуды.

Воспитатель: Может ли вода иметь, какую – то форму?

Ответы детей.

Воспитатель: Как это проверить? Какой формы эти сосуды?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд?

Дети: Ковшиком через воронку.

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в котором

находится.

Опыт № 4 «Что растворяется в воде? ».

Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных

емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства.

Воспитатель: Что произойдет, если мы в воду добавим речной песок?

Дети добавляют к воде речной песок, перемешивают.

Воспитатель: Изменилась ли вода? Стала она мутной или осталась прозрачной?

Растворился ли речной песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Что произойдет с водой, если мы добавим в нее краску - гуашь?

Дети добавляют краску, перемешивают.

Воспитатель: Что изменилось?

Дети: Вода изменила цвет?

Воспитатель: Растворилась ли краска?

Дети: Краска растворилась и изменила цвет воды, вода стала не прозрачной.

Вывод: вода растворяет вещества, но не все, (вода растворитель, но не все вещества в

ней растворяются).

Опыт №5 «Лед – твердая вода»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами понаблюдаем за таянием льда и его

превращением. Возьмите кусочек льда в руки. Что происходит со льдом? Почему лед

тает?

Ответы детей.

Воспитатель: А теперь вытрите руки салфеткой. Какими стали салфетки?

Ответы детей: Влажными.

Вывод детей: лед – твердая вода.

Опыт №6«Газообразная вода - пар»

Воспитатель: Беру стакан с горячей водой и накрываю тарелкой. Дети наблюдают.

Показываю тарелку. Что вы видите на стекле?

Ответ: Образовались капли воды.

Вывод: вода может превратиться в пар.

Подведение итогов и оценка результатов.

Игровое упражнение «Волны»

- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро.

Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны), налетел легкий ветерок, стал

играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз), подул ветер сильнее (вода забурлила,

заплескалась), стих ветер(водная гладь спокойная).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Волшебница Вода: А теперь вместе с вами постараемся определить, где какая вода, а для

этого надо поиграть в игру. Вы согласны?

Ответы детей.

Волшебница Вода: Игра:«Доскажи словечко».

В морях и океанах – вода солёная;

вода в море – … морская;

вода в океане – …океаническая;

в реках - …,

в родниках -…,

в болотах -…

Игра «Подбери слово»

А как еще можно сказать какая вода из под крана?, (холодная,.горячая. прозрачная,.

чистая. грязная, мутная ), а что она делает? ( льется . бежит, течет, бурлит, журчит.

Кипит). Молодцы!

Волшебница Вода: Как вы думаете, для чего нужна людям вода, животным, растениям,

рыбам?

Ответы детей.



В раздел образования