Напоминание

"Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"


Автор: Буканова Вероника Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия г.Алдан"
Населённый пункт: г.Алдан, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Буканова Вероника Александровна,

социальный педагог,

МБОУ «Гимназия г. Алдан»

Все мы знаем выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». На

сегодняшний день эта фраза все также актуальна, несмотря на то, что темп и ритм

современной жизни изменился. Более очевидным стало разделение на благополучные и

неблагополучные семьи. Снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и

семейных ценностей приводят к тому, что изменяются отношения родителей к детям,

воспитательная функция уходит на второй план. Часто семьи (особенно те, в которых

ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются сами психологически не

готовы к самостоятельной жизни и решению возникающих проблем.

Такие семьи

нуждаются в контроле, в помощи, нацеленной на то, чтобы научить взрослых членов

семьи правильно воспитывать своих детей.

Категорию семей с низким материальным уровнем и элементарным непониманием

того, как правильно воспитать своих детей относят к семьям, находящимся в трудной

жизненной ситуации.

В школе обучаются дети, чьи семьи чаще всего имеют такие проблемы. Поэтому

одной из основных задач в работе социального педагога является оказание посильной

помощи родителям (законным представителям) обучающегося в целях недопущения

возникновения

ситуаций,

приводящих

к

нарушению

детьми

правил

и

норм,

установленных

в

обществе,

и

возникновению

правонарушений

среди

несовершеннолетних.

Известно, что дети склонны к подражанию. Для ребёнка с раннего возраста важен

положительный пример окружающих его людей старших по возрасту. Ребенок, как губка,

впитывает в себя жизнь, которой живут его родители: манеру общения друг с другом и

окружающими людьми, привычки, умение вести себя в обществе и отстаивать свои

интересы и т.д. Поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение,

быть, сдержанными, подавать детям положительный пример. Позже, став взрослым и

опираясь на полученный опыт, ребенок будет строить свою самостоятельную жизнь.

Жизненный опыт подростка невелик и часто повторяющиеся негативные примеры

формируют отрицательные черты личности ребёнка. Для нервной системы подростка

неблагоприятная обстановка в семье (пренебрежительное, жестокое, грубое обращение,

оскорбление) – это фундамент для негативного проявления своего поведения. В свою

очередь это может привести к совершению проступка, что является первым шагом к

совершению правонарушения. Как известно, совершить правонарушение может каждый

человек, но далеко не каждый его совершает.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место в

работе социального педагога. Для того чтобы правильно выстроить профилактическую

работу с ребенком и не допустить совершение им преступления, необходимо узнать не

кроется ли проблема плохого поведения, обучающегося в семейном воспитании. Поэтому

на первом этапе работы важно выяснить, какое влияние на ребенка оказывает его семья,

родители (законные представители).

При поступлении ребенка в школу происходит знакомство с каждой семьей,

заполняется анкета обучающегося, в которую вносятся первичные сведения о семье. С

целью выявления социального неблагополучия в семье ведется мониторинг семьи.

Социальный педагог посещает обучающихся по месту жительства, знакомится с бытом,

выявляет возможные проблемы в семье. Посредством знакомства с внутрисемейными

отношениями (между родителями, между родителями и детьми), поведенческими

особенностями семьи (наличие или отсутствие асоциального поведения у родителей и

близкого окружения ребенка) происходит изучение индивидуальных особенностей

каждого обучающегося, его характера, интересов. После сбора информации формируется

список обучающихся, требующих особого педагогического внимания, и список детей

«группы

риска»,

в

который

входят

подростки,

которые

в

силу

определенных

обстоятельств

в

своей

жизни

более

других

подвержены

негативным

внешним

воздействиям со стороны общества. Подростки зачастую не в состоянии адекватно

оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений

несовершеннолетних в том, что часто они не осознают всю серьезность преступлений и

считают незаконные действия чем-то вроде опасной игры.

Поэтому важно вовремя

увидеть первые отклонения в поведении подростка, чтобы успеть принять меры и не

допустить негативного процесса. Это является основой профилактической работы в

школе-интернате.

Многие

родители

считают,

что

профилактикой

правонарушений

обязаны

заниматься именно в школе, ведь большую часть времени ребенок проводит именно там,

общаясь со сверстниками, педагогами, воспитателями, приобретая вместе со знаниями,

умениями и навыками целый букет вредных привычек, потому что в школе «… вот как

много разных детей, неизвестно чему они могут научить друг друга…».

Конечно, педагоги заметят, что произошли изменения в поведении обучающегося.

Именно в школе будет сразу понятно, что с ребенком что-то происходит: утрата интереса

к учебе и отчуждение от коллектива, появление отрицательных привычек и интересов,

неуважительное отношение ко взрослым. Но следует отметить, что социальному педагогу,

классному руководителю в одиночку не справиться с решением проблемы. Эффективнее

всего профилактика будет, если и родители будут принимать непосредственное участие в

воспитании своего чада.

Обязанность родителей - забота о детях в семье, для этого они наделяются

родительскими правами. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», родители

являются первыми педагогами.

Ответственность за все происходящее с ребенком, в

первую очередь лежит на родителях (законных представителях).

Если родитель (законный представитель) не понимает, что нужно сделать, чтобы

заставить своего ребенка переосмыслить поведение, всегда есть возможность обратиться

за консультационной помощью к социальному педагогу. Помимо индивидуальных

консультаций в течение учебного года проводятся родительские собрания, на которых

освещаются важные вопросы воспитания детей и родители (законные представители)

могут задать интересующие их вопросы и обратиться за помощью.

Совместные профилактические мероприятия помогут не допустить возникновения

ситуации, которая может навредить подростку в настоящее время и испортить его

будущее.



В раздел образования