Автор: Буканова Вероника Александровна
Должность: Социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия г.Алдан"
Населённый пункт: г.Алдан, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль семьи в профилактике правонарушений несовершеннолетних"
Раздел: среднее образование
РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Буканова Вероника Александровна,
социальный педагог,
МБОУ «Гимназия г. Алдан»
Все мы знаем выражение: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». На
сегодняшний день эта фраза все также актуальна, несмотря на то, что темп и ритм
современной жизни изменился. Более очевидным стало разделение на благополучные и
неблагополучные семьи. Снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и
семейных ценностей приводят к тому, что изменяются отношения родителей к детям,
воспитательная функция уходит на второй план. Часто семьи (особенно те, в которых
ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются сами психологически не
готовы к самостоятельной жизни и решению возникающих проблем.
Такие семьи
нуждаются в контроле, в помощи, нацеленной на то, чтобы научить взрослых членов
семьи правильно воспитывать своих детей.
Категорию семей с низким материальным уровнем и элементарным непониманием
того, как правильно воспитать своих детей относят к семьям, находящимся в трудной
жизненной ситуации.
В школе обучаются дети, чьи семьи чаще всего имеют такие проблемы. Поэтому
одной из основных задач в работе социального педагога является оказание посильной
помощи родителям (законным представителям) обучающегося в целях недопущения
возникновения
ситуаций,
приводящих
к
нарушению
детьми
правил
и
норм,
установленных
в
обществе,
и
возникновению
правонарушений
среди
несовершеннолетних.
Известно, что дети склонны к подражанию. Для ребёнка с раннего возраста важен
положительный пример окружающих его людей старших по возрасту. Ребенок, как губка,
впитывает в себя жизнь, которой живут его родители: манеру общения друг с другом и
окружающими людьми, привычки, умение вести себя в обществе и отстаивать свои
интересы и т.д. Поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение,
быть, сдержанными, подавать детям положительный пример. Позже, став взрослым и
опираясь на полученный опыт, ребенок будет строить свою самостоятельную жизнь.
Жизненный опыт подростка невелик и часто повторяющиеся негативные примеры
формируют отрицательные черты личности ребёнка. Для нервной системы подростка
неблагоприятная обстановка в семье (пренебрежительное, жестокое, грубое обращение,
оскорбление) – это фундамент для негативного проявления своего поведения. В свою
очередь это может привести к совершению проступка, что является первым шагом к
совершению правонарушения. Как известно, совершить правонарушение может каждый
человек, но далеко не каждый его совершает.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних занимает особое место в
работе социального педагога. Для того чтобы правильно выстроить профилактическую
работу с ребенком и не допустить совершение им преступления, необходимо узнать не
кроется ли проблема плохого поведения, обучающегося в семейном воспитании. Поэтому
на первом этапе работы важно выяснить, какое влияние на ребенка оказывает его семья,
родители (законные представители).
При поступлении ребенка в школу происходит знакомство с каждой семьей,
заполняется анкета обучающегося, в которую вносятся первичные сведения о семье. С
целью выявления социального неблагополучия в семье ведется мониторинг семьи.
Социальный педагог посещает обучающихся по месту жительства, знакомится с бытом,
выявляет возможные проблемы в семье. Посредством знакомства с внутрисемейными
отношениями (между родителями, между родителями и детьми), поведенческими
особенностями семьи (наличие или отсутствие асоциального поведения у родителей и
близкого окружения ребенка) происходит изучение индивидуальных особенностей
каждого обучающегося, его характера, интересов. После сбора информации формируется
список обучающихся, требующих особого педагогического внимания, и список детей
«группы
риска»,
в
который
входят
подростки,
которые
в
силу
определенных
обстоятельств
в
своей
жизни
более
других
подвержены
негативным
внешним
воздействиям со стороны общества. Подростки зачастую не в состоянии адекватно
оценивать не только себя, но и свои поступки. Главные причины правонарушений
несовершеннолетних в том, что часто они не осознают всю серьезность преступлений и
считают незаконные действия чем-то вроде опасной игры.
Поэтому важно вовремя
увидеть первые отклонения в поведении подростка, чтобы успеть принять меры и не
допустить негативного процесса. Это является основой профилактической работы в
школе-интернате.
Многие
родители
считают,
что
профилактикой
правонарушений
обязаны
заниматься именно в школе, ведь большую часть времени ребенок проводит именно там,
общаясь со сверстниками, педагогами, воспитателями, приобретая вместе со знаниями,
умениями и навыками целый букет вредных привычек, потому что в школе «… вот как
много разных детей, неизвестно чему они могут научить друг друга…».
Конечно, педагоги заметят, что произошли изменения в поведении обучающегося.
Именно в школе будет сразу понятно, что с ребенком что-то происходит: утрата интереса
к учебе и отчуждение от коллектива, появление отрицательных привычек и интересов,
неуважительное отношение ко взрослым. Но следует отметить, что социальному педагогу,
классному руководителю в одиночку не справиться с решением проблемы. Эффективнее
всего профилактика будет, если и родители будут принимать непосредственное участие в
воспитании своего чада.
Обязанность родителей - забота о детях в семье, для этого они наделяются
родительскими правами. В соответствии с законом «Об образовании в РФ», родители
являются первыми педагогами.
Ответственность за все происходящее с ребенком, в
первую очередь лежит на родителях (законных представителях).
Если родитель (законный представитель) не понимает, что нужно сделать, чтобы
заставить своего ребенка переосмыслить поведение, всегда есть возможность обратиться
за консультационной помощью к социальному педагогу. Помимо индивидуальных
консультаций в течение учебного года проводятся родительские собрания, на которых
освещаются важные вопросы воспитания детей и родители (законные представители)
могут задать интересующие их вопросы и обратиться за помощью.
Совместные профилактические мероприятия помогут не допустить возникновения
ситуации, которая может навредить подростку в настоящее время и испортить его
будущее.