Напоминание

"Нарушение речи детей в раннем возрасте"


Автор: Ефимова Мария Ивановна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: ГОБУ "Боровичский центр психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи". Филиал №3
Населённый пункт: гор. Пестово
Наименование материала: Гаджеты вместо ладушек: откуда у современных детей проблемы с речью и когда идти к логопеду
Тема: "Нарушение речи детей в раннем возрасте"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГАДЖЕТЫ ВМЕСТО ЛАДУШЕК: ОТКУДА У СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРОБЛЕМЫ С РЕЧЬЮ И КОГДА

ИДТИ К ЛОГОПЕДУ

«Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через год! Зато он на планшете в игры интеллектуальные

играет», — заявляют современные родители. Они уверены — с ребенком говорить не нужно, а с

молчуном даже проще — не мешает своими делами заниматься. И далеко не каждый родитель

знает, что, казалось бы, несерьезные трудности с речью оборачиваются гораздо более

серьезными проблемами развития ребенка.

Почему так плохо говорят наши дети и кто виноват в этом, а также когда родителям стоит бить

тревогу?

Проблемы с речью — проблемы с мышлением.

— Да, проблема, действительно, актуальная, — в унисон кивают учителя-логопеды— причем

обострилась она в последние 15 лет. И каждый год ситуация усугубляется , детей с проблемами

речи становится все больше.

Чтобы понять, насколько катастрофически растет количество детей, у которых проблемы с речью,

всего одна цифра: дошкольников, не имеющих речевых проблем, у нас лишь 6-12 процентов.

Самые распространенные диагнозы при этом делятся на несколько категорий. Начать надо с тех,

что связаны с нарушением звукопроизношения — это когда ребенок опускает, заменяет и

искаженно произносит звуки; не может проанализировать, как звучит слово.

Можно сказать, что отправной точкой всей этой волны патологий стали 1990-е годы. Еще в 1996

году на конгрессе "Здоровый ребенок" глава Союза педиатров России академик А. Баранов

отметил, что в стране резко снижается уровень здоровья детей, а как следствие этого мы видим

нарастание

патологии

речи.

И

связано

это

в

первую

очередь

с

активным

развитием

репродуктивных технологий — теперь врачи могут выходить новорожденного весом от 500

граммов.

Понятно, что у недоношенных детей здоровье в целом ослаблено, а любое отставание в

развитии, будь оно соматическое или психическое, в конечном счете сказывается на речи.

Точно так же на здоровье современных детей в раннем возрасте влияет экология, социальные

условия, стресс. Сегодня остро стоит проблема билингвизма, миграции — все это так или иначе

ведет к нарушению сначала устной, а потом и письменной речи.

Перенесенные

ребенком,

а

также

матерью

во

время

беременности,

инфекционные

заболевания, родовые травмы, ушибы и удары головы ребенка в первые годы жизни и так

далее могут привести к проблемам с речью. Так, подвывих шейных позвонков у детей чаще всего

приводит к дизартрии — нарушениям произношения, которые связаны с ограничением

подвижности органов речи. Распространено и такое нарушение речи, как алалия — при этом

диагнозе могут наблюдаться зачатки речи, но, простым языком, ребенок говорит непонятно. В

таких случаях нужен не только логопед, но и врач-невропатолог. Если родители выполняют

рекомендации врачей, то серьезных последствий с речью (а значит, и с развитием ребенка в

целом) удается избежать.

И последнее. Очень большую роль в развитии ребенка играет то, насколько информированы и

ответственны родители. Зачастую мамы, у которых была трудная беременность и роды,

изначально настроены на дополнительные занятия с ребенком, контролируют его общее,

психическое и речевое развитие, и от этого дети, конечно, выигрывают. Мы еще не дошли до

уровня Швеции, где логопед вместе с патронажной сестрой приходит на второй день после

выписки из роддома, но в целом ранняя логопедия в мегаполисах развивается очень активно. Но

очень многое по-прежнему зависит от инициативы родителей, их роль не менее важна, чем роль

медицинских и образовательных учреждений. Тех, кто понимает это, все больше: в последние

несколько лет мы, к примеру, в нашем университете отмечаем интересную тенденцию — на

кафедру логопедии зачастую поступают студенты, которые хотят решить проблемы нарушений

речи своих детей.

Родителям некогда спросить ребенка «Как дела?»

Вторая значимая причина проблем с речью — отсутствие общения в семье. Родителям некогда

говорить с собственными детьми! Многим намного проще купить планшет или включить ребенку

мультфильмы, чем спросить у ребенка, как прошел день».

— В советские времена были у ребенка кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама

бежит к ребенку. А сейчас достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Выросло

поколение родителей, которые не знают, что такое потешки — те самые, что мы с детства знаем:

«Ладушки», «Сорока-белобока». Они не хотят читать сказки, стишки, петь ребенку колыбельные.

По сути, в семье нет никакого общения.

Зачастую бить тревогу родители начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Тогда

ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы.

— Одно дело, когда ребенок не произносит один или два звука — в этом случае достаточно

посетить несколько занятий логопеда, и совсем другое — серьезное нарушение речи. К

сожалению, бывают запущенные случаи. Нарушения речи приводят к трудностям обучения в

школе — дисграфиям (нарушениям письма), дислексиям (нарушениям чтения). Однако многие

родители спохватываются только перед школой, а за год провести полноценную коррекцию

практически невозможно.

Слабое место сильного пола.

Проблемы с речью возникают у мальчиков чаще, чем у девочек. В группах компенсирующей

направленности 80 процентов детей — мальчики.

— Мальчики больше подвержены родовым травмам, так как они крупнее.Отсюда и больше

проблем с речью. У девочек развитие в целом опережает развитие мальчиков.

К логопеду — в 2 года

Стандарты, по которым судят о развитии речи детей, с советских времен не изменились. Хотя

логопеды наблюдают: современные дети отстают от прошлых поколений. Если раньше считалось,

что «гуление» у детей должно наблюдаться в 2—3 месяца, то сейчас эти сроки сдвинулись до 4—5

месяцев. По нормам к 5 годам ребенок должен произносить все звуки. Но логопеды наблюдают,

что планка сдвинулась до 6,5—7 лет.

НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ, ЕСЛИ: Как выявить отставание в коммуникации и речи: признаки и

симптомы:

1,5-2 года:

Не говорит простых слов (мама,папа,бах) и не воспринимает их, не понимает, когда к

немуобращаются по имени или с просьбой, предпочитает рассматривать книжки самостоятельно,

теряет интерес, когда кто-либо назовет ему картинуку.

2-3 года

Не понимает значение вопросов что?где? использует много слов, значение которых понятно

только ему, отвечает на вопрос повтором этого вопроса, знает и использует очень ограниченный

набор слов, не повторяет за другими новые слова, использует преимущественно жестовую речь. -

В 2 года ребенок не говорит — необходим прием невропатолога, который назначит лечение. Уже

в этом возрасте желательно проконсультироваться у логопеда.

3 года

Применяет не больше 20 слов, не может из 2-3 слов составить фразу,не может сам составить

предложение, не понимает несложных рассказов со стороны взрослых, возникает необходимость

многократного повторения инструкции. Говорит слишком быстро, «проглатывая» окончания или

слишком медленно, растягивая слова.

- В 3—4 года в речи ребенка нет свистящих, он неправильно произносит или коверкает их; в 4—5

лет нет шипящих звуков и «л-ль»; к 6 годам нет звуков «р-рь».

- «Каша во рту» — ребенок говорит непонятно. Это может быть признаком тяжелых нарушений

речи, которые могут привести к отставанию в развитии психических процессов — мышления,

памяти, внимания.

Этапы формирования коммуникации у неговорящих детей, как работать воспитателю с

неговорящим ребенком.

Чтобы ребёнка подвести к вербальной коммуникации (понимание обращённой к нему речи),

нужно чтобы он овладел следующими этапами:

-наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком;

-развитие мелкой моторики рук;

-развитие понимания речи;

Рассмотрим каждый этап более подробно.

Наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить

эмоциональный контакт с ребенком.

Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы занятия, насколько ребенок

эмоционально вовлечен. Воспитателю необходимо вызвать у ребенка доверие и добиться

положительной мотивации ребенка по отношению к занятиям. Необходимо встать на позицию

ребенка, научиться играть, быть эмоциональным, непосредственным и доброжелательным в

общении с ребёнком. Кроме этого, важно поощрять любое проявление ребенком активности,

хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих

нарушению речи психологических проблем – нежелания говорить, боязни речи.

Добиться

доверия

ребенка

в

этом

педагогу

помогают

игры

для

самых

маленьких

эмоциональные игры.

Обычно неговорящие дети живо откликаются на эмоциональные игры, в которых инициативу

берет в свои руки взрослый. Это можно объяснить тем, что такие игры часто знакомы детям,

просты в исполнении и любимы детьми. Кроме этого, в эмоциональной игре от ребенка не

требуется проявления активности, тем более не ставится задача что-то говорить, повторять за

взрослым.

Не следует рассматривать проведение таких игр как шаг назад в развитии ребенка. Ведь в данном

случае цель игры – это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание

контакта между ребенком и взрослым.

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности

тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведенных медико-психологических опытов и

обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если

развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах

нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств,

как подготовка руки к письму, развитие пространственного мышления, концентрации внимания,

усидчивости и т.д.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Главное –

уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка. При

выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком

простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере

усвоения программного материала игру можно усложнять.

Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях

логопеда играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи.

Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается

на исправлении речи детей;

2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно

связаны с речью.

Развитие понимания речи

Для того чтобы развить понимание речи были выделены три этапа:

- активизация подражательной деятельности;

- активизация речевого подражания;

- расширение объема понимания речи;

1 этап- активизация подражательной деятельности.

Под понятием общее подражание мы понимаем подражание движениям и действиям, а также

мимике, жестам, манере поведения и т. п. Целенаправленно развивать следует, прежде всего,

подражание движениям и действиям.

Способность ребёнка подражать движениям и действиям взрослого развивается постепенно. В

случае, когда у ребенка наблюдается отставание в развитии речи, подражание требует

специального обучающего воздействия со стороны взрослого. Это необходимо для проведения

специальных коррекционных занятий, так на начальном этапе логопедической работы именно

принцип подражания ложится в основу обучения ребенка.

2 этап - активизация речевого подражания.

1. Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.

2. Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных и птиц, подражание

музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).

3. Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.

4. Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут, с

названиями игрушек и знакомых предметов.

5. Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (“Дай пить”).

3 этап - расширение объема понимания речи;

1. Развитие понимания названий предметов и действий той ситуации, в которой ребенок

находится (Д/и “Одень куклу”, “Строим башню”).

2. Расширение пассивного предметного словаря с помощью предметных картинок (данная работа

проводится при изучении лексико-грамматических тем.)

3. Расширение пассивного глагольного словаря с помощью сюжетных картинок, на которых люди,

животные совершают разные действия (“Покажи, где мальчик спит, а где собачка бежит”).

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (мальчик ест, пьет, сидит,

спит, бежит).

5. Обучение быстрой ориентировке детей в названиях действий, когда они даны без обозначений

объектов (субъектов) действий (“Покажи, кто спит?”).

6. Обучение пониманию вопросов Где? Куда? Откуда? На чем? - для выяснения местонахождения

предметов.

7. Обучение пониманию вопросов Что? Кого? (у кого?) - для выявления объекта действия

(“Покажи, что рисует девочка? Кого везет мама? ”).

8. Обучение пониманию вопроса чем? (“Покажи, чем рисует девочка?”).

9. Обучение пониманию вопросов, поставленных к сюжетам картинок (“Кто катается на санках? А

кто на лыжах? и т.д.).

10. Выполнение действий в определенной последовательности без предмета (“Сядь-встань-

попрыгай”).

11. Выполнение действий в определенной последовательности с отобранными предметами (Д/и

“Поручение”).

Средний дошкольный возраст:

Артикуляционная гимнастика

Игры на речевое дыхание

Мелкая моторика

Старший дошкольный возраст

Артикуляционная гимнастика

Игры на речевое развитие

Мелкая моторика

Изучение букв и звуков (разделение на гласный и согласный, твердый, мягкий, звонкий и глухой)

Зачатки чтения

Успенский, М. Б. Правильно, складно, красиво учимся мы говорить : пособие по развитию речи

для дошкольников и школьников младших классов. Кн. III / М. Б. Успенский, Л. П. Успенская ;

худож. К. О. Почтенная. - Москва : АСТ : Астрель ; Санкт-Петербург : СпецЛит, 2002. -

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

- Говорите со своим ребенком! Используйте каждую минуту вместе — утреннее одевание и

умывание, время, когда ведете ребенка в сад и обратно.

- Слушайте дома хорошую музыку, чувство ритма важно в освоении речи. Пойте вместе с

ребенком. Спускаясь и поднимаясь с ребенком по лестнице, считайте вместе ступеньки.

- Вспомните про народный фольклор — потешки, простые стишки, сказки. Найдите 15 минут,

чтобы обсудить прочитанное, задайте ребенку вопросы, пусть вспомнит содержание сказки.

- Запомните: речь находится на кончиках пальцев. Конструкторы, мозаика, пластилин, пазлы,

шнуровки — все эти игрушки должны быть у ребенка.

- Рисование тоже способствует развитию мышления, воображения и речи. Но правило здесь

такое: играйте вместе с детьми.

- Детям до 6 лет нельзя смотреть мультфильмы, где герои коверкают речь. Не сюсюкайте с

детьми сами, говорите с ними как со взрослыми.

- Заведите дома традицию семейных ужинов — пускай мама, папа и ребенок расскажут по

очереди, как провели день. Не важно, что ребенок мал, пусть говорит как умеет.

- Обучение иностранным языкам, чтению противопоказано детям с нарушениями речи. Если в

семье говорят на двух языках, это тоже может нанести вред.



В раздел образования