Автор: Сахарова Анна Сергеевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Супоневская СОШ №1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина"
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: Методическая разработка урока химии в 8 классе
Тема: "Соединения галогенов"
Раздел: среднее образование
Тема: Соединения галогенов
Цель: познакомить учащихся с получением, свойствами и применением галогеноводородов на
примере соляной кислоты.
Задачи:
Образовательные:
1) ознакомить учащихся со способами получения и физическими свойствами хлороводорода и
соляной кислоты;
2) систематизировать знания о химических свойствах соляной кислоты;
3) формировать умения соблюдать правила ТБ при работе с лабораторным оборудованием и
химическими реактивами;
4) выявлять причинно-следственные связи свойств соляной кислоты и её применения.
Развивающие:
1) развитие познавательного интереса учащихся к урокам химии посредством химического
эксперимента, связи изучаемого материала с жизнью;
2) развитие мышления на основе установления причинно-следственных связей, сравнительного
анализа;
3) развитие навыков исследовательской деятельности и групповой (парной) организации.
Воспитательные:
1) воспитание умения работать самостоятельно с применением самомоконтроля;
2) воспитание бережного отношения к школьному оборудованию, реактивам;
3) формирование научное мировоззрение на основе взаимосвязи строения, свойств и применения
веществ;
4) воспитание здорового образа жизни.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
I. Оргмомент
II. Актуализация знаний
Какую тему мы рассматривали на прошлом уроке? (Галогены)
Какие элементы называют галогенами? (Элементы 7 группы главной подгруппы)
Назовите их. (фтор, хлор, бром, йод, астат)
1. «Угадай галоген»:
А) В соединениях используется для дезинфекции. 1) фтор
Б) Входит в состав полимера, применяемого для изготовления 2) хлор
тефлоновой посуды. 3) бром
В) Какой элемент накапливается водорослями? 4) йод
Г) Какой галоген входит в состав зубной эмали?
Д) Единственный жидкий неметалл.
Е) Он был использован в качестве первого боевого
отравляющего вещества.
Ж) Отвечает за выработку гормонов щитовидной железы.
З) В переводе с греческого означает «зловонный».
1
Мы изучаем элементы по стандартному плану. Как вы думаете, какую тему мы сегодня
рассмотрим? (соединения галогенов)
III. Изучение материала.
Среди соединений галогенов следует выделить галогеноводороды. Само название говорит
о химическом составе данных соединений. Как вы думаете, из каких атомов состоят эти
вещества? (в состав входят атомы водорода и галогена)
Общая формула галогеноводородов: Н
+
Г
-
Галогеноводороды представляют собой бесцветные газы, с резким запахом, они токсичны,
очень хорошо растворяются в воде с образование соответствующих кислот, формулы
которых мы учили в 8 классе.
Установите соответствие между формулами и названиями кислот: (карточки на доске –
демонстрационный вариант, остальных – в инструктивной карточке):
HF фтороводородная (плавиковая)
HCl хлороводородная (соляная)
HBr бромоводородная
HI иодоводородная
Вспомните, как меняется величина атомного радиуса в группе сверху вниз и с чем это
связано (в группе сверху вниз атомный радиус растет, так как увеличивается число
электронных слоев).
Атомы какого галогена будет иметь наибольший радиус, а какого – наименьший? (радиус
атома фтора – наименьший, радиус атома йода наибольший)
Правильно расположите модели молекул галогеноводородов напротив названий:
Чем меньше радиус атома, тем прочнее будет химическая связь, и наоборот. Вспомните,
чем определяется сила кислот? (способностью к диссоциации). Чем прочность связи
больше, тем способность к диссоциации меньше. Выявите закономерность силы кислот от
величины атомного радиуса (сила кислот сверху вниз увеличивается).
Наибольшее значение имеет хлороводород и соляная кислота. Та самая, что содержится в
желудочном соке. Вспомните, какие функции она выполняет.
Кроме участия в процессе переваривания пищи, кислота выполняет еще и защитную
функцию, убивая болезнетворные микроорганизмы, попадающие в организм через
желудок.
Как вы думаете, как можно получить хлороводород. (Из простых веществ)
Верно, в промышленности хлороводород получают синтезом из водорода и хлора. Затем
хлороводород растворяют в воде и образуется соляная кислота. Запишите уравнение
реакции.
2
А как получают соляную кислоту в лаборатории, мы узнаем из следующего
видеофрагмента.
Какие исходные вещества брали в видеоролике? (концентрированная серная кислота и
поваренная соль)
Запишите уравнение реакции
Вам необходимо изучить химические свойства разбавленной соляной кислоты, выполнив
лабораторные опыты. В инструктивной карточке записан порядок работы. После
выполнения каждого опыта, необходимо в таблицу записать уравнения и наблюдаемые
признаки химических реакций.
Перед работой вспомним ТБ:
№ Описание опыта
Уравнение реакции
Признак химической
реакции
1
В пробирку с гранулой
цинка добавьте 1 мл
раствора соляной кислоты
2
В пробирку пластмассовой
ложечкой положите немного
оксида меди II, добавьте 1
мл раствора соляной
кислоты
3
В пробирку налейте 1 мл
раствора гидроксида натрия,
добавьте к нему несколько
капель раствора
фенолфталеина, затем
добавьте раствор соляной
кислоты
4
В пробирку пластмассовой
ложечкой положите немного
карбоната магния, добавьте
1 мл раствора соляной
кислоты.
Вывод: соляная кислота она проявляет свойства типичных кислот: реагирует с металлами,
стоящими в электрохимическом ряду напряжений до водорода, с основными оксидами,
основаниями и солями слабых кислот. (курсивом – дети заполняют самостоятельно)
Концентрированная соляная кислота вещество очень едкое, разъедает кожу, органические
материалы, металлы и их оксиды. На воздухе выделяет пары хлороводорода, которые
вызывают удушье, ожоги кожи, слизистой глаз и носа, повреждают органы дыхания,
разрушают зубы. Соляная кислота относится к веществам 2 степени опасности
3
(высокоопасным), Работать с хлористым водородом можно только в фильтрующих
противогазах и защитной одежде, включая резиновые перчатки, фартук, спецобувь. При
разливе кислоты ее смывают большим количеством воды, затем нейтрализуют раствором
соды.
Если приглядитесь, на средстве для чистки унитазов «Туалетный утенок» написано, что в
состав сходит соляная кислота. Как вы думаете, какие меры безопасности нужно соблюдать
при работе с «туалетным утенком? (работать с ним нужно в резиновых перчатках и беречь
глаза от попадания в них брызг).
И в то же время соляная кислота вырабатывается клетками самого желудка!
Концентрация
кислоты в желудке составляет 0,4%, этого оказывается достаточно, чтобы за неделю переварить
бритвенное лезвие!
Почему желудок сам себя не переваривает?
Природа придумала несколько механизмов защиты желудка. Я расскажу об одном из них.
Дело в том, что стенки желудка покрыты толстым слоем слизи, которую выделяют
бокаловидные клетки. Хотя слизь может расщепляться кислотой, это происходит лишь с
верхним ее слоем. В глубоких слоях слизи имеется гидрокарбонат ионы : H
+
+ HCO
3
-
=
H
2
CO
3
= H
2
O + CO
2
Но бывает так, что данные механизмы не справляются с агрессивной соляной кислотой.
Мы говорим: кислотность повышенная. Избыток кислоты выбрасывается из желудка и
обжигает стенки пищевода – это изжога. Существую препараты, понижающие кислотность:
Ренни, Гастал.
Случаются ситуации, когда и данные препараты не помогают, и тогда возникают
изъязвления слизистой или язвы. Как вы думаете, что может вызвать язвенную болезнь?
-длительные голодовки
-нервное перенапряжение
- злоупотребление острой и кислой пищей
-злоупотребление спиртными напитками
Таким образом, правильное и разнообразное питание – залог здоровья организма. Стоит
помнить о личных физиологических особенностях каждого человека. У кого-то от природы
бывает тонкая барьерная стенка и любой сбой в питании чреват воспалением слизистой
желудка. Если возникла такая проблема необходимо обратиться к врачу.
Однако у некоторых людей - обратная проблема, когда соляной кислоты вырабатывается
недостаточно. При этом пища плохо переваривается, долго находится в желудке, в
буквальном смысле «гниет». Человек при этом испытывает плохое самочувствие, тяжесть в
желудке, тошноту, рвоту. В таком случае, рекомендуют принимать разведенную соляную
кислоту внутрь.
Проанализировав материал о химических свойствах соляной кислоты, подумайте, где она
может применяться. Заполните схему в ЛОКе.
4
Раз соляная кислота содержится в желудочном соке, а раствор малой концентрации можно
выпить, значит, реагент можно применять и в пищевой промышленности. Увидели на
упаковке продукта добавку Е507? Знайте, это соляная кислота. Она придает ту самую
кислинку и терпкость некоторым пирожным, колбасам. Но, наиболее часто пищевой
эмульгатор добавляют во фруктозу, желатин и лимонную кислоту. Е507 нужна не только
для вкуса, но и в качестве регулятора кислотности, то есть PH продукта.
IV. Закрепление
«Ренни» содержит карбонат магния и карбонат кальция, а «Гастал» - гидроксиды магния и
алюминия.
Запишите уравнения, иллюстрирующие процессы, происходящие при приеме «Ренни»:
MgCO
3
+ 2HCl → MgCl
2
+ CO
2
+ H
2
O
CaCO
3
+ 2HCl → CaCl
2
+ CO
2
+ H
2
O
Запишите уравнения, иллюстрирующие процессы, происходящие при приеме «Ренни» и
«Гастала»:
Mg(ОН)
2
+ 2HCl → MgCl
2
+ 2H
2
O
Аl (ОН)
3
+ 3HCl → АlCl
3
+ 3H
2
O
V. Подведение итогов
Сегодня на уроке мы рассмотрели соединения галогенов с водородом - _____________ (1 б)
. Данные вещества представляют собой _____________ (1б) с ____________ (1 б)
запахом, при растворении в воде образуют ________________ ( 1 б) . Концентрированные
кислоты при попадании на кожу вызывают _______________ (1 б) , а пары раздражают
_______________ (1 б) . Но если обращаться с данными веществами осторожно, то они
_____________________________________________________________ (1б).
Критерии оценивания:
45- 47 баллов – «5»
33- 44 балла – «4»
23-32 балла – «3»
Менее 23 баллов – «2»
5
Домашнее задание:
На «3»: выучить конспект.
На «4»: выучить конспект и записать уравнения иллюстрирующие свойства
бромоводородной кислоты по аналогии со свойствами соляной кислоты.
На «5»: выучить конспект и решить задачу:
В сутки в желудке взрослого человека вырабатывается около 2 литров желудочного сока.
Концентрация соляной кислоты составляет 0,3-0,5 %. Какую максимальную массу
железной пластинки может растворить данный объем желудочного сока. (Плотность
желудочного сока принять 1 г/мл).
6