Напоминание

"Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"


Автор: Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110 "Ласточка"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Инновационные формы и методы работы с родителями в

ДОУ»

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и

остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того,

чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного

ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав,

направить общие усилия на его развитие.

В настоящее время общение педагога с родителями строится на

принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их

опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н.

Водовозова,

Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости

приобретения

родителями

педагогических

знаний,

о

важности

и

целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания

знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь

педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по

вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и

периодические

издания,

и

Интернет,

и

многочисленная

популярная

литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с

детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный

опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.

Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его

обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством

и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что

создает

благоприятную

среду

для

эмоционального

и

нравственного

формирования личности.

Тема: «Инновационные формы и методы работы с родителями в

ДОУ»

«Родители у нас – народ прекрасный,

Смысл воспитания для них, предельно ясен.

Ведь только сотрудничество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

Традиционные формы работы ДОУ с семьей.

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы

детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать

традиционными:

1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.

2. Общие и групповые собрания.

3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.

Типичные проблемы.

Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет

родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая

пропаганда нацелена на убеждение родителей в важности семейного и

общественного

воспитания.

При

добросовестном

выполнении

это

просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Однако, больших

результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на

взаимодействие с широким кругом родителей.

В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи

индивидуально.

Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая

роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих

форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на

то,

что

семья

воспринимается

общественностью

как

педагогически

несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

Поэтому нам, педагогам, необходимо выработать новую философию

взаимодействия с семьей, пересмотреть свою роль и позицию.

Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями,

в свете новой философии взаимодействия.

Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.

- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей

на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что

ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время

никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения

педагога.

- Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая

контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и

учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению

эффективности педпроцесса.

- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в

дошкольном

возрасте

то

направление

в

развитии

и воспитании

ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на

себя ответственность за воспитание ребенка.

- Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного

общения, нахождение общих интересов и занятий.

- Возможность

реализации

единой

программы

воспитания

и

развития ребенка в ДОУ и семье.

- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений,

что было нереально при использовании традиционных форм работ с

родителями.

Основные принципы при организации работы в рамках новых

форм работы с семьей:

-

открытость

детского

сада

для

семьи

(каждому

родителю

обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его

ребенок);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, активных форм общения

детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в

семье и в ДОУ;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии

ребенка.

Функции работы ДОУ с семьей.

- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно -

воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.

- Психолого - педагогическое просвещение родителей.

- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.

- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.

- Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.

Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов

целесообразно

распределение

сфер

ответственности

в

работе

с

родителями

между

воспитателем,

методистом,

медперсоналом,

заведующей и специалистами.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

Информационно-аналитические

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня

их педагогической грамотности.

Форма проведения общения: проведение социологических срезов,

опросов, «Почтовый ящик» и др.

Досуговые

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами,

родителями, детьми.

Форма проведения общения: совместные досуги, праздники, участие

родителей и детей в выставках, конкурсах и др. мероприятиях.

Познавательные

Цель:

ознакомление родителей с возрастными и психологическими

особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей

практических навыков воспитания детей.

Форма проведения общения: семинары-практикумы, педагогический

брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в

нетрадиционной

форме,

устные

педагогические

журналы,

игры

с

педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей и

т.д.

Наглядно-информационные:

информационно-ознакомительные;

информационно-просветительские

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,

особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии детей.

Форма

проведения

общения: информационные

проспекты

для

родителей,

организация

дней

(недель)

открытых

дверей,

открытых

просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет,

организация мини-библиотек и т.д.

Во всей этой работе невозможно обойтись

без использования

современных ИКТ.

С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в

нашу жизнь. Теперь с уверенностью можно сказать, что компьютер является

эффективным

техническим

средством,

при

помощи

которого

можно

значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить

ребенка. Поэтому хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму

работы

с

родителями

-обобщение

лучшего

семейного

опыта

с

использованием современных мультимедиа технологий.

Цель обобщения положительного семейного опыта - повышение

активности родителей по обмену опытом семейного воспитания.

Признание приоритета семейного воспитания требует иных

взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и

доверительности. А для этого педагогу необходимо пересмотреть свою роль,

свою позицию, встав на путь сотрудничества, партнерства с родителями.

Роль педагога – сотрудника, партнера:

1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.

2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.

3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.

4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.

5.Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность

для самореализации личности.

6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда

учится у родителей.

7.Не

поучает

родителей,

а

дает

советы

как

дипломированный

специалист.

8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.

Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель – семья

– педагог.

Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей

являются:

Изучение потребности родителей в образовательных услугах.

Просвещение родителей с целью повышения их правовой и

педагогической культуры.

Исходя

из

этих

направлений,

и

осуществляется

работа

по

взаимодействию с семьями дошкольников.



В раздел образования