Автор: Новокрещенова Татьяна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №110 "Ласточка"
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Инновационные формы и методы работы с родителями в
ДОУ»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и
остается актуальным вопросом для детских садов. Родителям – для того,
чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного
ребенка, педагогам, чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.
Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав,
направить общие усилия на его развитие.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на
принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их
опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н.
Водовозова,
Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости
приобретения
родителями
педагогических
знаний,
о
важности
и
целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания
знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь
педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по
вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и
периодические
издания,
и
Интернет,
и
многочисленная
популярная
литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с
детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный
опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его
обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством
и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что
создает
благоприятную
среду
для
эмоционального
и
нравственного
формирования личности.
Тема: «Инновационные формы и методы работы с родителями в
ДОУ»
«Родители у нас – народ прекрасный,
Смысл воспитания для них, предельно ясен.
Ведь только сотрудничество и труд,
Нам личность в будущем дадут!»
Традиционные формы работы ДОУ с семьей.
К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы
детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать
традиционными:
1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации.
2. Общие и групповые собрания.
3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды.
Типичные проблемы.
Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет
родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая
пропаганда нацелена на убеждение родителей в важности семейного и
общественного
воспитания.
При
добросовестном
выполнении
это
просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Однако, больших
результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на
взаимодействие с широким кругом родителей.
В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи
индивидуально.
Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая
роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих
форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на
то,
что
семья
воспринимается
общественностью
как
педагогически
несовершенный фактор в становлении личности ребенка.
Поэтому нам, педагогам, необходимо выработать новую философию
взаимодействия с семьей, пересмотреть свою роль и позицию.
Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями,
в свете новой философии взаимодействия.
Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей.
- Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей
на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что
ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время
никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения
педагога.
- Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая
контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и
учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению
эффективности педпроцесса.
- Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в
дошкольном
возрасте
то
направление
в
развитии
и воспитании
ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на
себя ответственность за воспитание ребенка.
- Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного
общения, нахождение общих интересов и занятий.
- Возможность
реализации
единой
программы
воспитания
и
развития ребенка в ДОУ и семье.
- Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений,
что было нереально при использовании традиционных форм работ с
родителями.
Основные принципы при организации работы в рамках новых
форм работы с семьей:
-
открытость
детского
сада
для
семьи
(каждому
родителю
обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его
ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, активных форм общения
детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в
семье и в ДОУ;
- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии
ребенка.
Функции работы ДОУ с семьей.
- Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно -
воспитательного процесса, организуемого в ДОУ.
- Психолого - педагогическое просвещение родителей.
- Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
- Помощь отдельным семьям в воспитании детей.
- Взаимодействие родителей с общественными организациями поселка.
Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов
целесообразно
распределение
сфер
ответственности
в
работе
с
родителями
между
воспитателем,
методистом,
медперсоналом,
заведующей и специалистами.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Информационно-аналитические
Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня
их педагогической грамотности.
Форма проведения общения: проведение социологических срезов,
опросов, «Почтовый ящик» и др.
Досуговые
Цель: установление эмоционального контакта между педагогами,
родителями, детьми.
Форма проведения общения: совместные досуги, праздники, участие
родителей и детей в выставках, конкурсах и др. мероприятиях.
Познавательные
Цель:
ознакомление родителей с возрастными и психологическими
особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Форма проведения общения: семинары-практикумы, педагогический
брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в
нетрадиционной
форме,
устные
педагогические
журналы,
игры
с
педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей и
т.д.
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские
Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения,
особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о
воспитании и развитии детей.
Форма
проведения
общения: информационные
проспекты
для
родителей,
организация
дней
(недель)
открытых
дверей,
открытых
просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет,
организация мини-библиотек и т.д.
Во всей этой работе невозможно обойтись
без использования
современных ИКТ.
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в
нашу жизнь. Теперь с уверенностью можно сказать, что компьютер является
эффективным
техническим
средством,
при
помощи
которого
можно
значительно разнообразить воспитание и обучение и всесторонне развить
ребенка. Поэтому хочется особо отметить еще одну нетрадиционную форму
работы
с
родителями
-обобщение
лучшего
семейного
опыта
с
использованием современных мультимедиа технологий.
Цель обобщения положительного семейного опыта - повышение
активности родителей по обмену опытом семейного воспитания.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных
взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно: сотрудничества, взаимодействия и
доверительности. А для этого педагогу необходимо пересмотреть свою роль,
свою позицию, встав на путь сотрудничества, партнерства с родителями.
Роль педагога – сотрудника, партнера:
1.Опирается на инициативу родителя и предлагает свое.
2.Узнает о ребенке у родителя и вместе с ним оценивает ребенка.
3.Не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4.Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5.Помогает родителям создавать для ребенка успешную деятельность
для самореализации личности.
6.Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда
учится у родителей.
7.Не
поучает
родителей,
а
дает
советы
как
дипломированный
специалист.
8.Высшая цель и содержание работы – ребенок.
Теперь можно создать новую модель взаимодействия: родитель – семья
– педагог.
Все мы знаем, что основными направлениями взаимодействия с семьей
являются:
Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
Просвещение родителей с целью повышения их правовой и
педагогической культуры.
Исходя
из
этих
направлений,
и
осуществляется
работа
по
взаимодействию с семьями дошкольников.