Автор: Либман Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Солнечный круг" д/с № 133
Населённый пункт: Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: дошкольное образование
Либман Ольга Анатольевна,
музыкальный руководитель,
МАДОУ детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида, д.с.133,
г. Нижний Тагил, Свердловская область
РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Пение
-
один
из
любимых
видов
музыкальной
деятельности
у
дошкольников. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение улучшает
самочувствие, укрепляет здоровье; развивая координацию голоса и слуха,
улучшает детскую речь. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их
положительного эмоционального общения.
Самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков
являются здоровьесберегающие. Новизна данной темы заключается в том, что
на традиционных музыкальных занятиях применяются здоровьесберегающих
технологий в игровой форме. Дошкольники проявляют большой интерес к
песенкам-попевкам. Осваивают их на слух, сравнивают отдельные звуки по
высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, движение звуков.
Несложный текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,
улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой
аппарат к пению.
В
своей
практике
также
применяю
дыхательную
гимнастику
А.
Стрельниковой. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя
11 упражнений. Данный комплекс дыхательных упражнений, так же использую
в
игровой
форме,
что
позволяет
добиться
правильности
выполнения
упражнений, повысить эмоциональный настрой, активизировать двигательную
и
творческую
активность
каждого
ребёнка.
Пение
с предшествующей
дыхательной гимнастикой оказывает на детей оздоравливающее воздействие.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно
активизирует
речевой
аппарат,
помогает
устранить
напряженность
и
скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек,
челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную
дикцию. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием
голоса. Упражнения провожу под счет с хлопками под сопровождение музыки,
а
так
же
в
сочетании
с
дыхательно-голосовыми
упражнениями.
Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не
более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки
находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо
взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале. В процессе
выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения
детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного
эмоционального настроя у каждого ребенка.
Пальчиковые игры - еще один необходимый прием в музыкальной
деятельности. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают
творчество,
фантазию,
вырабатывают
выразительность
речи,
развивают
дыхание. Они способствуют развитию двигательных качеств, повышают
координацию пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным
мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное
мышление на основе устного русского народного творчества. Соответственно
развивают творческие способности дошкольников. Составила картотеку, взяв в
основу «Пальчиковые игры» Е.С.Железновой.
Система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются
с
произнесением
специального
речевого
материала
–
это
логоритмика. Занятия с использованием логоритмических упражнений имеют
также оздоровительную направленность, решают коррекционные задачи по
устранению нарушений звукопроизношения. Использую также физминутки в
стихах под музыку.
Научить ребенка контролировать и сдерживать свои эмоции, поможет
«Психогимнастика» М.И.Чистяковой.
Основная цель, которой – снятие
психологического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие
личностного
понимания
себя
и
других,
создание
возможностей
для
самовыражения. Психогимнастические упражнения провожу в начале занятия,
чтобы помочь детям настроится на рабочий лад, в конце – на релаксацию,
чтобы дети успокоились перед уходом в группу, в процессе игр-драматизаций,
чтобы помочь войти в тот или иной образ.
Таким
образом,
результатом
применения
здоровьесберегающих
технологий
стало
развитие
дыхательной,
артикуляционной
и
голосообразующей функции певческого аппарата дошкольников.
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в
ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать
музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.
Литература:
1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в
детском саду: занятия, игры, упражнения. Учитель, 2009.- 204с. 2. Б.С.
Толкачёв «Дыхательная гимнастика». 2009 г.3. Коноваленко В.В., Коноваленко
С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые
упражнения» - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.4. М.Н. Щетинин
«Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Айрис-Пресс, 2008
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера,
2008г.
3. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый
уровень: развивающие голосовые игры.'' СПб, 1999 г.
4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера,
2004г.
5. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.
Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.