Напоминание

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Автор: Либман Ольга Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Солнечный круг" д/с № 133
Населённый пункт: Нижний Тагил Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Либман Ольга Анатольевна,

музыкальный руководитель,

МАДОУ детский сад «Солнечный круг» комбинированного вида, д.с.133,

г. Нижний Тагил, Свердловская область

РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Пение

-

один

из

любимых

видов

музыкальной

деятельности

у

дошкольников. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение улучшает

самочувствие, укрепляет здоровье; развивая координацию голоса и слуха,

улучшает детскую речь. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их

положительного эмоционального общения.

Самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков

являются здоровьесберегающие. Новизна данной темы заключается в том, что

на традиционных музыкальных занятиях применяются здоровьесберегающих

технологий в игровой форме. Дошкольники проявляют большой интерес к

песенкам-попевкам. Осваивают их на слух, сравнивают отдельные звуки по

высоте, определяют, какой звук выше, какой ниже, движение звуков.

Несложный текст и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают

настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира,

улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой

аппарат к пению.

В

своей

практике

также

применяю

дыхательную

гимнастику

А.

Стрельниковой. Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя

11 упражнений. Данный комплекс дыхательных упражнений, так же использую

в

игровой

форме,

что

позволяет

добиться

правильности

выполнения

упражнений, повысить эмоциональный настрой, активизировать двигательную

и

творческую

активность

каждого

ребёнка.

Пение

с предшествующей

дыхательной гимнастикой оказывает на детей оздоравливающее воздействие.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно

активизирует

речевой

аппарат,

помогает

устранить

напряженность

и

скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек,

челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную

дикцию. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием

голоса. Упражнения провожу под счет с хлопками под сопровождение музыки,

а

так

же

в

сочетании

с

дыхательно-голосовыми

упражнениями.

Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не

более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в

таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки

находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо

взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале. В процессе

выполнения артикуляционных упражнений слежу за точностью выполнения

детьми движений, темпом выполнения, за сохранением положительного

эмоционального настроя у каждого ребенка.

Пальчиковые игры - еще один необходимый прием в музыкальной

деятельности. Они развивают мелкую моторику, отвечают за речь, развивают

творчество,

фантазию,

вырабатывают

выразительность

речи,

развивают

дыхание. Они способствуют развитию двигательных качеств, повышают

координацию пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным

мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное

мышление на основе устного русского народного творчества. Соответственно

развивают творческие способности дошкольников. Составила картотеку, взяв в

основу «Пальчиковые игры» Е.С.Железновой.

Система двигательных упражнений, в которых различные движения

сочетаются

с

произнесением

специального

речевого

материала

это

логоритмика. Занятия с использованием логоритмических упражнений имеют

также оздоровительную направленность, решают коррекционные задачи по

устранению нарушений звукопроизношения. Использую также физминутки в

стихах под музыку.

Научить ребенка контролировать и сдерживать свои эмоции, поможет

«Психогимнастика» М.И.Чистяковой.

Основная цель, которой – снятие

психологического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие

личностного

понимания

себя

и

других,

создание

возможностей

для

самовыражения. Психогимнастические упражнения провожу в начале занятия,

чтобы помочь детям настроится на рабочий лад, в конце – на релаксацию,

чтобы дети успокоились перед уходом в группу, в процессе игр-драматизаций,

чтобы помочь войти в тот или иной образ.

Таким

образом,

результатом

применения

здоровьесберегающих

технологий

стало

развитие

дыхательной,

артикуляционной

и

голосообразующей функции певческого аппарата дошкольников.

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в

ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать

музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье.

Литература:

1. Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в

детском саду: занятия, игры, упражнения. Учитель, 2009.- 204с. 2. Б.С.

Толкачёв «Дыхательная гимнастика». 2009 г.3. Коноваленко В.В., Коноваленко

С.В. «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые

упражнения» - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.4. М.Н. Щетинин

«Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» Айрис-Пресс, 2008

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера,

2008г.

3. Емельянов В.В. ''Фонопедический метод развития голоса. Первый

уровень: развивающие голосовые игры.'' СПб, 1999 г.

4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. -М.:Сфера,

2004г.

5. Картушина М.Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г.

Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2008.



В раздел образования