Автор: Никулина Вера Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогический мониторинг как метод повышения уровня квалификации педагогов ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
1
Педагогический мониторинг
как метод повышения уровня квалификации педагогов ДОУ
Никулина Вера Николаевна
старший воспитатель
высшей квалификационной категории,
МБДОУ № 31 «Колокольчик» ЗАТО Железногорск
В соответствии с концепцией модернизации российского образования
на период до 2025 года главной задачей образовательной политики является
обеспечение современного качества образования.
Повышение качества образования не возможно без повышения уровня
профессиональной
квалификации
педагогических
работников,
что
обеспечивает
формирование
у
педагога
необходимых
профессиональных
компетенций
и,
как
следствие,
приобретение
новых
профессиональных
возможностей, повышение его трудовой мобильности.
Профессиональное развитие
в
контексте нового профессионального
пространства педагога
проявляется
в
способности педагога
к
рефлексии
своего
профессионального
уровня,
стремлении
совершенствовать
профессиональные
компетенции,
выстраивать
процесс
педагогического
самообразования,
а
также
обнаруживать,
ставить
и
решать
новые
педагогические
задачи
разного
уровня
-
стратегического,
тактического,
оперативного.
В
связи
с
этим,
особую
роль
приобретает
решение
проблемы
организации
педагогического
мониторинга
как
эффективного
метода
повышения
уровня
профессиональной
квалификации
педагогических
работников системы дошкольного образования.
Каждый
педагог
ДОО
должен
обладать
знаниями
в
области
дошкольной
психологии
и
уметь
интерпретировать,
использовать
их
в
профессиональной
педагогической
деятельности.
В
приказе
Минтруда
России № 000н от 01.01.01 г. «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог…»
одним
из
необходимых
умений
педагога
ДОУ
является:
«Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей
раннего
и/или
дошкольного
возраста».
Сегодня
важно,
чтобы
каждый
педагог ДОО мог проводить педагогическую диагностику.
Как
показывает
образовательная
практика,
данному
аспекту
повышения
качества
образования
в
настоящее
время
уделяется
незначительное
внимание
и,
как
следствие,
снижаются
качественные
показатели
самого
процесса
воспитания
и
обучения
детей,
что
самым
негативным
образом
отражается
на
выполнении
требований
государственного стандарта.
Проблема осуществления системного мониторинга повышения уровня
профессиональной
квалификации
педагогов
и
реальная
готовность
2
методических работников к реализации этого процесса в образовательной
практике
поставила
педагогический
коллектив
нашей
ДОО
перед
необходимостью
решения
проблемы
организации
педагогического
мониторинга в практике работы с детьми дошкольного возраста: разработке
системы
осуществления
педагогического
мониторинга,
необходимые
положения, регламентирующие деятельность администрации, воспитателей,
специалистов.
В связи с этим педагогическим коллективом ДОО была определена
методическая
тема
на
предстоящий
учебный
год:
«Педагогический
мониторинг как метод повышения уровня квалификации педагогов».
Цель: совершенствование эффективных форм работы методического
сопровождения педагогов в целях повышения уровня их профессиональной
компетентности по организации педагогического мониторинга и обеспечения
современного качества образования.
Предполагаемый результат:
1. систематизация представлений педагогов о методике организации и
осуществления наблюдений за детьми в целях уточнения (определения) их
реальных
достижений,
особенностей
и
перспектив
развития,
интересов,
образовательных потребностей и возможностей;
2.
развитие
навыков
осуществления
индивидуализации
педагогического
процесса
посредством
проведения
педагогического
наблюдения;
3. развитие умений организации взаимодействия команды взрослых
(воспитателей, специалистов ДОУ, родителей) в целях согласования видения
особенностей развития каждого ребенка группы, направлений и динамики
его развития, а также определения (целеполагания и планирования) задач,
форм и методов индивидуального подхода в организации образовательного
процесса;
4. развитие навыков включения членов семей воспитанников ДОУ в
анализ
ситуации
в
развитии
ребенка,
в
определение
перспектив
и
планирование собственных действий;
5. модель педагогического мониторинга;
6. банк методических материалов для практики ведения наблюдения,
анализа
и
разработки
стратегии
работы
с
ребенком,
проведения
педагогических
мероприятий
с
детьми
(видео,
фото,
методические
разработки);
7. методические рекомендации по процедуре и содержанию психолого-
педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.
Каждый
день
воспитателям
приходится
принимать
множество
решений.
Они
касаются
самых
разнообразных
вопросов:
вида
игр,
содержания и материалов для занятий, организации прогулок и праздников,
форм
и
стиля
общения
с
детьми
и
членами
их
семей.
Одни
решения
продиктованы требованиями образовательной программы, более продуманы,
подкреплены предварительной работой с методической литературой. Другие
3
принимаются немедленно, спонтанно, по ситуации. Те и другие призваны
обеспечить благополучие детей в группе, оказать им помощь и поддержку и
ориентированы не только на возрастные, но и индивидуальные особенности
детей, знание и принятие их интересов и потребностей. Однако сделать
правильный выбор и принять решение бывает непросто даже опытному
педагогу. Основная сложность, на наш взгляд, заключается в готовности
взрослых увидеть в каждом ребенке то лучшее (позитивное, конструктивное),
что
можно
определить
понятиями
«сильные
стороны»,
«достижения»,
разглядеть
то,
что
следует
поддержать
и
использовать
как
основу
дальнейшего успешного развития.
К
сожалению,
родители
и
дети
часто
существуют
в
двух
«параллельных» мирах – у ребенка своя жизнь в детском саду, у родителей –
насыщенная
событиями
и
делами
работа.
Тайна
рождения
личности
их
ребенка, источники новых знаний и опыта остаются для них скрытыми,
практически недоступными.
Как можно приблизить к родителям мир их детей? Прежде всего,
предоставить им больше информации. Как правило, взрослые видят ребенка
«в целом». Этого может быть достаточно для того, чтобы не тревожиться о
его
благополучии
среди
сверстников,
быть
уверенным
в
том,
что
он
развивается. Однако, нередко и родители, и педагоги не замечают в ребенке
черты, существенные для становления личности, для развития автономности,
компетентности.
Подобное
восприятие
взрослыми
особенностей
и
возможностей ребенка не будет помогать его успешности.
Педагог современного дошкольного образования призван обеспечить
эмоциональное благополучие детей и их интересную насыщенную жизнь в
стенах ДОО. Как выбрать эффективные методы, позволяющие поддержать
ребёнка на пути к успешности?
Мы убеждены, что первым условием успешной деятельности педагога
ДОО является признание ценности индивидуальности, особенности каждого
ребенка,
его
изначальной
способности к
развитию
и
саморазвитию,
его
готовности компетентно действовать в типично детских видах деятельности.
Второе
условие
и
средство
реализации
первого
–
педагогическая
диагностика,
которая
позволяет
оценить
эффективности
педагогических
действий.
Федеральный
государственный
стандарт
ДО
не
предусматривает
определения уровня развития ребенка. Проведение диагностических срезов,
сравнение
воспитанников
в
степени
освоения
программы
является
нарушением закона.
Однако без учета мониторинга освоения программы, образовательный
процесс будет строиться формально, как и осуществление индивидуального
сопровождения ребенка.
В соответствии с п 3.2.3. ФГОС ДО «При реализации Программы
может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
производится
педагогическим
работником
в
рамках
педагогической
4
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста,
связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в
основе их дальнейшего планирования).
Результаты
педагогической
диагностики
(мониторинга)
могут
использоваться исключительно для решения следующих образовательных
задач:
1)
индивидуализации
образования
(в
том
числе
поддержки
ребенка,
построения
его
образовательной
траектории
или
профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей».
Наиболее
распространенным,
доступным
и
надёжным
методом
педагогического мониторинга является наблюдение.
Проанализировав
множество
определений
наблюдения,
можно
выделить наиболее существенные его признаки.
Наблюдение
-
один
из
важнейших
источников
информации,
непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все факты об
объекте с точки зрения целей.
Оно
носит
созерцательный,
пассивный
характер,
не
влияет
на
изучаемые процессы, не изменяет условий, в которых они протекают, и
отличается от бытового наблюдения конкретностью объекта наблюдения,
наличием
специальных
приемов
регистрации
наблюдаемых
явлений
и
фактов.
Наблюдение – это целенаправленное, преднамеренное, специальным
образом организованное и фиксируемое восприятие исследуемого объекта,
обусловленное
задачей
наблюдателя
и
не
требующее
от
него
«вмешательства» путём создания специальных условий.
Наблюдение – это метод сбора данных с целью последующего анализа.
К достоинствам метода наблюдения можно отнести:
-
наблюдение
реального
педагогического
процесса,
происходящего
в
динамике;
- регистрация событий в момент их протекания;
- независимость наблюдателя от мнений наблюдаемого;
-
наблюдение
позволяет
непосредственно
охватить
и
зафиксировать
конкретную
картину
проявлений
развития,
предоставляет
много
живых,
интересных
фактов,
отражающих
особенности
и
качества
конкретного
ребёнка;
- наблюдение позволяет одновременно охватить поведение нескольких детей
по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.;
- наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности
наблюдаемых субъектов;
- оперативность получения информации.
Однако есть и слабые стороны:
-
недоступность
некоторых
сторон
наблюдаемого
объекта
(мотивы,
состояние, мыслительная деятельность);
5
- ограниченность объёма наблюдений для одного наблюдателя.
Многие
опытные
воспитатели
часто
говорят
о
том,
что
педагог,
находящийся с детьми по 10 часов в сутки всегда знает возможности ребенка,
замечает
особенности поведенческих реакций,
предугадывает возможные
проблемные ситуации. А заполнение карт, лишняя бумажная работа только
мешает, отвлекает от непосредственного общения с воспитанниками.
Несомненно, мы занимаемся наблюдением постоянно, но всегда ли оно
результативно? Чаще всего педагог не ставит определенной цели, поэтому и
вычленить необходимые сведения из подобного наблюдения, сделать выводы
затрудняется
плане
педагогической
оценки
и
использования
результатов
наблюдений в работе.
Педагогическое
наблюдение
–
метод,
с
помощью
которого
осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического
явления для получения конкретных фактических данных, способ уточнения
реальных
достижений,
способностей,
интересов,
образовательных
потребностей и возможностей детей раннего и дошкольного возраста.
Наблюдать
–
значит
иметь
определённую
цель
наблюдения,
сконцентрировать внимание на объекте наблюдения и обязательно делать
записи, фиксирующие факты. Отсроченные фиксации возможны, но всегда
чреваты утратами и интерпретациями увиденного.
Умение
наблюдать
является
одним
из
важных
условий
успешной
работы с детьми. Оно не требует специального оборудования, исключает
дополнительную
психоэмоциональную
нагрузку
ребёнка,
позволяет
осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, гибко строить
график работы и целенаправленно руководить группой в целом.
Таким образом, можно сделать вывод: ведущим методом проведения
мониторинга
в
детском
саду
является
наблюдение.
Увидеть
проявления
личности ребенка можно в ходе наблюдений в различных ситуациях. Но
наиболее
достоверные
данные
дает
целенаправленное
систематическое
наблюдение в процессе самостоятельной деятельности, в которой ребёнок
мотивирован
собственными
идеями,
свободен
в
действиях.
Большая
вероятность
увидеть
то,
что
ребёнок
умеет
делать
сам,
стиль
его
деятельности, понять его логику, его ошибки и готовность их преодолевать,
его достижения и отношение к ним.
Осмысление фактов, полученных в ходе наблюдений, и умение найти
«первопричину»
явлений
позволяют
педагогу
оптимизировать
свою
педагогическую
деятельность,
оценить
насколько
верно
подобрано
содержание и средства обучения и решить сразу несколько задач:
помочь
взрослым
увидеть
самостоятельную
деятельность
детей
как
наиболее полную и самоценную форму развития их личности;
продемонстрировать ценность педагогического наблюдения как формы,
позволяющей взрослым сконцентрировать внимание на конкретном ребенке;
способствовать тому, чтобы педагоги и родители разглядели в ребенке
достижения, сильные стороны и помогли им развиться.
6
Цель наблюдений – сбор фактов, свидетельствующих о приобретении
и применении ребенком ключевых компетентностей, его успешности.
Виды
наблюдений:
отстраненные,
включенные,
целенаправленные,
спонтанные.
Длительность, частота определяются педагогами самостоятельно.
Сбор информации о ситуации развития ребенка, о его достижениях
осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ в ходе
непрерывного целенаправленного наблюдения за детьми в привычной для
них обстановке.
В сборе фактов в равной степени принимают участие специалисты
(медицинская
сестра,
музыкальный
руководитель,
инструктор
по
физкультуре и т. д.), по мере возможности включаются родители, наблюдая
за действиями ребенка в домашних условиях.
Результаты
наблюдений
фиксируются
в
виде
краткого
описания
ситуации,
действий,
высказываний,
образцов
продуктов
детской
деятельности, фотографий и т. д. Факты, свидетельствующие о проявлении
компетентности, накапливаются в персональном портфолио ребенка. Сделать
выводы об успешности (компетентности) ребенка можно по мере получения
достаточных оснований.
По мере накопления фактов, достаточных для того, чтобы сделать
вывод об актуальной ситуации развития ребенка, проводится коллегиальное
обсуждение (мини-консилиум), в ходе которого определяется согласованный
уровень
его
достижений,
индивидуальные
особенности,
трудности
и
перспективы развития, стратегия педагогической деятельности.
Нормативно установленных сроков проведения консилиума нет, их
периодичность определяется Образовательной программой ДОО
.
В нашей
организации мини-консилиумы проводятся не менее двух раз в год.
После совместного обсуждения и выработки планов с постановкой
дальнейших педагогических задач, как для конкретного ребёнка, так и для
группы
в
целом
вносим
необходимые
изменения
в
план,
преобразуем
развивающее
пространство
группы,
осуществляем
работу
с
семьей,
выстраиваем план индивидуального сопровождения ребенка.
Принципы наблюдения:
-
педагогическая
диагностика
осуществляется
в
привычной
для
ребёнка
обстановке;
- наблюдение должно проводиться в течение не менее двух недель;
- при проведении наблюдений происходит процесс сравнения проявлений
конкретного ребёнка и идеальной нормы развития. Это сравнение помогает
воспитателю
понять, в чём
могут проявляться проблемы
ребёнка, какие
достижения для него характерны, мешает ли ребёнку недостаточное развитие
какой-либо характеристики, какие качества целесообразно у него развивать;
-
результаты
наблюдения
не
должны
получать
эмоциональную
или
этическую оценку педагога;
7
-
данные,
полученные
в
результате
такой
оценки
являются
профессиональными материалами самого педагога и не подлежат проверке в
процессе контроля и надзора;
- это конфиденциальная информация, используемая воспитателем только для
индивидуального сопровождения ребёнка при организации образовательного
процесса;
- та или иная степень обязательности проведения педагогом педагогической
диагностики определяется Образовательной программой ДОО;
- педагог имеет право по собственному выбору или на основе консультаций
со
специалистами
использовать
имеющиеся
различные
рекомендации по
проведению педагогического наблюдения.
Алгоритм действия при наблюдении:
1.
Определение цели и задач.
Цель может вытекать из:
- проблемной ситуации;
-
образовательных
областей:
достижение
целевых
ориентиров
(«Карты
развития детей»);
- запросов родителей.
2. Определение объекта наблюдения.
3. Определение ситуации наблюдения.
4. Определение способа фиксации результатов наблюдения.
5. Непосредственное наблюдение и фиксация фактов.
Форма фиксации:
- дневник наблюдения;
- блокнот;
- тетрадь;
- стикеры и т.д.
Требования к записям:
- дата и время, имя или инициалы наблюдателя,
- имя и возраст ребенка,
- контекст (краткое описание ситуации, в которой происходят наблюдаемые
действия),
- запись диалога/монолога (некорректированная прямая речь).
-
интерпретация
педагогом
полученных
фактов,
как
основной
путь
понимания ребёнка и прогнозирования перспектив его развития.
Мы наблюдаем за детьми для того, чтобы:
- определить интересы, умения и потребности каждого ребенка, выяснить,
что он предпочитает, какие занятия выбирает, когда есть выбор;
- получить подтверждение своим гипотезам или опровергнуть их;
-
получить
обратную
связь
об
эффективности
(или
неэффективности)
собственных педагогических действий.
Педагогическое
наблюдение
позволяет
педагогам
ДОО
обеспечить
оценку
роста
и
развития
каждого
ребенка
с
целью
оказания
ему
своевременной
поддержки
и
дальнейшего
планирования
изменений
в
8
условиях,
в
формах
и
видах
деятельности,
которые
соответствовали
бы
индивидуальным потребностям детей.
А также целенаправленные наблюдения дают возможность увидеть те
достижения ребёнка, которые могут стать образовательным потенциалом для
других детей группы, а значит, послужат:
- для дальнейшего развития сильных сторон самого ребёнка;
- для поддержки и развития дружеских взаимоотношений и навыков
сотрудничества;
- для перераспределения внимания воспитателя.
Список литературы:
1.
Губайдуллина
Е.В.
Наблюдение
как
метод
оценки
качества
образовательного
процесса
в
детском
саду
/Педагогическое
мастерство:
материалы IX Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь
2016);
2. Мижериков В.А. Введение в педагогическую деятельность / Мижериков
В.А., Юзефавичус Т. А.- М.: Роспедагентство, 2009;
3. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений.- С-24 Пб.:
Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010;
5.
Самоукина
Н.В.
Психология
и
педагогика
профессиональной
деятельности. М.: Экмос,2000;
6.
Словарь-справочник
по
педагогике.
Под
общей
редакцией
П.И.
Пидкасистого. М.: Сфера, 2004.