Напоминание

Рабочая программа


Автор: Водясова Диана Дмитриевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: г. Норильск
Наименование материала: рабочая программа для обучающихся 7-11 лет по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Тема: Рабочая программа
Раздел: среднее образование





Назад




Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий составлена для обучающихся по адаптированной

основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с задержкой психического

развития (ЗПР). Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

Цель коррекционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися,

направленных на преодоление или ослабление проблем в учебном и познавательном развитии, гармонизацию

личности, коррекцию недостатков саморегуляции, формирование учебной мотивации.

Задачи программы:

1.Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;

развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых

ребенок может отыскать наиболее близкие его способностям и задаткам;

ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

опора на личный опыт ученика;

обеспечение близкой и понятной цели деятельности;

индивидуальный подход к ребенку;

использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;

использование игровых приемов, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Нормативно-правовое обеспечение рабочей программы.

Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред.

Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития;

3. Приказ Минобрнауки РФ об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального

общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 19 декабря 2014 года №1598;

4. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с

ЗПР, разработанная на основе ФГОС НОО обучающихся с ЗПР;

5. - Учебный план МБОУ «СШ № 17» г. Норильска;

6. - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением

Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся

В настоящее время в образовательных учреждениях России происходит становление педагогической системы

коррекционно - развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении школьных учебных программ, а

также в адаптации их к школе и социальному окружению. Число учащихся начальной школы, не справляющихся с

требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2 - 2,5 раза. Примерно 50% от числа

детей, испытывающих трудности в обучении, составляет группа детей с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР – синдром замедления темпа реализации потенциальных возможностей организма.

Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному

возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом.

Задержка психического развития наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения

центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих

генетически обусловленную недостаточность головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся

на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения центральной нервной системы,

несколько по-иному, чем в норме: остаются недостаточными, неполноценными.

Одна из основных особенностей детей с ЗПР - низкая познавательная активность, которая проявляется хотя и

неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, внимания,

памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность процесса переработки сенсорной информации в целом, поэтому

у них нет целостности восприятия, они не могут полностью охватить объект со множеством признаков и

воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном

ракурсе или плохо освещены.

Они допускают ошибки при воспроизведении простых геометрических фигур по зрительному образцу. Для

адекватного восприятия объектов детям с ЗПР требуется больше времени, чем детям без нарушений.

Внимание описываемой категории детей характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной

отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.

Память детей с ЗПР характеризуется сниженной продуктивностью непроизвольного и особенно произвольного

запоминания и небольшим объемом кратковременной и особенно долговременной памяти.

Низкий уровень произвольного запоминания у детей с ЗПР связан не только с ограниченной познавательной

активностью и неумением найти вспомогательные мнемические приемы, но и с трудностями смысловой переработки

информации, которую необходимо запомнить.

У детей с ЗПР отсутствует интерес к познавательным задачам и готовность их решать. Дети пытаются «уйти» от

заданий: заговаривают на другую тему, просто отказываются от выполнения - «не знаю», «не умею».

Во всех видах мыслительной деятельности у детей с ЗПР обнаруживается отставание. Большие трудности

вызывают задачи наглядно-образного характера, решение которых опирается на образы представлений и

воображение. У детей с ЗПР отсутствует или неполноценна предварительная ориентировка в условиях

познавательных задач всех типов, нет плана выполнения задания. Такие дети не могут предвидеть результаты своей

деятельности. Еще одна отличительная черта мыслительной деятельности детей с ЗПР - инертность. Они с большим

трудом переключаются с одной деятельности на другую, с одного способа решения - на другой.

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, или инфантилизм, проявляет себя особенно при переходе ребенка с

ЗПР к систематическому обучению.

Дети с ЗПР тяготеют к механической работе, не требующей умственных усилий (заполнение готовых форм,

изготовление несложных поделок и т.п.). Они стремятся избежать всяких умственных усилий.

Дети с ЗПР плохо регулируют собственные действия. При выполнении задания не умеют следовать инструкции,

сличать уже проделанное с тем, что еще предстоит выполнить.

Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего эти дети внушаемы, подражательны и легко

могут следовать за другими в своем поведении.

Истощаемость нервной системы и быстрая утомляемость характерны для детей с ЗПР. Утомляясь, они ведут

себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, стремятся к уединению, другие - возбуждаются, ведут себя

расторможенно. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить,

обидеть товарища, порой становятся жестокими. ЗПР встречается значительно чаше других, более грубых нарушений

онтогенеза.

В результате многочисленных исследований и наблюдений выделено несколько типов ЗПР, каждый из которых

имеет свою структуру и особенности. Различной бывает и степень задержки. Чем раньше она выявляется, тем больше

возможностей скорректировать имеющиеся недостатки, определить меры и виды помощи этим детям, причем для

каждого ребенка эта помощь сугубо индивидуальна. Для такой работы прежде всего необходим индивидуальный

подход.

Раздел 2. Общая характеристика программы.

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и учебных пособий следующих авторов:

1.

Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. —

М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.

2.

Векшина Т.В., Алимпиева М.Н. /Практический материал для занятий с детьми, испытывающий трудности

в усвоении программы начальной школы:4 класс. (Математика, русский язык, окружающий мир)/ учебн.

Пособ. Для педагогов. –М.: Владос, 2016-135с.

3.

Векшина Т.В., Алимпиева М.Н. /Практический материал для занятий с детьми, испытывающий трудности

в усвоении программы начальной школы:2 класс. (Математика, русский язык, окружающий мир)/ учебн.

Пособ. Для педагогов. –М.: Владос, 2016-112с.

4.

Адаптированная

основная

общеобразовательная

программа

начального

общего

образования

обучающихся с задержкой психического развития ФГОС НОО ОВЗ

5.

Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. /Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет

группы риска по отклонениям развития: учебное пособие:в 2 ч./Краснояр. Гос.ун-т им. В.П. Астафьева-

Красноярск, 2015-Ч.1. -276с.-Ч.2. -288с.

6.

Старовойтова М.С. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Метод.пособие. –М.:

ВЛАДОС, 2018. – 167с.

7.

Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего

школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.

8.

Шевченко

С.Г.,

Бабкина.

Н.В.,

Вильшанская

А.Д.

Дети

с

ЗПР:

коррекционные

занятия

в

общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

Настоящая Рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер. В Рабочей программе определены

основные направления работы учителя-дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и

профилактики нарушений познавательного развития, обучающихся с ОВЗ МБОУ СШ №17 г. Норильска.

Основные направления работы учителя-дефектолога:

организационно-методическое;

диагностическое;

коррекционно-развивающее;

просветительно- профилактическое;

аналитическое

Место коррекционных занятий в учебном процессе.

Обучающиеся с ОВЗ зачисляются на коррекционные занятия на основании заключения ТПМПК.

Организационный период, предшествующий началу систематических занятий, рассчитан на первые 2 недели

учебного года. Учитель-дефектолог проводит диагностику обучающихся с целью определения уровня развития

высших психических функций, имеющихся знаний и умений.

По итогам обследования, руководствуясь рекомендациями ТПМПК, учитель-дефектолог комплектует состав

учащихся, с которыми будет проводить индивидуальные занятия, определяя подходящий для каждого обучающегося

коррекционный курс, рассчитанный на 1 год обучения, с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка и

уровнем его актуального развития.

Занятия проводятся в индивидуальной форме продолжительностью 30-40 мин.

Учитель - дефектолог ведет работу в тесном контакте с учителями, воспитателями, логопедами, психологами и

медицинскими работниками, а также вовлекает родителей в коррекционную работу с детьми.

При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые

помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и

стимулировали бы познавательную деятельность.

На занятиях используются словесные методы (рассказ, объяснение, беседа), а также развивающие игры и

упражнения, которые в учебном процессе оказывают благотворное влияние на развитие познавательной деятельности.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве

практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством

взаимодействия с которыми у ребенка развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и

социальное развитие.

Для более полного усвоения учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так

как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе

речевого сообщения; широко используются элементы ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание

ребенка, на его личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и

реальную жизнь.

Индивидуальная

диагностика

уровней

сформированности

произвольной

регуляции,

познавательной

деятельности, речевого развития, а также основных дисфункций и эмоциональных проблем проводится дефектологом

в течение двух недель в первой и последней четвертях.

Программа занятий включает следующие основные направления:

Формирование

общеинтелектуальных

умений

(операции

анализа,

сравнения,

обобщения,

выделение

существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой

памяти);

Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;

Формирование учебной мотивации;

Ликвидацию пробелов знаний;

Развитие личностной сферы;

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях

I. Коррекция и развитие психомоторики:

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие навыков каллиграфии;

Развитие артикуляционной моторики;

Развитие межполушарного взаимодействия;

Формирование конструктивной деятельности.

II. Коррекция и развитие речемыслительной деятельности:

Развитие слухо-моторной координации

Развитие умения рассуждать, строить развернутые высказывания;

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа;

Расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;

Развитие связной речи;

III. Коррекция и развитие психосоциальной сферы:

Снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие умения распознавать свои эмоциональные

состояния;

Развитие способности узнавать проявление различных эмоций;

Развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности;

Формирование умения налаживать контакт с окружающими, воспитывать положительные черты характера;

Развитие самоконтроля.

IV. Коррекция и развитие когнитивной сферы

Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение);

Развитие зрительной памяти и внимания;

Развитие пространственных представлений и ориентации;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами,

явлениями и событиями).

V. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях (помощь в освоении АООП)

Планируемые (ожидаемые) результаты.

В ходе реализации курса коррекционно-дефектологических занятий достигаются личностные и метапредметные

результаты образования, происходит совершенствование сферы жизненной компетенции. Оценка этих результатов

проводится в конце четвертого года обучения (по завершению начального образования). Вместе с тем педагог-

дефектолог ежегодно отслеживает эффективность проводимой работы.

Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом запланированных

результатов образования.

Средствами для решения задач мониторинга являются включенное (на психокоррекционных занятиях) и

внешнее наблюдение, согласованная экспертная оценка, оценка, получаемая в ходе выполнения различных заданий и

диагностических методик.

Учитель - дефектолог осуществляет мониторинг в конце каждого учебного года, отражает его в листе динамике

учащегося и докладывает результаты на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)

1

В случаях стойкого отсутствия положительной динамики, нарастании дезадаптации обучающегося при согласии

родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое

обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и

содержание психокоррекционной работы.

Разнообразие психологических особенностей, обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного

потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности

освоения

курса коррекционно-дефектологических занятий. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которых

учитель

– дефектолог пытается достичь. Желательны следующие результаты психокоррекционной работы:

В области развития произвольной регуляции деятельности и поведения:

формирование осознания необходимости прилагать усилия для полноценного выполнения заданий;

формирование дифференцированной самооценки (постарался-не постарался, справился – не справился);

формирование умения составлять программу действий (возможно совместно со взрослым);

формирование умения соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты;

формирование способности задерживать непосредственные импульсивные реакции, действовать в плане заданного, не

отвлекаясь на посторонние раздражители;

способность относительно объективно оценивать достигнутый результат деятельности;

способность давать словесный отчет о проделанной работе с помощью взрослого или по представленной взрослым

схеме, по заданной последовательности;

формирование способности к переносу полученных навыков на реальную учебную деятельность.

1

В области коррекции недостатков развития познавательной сферы и формирования высших психических

функций:

совершенствование мотивационно-целевой основы учебно-познавательной деятельности;

улучшение качества понимания инструкции (с уточнением, но без наглядного показа), возможность осуществлять

последовательные действия на основе словесной инструкции (графический диктант);

способность ориентироваться в схеме тела, пространстве, используя графический план и на листе бумаги, понимать

словесные обозначения пространства;

способность ориентироваться во времени суток, соотнося собственную деятельность со временем, понимать

словесные обозначения времени;

возможность осуществлять перцептивную классификацию объектов, соотносить предметы с сенсорными эталонами;

возможность концентрации и произвольного удержания внимания;

способность концентрироваться на запоминаемом материале и удерживать в оперативной памяти более пяти единиц

запоминаемого;

способность воспроизводить требуемое пространственное соотношение частей объекта (сложение разрезной

картинки, геометрические мозаики, конструкции из строительного материала и т.п.);

способность к установлению сходства и различий, простых закономерностей на наглядно представленном материале;

возможность приходить к простому умозаключению и обосновывать его;

способность решать учебно-познавательные задачи не только в действенном, но и в образном или частично в

умственном плане.

В области развития эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков:

уменьшение количества (выраженности) нежелательных аффективных реакций;

улучшение эмоционального состояния, определяемого по показателям активности, проявлений познавательного

интереса, качественных характеристик контакта и аффективного компонента продуктивности.

Раздел 3. Коррекционно – развивающая работа

I.

Коррекция и развитие психомоторики

1.

Игры и упражнения на

формирование

манипулятивных действий.

Упражнен

ие

Цель

Материал

Массаж кистей рук

Бабочка

Развивать

автоматизированные

и

одновременные

движения,

моторную

активность,

пластичность,

координированность

действий,

мышечный тонус.

картинка: позиции 1 и

2

Белкины

гостинцы

Развивать

автоматизированные

и

одновременные

движения,

моторную

активность,

пластичность,

координированность

действий,

мышечный тонус.

грецкие орехи, горох

Карандаши

Развивать

моторную

активность,

пластичность,

координированность

действий, мышечный тонус.

10-15 карандашей

Пальчиковая гимнастика

Апельсин

Развивать

автоматизированные

и

одновременные

движения,

моторную

активность,

двигательную

память;

повышать

ритм,

темп

движений,

координированность

действий,

мышечный тонус.

Чудесный

мешочек

Развитие тактильной чувствительности

у

детей

посредством

различных

предметов.

Бархатный

мешочек,

различные предметы

Змейка

Развитие двигательной активности и

гибкость

сгибательных

и

разгибательных

мышц

пальцев,

согласованность

действий

обеими

руками.

Упражнения с пуговицами и

бусинами

Упражнения

с

пуговицами

Развивать

автоматизированные

движения, динамическую

координацию,

моторную

активность,

двигательную

память;

быстроту

и

скорость

движений,

точность,

направленность.

Пуговицы,

нитки

пластмассовая иголка

Маленький

аптекарь

Развитие мелкой моторики, точности в

движениях пальцев рук, координации

внимания,

внутреннего

контроля,

умения переносить мелкие предметы с

помощью пинцета из одной емкости в

другую.

Пинцет,

чашка

с

бусинами,

емкости

разного

цвета,

соответствующие

цвету бусин.

Упражнения с пластилином

«Вмазывание»

Развитие

мелкой

моторики,

двигательной

памяти,

точности,

усидчивости,

аккуратности,

сосредоточенности.

Пластилин,

картон,

наброски

контурных

рисунков, шаблоны

Работа с крупами и семенами

Упражнение

«Работа

с

крупами

и

Развитие

моторной

активности,

сенсомоторных реакций и координации;

ловкости движений, мышечного тонуса,

Картон,

покрытый

тонким

слоем

пластилина, горох(рис,

«Выложи

бобы»

Развивать

умение

брать

мелкие

предметы

щепотью,

двигательную

активность.

Бобы

(фасоль,

камешки), тарелка,

контурные рисунки.

Упражнения со шнурками

«Шнуровка»

Развитие мелкой моторики рук

Планшеты

«Шнуровка»

Упражнения с ножницами

«Волшебные

ножницы»

Развитие

тонкой

моторики

рук,

внимания,

зрительно-двигательных

координаций

Ножницы,

простой

карандаш,

различные

фигуры

из

плотного

картона,

большие

и

маленькие

Работа по образцу

«Воспроизведи

рисунок»

Развитие тонкой моторики, внимания,

точности и скорости движений, умея

работать по образцу.

Карандаш или ручка,

образцы

рисунков(нарисовать

справа

такой

же

рисунок, что и с лева,

по клеткам)

Игра «Не теряй

буквы»

Развитие

точности,

направленности

движений, мышечной выносливости и

внимания, памяти, умения копировать

образец.

Карточки, на каторых

нужно

написать

сочетания

букв,

похожих на слова, но

таковыми

не

являющимися.

2.

Упражнения для развития

межполушарного

взаимодействия

«Колечко»,

«Кулак-ребро-

ладонь», «Ухо-

нос»,

«Зеркальное

рисование»,

«Регулировщик

Развитие

мелкой

моторики,

синхронизация

работы

полушарий,

улучшение мыслительной деятельности,

запоминания, повышение устойчивости

внимания, облегчение процесса письма.

Отработка

согласованных

движений

головы, туловища, глаз, рук и ног.

Схемы,

доска

«Бильгоу», Лабиринт,

карандаши,

лист

бумаги

А4,

фломастеры.

3.

Игры

и

упражнения

на

формирование

конструктивной

деятельности

«Цветной

квадрат»

Развитие

тонкой

моторики,

двигательной

памяти,

точности

движений,

представлений

о

геометрических

фигурах,

внимания,

усидчивости,

умения

комбинировать,

составлять целое из частей, выполнять

задание

по

заданному

образцу,

удерживать

в

памяти

словесную

инструкцию.

16

треугольников:

4

красного, 4 зеленого, 4

синего и 4 желтого

цветов.

Фигуры

из

картона или плотной

бумаги,

стороны

треугольника:5*5*8см.

«Сложить

геометрические

фигуры

по

образцу»

Развитие

тонкой

моторики,

двигательной

памяти,

точности

движений,

представлений

о

геометрических

фигурах,

внимания,

усидчивости,

умения

комбинировать,

составлять целое из частей; выполнять

задание по заданному образцу.

25 палочек

«Выложи

палочки

по

образцу»

Развитие

сенсомоторных

реакций,

координации,

двигательной

памяти,

точности движений, мышечного тонуса,

внимания,

выполнять

задания

по

заданному образцу.

Цветные

счетные

палочки, схемы.

«Тетрис»

Развитие

тонкой

моторики,

двигательной

памяти,

точности

движений,

представлений

о

геометрических

фигурах,

внимания,

усидчивости,

умения

комбинировать,

составлять целое из частей; выполнять

Планшет «Тетрис»

4.

Игры

и

упражнения

на

формирование

графомоторных умений

«Штриховка»

Развитие

графических

и

автоматизированных

движений,

двигательной

памяти,

внимания,

сенсомоторной координации, точности

и

темпа

движений,

соразмерности,

мышечного тонуса.

Простой

карандаш,

листы

бумаги

с

контурами фигур,

карандаши цветные

«Трафареты»

Развитие

графических

и

автоматизированных

движений,

двигательной

памяти,

сенсомоторной

координации,

скорости

реакции,

быстроты

и

скорости

движений,

соразмерности,

мышечного

тонуса,

мышечной выносливости.

«Трафареты»

«Флажки»

Развитие

графических

и

автоматизированных

движений,

двигательной

памяти,

сенсомоторной

координации,

точности

темпа

движений,

соразмерности,

мышечной

выносливости,

внимания,

пространственного восприятия.

Карточка формата А4

с заданием и цветные

карандаши.

«Нарисуй

фигуру»

Развитие

мелкой

моторики

и

закрепление названия фигур.

Рисунок

с

геометрическими

фигурами,

распечатанные бланки

с

недорисованными

геометрическими

фигурами,

простой

карандаш, линейка.

«Фигурные

дорожки»

Развитие

направленности

движений,

реакции,

динамической координации,

моторной

активности,

точности

и

мышечной выносливости.

Бланк с изображением

различных витиеватых

полосок(маршруты)

простой карандаш.

«Графические

диктанты»

Развитие

графических

и

автоматизированных

движений,

произвольного внимания, слухового и

пространственного

восприятия,

мышечной

выносливости,

умения

ориентироваться в пространстве листа.

Ручка, лист бумаги в

клетку.

II. Коррекция и развитие речемыслительной деятельности

1.Анализ свойств и качеств

предметов,

фонетический

анализ.

Игра « Анализ

свойств

и

качеств

предметов»

Научить выделять и описывать внешние

и функциональные признаки предмета

или явления.

Картинки

по

теме

занятия.

«Что

к

чему

подходит»

Умение

выделять

внешние

и

функциональные

признаки

предмета

или

явления,

проводить

аналогии,

развитие внимания, мышления и речи.

мяч

«Секреты слов»

Помочь осознать, что слово звучит, т.е.

состоит из звуков; его можно слушать и

произносить.

Игра

«Колесо

звуков»

Развитие фонематического слуха.

Наглядное

пособие

«Колесо звуков»

Упражнение

«Угадай слово»

Развитие речи, умения устанавливать

связи «звук-буква».

Упражнение

«Правая

левая»

Развитие

произвольного

внимания,

слухового

сосредоточения,

фонематического слуха, координации и

последовательности

движений,

пассивного словаря.

Чтение слов.

Игра Слоги и

звуки»

Умение определять количество слогов и

звуков

в

слове.

Развитие

фонематического

слуха,

внимания,

звуко-буквенного анализа.

Произносить слова.

Упражнение

«Найди слог»

Находить

слова

с

одним

и

двумя

слогами.

Развитие

фонематического

слуха, внимания, слогового анализа.

слова

2.Работа с сериями сюжетных

картинок

Упражнение

«Работа

с

сериями

сюжетных

Развитие связной речи.

Сюжетные картинки.

Игра

«Что

сначала,

что

потом?»

Развивать

способность

выделять

существенные

признаки

предметов,

развивать внимание, восприятие, учить

устанавливать

логическую

последовательность между предметами

и явлениями.

Серия

картинок,

на

которых

изображены

события или явления в

логической

последовательности.

Упражнение

«Составь

предложение»

Развитие

связной

речи,

словесно-

логического мышления, воображения,

фантазии,

пополнение

словарного

запаса.

Карточки

с

картинками.

3. Нелепицы

Упражнение

«Нелепицы

в

картинках»

Развивать умение рассуждать, строить

развернутые высказывания. Развивать

восприятие и произвольное внимание.

Картинки

с

изображением разных

нелепиц.

Упражнение

«Нелепицы

в

стихах»

Создать приподнятый эмоциональный

фон

как

условие

для

желания

высказываться.

Научить

рассуждать,

строить развернутые высказывания.

4. Работа с деформированным

текстом

Упражнение

«Шутки-

минутки»

Развитие

фонематического

слуха,

звукопроизношения,

внимательности,

мышления.

Упражнение

«Исправь»

Развивать

словесно-логическое

мышление, внимание, фонематический

слух.

Чтение

ребенку

предложений

со

смысловыми

ошибками, которые он

должен исправить.

5.Составление сравнений

Упражнение

«Составление

сравнений»

Формировать

понятия

признака

и

значения

признака,

формировать

чувствительность к образному слову.

картинки

Игра

«Скажи

по- другому»

Учить

подбирать

синоним-слово,

близкое

по

значению.

Пополнение

словарного запаса.

Подборка

слов,

имеющих

ряд

синонимов.

Игра «Громко-

тихо»

Развитие слухо-моторной координации

Одновременно

проговаривание слов и

выполнение

движений.

Упражнение

«Животные»

Обогащение

словарного

запаса,

развитие речи

Карточки

с

изображением

животных.

Упражнение

«Ответы

на

вопросы

по

картинке»

Умение ответить на вопрос по картинке

картинка

6.Загадки

Упражнение

«Загадки»

Развивать

речемыслительную

деятельность(процессы

анализа

и

синтеза,

операции

сравнения,

сопоставления, обобщения).

Составление

загадки

по

алгоритму,

по

опорным

словам-

признакам

и

картинкам.

Игра

«Угадай

кто это?»

Развитие речи, мышления, пополнение

словаря прилагательных.

загадки

Игра

«загадки

на

узнавание

предметов

по

их частям»

Развивать

речемыслительную

деятельность(процессы

анализа

и

синтеза,

операции

сравнения,

сопоставления,

обобщения),

узнавать

предметы по их частям.

загадки

Игра «Загадки,

содержащие

признаки цвета,

формы

и

размера

предметов»

Развивать

речемыслительную

деятельность(процессы

анализа

и

синтеза,

операции

сравнения,

сопоставления,

обобщения),

узнавать

предметы (животные, растения) по их

форме,

цвету

и

размеру;

умение

загадки

Игра «Загадки,

содержащие

признаки

времени»

Развивать

речемыслительную

деятельность(процессы

анализа

и

синтеза,

операции

сравнения,

сопоставления,

обобщения),

умение

узнавать время суток, время года.

загадки

7.Пословицы,

понимание

переносного смысла

Упражнения

«Пословицы

и

поговорки»

Формирование

объяснительной

и

доказательной

речи,

понимание

переносного значения слов, развитие

связной речи и мышления.

Карточки

с

пословицами

и

поговорками.

8.Установление

причинно-

следственных связей

Упражнение

«Составление

предложений»

Развитие

способности

быстро

устанавливать

разнообразные

связи

между

привычными

словами

(предметами),

творчески

создавать

новые целостные образы из отдельных

разрозненных элементов.

Набор слов.

Игра «Дополни

предложение»

Развитие речевой активности, быстроты

мышления.

Набор слов.

Упражнение

«

установление

причинно-

следственных

связей»

Формировать

представления

о

причинно-следственных

связей

на

ситуациях, близких и доступных для

понимания детей, учить выражать эти

причинные связи в речи.

Ответить на вопросы

по тексту.

Упражнение

«исправить,

дополнить,

закончить

Развитие речи, мышления.

Исправление

предложений.

9.Развитие

экспрессивной

речи

Упражнение

«Произнеси

чисто»

Развитие

экспрессивной

речи.

Отработка

навыков

правильной

и

четкой

артикуляции,

совершенствование плавности и темпа

речи.

Карточки

с

двустишиями

Упражнение

«Скороговорки

»

Развитие экспрессивной речи. Отработка

навыков

правильной

и

четкой

артикуляции,

совершенствование

правильности и темпа речи. .развитие

внимания и памяти.

Скороговорки.

Упражнение

«Один-много»

Развитие речи, пополнение словарного

запаса.

Картинки

с

изображением

предметов в ед. и мн.

числе.

Упражнение

«Волшебная

палочка

феи

Словарины»

Развитие речи, пополнение словарного

запаса

Волшебная палочка

Упражнение

«укрась слово»

Развитие речи, восприятия, способности

в подборе слов, пополнение словарного

запаса.

Подбирать

определения

с

заданным словам.

10.

Развитие

импрессивной

речи,

возможностей

различения смысла.

упражнение

Развитие понимания ребенком на слух

читаемого взрослым текста, развитие

памяти, грамматического строя речи.

Ребенок прослушивает

предложение

и

старается

повторить

его.

упражнение

Развитие речи, фонематического слуха,

понимания на слух читаемого текста.

Дети

после

прослушивания текста

отвечают на вопросы.

Упражнение

«Весна в лесу»

Развитие речи, фонематического слуха,

понимания на слух читаемого текста,

внимания.

Ответить на вопросы

по

прослушанному

тексту

Игра «Исправь

ошибки

Незнайки»

Развитие

навыка

ориентировки

на

плоскости,

тренировать

детей

в

правильном употреблении предлогов в

предложениях.

Картинки

с

изображением

животных(белка сидит

на/в /под/ и т.д.)

III. Коррекция и развитие психосоциальной сферы

1.Я внешнее

Упражнение

«Эмоции»

Развитие

способности

узнавать

проявление

различных

эмоций

и

изображать их с помощью мимики.

Карточки

с

изображением

лиц

выражающих ту или

иную

эмоцию:

радость,

грусть,

Упражнение

«Как

говорят

части тела»

Учить невербальным способам общения

Упражнение

«Орешек»

Снятие эмоционального и мышечного

напряжения,

развитие

умения

распознавать

свои

эмоциональные

состояния.

Упражнение

«Линии»

Выражение

своих

эмоций

в

символической, образной форме.

Карандаши,

листы

бумаги.

2. Я внутреннее

Упражнение «Я

поступил

хорошо,

я

Формировать

умение

оценивать

собственные поступки.

Упражнение

«Что

такое

хорошо и что

такое плохо»

Раскрыть

перед

учащимися

понятия

«плохо»

и

«хорошо»,

формировать

умение

налаживать

контакт

с

окружающими,

воспитывать

положительные черты характера.

картинки

Упражнение

«Снежинки»

Развитие внимания, наблюдательности,

способности

определять

эмоции

по

схематическим изображениям, понимать

свои, рассказывать о них и схематично

изображать.

Игра

«Путешествие в

мир эмоций»

Формировать

умение

узнавать

проявление

различных

эмоций

и

изображать их.

Карточки

с

изображением

лиц

выражающих ту или

иную эмоцию, кубик

со схемами.

3. Я и другие

Игра

«Вежливые

слова»

Умение

пользоваться

этикетными

словами, формирование вежливости в

общении.

Мяч

Упражнение

«Упрямое

зеркало»

Умение подражать действиям взрослого

«наоборот»,

развитие

внимания,

мышления,

сосредоточенности.

Развитие

умения

действовать

со

взрослым сообща.

Ребенок

повторяет

движения за взрослым,

только наоборот.

4.Произвольность поведения

Игра «Дождь»

Развитие

выдержки,

произвольной

регуляции деятельности.

Игра «"Да и нет

не говори"»

Развитие

самоконтроля,

умения

длительное время руководствоваться в

процессе

игры

заданным

правилом,

«удерживать» его.

Игра «Сохрани

слово

в

секрете»

Научить

длительное

время

руководствоваться

в

процессе

игры

заданным правилом, «удерживать» его.

Примерный

список

слов:

окно,

стул,

ромашка,

ириска,

просо,

плечо,

шкаф,

Игра

«Животное»

Развитие внимания, умения длительное

время

руководствоваться

заданным

правилом, осуществлять самоконтроль и

контроль за действиями других.

Картинки

с

изображением разных

животных.

IV. Коррекция и развитие когнитивной сферы

Упражнение

«Включение

в

ряд»

Развитие

произвольного

внимания,

зрительного

восприятия(ориентировки

на величину), память, моторики, умения

сотрудничать со взрослым.

Экран,

шести-

составная матрешка.

Игра «Почта»

Развитие

пространственных

представлений, логического мышления,

внимания.

Лист

бумаги,

карандаш.

Упражнения

на

сравнение

картинок

Упражнение

Развитие

произвольного

внимания,

зрительной памяти, наблюдательности,

умения проводить сравнения и находить

различия.

Картинки

на

сравнения,

Карандаши.

Корректурная проба

Упражнение

«Внимательный

сыщик»

Развитие способности к произвольному

переключению внимания, принимать и

удерживать

правила

выполнения

задания;

развитие

памяти,

мелкой

моторики.

Половина листа А4 с

произвольным

набором

букв

удобного

для

восприятия шрифтом

Упражнение

«Запомни

картинки»

Развитие зрительной памяти в условиях

ограниченного времени.

Картинки

с

изображением

знакомых предметов

Упражнение

«Четвертый

лишний,

пятый

ит.д.»

Развитие

восприятия,

логического

мышления,

умения

выделять

существенные признаки предметов.

Картинки

Упражнение

«Исключение

лишнего»

Развитие

способности

устанавливать

связи между разрозненными явлениями,

умение переходить от одних связей к

другим, не застревая на них.

Слова:

собака,

помидор, солнце, елка,

огурец, банан, молоко,

каша, соль.

Упражнение

«Продолжи ряд»

Развитие

логического

мышления,

аналитических

способностей,

произвольного внимания.

Карточки с заданием,

карандаши

Упражнение

Умение

выделить

заданную

закономерность

и

удерживать

ее

в

процессе

самостоятельной

деятельности.

10 карточек.

Упражнение

Развитие

произвольного

внимания,

восприятия инструкции на слух.

Лист бумаги в клетку

и цветные карандаши.

упражнение

Умение

выделить

заданную

закономерность

и

удержать

ее

в

процессе

самостоятельной

деятельности,

развитие

тонкой

моторики,

закрепление

знаний

о

геометрических фигурах, цвете.

Набор геометрических

фигур,

наборное

полотно

Игра «Признаки

и

свойства

предметов»

Определение

признаков

предметов;

закрепление понятий «цвет», «форма»,

«величина»,

развитие

логического

мышления,

пространственного

восприятия, памяти, внимания.

Картинки

с

изображением цветов,

наборное полотно.

Упражнение

«Сравнение

предметов»

Развитие

слухового

восприятия,

произвольного

внимания,

речи,

способности

к

аналитической

деятельности-мыслительной

операции-

сравнение.

картинки

Упражнение

«Смысловые

ряды»

Развитие

слухового

восприятия,

произвольного

внимания,

речи,

логического мышления, способности к

аналитической деятельности.

Простые

аналогии

слов.

Или картинки

Игра

«Кто

где

живет?»

Развивать

восприятие,

произвольное

внимание

и

способности

детей

к

классификации и обобщению.

Игра «Кто где живет?»

Складывание целого из частей

Развитие

восприятия,

произвольного

внимания,

наглядно-действенного

и

образного

мышления,

способности

детей к зрительному синтезу.

Картинки,

разрезанные

на

различное количество

частей.

Упражнения на сравнение

«Найди

различие»,

«Сравни

картинки»,

Развитие внимания, мышления, умения

выделять общие признаки, сравнивая

картинки

картинки

Упражнение

«что

перепутал

художник»

Формировать образные представления

ребенка

об

окружающем

мире;

развивать

внимание,

восприятие,

память, способность к анализу.

Готовые

сюжетные

картинки с ошибками,

которые

сделал

художник.

Упражнения

на

определение

последовательности

событий

или явлений.

Упражнение

«Мир

вокруг

тебя»,

«Что

сначала,

что

потом» и т.д.

Развивать

способности

выделять

существенные

признаки

предметов,

устанавливать

логическую

последовательность между предметами

и

явлениями,

развитие

внимания,

восприятия, речи

Серии

картинок

с

изображением

событий или явлений в

логической

последовательности.

Упражнение

«Подбери узор»

Развитие

зрительного

восприятия,

внимания,

логического

мышления,

памяти, воображения.

Карточки

с

изображением

различных узоров, в

центре каждого узоро

отсутствует

кусочек

картинки-фигурки

разной формы.

Игра

«Разложи

карточки

на

группы»

Развитие

способности

находить

существенные

признаки

предметов,

сравнивать

их

между

собой,

классифицировать.

Карточки-картинки.

Упражнение

«Запомни

и

покажи»

Развитие преднамеренного запоминания

и

припоминания,

кратковременной

памяти.

2

таблицы

Ф.Е.Рыбакова

Упражнение

«Палочки»

Развитие

пространственного

и

логического

мышления,

мелкой

моторики.

Счетные палочки

Упражнения

на

развитие

зрительного восприятия

«Найди

спрятавшихся

зверей», «что ты

видишь

на

картинке», и т.д.

Развитие

зрительного

восприятия,

внимания,

способности

соотносить

контур

предмета

с

реальным

изображением.

Картинки

с

зашумленными

рисунками

Игра

«Подбери

по контуру»

Развивать

зрительное

восприятие,

память, способность соотносить контур

предмета с реальным изображением.

карточки

Упражнение

«Заметь все»

Развитие

внимания,

кратковременной

памяти

Различные

предметы

или картинки

Упражнение

«Далеко-близко,

дальше-ближе»

Развитие

пространственных

понятий,

восприятия, мышления, речи, внимания,

памяти.

картинки

Упражнение

«Рамки

и

вкладыши»

Умение узнавать и различать форму

плоских фигур и их положение на

плоскости,

развитие

зрительного

восприятия,

внимания,

логического

мышления, памяти, воображения.

Набор

«Рамки

вкладыши»

Никитина

Перечень наглядных дидактических пособий, используемых на коррекционно-развивающих занятиях.

1.Набор объемные геометрические фигуры.

2.Планшет «Шнуровка»

3.Головоломка рамка-вкладыш «Чудесный круг»

4.Методика Б.П. Никитина для развития мышления «Сложи квадрат» уровень «3» 2 планшета.

5. «Учимся считать до 100» книжка-лото наглядное пособие

6.Деревянные цветные счетные палочки набор 50шт.

7.Пазлы «Геометрические фигуры»

8.Пазлы «Буквы»

9. «Счеты первоклассника»-наглядное пособие.

10.Кубики

11.Игра серии «Учись, играя»-Кто где живет?

12.Наборы раздаточных карточек: «Объемные фигуры», «Профессии», «Насекомые», «Чувства и эмоции», «Овощи»,

«Противоположности», «Большой-маленький», «Времена года», «Один-много», «Транспорт», «Мебель», «Деревья»,

«Мир морей и океанов», «Деревья», «Он, она, оно, они».

13. «Учись считать» касса цифр и счетного материала (Дерево).

14. Набор счетного материала «Геометрические фигуры» (пластмасса).

15.Наглядно-дидактические пособия: «Грамматика в картинках-словообразование», «Рассказы по картинкам»,

«Предметы и контуры», «Времена года», «Грамматика в картинках-говори правильно», «Математика», «Память».

16.Развивающие карточки «Мама и малыш»

17.Игра логическая «4 в ряд» (дерево)

18. Карточная игра «Каляки - маляки»

19. Касса Букв, слогов и счета.

20. Учебное пособие «Карточки на скрепке – Читаем по слогам»

21.Диск «Интерактивные игры на память»

22. Диск «Интерактивные игры-Читаем по слогам»

23.Цветные счетные палочки Кюизенера-обучающее пособие

24.Головоломка «Листик», деревянная.

25. Современные перфокарточки «Математика»-комплект тестовых карточек для начальной школы.

26. Набор «Объемные цифры» (дерево)

27.Доска «Бильгоу»

28. «Лабиринт»

29.Планшет «Тетрис» большой (дерево)

30. Планшет «Тетрис»-маленький (дерево)

31.Мозайка.

32. Пазлы деревянные рамка-вкладыш-3шт.

33.Конструктор «Лего»

34.Пазлы объемные деревянные «Улитка», «Пожарная машина»

35.Эспандер, шарики массажные.

36.Музыкальная игрушка «Маракас»

37. Геоборд

38. Наглядные пособия «Веер-цифры, буквы»

39.Игра «Калейдоскоп букв»

40. «Словодел»-настольная игра.

41. Трафареты

42. Пластилин, карандаши.

43. Разрезные картинки

44. Карточки «Что сначала, что потом»

45.Карточки «Четвертый лишний», «Множества», «Времена года», «Лабиринты», «Запутанные дорожки», «Точки»,

«Корректурная проба», «Предлоги», «Мнемотаблицы», «Азбука», «Таблица умножения», «Схемы- упражнения для

развития межполушарного взаимодействия»

46.Дидактическая игра «Бусины».

47. Игра «Колесо звуков»

48. Игра «Логическое математическое»

Список литературы

Методические пособия (в том числе на электронных носителях)

1.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие

для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса, 2006. — 80 с.

2.Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. - М.,1998.

3.Векшина Т.В Алимпиева М.Н. «Практический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в

усвоении программы начальной школы»-М., Владос,2016

4. Данилов И. В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. — М.: У Ц

«Перспектива», 2001.

5. Как проектировать универсальные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /

А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская. – М.:Просвещение, 2011.

6. Коннова Е.Г. РОСТ:Развитие, общение, самоценка, вторчество. Курс внеурочной деятельности (ФГОС). 1й

класс. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013.

7. Козырева Л.М. «Как подружиться с математикой», -Ярославль, Академия развития, 2002

8. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа

развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

9. Локалова Н. П. «Как помочь слабоуспевающему школьнику». Психодиагностические таблицы: Причины и

коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. — М., 1997.

10.Линго Т.И. «Игры, ребусы, загадки для дошкольников» -Ярославль: Академия развития,1998

11.

Старовойтова М.С. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Метод.пособие. –М.:

ВЛАДОС,2018. –167с

12.Сычева Г.Н. «Фонетический разбор» - Ростов на Дону, Феникс, 2015

13. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего

школьного возраста. Практическое пособие. М., 2007.

14.Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. «И учеба и игра: Математика»-Ярославль: Академия развития,1997

15.Тихомирова Л.Ф. «Логика дети 5-7 лет», Ярославль, Академия развития, 2000

16. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.

Пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – ВЛАДОС, 2001.

17.Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной

школе. – М.: Школьная пресса, 2006.



В раздел образования