Автор: Вересова Вероника Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПб ГБУ "Центр содействия семейному воспитанию № 15"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: «Специфика профессиональной деятельности педагога государственных учреждений – центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Раздел: среднее образование
СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию №15».
Тема: «Специфика профессиональной деятельности педагога
государственных учреждений – центров для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей».
Воспитатель Вересова В.С.
Социальное сиротство - одна из самых серьезных проблем современной России.
Численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России
составила на начало 2021 года 406 тысяч 128 человек.
Многие дети попадают в
учреждения социальной защиты после длительного пребывания в доме ребенка, на улице,
в неблагополучной семье. Воспитание таких детей в современном российском обществе
реализуется, в основном, в центрах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей – в Центрах содействия семейному воспитанию, которые остаются основными
социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку
детей к жизни в обществе.
В
условиях
такого
учреждения
огромная
роль
в
становлении
личности
воспитанника, его адекватной социализации принадлежит педагогу. Педагог Центра
содействия семейному воспитанию – это гораздо больше, чем воспитатель в детском саду
или учитель в школе. Он призван, не только осуществлять весь спектр социальных и
образовательных услуг, которые реализуются в условиях обычного образовательного
учреждения, но и компенсировать детям, насколько это возможно, отсутствующих
родителей.
Потребность в любви и заботе – базовая потребность личности. Без ее реализации
невозможно говорить о гармоничном развитии человека. Нереализованность данной
потребности приводит к тяжелым личностным деформациям, мешающим дальнейшей
успешной социализации ребенка. В связи с этим становится понятным то, что
деятельность педагога Центра содействия семейному воспитанию – это особый вид
педагогической деятельности, отличающийся от профессиональной деятельности педагога
общеобразовательного учреждения для детей из семьи. Своеобразие профессиональной
деятельности педагога центра для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, определяется рядом условий, важнейшим из которых является специфический
контингент воспитанников. Спектр профессиональных задач, которые призван решать
педагог таких центров гораздо шире, чем задачи, решаемые в условиях обычных
образовательных учреждений. Их можно разделить на три взаимосвязанных блока.
Компенсирующий блок. Воспитанники центров для
детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей определенное время (до поступления) были лишены
многих необходимых для нормального развития условий. Мы имеем в виду, не только
материальные проблемы, хотя они тоже, несомненно, важны, но и такие условия, как
потребность в любви, заботе, новых положительных впечатлениях и т.д. Детям
необходимо компенсировать то, чего они не дополучили на предыдущих этапах развития.
Коррекционный блок. Воспитанники – это дети, которые уже на начальных этапах
своего становления столкнулись с теневой стороной жизни, оказавшей не лучшее влияние
на
их
развитие.
Как
правило,
коррекция
затрагивает
все
стороны
развития:
восстановление, насколько это возможно, здоровья ребенка, преодоление проблем в
интеллектуальной сфере, эмоциональной недостаточности и личностных особенностей,
сложившихся в результате негативного влияния среды.
Развивающий блок. Дети –
воспитанники имеют все те права, которыми обладают дети из семьи. Поэтому задачей
Центра содействия семейному воспитанию является гармоничное всестороннее развитие
ребенка, обеспечение ему всех тех возможностей для полноценного развития, которыми
обладают дети из семьи.
Специфические особенности, которые определяют характер профессиональной
деятельности педагогов центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, диктуют нам необходимость выделения содержания и ключевых функций
педагога
работающего
в
условиях
сиротского
учреждения.
На мой взгляд, основной функцией такого педагога является удовлетворение
потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении, т.е. реализация
материнской (родительской) функции.
Своеобразие воспитательной деятельности педагога
Центра содействия семейному воспитанию состоит в том, что
именно
через
призму
выполнения
материнских
(родительских) функций он должен решать все остальные
воспитательные и образовательные задачи.
В связи с этим перед педагогами таких учреждений
ставится важнейшая задача – компенсация воспитанникам,
насколько
это
возможно,
материнского
(родительского)
отношения.
Реализация этой функции предполагает два важнейших аспекта. С одной стороны –
это организация различных форм эмоционально-личностного общения с воспитанниками,
компенсация им, насколько это возможно, нереализованной потребности в любви, заботе,
внимании и т.д. В центре внимания педагога должно находиться продуманное,
эмоционально-насыщенное индивидуализированное общение с детьми. Стратегия такого
общения должна разрабатываться с учетом конкретных эмоциональных потребностей
каждого ребенка. С другой стороны – на педагога ложится обязанность по формированию
бытовых навыков детей, т.е. тех социальных умений, которые обычные дети получают в
семье, в процессе общения с родителями. В условиях такого учреждения необходимо
регулярное проведение системы бытовых занятий, направленных на формирование таких
навыков.
Кроме выполнения материнских (родительских) функций, педагог центра для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, призван реализовывать и
целый спектр педагогических задач. Однако содержание образовательной деятельности
педагога в условиях такого учреждения отличается от аналогичной деятельности педагога
в условиях обычного образовательного учреждения. Оно должно быть ориентировано на
особенности развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их
актуальные потребности. Это требует создания специализированных программ и пособий,
составленных с учетом особенностей детей и той социальной ситуации, в которой они
оказались.
Педагог, работающий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей, призван обеспечить детям все те возможности, которые есть у ребенка из
семьи. Ему необходимо проводить работу, нацеленную на развитие творческих
способностей детей, приобщению их к ценностям культуры и т.д.
Помимо
выполнения
педагогических
функций,
педагог
Центра
содействия
семейному воспитанию должен выполнять еще очень важные психологические функции в
воспитании детей.
Кроме того, даже специальная работа проведенная психологом учреждения с
воспитанником не будет эффективной, если ребенок, возвращаясь в группу не получит
соответствующей
психологической
поддержки
со
стороны
педагога.
Необходима
специальная работа педагогов центров для
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей в данном направлении. В связи с этим на педагога Центра
содействия семейному воспитанию ложится ряд важных функций, по психологической
гармонизации личности воспитанника. Характер выполнения психологической функции
педагогом определяется спецификой психологических проблем воспитанников. Уже к
дошкольному возрасту, как правило, у детей, даже если они отнесены психологами,
педагогами, врачами к категории «психическая норма», имеется сложившийся комплекс
серьезных психологических проблем, таких как: проблемы в развитии эмоциональной
сферы; повышенный уровень тревожности и агрессивности; проблемы в сфере общения со
взрослыми и сверстниками; проблемы в формировании самооценки.
На фоне
отягощенной наследственности, при отсутствии психокоррекционной работы психические
проблемы таких детей усугубляются и приводят к серьезным проблемам в будущем.
Еще одной важной стороной профессиональной деятельности педагога, работаю-
щего с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является его
функция
представителя
государства.
В
условиях
Центра
содействия
семейному
воспитанию педагог является связующим звеном между ребенком и окружающим его за
стенами учреждения миром. С одной стороны – он полноправный представитель
государства, призванный демонстрировать своим поведением пример соблюдения прав и
свобод человека. С другой – он человек, перед которым стоит очень ответственная
задача– формирования основ правовой культуры своих воспитанников. В условиях
центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данная задача
приобретает особую актуальность в связи с тем, что дети, выходящие из стен учреждения,
сразу остаются один на один с миром. И в этой ситуации, такому ребенку особенно важно
иметь высокий уровень правовой культуры. Ведь он самостоятельно должен жить в
правовом обществе, соблюдая его законы и защищать свои права, если в этом возникнет
необходимость.
Очень
важной
профессиональной
функцией
педагога
Центра
содействия
семейному воспитанию является не только обеспечение соблюдения прав и свобод детей в
условиях учреждения, но и формирование основ правовой культуры своих воспитанников.
В ситуации воспитания ребенка без родителей педагог выполняет в жизни воспитанника
сразу несколько социальных ролей. Это в первую очередь материнские (родительские),
педагогические (образовательные), психологические и правовые функции.
Важнейшим фактором эффективности деятельности государственных учреждений
является уровень профессиональной подготовки и квалификация педагогов в работе с
детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.