Напоминание

Экскурсия в институт здоровье


Автор: Кабирова Оксана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАОУ " СОШ №59 г.Челябинска "
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Экскурсия в институт здоровье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в подготовительной группе

«Экскурсия в институт здоровья»

по теме «Верные помощники — органы чувств»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Здоровье»,

«Коммуникация».

Цель:

- формировать у детей представление о значимости органов чувств, для

жизнедеятельности человека.

Задачи:

- побуждать детей к познанию органов чувств, знакомить с элементарным

строением, функциями, значением органов чувств;

-развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое,

обонятельное восприятие, память, мышление;

- учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;

- развивать активную речь детей;

- воспитывать потребность быть здоровыми, желание соблюдать правила

личной гигиены, заботиться о своем организме.

Материалы и пособия:

- изображения органов чувств для оформления лаборатории;

- слайды с изображениями органов чувств, компьютер для их

воспроизведения;

- картинки для игры «Наложенные рисунки»;

- баночки с запахами лимона, лука, чеснока, свежего огурца.

- грецкий орех;

- четыре знакомые мелодии для слухового восприятия;

- тактильные дощечки для определения материала;

- мелко нарезанные овощи и фрукты, продукты для игры «Узнай на вкус».

- трубочки для коктейля;

- темные очки, халаты по количеству детей.

Предварительная работа:

- провести ознакомительные занятия по органам чувств;

- рассматривание анатомического атласа;

- знакомство с пословицами и поговорками об органах чувств.

Ход занятия:

Воспитатель. (В группе). Сегодня мы с вами отправимся в

лабораторию по изучению органов чувств. В лабораториях обычно надевают

халаты. Мы тоже их наденем, повесим бейджики и отправимся. (На двери

музыкального зала висит табличка «Лаборатория по изучению органов

чувств»). Вот мы и в лаборатории. Посмотрите, как много гостей ученых

ожидает нас. Давайте поздороваемся с нашими гостями и пожелаем им

здоровья. (Дети разными словами приветствуют гостей). А теперь пора

приступить к нашей работе. Для начала помассируем орешками наши

ладошки и пальчики. Это непростой орех, а орешек знания.

Орешек знанья твердый,

Но всё же, мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Желание наше «Хочу все знать».

Воспитатель. Сегодня нам орешек поможет узнать все о наших

помощниках, о наших органах чувств и сравнить их с органами чувств наших

любимых животных.

- Почему их называют помощниками? (Ответы детей).

- Какие органы чувств вы знаете? (Ответы детей). Молодцы, все

правильно назвали.

Первый орган чувств - это … Отгадайте мою загадку. Два брата

через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза).

- Как по-другому можно их назвать? (Орган зрения).

- Для чего нужны глаза, что мы замечаем глазами? (Глаза помогают

видеть все вокруг, различают цвет, форму, размер предметов).

Как устроены глаза? (рассматривание слайдов 1,2).

- Что нужно делать, чтобы глаза лучше видели и не уставали? (Нужно

делать гимнастику для глаз).

Выполнение упражнений зрительной гимнастики «Веселая неделька»

Всю неделю по порядку глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

(Посмотреть вверх-вниз, голова остается неподвижной, упражнение снимает

глазное напряжение)

Во вторник часики-глаза

Отводят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

(посмотреть влево, вправо; голова остается неподвижной, упражнение

снимает глазное напряжение.)

В среду в жмурки мы играем,

Плотно глазки закрываем.

Жмуримся и открываем-

Так игру мы продолжаем.

(плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза;

упражнение снимает глазное напряжение.)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль.

Что вблизи и что вдали –

Глазки рассмотреть должны.

(смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от

глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку;

упражнение укрепляет мышцы глаз, совершенствует их координацию.)

В пятницу мы не зевали,

Глаза по кругу побежали.

Остановка! Им опять

В другую сторону бежать.

(смотреть вверх, вправо, вниз, влево и в обратном направлении; упражнение

совершенствует сложные движения глаз.)

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

(Посмотреть в верхний правый угол окна, затем в нижний левый; перевести

взгляд в верхний левый угол и нижний правый; упражнение совершенствует

сложные движения глаз.)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Свежим воздухом дышать

(Закрыть веки, массировать их круговыми движениями пальцев: верхнее веко

– от носа к наружному краю глаз; нижнее веко – от наружного края к носу;

затем наоборот; упражнение расслабляет мышцы и улучшает

кровообращение.)

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

Игра «Нарисуй слоненка с закрытыми глазами»

Цель: показать как сложно человеку без зрения

- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы, сравнили органы зрения человека и

животных. Посмотреть их сходство и различие.

Некоторые виды змей, охотящихся на теплокровных животных, имеют

на голове специальные углубления, позволяющие улавливать

инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может

продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным

зрением.

Воспитатель. Следующий орган чувств… Отгадываем загадку.

Слышат всё они вокруг.

Кто есть враг, а кто есть друг!

Люди носят в них серёжки.

У коровок рядом рожки.

На макушке у зверушки.

И зовут сестричек … ушки.

-Как вы думаете, какой это орган? (Орган слуха).

- Для чего нужны уши? (Слышать звуки).

Как устроены уши? (рассматривание слайдов 3,4).

- Какие бывают звуки? (Тихие, громкие, короткие, длинные,

музыкальные и т. д.) Сейчас проверим, хорошо ли слышат ваши уши.

Игра «Угадай источник звука».

Цель: определяем на слух источник звука. (муз. инструменты)

- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы, сравнили органы слуха человека и

животных. Посмотреть их сходство и различие.

Змеи имеют специальный орган между глаз, состоящий из 7000 нервных

окончаний, позволяющий уловить разницу температур в 0.002 градуса.

Это помогает змее почувствовать мышь на расстоянии 40 см.

Знаменитые дудочки заклинателей змеи не слышат (ведь у них нет

ушей!), а чувствуют! Звук передается к среднему уху через кости.

Воспитатель. Чтобы определить третий орган чувств, сначала отгадаем

загадку.

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (Нос.)

- Какой это орган? (Орган обоняния).

- Какую работу выполняет нос? (Узнает запахи, помогает дышать).

- Как устроен нос? (рассматривание слайдов 5,6).

- Какие бывают запахи? (Приятные, неприятные, ароматные, вредные).

Игра «Угадай запах»

(выдувание кляксы на листе бумаги через трубочку для коктейля, пока клякса

не приобретет какую-либо форму, образ).

.

- А сейчас, я бы хотела, что бы вы, сравнили органы обоняния человека и

животных. Посмотреть их сходство и различие

Утконос имеет измеритель электрического напряжения на клюве с

чувствительностью. Также на клюве находится множество датчиков

температуры.

Физминутка:

Ёжик бегал по дорожке, у него промокли ножки

Вдруг свернулся ёж в клубок, потому что он промок

Лучик ёжика коснулся, ёжик сладко потянулся.-

Воспитатель. Четвертый орган чувств, и слушаем загадку.

Мы в нее зимой и летом

С головы до ног одеты,

Даже на ночь снять не можем,

Потому что это… кожа.

- Как иначе называют этот орган? (Орган осязания).

- Для чего нужна кожа? (Защищает наше тело от перегревания и от

переохлаждения, от микробов, от ударов, от ожогов).

- Как устроена кожа? (Рассматривание слайдов7,8).

- Какую поверхность чувствует кожа?

Игра «Прочувствуй поверхность предметов руками».

(Цель: узнавать предметы на ощупь, кратко описать поверхности предмета)

- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы, сравнили органы осязания человека

и животных. Посмотреть их сходство и различие.

Морская звезда имеет светочувствительные клетки на конечностях

(«лучах»). Если посветить на ее «луч», например, фонариком, он придет

в движение.

Краб имеет особые волоски на клешнях и на теле, позволяющие

определять направление течения воды

У пчел есть кольцо из окиси железа вокруг брюшка, что позволяет

определять магнитные поля — это используется для ориентирования по

сторонам света.

Кузнечик имеет особые волоски по всему телу, для определения

направления движения воздуха.

Некоторые рыбы в состоянии определить химическое вещество L-Serine,

выделяемое кожей млекопитающих, в концентрации 1 часть на 1

миллиард. На теле рыб есть специальное образование — «латеральная

линия» — рецепторы, определяющие микроскопические изменения в

давлении и направлении течения воды. Рыбы используют этот орган

для слежения за хищниками и добычей.

Эхолокация летучих мышей заключается в умении пользоваться

высокочастотными звуковыми импульсами и в способности улавливать

отраженный сигнал, по которому они оценивают расстояние и

направление до окружающих их предметов.

Воспитатель. Последний орган чувств, мы отгадаем загадку.

Всегда во рту,

Да не проглотишь. (Язык).

- Какой это орган? (Орган вкуса).

- Какую работу выполняет язык? (Помогает говорить, передвигает

пищу, узнает вкус пищи).

- Как устроен язык? (рассматривание слайдов 9, 10).

- Какой бывает вкус пищи? (сладкий, кислый, соленый, горький).

Игра «Узнай продукт и вкус пищи».

- А сейчас, я бы хотела, чтобы вы, сравнили органы вкуса человека и

животных. Посмотреть их сходство и различие.

Способность сома улавливать тончайшие вкусовые нюансы дает

этим рыбам возможность не только почувствовать присутствие добычи

на значительном расстоянии, но и точно определить её местоположение,

причем это все происходит в очень мутной воде — типичной среде

обитания сомов.

Воспитатель. Мы сегодня много узнали о наших органах чувств, напоследок

я хотела бы, чтобы вы назвали правила здоровья. (Дети называют правила

сохранения здоровья). А нашим гостям мы подарим на память конфетные

цветы, ведь их можно потрогать, понюхать, любоваться ими, а если сильно

захотеть, то можно их и услышать, и почувствовать вкус.



В раздел образования