Напоминание

"Говоруша"


Автор: Урюпкина Елена Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Большеболдинскиц д/с "Сказка"
Населённый пункт: с.Б-Болдино, Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Говоруша"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическое

многофункциональное пособие

«Говоруша»

(логопедическая рукавичка)

Учитель-логопед 1 категории:

Урюпкина

Елена Сергеевна

с.Б-Болдино

2022г.

МБДОУ Большеболдинский

детский сад «Сказка»

Задачи:

Развитие артикуляционной моторики для

формирования правильного уклада

произношения звуков;

Автоматизация поставленных звуков;

Формирование навыка языкового анализа;

Формирование грамматического строя речи;

Развитие связной речи;

Развитие мелкой моторики;

Развитие тактильных ощущений;

Упражнение в запоминании образа букв.

Цель: побуждение к речевой активности детей

дошкольного возраста, совершенствование

механизмов языкового уровня речевой деятельности

«ГОВОРУША» – это многофункциональное

дидактическое пособие для детей дошкольного

возраста с 3-х до 7 лет. Рекомендуется для

использования в работе учителя-логопеда и

воспитателей.

Это яркая, нарядная

рукавичка (би-ба-бо), имеющая

открывающийся рот и подвижный язык,

сшитая своими руками. У Говорушки

есть причёска из

шнурков различной толщины и

материалов,

прозрачный нагрудный карман для

карточек,

съёмный мешочек для букв или

мелких предметов.

Игры «Делай, как я»,

«Повтори за мной», «Делаем вместе».

Матермал: дидактическое пособие «Говоруша».

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Ход игры: Дети выполняют упражнения

артикуляционной гимнастики вместе с

Говорушей.

Игра «Заплети косички и завяжи бантики».

Материал:

дидактическое

пособие

«Говоруша»,

набор лент и резинок для завязывания бантиков.

Цель:

развитие

мелкой

моторики,

закрепление

названий основных цветов.

Ход игры: Дети заплетают косички, завязывают

бантики, называют цвета ленточек.

Игра «Найди пару».

Материал: дидактическое пособие «Говоруша»;

набор шнурков, как в причёске.

Цель: развитие тактильных ощущений, закрепление

названий основных цветов.

Ход

игры:

1вариант.

Дети

ощупывают

все

шнурки

причёски, а потом находят одинаковые наощупь шнурки в

причёске

(

шнурки

одинаковые

по

цвету

могут

быть

различной толщины). Дети называют цвета шнурков.

2 вариант. Дети ощупывают один из шнурков причёски

Говоруши. Говоруша прячется, а дети

наощупь находят такой же в

дополнительном наборе шнурков

выложенных на столе. При появлении

Говоруши проверяют результат.

Игра «Узнай букву».

Материал:

дидактическое

пособие

«Говоруша»,

съёмный мешочек, два одинаковых набора букв из

различных

материалов

(линолиум,

поролон,

пластмасса и др.).

Цель:развитие

тактильных

ощущений,

запоминание

образа букв.

Ход игры: 1 вариант. Ребёнок опускает руку в мешочек,

ощупывает букву, называет её, вынимает, чтобы

проверить.

2 вариант. Ребёнок ощупывает букву в мешочке, а затем

ищет такую же среди разложенных на столе букв.

Выбрав

сравнивает

из

мешочка

и

со

стола.

Называет букву.

Игра «Угадай, что лежит в мешочке».

Матермал: дидактическое пособие «Говоруша»;

съёмный мешочек, два набора мелких игрушек

из различных материалов.

Цель: развитие тактильных ощущений, развитие связной

речи, развитие навыков языкового анализа.

Ход игры: 1вариант. Ребёнок опускает руку в мешочек,

ощупывает предметы, называет предмет, который

узнал, достаёт, проверяет.

Предлагаем дополнительные задания:

Назови первый и последний звук в названии предмета.

Назови все звуки по порядку.

Назови гласные/согласные звуки.

Определи количество слогов/звуков в слове.

Составь предложение с названием предмета.

2 вариант. Ребёнок ощупывает букву в

мешочке, а затем находит такую же среди

разложенных на столе букв. Проверяет,

сравнивая буквы. Называет букву.

Игра «Цифры и точки».

Материал: дидактическое пособие «Говоруша», набор карточек с точками

или набор карточек с цифрами.

1 вариант. Цель: развитие фонематических представлений у детей.

Ход игры: Дети подбирают слова с количеством звуков или слогов, указанных

на карточке в кармашке Говоруши. В нагрудный карманчик вкладываем

сразу все карточки для игры, а по мере выполнения задания вынимаем,

таким образом, открывается следующая карточка. Количество звуков от 3

до 6, а слогов от 1 до 4.

2

вариант.

Цель:

Формирование

грамматического

строя

речи,

упражнение

детей в согласовании числительного и существительного, обогащение и

активизация словарного запаса.

Ход

игры:

В

кармашке

Говоруши

показано

число,

ведущий

предлагает

предмет или объект для счёта. Ребёнок считает: «Одна машинка, две

машинки…» Подбираем слова из разных лексических тем.

3 вариант. Цель: автоматизация поставленных звуков и совершенствование

слоговой структуры слов.

Ход

игры:

Подбираем

слова,

необходимые

для

автоматизации

звука

и

доступной для ребёнка слоговой структуры. Ребёнок повторяет слово

столько раз, сколько указано на карточке в кармашке Говоруши.

4

вариант.

Цель:

упражнение

в

составлении

грамматически

правильных

предложений с заданным количеством слов, развитие связной речи.

Ход игры: Предлагаем детям составить предложения с количеством слов

( от 2 до 6), которое указано на карточке в кармашке Говоруши.

Игра «Цветные квадраты».

Материал: дидактическое пособие «Говоруша»; набор

квадратов красного, синего, зелёного цвета.

Цель:совершенствование фонематических

представлений.

Ход игры: Позицию звука в слове педагог предлагает в

начале игры (начало, середина, конец). Дети подбирают

слово в соответствии с цветом, указанным на карточке в

кармашке Говоруши. Красный цвет – гласный звук, синий

– согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий.

В игру можно внести элемент соревнования.

Игра «Маленькие слова - помощники».

Материал: дидактическое пособие «Говоруша», карточки с

изображением схем предлогов.

Цель: упражнять в использовании предложно-падежных

конструкций.

Ход

игры:

Дети

составляют

предложения

с

тем

предлогом,

схема

которого

находится

в

кармашке

Говоруши.

Игра «Буквы».

Материал: дидактическое пособие «Говоруша»; набор

картинок с изображением букв.

Цель: упражнение в подборе слов с определённым

звуком в указанной позиции (начало, середина,

конец).

Ход игры: Дети подбирают слова, которые начинаются

со звука, обозначенного буквой на карточке в нагрудном

кармане Говоруши.

Игра «Составь схему».

Материал:

дидактическое

пособие

«Говоруша»,

набор

картинок,

различные

варианты

звуковых

схем слов, наборы для звукового анализа.

Цель: совершенствование звукового анализа слов,

автоматизация звуков.

Ход

игры:

Дети

подбирают

готовую

схему

к

картинке, находящейся в кармане Говоруши, или

составляют её самостоятельно.

Игра «Схемы слов».

Материал:

дидактическое

пособие

«Говоруша»,

набор

карточек

с

изображением

схем

слов

на

уровне звуков или на уровне слогов.

Цель: формирование фонематических представлений,

упражнение детей в подборе слов к предложенной

схеме.

Ход игры: Дети подбирают слова к звуковой или

слоговой

схеме.

Можно

внести

элемент

соревнования «Кто больше подберёт слов к этой

схеме»? Результат фиксируем любыми фишками.

Подводим итоги.

Кроме различных видов игр можно варьировать

и формы проведения игр с Говорушей:

Индивидуальная/подгрупповая;

Ведущий-взрослый/ ведущий-ребёнок;

В виде соревнования «Кто больше подберёт слов…»,

«Кто быстрее заплетёт косички Говоруше» и др.

Многофункциональная дидактическая игра «ГОВОРУША»

позволяет

эффективнр

использовать

время

коррекционной

работы,

одновременно

объединяя

несколько

направлений

деятельности

(развитие

артикуляционной

моторики,

автоматизация

поставленных

звуков,

формирование

грамматического

строя

речи,

развитие

связной

речи,

формирование функций языкового анализа, развитие мелкой

моторики, развитие тактильных ощущений, запоминание

образа букв).

Пособие повышает интерес к

логопедическим занятиям, вносит

деятельностный компонент в

коррекционную работу, доставляет

яркие эмоциональные впечатления.



В раздел образования