Автор: Догадова Наталия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №71 "Радость"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект здоровьесберегающей направленности "Малыш-крепыш"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад
города Нижневартовска №71 «Радость»
Проект здоровьесберегающей направленности
для детей и родителей (законных представителей)
группы общеразвивающей направленности от 1 до 2х лет «Бусинки»
«Малыш-крепыш»
Автор проекта:
Догадова Наталия Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
г. Нижневартовск, 2021г.
1.Введение: актуальность проекта, решаемые проблемы.
В
соответствии
с
Федеральным
законом
«Об
образовании»,
«Концепцией
по
дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно
-
ориентированное
взаимодействие
педагога
с
ребенком:
принятие
и
поддержка
индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, сохранение и
укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни,
своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому
ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Возраст от двух до трех лет - серьезнейший этап в биологическом развитии малыша.
Идет бурное становление жизненно важных систем ребенка: центральной нервной, сердечно-
сосудистой, опорно-двигательной, лимфатической. Мышечная система у детей формируется на
основе развития нервной системы и увеличения массы скелетных мышц, причем происходит
этот процесс неравномерно и часто в этот период наблюдается низкий уровень общей моторной
ловкости, точности движений. Крупная моторика, или общая - это активные движения телом, в
которых задействованы руки, ноги, туловище, голова.
И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства
современных детей, то крупную моторику необходимо развивать в период дошкольного
детства.
Наблюдение за воспитанниками группы раннего возраста от 1года до 2х лет «Бусинки»
показало, что у детей слабо развита общая моторика, дети испытывают трудности в ходьбе,
часто падают, в согласованности движений рук и ног,
им сложно ориентироваться в
пространстве.
После проведения наблюдения мы решили внедрить в образовательную деятельность
группы ОРН для детей от 1года до 2х лет проект «Малыш-крепыш».
Актуальность состоит в том, что развитие крупной моторики – это задача комплексная,
охватывающая многие сферы деятельности ребенка и она является одним из аспектов проблемы
обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Важно начать заниматься с ребенком как можно раньше. Хорошее физическое развитие
дошкольника - залог здоровья и дальнейших успехов в жизни.
2. Цель - развитие крупной моторики у детей раннего дошкольного возраста в процессе
развивающих игр и упражнений.
3. Задачи:
1. Развитие двигательной активности детей через развивающие игры и упражнения.
2. Создание условий для реализации двигательной активности ребенка.
3. Воспитание основ здоровьесбережения у дошкольников.
3. Формирование компетентности у родителей в вопросах развития крупной моторики у детей
раннего возраста в процессе развивающих игр и упражнений.
4. Ожидаемые результаты:
Для детей:
- развитие двигательной активности детей;
- развитие
общей моторики: дети умеют ходить по ровной поверхности, сохраняя положение
тела, умеют согласовывать движения рук и ног, ориентируются в знакомом пространстве;
- сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение индекса здоровья.
Для родителей:
- участие родителей в мероприятиях проекта «Малыш-крепыш»;
- повышение компетентности в вопросах развития крупной моторики у детей раннего возраста
в процессе развивающих игр и упражнений.
Для педагогов:
- повышение компетентности в вопросах организации двигательной активности у детей раннего
возраста в процессе развивающих игр и упражнений.
5. Продукты деятельности
Итогами проекта «Малыш-крепыш» будет:
- выставка мини-альбомов «Спортивная семья»,
- создание картотеки «Игры и упражнения для развития крупной моторики с детьми 1- 2 лет»;
- презентация проекта педагогической и родительской общественности.
6. Аннотация проекта
Проект «Малыш-крепыш» организован на базе группы ОРН для детей 1-2 лет «Бусинки». Тип:
практико – ориентированный, долгосрочный, групповой. Проект включает в себя три этапа:
подготовительный, основной, заключительный. Срок проведения: 2021-2022 учебный год (с
декабря 2021г по май 2022г).
Основная цель проекта - развитие крупной моторики у детей раннего дошкольного возраста в
процессе развивающих игр и упражнений.
Задачи:
1. Развитие двигательной активности детей через развивающие игры и упражнения.
2. Создание условий для реализации двигательной активности ребенка.
3. Воспитание основ здоровьесбережения у дошкольников.
3. Формирование компетентности у родителей в вопросах развития крупной моторики у детей
раннего возраста в процессе развивающих игр и упражнений.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- развитие двигательной активности детей;
- развитие
общей моторики: дети умеют ходить по ровной поверхности, сохраняя положение
тела, умеют согласовывать движения рук и ног, ориентируются в знакомом пространстве;
- сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение индекса здоровья.
Для родителей:
- участие родителей в мероприятиях проекта «Малыш-крепыш»;
- повышение компетентности в вопросах развития крупной моторики у детей раннего возраста
в процессе развивающих игр и упражнений.
Для педагогов:
- повышение компетентности в вопросах организации двигательной активности у детей раннего
возраста в процессе развивающих игр и упражнений.
Итогами проекта «Малыш-крепыш» является: выставка мини-альбомов «Спортивная семья»,
создание картотеки «Игры и упражнения для развития крупной моторики с детьми 1- 2 лет»;
презентация проекта педагогической и родительской общественности.
Планирую на следующий учебный год продолжить работу над проектом
продолжать искать
новые методические приемы, которые будут способствовать развитию крупной моторики у
детей раннего дошкольного возраста. Также планирую представить проект на дистанционный
конкурс профессионального мастерства в мае 2022 года.
7. Этапы реализации проекта
1 этап - Подготовительный: изучение научно – методической литературы по теме проекта;
подбор
наглядно
–
информационного
и
консультативного
материала для родителей;
составление плана мероприятий, проведение диагностики с родителями и детьми, создание
развивающей предметно-пространственной среды в группе.
2 этап - Основной: реализация мероприятий проекта.
3 этап - Заключительный: представление отчета о реализации проекта в форме презентации
родительской и педагогической общественности.
8. План мероприятий по реализации проекта «Малыш-крепыш»
Предполагаемая
дата проведения
мероприятия
Наименование мероприятия
Ответственный за
выполнение
Ноябрь 2021г
1. Анкетирование родителей по теме
«Двигательная
активность
детей
раннего дошкольного возраста»
Воспитатель
2. Наблюдения за детьми.
3. Подбор и изучение литературы по
теме проекта
4. Составление плана мероприятий для
реализации проекта.
Ежемесячно
Январь 2022г
1.Консультации для родителей:
«Двигательная
активность
детей»,
«Развиваем
крупную
моторику
с
помощью игр и упражнений»,
«Здоровье – в движении».
2. Выпуск памяток для родителей по
теме проекта.
3.
Практикум
для
родителей
«Развивающие игры и упражнения для
развития крупной моторики детей 1-2
лет»
Воспитатель
В течение года
Пополнение развивающей предметно-
пространственной
среды
играми,
игрушками,
нетрадиционным
спортивным
инвентарем
для
самостоятельной деятельности
Воспитатель
По плану
образовательной
деятельности
НОД на темы: «Мое тело», «Зарядка»,
«Здоровье», «Мои помощники»,
«Полезно-вредно»
Воспитатель
Еженедельно
Д/и: «Оденем куклу на прогулку»,
«Сложи картинку», «Вымоем куклу»,
«Угадайка», «Запомни и покажи»,
«Найди пару», «Мои помощники»
Воспитатель
По плану
образовательной
деятельности
Художественное творчество: рисование
«Веселый
мячик»,
«Дорожка
для
куклы» и др.
Воспитатель
Ежедневно
Чтения художественной литературы,
рассматривание иллюстраций,
дидактических пособий по теме проекта
Воспитатель
Апрель 2022г
Мониторинг
Воспитатель
Май 2022г
- Выставка мини-альбомов «Спортивная
семья»;
- оформление картотеки игр «Игры и
упражнения
для
развития
крупной
моторики с детьми 1- 2 лет»;
-
Презентация
проекта
«Малыш-
крепыш»
Воспитатель
9. Ресурсы
Временные: декабрь 2021г – май 2022 года
Информационные: наглядно-дидактические материалы, детская литература по теме проекта.
Материально-технические: интерактивная доска, ТСО.
10. Риски и пути преодоления рисков
Риски: Отсутствие интереса у детей темой проекта.
Пути преодоления рисков: Заинтересовать детей через разные виды деятельности, применяя
различные средства, методы и приемы.
Риски: Недостаточное количество демонстрационного материала.
Пути преодоления рисков: Приобретение необходимого материала в специализированных
магазинах и на сайтах в сети интернет.
Риски: Малая активность родителей в реализации проекта.
Пути
преодоления
рисков:
Провести
презентацию
проекта
для
родителей,
показать
целесообразность проведения проекта и для детей и для родителей. Только совместная работа
родителей и педагогов может дать положительный результат.
11. Мониторинг проекта
Цель – определение показателей сформированности двигательной активности у детей раннего
дошкольного возраста.
Диагностический инструментарий: игра-беседа, наблюдение.
Возрастная группа
Владеет умением
ходить по ровной
поверхности,
сохраняя
положение тела
Умеет
согласовывать
движения
рук
и
ног
Ориентируется в
пространстве
Итог
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Н.г.
К.г.
Группа
общеразвивающей
направленности для
детей 1-2лет
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
В -
С -
Н -
Условные обозначения:
Высокий уровень: ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно;
Средний уровень: ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
Низкий уровень - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не
принимает.
12. Литература
1.
Адашкавичяне
Спортивные
игры
и
упражнения
в
детском
саду.
Москва
«Просвещение», 2012.
2.
Глазырина Л.Д. «Нетрадиционные занятия по физической культуре» (для самых
маленьких). Минск ПК ООО «Бест принт», 2017.
3.
Дайлидене И.П. Поиграем малыш. Москва «Просвещение», 2012.
4.
Дедулевич. М.Н. «Играй – не зевай» (подвижные игры с дошкольниками). Москва
«Просвещение», 2017.
5.
Деркунская
В.А.
Диагностика
культуры
здоровья
дошкольников.
Москва
педагогическое общество России. 2016.
6.
Доскин В.А. «Растем здоровыми». Москва «Просвещение». 2013.
7.
Ефименко М. Театр физического развития и оздоровления детей раннего возраста.
Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2010.
8.
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. Москва «Просвещение», 2007.
9.
Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка» Пособие для практических
работников дошкольных учреждений. Москва Акркти, 2007.
10.
Пензулаева Л.И. «Физкультурные занятия с детьми от 1,6 до 3лет». Москва
«Просвещение», 2013.
11.
Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях: в помощь
врачам, мед. и пед. работникам дошк. учреждений. Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2016.
12.
Шишкина В.А. «Движение + движение». Москва «Просвещение», 2012.