Автор: Махросенкова Инга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум для педагогов ДОУ
«Практическое применение экологических моделей для развития
познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Работа детского сада по воспитанию экологической культуры у детей
многообразна
–
это
познавательные
занятия,
природоохранные
акции,
праздники, труд в природе и игры. Дети проявляют к природе большой
интерес.
В
процессе
познания
окружающего
мира
обогащается
их
эмоционально-чувственный
опыт,
пробуждается
любознательность,
развивается познавательная активность.
Но процесс познания не прост для дошкольника. Начинается он с
чувственного
восприятия
объектов
природы,
с
которыми
дети
непосредственно контактируют. На основе чувственного познания требуется
построить в сознании ребѐнка обобщѐнное представление об объекте или
целом
явлении
природы.
Успешно
решить
эту
задачу
помогает метод моделирования.
Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов
предметами, схемами и знаками. Суть моделирования состоит в том, что из
объекта познания извлекается система наиболее существенных отношений и
представляется в доступном для восприятия и осмысления виде.
Использование
метода
моделирования
в
системе экологического
образования активизирует познавательную деятельность детей, ведѐт к более
глубокому
осмыслению
информации,
облегчает
понимание
связей
и
отношений в мире природы.
При обучении детей работе с моделью необходимо соблюдать этапы
освоения детьми модели, а также принципы возрастного и индивидуального
подхода.
Метод
моделирования
может
использоваться
в
различных
формах
организации
детской
деятельности: при
организованном
обучении,
в
совместной деятельности детей со взрослыми (труд в природе, праздники,
развлечения), в самостоятельной деятельности детей.
Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и
активнее
включаются
в
деятельность.
Работа
педагога
превращается
из
рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное
занятие.
Классификация моделей.
В экологическом воспитании используются разные виды моделей:
1. Предметные
модели
– воспроизводят
структуру
и
особенности,
внутренние и внешние взаимосвязи реальных предметов и явлений. К ним
относятся
разные
предметы,
конструкции.
Например,
аквариум,
моделирующий
экосистему
в
миниатюре.
Самые
простые
предметные
модели – это заводные игрушки (птички, рыбки, звери), с помощью которых
можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении
животных.
2.Предметно–схематические модели – в них существенные признаки, связи
и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски
бумаги
разных оттенков
зелёного
цвета можно
использовать
при
определении цвета листьев растений; геометрические фигуры на карточках –
при определении формы листьев; кусочки бумаги разной фактуры ( гладкая,
бугристая, шероховатая ) – при определении характера поверхности частей
растений ( листьев, стеблей...).
рекомендует использовать модель-макет для усвоения понятия «мимикрия» -
одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два
цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определѐнный
цвет
поля,
дети
понимают
значимость
покровительственной
окраски
животных.
3. Графические модели – это различные графики и схемы. Они передают
обобщѐнно признаки, связи и отношения природных явлений. Примером
такой модели могут быть календари погоды, календарь светового дня и т. д.
В
старшем
возрасте
используются
модели
при
формировании
понятий
«рыбы», «птицы», «насекомые»,и т. д., в которых отражены существенные
признаки
данной
группы
животных:
среда
обитания,
строение
тела,
движение, питание, размножение.
Наглядная модель может быть использована в разных возрастных группах в
том случае, когда необходимо выделить в объектах или явлениях природы
существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при
условии предварительного ознакомления детей
с объектом
природы при
помощи
других
методов
(наблюдение,
обследование,
и
т.
д.),
обеспечивающих живые представления о его признаках, связях, отношениях.
Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.
Модели можно классифицировать по разным принципам:
по
характеру
моделирования –
модели
объектов,
процессов,
биоценозов;
по внешнему виду – плоскостные и объѐмные;
по месту расположения – настенные, настольные и напольные;
по способу использования – статические и динамические.
В статических моделях положение деталей неизменно, такие модели
изготавливаются один раз и изменению не подлежат. Например, красочное
настенное
панно,
изображающее
пейзаж
–
биоценоз.
В
динамических
моделях положение деталей меняется, и это даѐт возможность показывать
объекты в действии. Моделирование процессов позволяет понять сущность
многих явлений природы: почему идѐт дождь, почему на Земле бывает день и
ночь, и т. д.
Названные принципы классификации не исключают друг друга: модель
может быть одновременно настенной плоскостной и динамической.
С
детьми
можно
изготовить
модели
знакомых
объектов
живой
и
неживой природы, используя для этого любой поделочный или природный
материал (бумагу, ткань, пластилин, глину, папье-маше, и т. д.). Можно
вырезать фотографии, картинки из журналов и наклеивать их на картон.
Таким
образом,
модели
могут
быть
статическими
динамическими,
плоскостными
и
объѐмными,
их
можно
использовать
в
играх,
самостоятельной деятельности детей.
Принципы построения работы с моделью.
1. Принцип научности – основу данного принципа составляет идея единства
и
взаимосвязи
живого
и
неживого
в
природе.
Неживая
природа
представляется
как
источник
удовлетворения
потребностей
живых
организмов. Единство живого и неживого в природе представляется через
раскрытие понятия «живой организм»: живые существа двигаются, дышат,
питаются,
чувствуют,
размножаются.
К
живым
существам
относятся растения, животные, человек.
Человек
рассматривается
как
разумное
живое
существо,
способное
действовать осознанно, предвидеть последствия своих действий и поступков.
Здесь
отражается
система
взаимодействия
человека
и
природы,
влияние
человека на окружающую среду и влияние природы на человека. Метод
моделирования
в
данном
случае
позволяет
сформировать
начальные
представления о
взаимодействии живых организмов в
экосистемах
(луг,
лес, водоѐм,
и
др.).
Опираясь
на
модели
дети
овладевают
такими
элементарными понятиями, как «растение», «животное», «живой организм»,
«неживая природа», «потребности животных», «потребности растений», и др.
2. Принцип
доступности –
данный
принцип
прослеживается
в
системе
познавательных умений, осваиваемых детьми:
умение вычленять признаки, свойства, качества живых объектов;
умение видеть оценивать состояние живых организмов и среды;
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи,
видеть
целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;
умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов;
умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.
На основе принципа доступности воспитатель подбирает модель с учѐтом
возраста детей и имеющихся у них знаний и умений. В младшем возрасте
моделью
может
служить
игрушка,
сюжетная
картинка,
предмет,
замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать
и
использовать
в
познавательной
деятельности
различные
схемы
и
графические модели.
Модель в данном случае позволяет ребѐнку легче усваивать материал, т. к. с
моделью
ребѐнок
может
действовать
свободнее,
чем
при
исследовании
живого
организма:
живой
объект
нельзя
разделить
на
части,
а
модель
позволяет это сделать, тем самым давая возможность увидеть и изучить
наиболее существенные стороны объекта.
3. Принцип
воспитывающего
и
развивающего
характера
знаний -
в
соответствии
с
данным
принципом
метод
моделирования
помогает
поступательно
развивать
основные виды
деятельности детей:
игровую,
трудовую, познавательную. Например, полученные и усвоенные знания о
живом
организме,
его
потребностях
делают
труд
в
природе
более
осознанным,
стимулируют
у
детей
активную
позицию,
вызывают
удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий.
Модель
помогает
усваивать
всѐ
более
сложные
способы
познания
и
обеспечивает
свободный
переход
от наглядно-действенных способов
к абстрактно-логическим. У ребѐнка активно развивается познавательный
интерес, постепенно он учится моделировать самостоятельно.
Метод моделирования способствует воспитанию у ребѐнка эстетического
отношения к природе, которое выражается в проявлении чувства радости,
восторга,
удовлетворения,
в
эстетических
оценках,
развивается
чувство
ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.
4. Принцип индивидуального подхода к детям – реализуется при работе с
индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые
объекты и явления живой и неживой природы.
Этапы усвоения детьми модели.
Работа с моделью включает в себя несколько этапов:
1.Знакомство
детей
с
объектом
или
явлением,
изучение
связей
и
отношений.
Задачи:
выявить конкретные признаки объекта или явления природы;
помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми
объектами.
Приёмы:
обследование,
беседа
с
использованием
вопросов
причинно-
следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.).
2. Перевод данного материала на знаково-символический язык.
Задачи:
обучение приѐмам изображения знаков и символов.
Приёмы:
объяснение,
пояснение,
показ
способов
изображения
знаков
и
символов.
3. Работа с моделью.
Задачи:
учить детей понимать язык символов;
развивать
психические
процессы:
внимание,
память,
логическое
мышление.
Приёмы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.
4. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.
Задачи:
учить детей делать выводы, умозаключения.
Приёмы: словесные приѐмы, оценка.
Например, воспитатель предлагает рассмотреть картинку о диком животном
и назвать признаки, по которым они узнали животное. Далее предлагает
подумать, зачем животному некоторые части тела: клыки, хвост, почему
животное изображено в лесу, зачем ему нужен лес, кому это животное может
принести пользу. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать
в
сущность
явлений,
приучаются
выявлять
внутренние
взаимосвязи
и
фиксировать их с помощью моделей, сначала с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно.
Алгоритм обучения моделированию.
Обучение
детей
моделированию
осуществляется
в
такой
последовательности:
1.
Воспитатель
предлагает
детям
описать
новые
объекты
природы
с
помощью готовой модели, усвоенной ранее.
Например,
составить
описательный
рассказ
о верблюде,
белом
медведе,
придерживаясь плана рассказа, зашифрованного в виде моделей (название
животного,
место
обитания,
внешний
вид,
жилище,
чем
питается,
особенности – защита, маскировка, размножение).
2.
Организует сравнение
двух
объектов между
собой
по
контрасту
и
подобию, учит определению признаков сходства и различия.
Например, сравнить животное и растение, человека и животное, живое и
неживое. Сравнение по моделям помогает образованию более конкретных
представлений.
При
использованию
моделей
на
сравнение
необходимо
решить, с какого сравнения начинать – по сходству или контрасту. Как
доказывают психологи, сравнение по контрасту даѐтся детям легче, чем по
подобию. Ребѐнок, используя модель, быстро находит ответ на вопрос: чем
корова отличается от обезьяны. Но ему гораздо сложнее отыскать между
ними
сходство.
В
данном
случае
демонстрация
моделей
сходства
значительно упрощает задачу.
Освоение
детьми
модели
сравнения
помогает
выполнять
задания
на
группировку
и
классификацию.
Можно
дать
ребѐнку
такое
задание:
«Разложи картинки на две группы – в одну отбери всѐ, что бывает зимой, а в
другую
–
летом.
Подбери
модели
к
картинкам».
Для
того,
чтобы
группировать,
классифицировать
объекты,
явления,
необходимо
уметь
анализировать,
обобщать,
выделять
существенные
признаки,
а
это
способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему.
3.
Постепенно увеличивает
количество
сравниваемых
объектов до
3
-4.
Например, детям предлагаются картинки разных животных (птицы, рыбы,
насекомые…). Задание: пользуясь моделью, отобрать всех птиц и доказать
свою правоту. Затем из этих же картинок выбрать хищников, жителей леса,
животных, ведущих подземный образ жизни, и др.
4.
Обучает
детей
моделированию существенных
или
значимых
для
деятельности признаков. Например, нужно определить место для комнатных
растений в зависимости от их потребностей. Воспитатель предлагает детям
сделать
модель размещения объектов и
обосновать свои
предположения
(какие
растения светолюбивые,
какие
–
нет,
где
они
будут себя
лучше
чувствовать).
5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы»,
«птицы», «млекопитающие», «домашние животные», «дикие животные», и т.
д.
Используемые модели.
1. При
изучении
особенностей
строения,
функционирования
развития
растений и животных, их приспособленности к среде обитания в разное
время года:
Модель
«Описание
животного
(растения,
птицы)» -
учить
детей,
придерживаясь определѐнной последовательности, составлять описательные,
а затем и сравнительные рассказы о растениях, животных, птицах;
Модель «Признаки живого» - учить различать объекты живой и неживой
природы по характерным признакам;
Модель «Доктор Айболит» - пользуясь моделью, учить находить ошибки в
уходе за комнатными растениями и способы их устранения;
Модель
«Условия
для
жизни
растений»
–
закреплять
знания
о
необходимых условиях для жизни растений;
Модель
«Строение…» (травянистое
растение,
дерево,
кустарник,
млекопитающее, рыбы, птицы, насекомые, человек) – учить определять и
правильно называть части растений, тела животных и человека, для чего они
нужны (функции и значение);
Модель
«Что
помогает
животным
есть» -
познакомить
детей
с
отличиями строения ротового аппарата и особенностями питания разных
животных;
Модели «Почему улетают птицы», «Почему птицы возвращаются к
нам
весной» -
помочь детям
выяснить, какие
причины заставляют
птиц
осенью улетать на юг, а весной возвращаться на Родину;
Мнемотаблицы по временам года – закреплять знания о признаках сезона;
Паспорта на комнатные растения – уточнять представления о растениях;
2. При знакомстве с сообществами живых организмов и особенностями
их обитания в разных экологических системах:
Модель «Биоценозы» - учить сравнивать растения, опираясь на характерные
признаки и оптимальные условия жизни;
Модель «Климатические зоны» (пустыня, тропики, средняя полоса, север) –
учить сравнивать растения, опираясь на характерные признаки, оптимальные
условия жизни;
Модель «Сравнение диких и домашних животных» - помочь детям увидеть
характерные отличия животных;
Модель
«Кто
как
размножается» - познакомить с
разными способами
размножения животных и растений;
Модель
«Что
помогает
хищникам
охотиться» -
познакомить
с
особенностями добывания пищи хищниками;
Модель «Типы лесов» - дать представление о разных типах леса (дубрава,
ельник, берѐзовая роща, сосновый бор);
Модель «Сравнение животных (хищники, травоядные, всеядные)»;
Модель
«От
зѐрнышка
до
булочки» -
познакомить
с
процессом
изготовления хлеба, учить выстраивать логическую цепочку «семя – хлеб».
3. При изучении взаимодействия человека и природы:
Модель
«Как
человек
вредит
природе» - показать опасность некоторых
действий человека, направленных на загрязнение окружающей природы;
Модель «Прошлое – настоящее – будущее» - показать детям, что может
ожидать человека при таком природоиспользовании;
Модель «Как мы помогаем птицам» - дать понять детям, как мы можем
внести вклад в дело сохранения природы.