Напоминание

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»


Автор: Махросенкова Инга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Практическое применение экологических моделей для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум для педагогов ДОУ

«Практическое применение экологических моделей для развития

познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Работа детского сада по воспитанию экологической культуры у детей

многообразна

это

познавательные

занятия,

природоохранные

акции,

праздники, труд в природе и игры. Дети проявляют к природе большой

интерес.

В

процессе

познания

окружающего

мира

обогащается

их

эмоционально-чувственный

опыт,

пробуждается

любознательность,

развивается познавательная активность.

Но процесс познания не прост для дошкольника. Начинается он с

чувственного

восприятия

объектов

природы,

с

которыми

дети

непосредственно контактируют. На основе чувственного познания требуется

построить в сознании ребѐнка обобщѐнное представление об объекте или

целом

явлении

природы.

Успешно

решить

эту

задачу

помогает метод моделирования.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов

предметами, схемами и знаками. Суть моделирования состоит в том, что из

объекта познания извлекается система наиболее существенных отношений и

представляется в доступном для восприятия и осмысления виде.

Использование

метода

моделирования

в

системе экологического

образования активизирует познавательную деятельность детей, ведѐт к более

глубокому

осмыслению

информации,

облегчает

понимание

связей

и

отношений в мире природы.

При обучении детей работе с моделью необходимо соблюдать этапы

освоения детьми модели, а также принципы возрастного и индивидуального

подхода.

Метод

моделирования

может

использоваться

в

различных

формах

организации

детской

деятельности: при

организованном

обучении,

в

совместной деятельности детей со взрослыми (труд в природе, праздники,

развлечения), в самостоятельной деятельности детей.

Работая с моделью, дети не только легче усваивают материал, но и

активнее

включаются

в

деятельность.

Работа

педагога

превращается

из

рутинного объяснения связей и закономерностей в интересное, наглядное

занятие.

Классификация моделей.

В экологическом воспитании используются разные виды моделей:

1. Предметные

модели

воспроизводят

структуру

и

особенности,

внутренние и внешние взаимосвязи реальных предметов и явлений. К ним

относятся

разные

предметы,

конструкции.

Например,

аквариум,

моделирующий

экосистему

в

миниатюре.

Самые

простые

предметные

модели – это заводные игрушки (птички, рыбки, звери), с помощью которых

можно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении

животных.

2.Предметно–схематические модели – в них существенные признаки, связи

и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски

бумаги

разных оттенков

зелёного

цвета можно

использовать

при

определении цвета листьев растений; геометрические фигуры на карточках –

при определении формы листьев; кусочки бумаги разной фактуры ( гладкая,

бугристая, шероховатая ) – при определении характера поверхности частей

растений ( листьев, стеблей...).

рекомендует использовать модель-макет для усвоения понятия «мимикрия» -

одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два

цвета и набор геометрических фигур, накладывая которые на определѐнный

цвет

поля,

дети

понимают

значимость

покровительственной

окраски

животных.

3. Графические модели – это различные графики и схемы. Они передают

обобщѐнно признаки, связи и отношения природных явлений. Примером

такой модели могут быть календари погоды, календарь светового дня и т. д.

В

старшем

возрасте

используются

модели

при

формировании

понятий

«рыбы», «птицы», «насекомые»,и т. д., в которых отражены существенные

признаки

данной

группы

животных:

среда

обитания,

строение

тела,

движение, питание, размножение.

Наглядная модель может быть использована в разных возрастных группах в

том случае, когда необходимо выделить в объектах или явлениях природы

существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при

условии предварительного ознакомления детей

с объектом

природы при

помощи

других

методов

(наблюдение,

обследование,

и

т.

д.),

обеспечивающих живые представления о его признаках, связях, отношениях.

Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Модели можно классифицировать по разным принципам:

по

характеру

моделирования –

модели

объектов,

процессов,

биоценозов;

по внешнему виду – плоскостные и объѐмные;

по месту расположения – настенные, настольные и напольные;

по способу использования – статические и динамические.

В статических моделях положение деталей неизменно, такие модели

изготавливаются один раз и изменению не подлежат. Например, красочное

настенное

панно,

изображающее

пейзаж

биоценоз.

В

динамических

моделях положение деталей меняется, и это даѐт возможность показывать

объекты в действии. Моделирование процессов позволяет понять сущность

многих явлений природы: почему идѐт дождь, почему на Земле бывает день и

ночь, и т. д.

Названные принципы классификации не исключают друг друга: модель

может быть одновременно настенной плоскостной и динамической.

С

детьми

можно

изготовить

модели

знакомых

объектов

живой

и

неживой природы, используя для этого любой поделочный или природный

материал (бумагу, ткань, пластилин, глину, папье-маше, и т. д.). Можно

вырезать фотографии, картинки из журналов и наклеивать их на картон.

Таким

образом,

модели

могут

быть

статическими

динамическими,

плоскостными

и

объѐмными,

их

можно

использовать

в

играх,

самостоятельной деятельности детей.

Принципы построения работы с моделью.

1. Принцип научности – основу данного принципа составляет идея единства

и

взаимосвязи

живого

и

неживого

в

природе.

Неживая

природа

представляется

как

источник

удовлетворения

потребностей

живых

организмов. Единство живого и неживого в природе представляется через

раскрытие понятия «живой организм»: живые существа двигаются, дышат,

питаются,

чувствуют,

размножаются.

К

живым

существам

относятся растения, животные, человек.

Человек

рассматривается

как

разумное

живое

существо,

способное

действовать осознанно, предвидеть последствия своих действий и поступков.

Здесь

отражается

система

взаимодействия

человека

и

природы,

влияние

человека на окружающую среду и влияние природы на человека. Метод

моделирования

в

данном

случае

позволяет

сформировать

начальные

представления о

взаимодействии живых организмов в

экосистемах

(луг,

лес, водоѐм,

и

др.).

Опираясь

на

модели

дети

овладевают

такими

элементарными понятиями, как «растение», «животное», «живой организм»,

«неживая природа», «потребности животных», «потребности растений», и др.

2. Принцип

доступности

данный

принцип

прослеживается

в

системе

познавательных умений, осваиваемых детьми:

умение вычленять признаки, свойства, качества живых объектов;

умение видеть оценивать состояние живых организмов и среды;

умение

устанавливать

причинно-следственные

связи,

видеть

целостность природных объектов, особенности их взаимодействия;

умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов;

умение прогнозировать результаты воздействия на объекты и среду.

На основе принципа доступности воспитатель подбирает модель с учѐтом

возраста детей и имеющихся у них знаний и умений. В младшем возрасте

моделью

может

служить

игрушка,

сюжетная

картинка,

предмет,

замещающий живой объект. Старшие же дети способны легко воспринимать

и

использовать

в

познавательной

деятельности

различные

схемы

и

графические модели.

Модель в данном случае позволяет ребѐнку легче усваивать материал, т. к. с

моделью

ребѐнок

может

действовать

свободнее,

чем

при

исследовании

живого

организма:

живой

объект

нельзя

разделить

на

части,

а

модель

позволяет это сделать, тем самым давая возможность увидеть и изучить

наиболее существенные стороны объекта.

3. Принцип

воспитывающего

и

развивающего

характера

знаний -

в

соответствии

с

данным

принципом

метод

моделирования

помогает

поступательно

развивать

основные виды

деятельности детей:

игровую,

трудовую, познавательную. Например, полученные и усвоенные знания о

живом

организме,

его

потребностях

делают

труд

в

природе

более

осознанным,

стимулируют

у

детей

активную

позицию,

вызывают

удовольствие, удовлетворение от правильно выполненных действий.

Модель

помогает

усваивать

всѐ

более

сложные

способы

познания

и

обеспечивает

свободный

переход

от наглядно-действенных способов

к абстрактно-логическим. У ребѐнка активно развивается познавательный

интерес, постепенно он учится моделировать самостоятельно.

Метод моделирования способствует воспитанию у ребѐнка эстетического

отношения к природе, которое выражается в проявлении чувства радости,

восторга,

удовлетворения,

в

эстетических

оценках,

развивается

чувство

ответственности за жизнь живого существа, стремление оказать ему помощь.

4. Принцип индивидуального подхода к детям – реализуется при работе с

индивидуальными блокнотами, в которых они моделируют наблюдаемые

объекты и явления живой и неживой природы.

Этапы усвоения детьми модели.

Работа с моделью включает в себя несколько этапов:

1.Знакомство

детей

с

объектом

или

явлением,

изучение

связей

и

отношений.

Задачи:

выявить конкретные признаки объекта или явления природы;

помочь детям понять связи и отношения между рассматриваемыми

объектами.

Приёмы:

обследование,

беседа

с

использованием

вопросов

причинно-

следственного характера (Зачем? Почему? Что было бы, если? и др.).

2. Перевод данного материала на знаково-символический язык.

Задачи:

обучение приѐмам изображения знаков и символов.

Приёмы:

объяснение,

пояснение,

показ

способов

изображения

знаков

и

символов.

3. Работа с моделью.

Задачи:

учить детей понимать язык символов;

развивать

психические

процессы:

внимание,

память,

логическое

мышление.

Приёмы: индивидуальная помощь, пояснение, оценка результатов.

4. Соотнесение результатов, полученных на модели, с реальностью.

Задачи:

учить детей делать выводы, умозаключения.

Приёмы: словесные приѐмы, оценка.

Например, воспитатель предлагает рассмотреть картинку о диком животном

и назвать признаки, по которым они узнали животное. Далее предлагает

подумать, зачем животному некоторые части тела: клыки, хвост, почему

животное изображено в лесу, зачем ему нужен лес, кому это животное может

принести пользу. Задумываясь над этими вопросами, дети начинают вникать

в

сущность

явлений,

приучаются

выявлять

внутренние

взаимосвязи

и

фиксировать их с помощью моделей, сначала с помощью взрослого, а затем и

самостоятельно.

Алгоритм обучения моделированию.

Обучение

детей

моделированию

осуществляется

в

такой

последовательности:

1.

Воспитатель

предлагает

детям

описать

новые

объекты

природы

с

помощью готовой модели, усвоенной ранее.

Например,

составить

описательный

рассказ

о верблюде,

белом

медведе,

придерживаясь плана рассказа, зашифрованного в виде моделей (название

животного,

место

обитания,

внешний

вид,

жилище,

чем

питается,

особенности – защита, маскировка, размножение).

2.

Организует сравнение

двух

объектов между

собой

по

контрасту

и

подобию, учит определению признаков сходства и различия.

Например, сравнить животное и растение, человека и животное, живое и

неживое. Сравнение по моделям помогает образованию более конкретных

представлений.

При

использованию

моделей

на

сравнение

необходимо

решить, с какого сравнения начинать – по сходству или контрасту. Как

доказывают психологи, сравнение по контрасту даѐтся детям легче, чем по

подобию. Ребѐнок, используя модель, быстро находит ответ на вопрос: чем

корова отличается от обезьяны. Но ему гораздо сложнее отыскать между

ними

сходство.

В

данном

случае

демонстрация

моделей

сходства

значительно упрощает задачу.

Освоение

детьми

модели

сравнения

помогает

выполнять

задания

на

группировку

и

классификацию.

Можно

дать

ребѐнку

такое

задание:

«Разложи картинки на две группы – в одну отбери всѐ, что бывает зимой, а в

другую

летом.

Подбери

модели

к

картинкам».

Для

того,

чтобы

группировать,

классифицировать

объекты,

явления,

необходимо

уметь

анализировать,

обобщать,

выделять

существенные

признаки,

а

это

способствует осознанному усвоению материала и интереса к нему.

3.

Постепенно увеличивает

количество

сравниваемых

объектов до

3

-4.

Например, детям предлагаются картинки разных животных (птицы, рыбы,

насекомые…). Задание: пользуясь моделью, отобрать всех птиц и доказать

свою правоту. Затем из этих же картинок выбрать хищников, жителей леса,

животных, ведущих подземный образ жизни, и др.

4.

Обучает

детей

моделированию существенных

или

значимых

для

деятельности признаков. Например, нужно определить место для комнатных

растений в зависимости от их потребностей. Воспитатель предлагает детям

сделать

модель размещения объектов и

обосновать свои

предположения

(какие

растения светолюбивые,

какие

нет,

где

они

будут себя

лучше

чувствовать).

5. Руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы»,

«птицы», «млекопитающие», «домашние животные», «дикие животные», и т.

д.

Используемые модели.

1. При

изучении

особенностей

строения,

функционирования

развития

растений и животных, их приспособленности к среде обитания в разное

время года:

Модель

«Описание

животного

(растения,

птицы)» -

учить

детей,

придерживаясь определѐнной последовательности, составлять описательные,

а затем и сравнительные рассказы о растениях, животных, птицах;

Модель «Признаки живого» - учить различать объекты живой и неживой

природы по характерным признакам;

Модель «Доктор Айболит» - пользуясь моделью, учить находить ошибки в

уходе за комнатными растениями и способы их устранения;

Модель

«Условия

для

жизни

растений»

закреплять

знания

о

необходимых условиях для жизни растений;

Модель

«Строение…» (травянистое

растение,

дерево,

кустарник,

млекопитающее, рыбы, птицы, насекомые, человек) – учить определять и

правильно называть части растений, тела животных и человека, для чего они

нужны (функции и значение);

Модель

«Что

помогает

животным

есть» -

познакомить

детей

с

отличиями строения ротового аппарата и особенностями питания разных

животных;

Модели «Почему улетают птицы», «Почему птицы возвращаются к

нам

весной» -

помочь детям

выяснить, какие

причины заставляют

птиц

осенью улетать на юг, а весной возвращаться на Родину;

Мнемотаблицы по временам года – закреплять знания о признаках сезона;

Паспорта на комнатные растения – уточнять представления о растениях;

2. При знакомстве с сообществами живых организмов и особенностями

их обитания в разных экологических системах:

Модель «Биоценозы» - учить сравнивать растения, опираясь на характерные

признаки и оптимальные условия жизни;

Модель «Климатические зоны» (пустыня, тропики, средняя полоса, север) –

учить сравнивать растения, опираясь на характерные признаки, оптимальные

условия жизни;

Модель «Сравнение диких и домашних животных» - помочь детям увидеть

характерные отличия животных;

Модель

«Кто

как

размножается» - познакомить с

разными способами

размножения животных и растений;

Модель

«Что

помогает

хищникам

охотиться» -

познакомить

с

особенностями добывания пищи хищниками;

Модель «Типы лесов» - дать представление о разных типах леса (дубрава,

ельник, берѐзовая роща, сосновый бор);

Модель «Сравнение животных (хищники, травоядные, всеядные)»;

Модель

«От

зѐрнышка

до

булочки» -

познакомить

с

процессом

изготовления хлеба, учить выстраивать логическую цепочку «семя – хлеб».

3. При изучении взаимодействия человека и природы:

Модель

«Как

человек

вредит

природе» - показать опасность некоторых

действий человека, направленных на загрязнение окружающей природы;

Модель «Прошлое – настоящее – будущее» - показать детям, что может

ожидать человека при таком природоиспользовании;

Модель «Как мы помогаем птицам» - дать понять детям, как мы можем

внести вклад в дело сохранения природы.



В раздел образования