Автор: Ватаева Мадина Эльбрусовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ-лицей
Населённый пункт: город Владикавказ, Республика Северная Осетия-Алания
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Раздел: полное образование
«Технология проблемного обучения
при подготовке к написанию
сочинения-рассуждения в формате
ЕГЭ»
Подготовила учитель русского языка и литературы ВАТАЕВА
М.Э.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение-лицей г.Владикавказ
Цели:
познакомить учащихся с особенностями задания ЕГЭ по
русскому языку: объем сочинения, алгоритм выполнения
задания, структура создаваемого текста, возможные
варианты выполнения задания, развитие логического и
творческого мышления, письменной речи,
коммуникативной компетентности;
воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
формирование умения корректно и доказательно
обосновывать свою точку зрения
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о
структуре сочинения, особенностях определения
проблемы, видах комментария.
Развивающие: развивать умение работать с
текстами разных стилей, анализировать тексты,
используя технологии проблемного обучения ;
Воспитательные: воспитывать ценностное
отношение к слову, интерес и уважение к родному
языку.
Формулировка задания
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в
комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста,
которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы
исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните
значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё
отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие
или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без
опоры на прочитанный текст, не оценивается
Композиция сочинения
Проблема
Комментарий к проблеме
Позиция автора
Отношение к позиции автора
Обоснование отношения к позиции автора
Человек и
общество
Человек и
природа
Человек и культура/
искусство
Человек и
человек
Проблематика текстов ЕГЭ
Проблема
Проблема - вопрос, над которым
рассуждает автор
«В каждом сердце есть струна.
Она обязательно отзовётся даже
на слабый призыв прекрасного».
К.Г. Паустовский.
Паустовский Константин Георгиевич
(1892–1968) – русский писатель,
мастер романтической прозы, автор
произведений о природе,
исторических повестей,
художественных мемуаров
Никколо Паганини
( 27 .10. 1782, Генуя — 27.05. 1840, Ницца) —
итальянский скрипач, композитор.
Признанный гений мирового музыкального искусства.
Паганини был настоящим
виртуозом, обладавшим в высшей
степени яркой
индивидуальностью. Паганини
обладал драгоценной коллекцией
скрипок Страдивари, Гварнери,
Амати, из которых свою любимую
и известную скрипку работы
Гварнери завещал родному городу
Генуе.
«Дарю мою скрипку Генуе, чтобы она
вечно хранилась там. Отдаю мою
душу великой милости моего
Творца».
Как правильно понять исходный текст.
О чем текст?
Какие вопросы рассматривает автор?
Над каким вопросом автор рассуждает больше
всего?
Зачем автор написал текст? Что он хочет сказать
читателю? Как сам автор отвечает на
поставленные вопросы?
Алгоритм работы с текстом
1.
Сформулируйте проблему.
2.
Найдите в тексте 2 примера, важных для понимания
именно этой проблемы. (Их можно подчеркнуть.)
3.
Продумайте,
в
чем
важность,
значимость
этих
примеров для раскрытия мысли автора.
4.
Логично
включите
эти
примеры
в
текст
сочинения.
(Движение мысли от проблемы к позиции автора.)
«Поют сотни струн, поют гобои и трубы, – победа
придет! Потому что не может не победить наша
страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки
скрипичных песен, где так просто умирают за
будущее скромные музыканты и где созданы
могучие симфонии, потрясающие мир.»
Способы формулирования проблемы
Вопросительное
предложение
Конструкция
«Проблема чего»
В чем сила воздействия искусства на человека?
Искусство несет радость людям!
Искусство заставляет забыть зависть и злобу!
Искусство рождает в душе человека любовь и
радость!
Искусство позволяет сопереживать чувствам
других людей!
Искусство помогает человеку
совершенствоваться!
Искусство помогает жить!
Искусство может спасти мир!
ИСКУССТВО ПРИЗВАНО
СОХРАНЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
В ЧЕЛОВЕКЕ (Ю.БОНДАРЕВ).
Искусство создает хороших людей, формирует
человеческую душу
(П. Чайковский,)
Вступление может быть написано в форме:
Лирического размышления.
Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).
Диалога с воображаемым собеседником.
Ряда назывных предложений, создающих образную картину,
возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.
Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.
-
Может начинаться с ключевого слова
текста
.
ЛОГИКА КОММЕНТИРОВАНИЯ
Проблема
Комментарий
Позиция
автора
Комментарий – это пояснительные замечания,
рассуждения по поводу сформулированной проблемы
текста.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОММЕНТАРИЯ
Комментарий должен быть логически связан с
предшествующей и последующими частями сочинения.
Комментарий должен опираться на текст, но не
превращаться в пересказ.
Фактуальная информация текста должна обрамляться
концептуальной информацией от автора сочинения
(Зачем герой это сделал? Как характеризуют героя эти
слова? С какой целью автор привёл эту цитату? и т.п.)
СТРУКТУРА КОММЕНТАРИЯ
Первый пример-
иллюстрация
Комментарий
Второй пример-
иллюстрация
Пояснения к
примеру
Пояснения к примеру
Связь
между
примерам
и
Что такое пример-иллюстрация?
Пример-иллюстрация - это связанная с
поставленной проблемой информация
текста, которая сопровождается
пояснениями, интерпретациями
учащегося.
Смысловая связь между примерами
✓
Указание на связь примеров как зачин в комментарии:
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет
двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное
отношение к жизни. <…>
✓
Указание на связь примеров при переходе от первого ко
второму:
<…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
✓
Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют
увидеть…
Формулирование позиции автора
понять мнение автора о выделенной проблеме;
четко сформулировать вывод, к которому приходит
автор.
Позицию автора лучше формулировать не цитатой, а
своими словами.
«Поют сотни струн, поют гобои и трубы, –
победа придет! Потому что не может не
победить наша страна, где люди идут в бой,
унося в душе звуки скрипичных песен, где так
просто умирают за будущее скромные
музыканты и где созданы могучие симфонии,
потрясающие мир.»
Аргументация собственной позиции
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие,
логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.
Как обосновать собственное мнение?
Подтвердить тезис (привести аргументы "за")
Опровергнуть тезис (контраргументация (аргументы
"против»): доказать тезис, опровергая противоположный).
Что может служить обоснованием?
факты (реальное событие, явление, то, что действительно
произошло);
иллюстрации (наглядно-описательная форма): можно использовать
конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни
и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что
могло бы быть при определенных условиях;
опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический,
научный эксперимент, исследования и т.д.);
обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных
ученых, философов, писателей, общественных деятелей,
специалистов – экспертов);
цитаты из авторитетных источников;
обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке,
искусстве, культуре и т.д.);
обращение к логике (индукция, дедукция).
Можно ли приводить литературный аргумент?
«Никто не запрещает обращаться к литературным
аргументам… НО если будет приведён аргумент,
который не соответствует заявленному суждению,
ребёнок получит 0 баллов за собственную позицию\.
получит 0 баллов, если это будет нарушение логики,
поэтому не пишите об актуальности проблемы в наше
время, и если будет допущена фактическая ошибка,
мы снимем еще баллы за факты, поэтому будьте очень
осторожны с приведённой аргументацией»
(И.П.Цыбулько)
Им не были страшны обстрелы и бомбёжки, они
запросто выступали перед бойцами в перерывах
между боями.
Лидия Русланова
выступает с
концертом перед
советскими
воинами на
ступенях
рейхстага.
Народная артистка СССР Любовь Орлова выступает перед
советскими воинами на крыле сбитого фашистского самолета.
Выступление Леонида Утесова на фронте, 1942 год.
«Нашей борьбе с
фашизмом, нашей
грядущей победе над
врагом, моему
родному городу –
Ленинграду я
посвящаю свою 7-ю
симфонию»
Д.Шостакович
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Когда фашисты осадили
Ленинград, на жителей
города огромное
воздействие оказала 7-я
симфония Дмитрия
Шостаковича, которая дала
людям новые силы для
борьбы с врагом.
Александр Розенбаум
ЭДИТА ПЬЕХА
Иосиф Кобзон девять раз летал в Афган
истан
21 августа 2008 года
Фрагмент первой части
симфонии Дмитрия
Шостаковича был
исполнен в
разрушенном
грузинскими войсками
южноосетинском городе
Цхинвале оркестром
Мариинского театра под
управлением Валерия
Гергиева
Выступление оркестра
Мариинского театра под
руководством Валерия
Гергиева в
освобождённом
сирийском городе
Пальмире, 5 мая 2016
года
Валерий Гергиев приехал в Сирию. Не один, конечно. С ним - оркестр
Мариинского театра. В Сирию - где не просто жара, где не просто
стреляют, где смертельно опасно.
«В музыке– наша душевная боль,
негодование, протест против варварства
и насилия, против нелюдей,
уничтожавших бесценные памятники
мировой культуры, устроивших здесь
место массовых казней. Но также есть и
музыка, выражающая огромное чувство
оптимизма и надежды. Наш концерт в
истерзанной Пальмире – это призыв к
миру и согласию, это обращение ко всем
народам объединить усилия в борьбе со
злом, с терроризмом.»
Валерий Гергиев, художественный руководитель и
главный дирижер Мариинского театра
Заключение.
Должно быть органично связано с текстом, с его
проблематикой, с предыдущим изложением.
Должно быть логическим завершением рассуждений
по поводу темы, проблем, поставленных автором.
Может отражать личное отношение к теме текста, его
героям, проблеме.
Может представлять собой развернутую или логически
завершенную мысль, высказанную во вступлении.
Рефлексия
Продолжите предложения
:
Для меня это важно
и интересно… …
Я получил
конкретные
рекомендации…
Мне было трудно (не
понравилось)…
Для меня было
недостаточно…