Напоминание

Дополнительная образовательная программа с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет


Автор: Лавринова Марина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53 "Ёлочка"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Дополнительная образовательная программа с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад № 53 «Елочка»

Согласовано

с родительской

общественностью

_______________

Принято

на заседании

Педагогического совета

Протокол № _______

от «___» _______2018г.

Утверждено

Приказом МБДОУ

«Детский сад № 53

«Елочка»

от «___» ______2018г.

Дополнительная образовательная программа

с использованием нетрадиционных техник рисования для детей 3-4 лет

на 2021-2022 учебный год

Автор составитель: Лавринова Марина Александровна

1

Содержание

1.

Целевой раздел …………………………………………………..

3

1.1.

Пояснительная записка…………………………………………… 3-5

1.2.

Цели и задачи программы………………………………………...

5

1.3.

Принципы и подходы к формированию программы…………… 6

1.4.

Возрастные и индивидуальные особенности детей,

участвующих в реализации данной дополнительной

программы………………………………………………………….

6-7

1.5.

Планируемые результаты………………………………………… 7-8

1.6.

Система оценивания качества образовательной деятельности...

8

1.7.

Контроль результатов работы…………………………………….

8

2.

Содержательный раздел………………………………………...

8

2.1.

Описание образовательной деятельности………………………..

8-10

2.2.

Примерное годовое планирование

10-11

2.3.

Календарно-тематическое планирование………………………..

11-23

2.4.

Средства, формы, способы реализации программы…………….

23

2.5.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……… 24

2.6.

Формы взаимодействия с семьей………………………………… 24

3.

Организационный отдел………………………………………...

24

3.1.

Организация занятий……………………………………………...

24

3.2.

Материально-техническое обеспечение программы…………… 24-25

3.3.

Методика диагностики…………………………………………… 25-27

3.4.

Методическое обеспечение программы………………………….

28

2

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений

искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь

ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и

красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник.

Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и

средств,

чтобы

выразить

свои

фантазии.

Проанализировав

авторские

разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми,

накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными

педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения

нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для

развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания

материалов

и

инструментов.

Рисование

необычными

материалами,

оригинальными

техниками

позволяет

детям

ощутить

незабываемые

положительные

эмоции.

Нетрадиционное

рисование

доставляет

детям

множество

положительных

эмоций,

раскрывает

новые

возможности

использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных

материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование

без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать

краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать,

думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие

способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в

этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Программа

дополнительной

развивающей

услуги

по

нетрадиционной

технике рисования для детей 3-4 лет имеет художественно-эстетическую

направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной

деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой

деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества,

становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

которые

делают

возможными

усложнения

всех

видов

деятельности (игровой, художественной, познавательной).

3

Актуальность программы заключается в том, что в процессе ее реализации

раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности,

которые в той или иной мере свойственны всем детям.

Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот

почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для

развития

творческих

способностей

в

изобразительной

деятельности,

эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и

неожиданному.

Рисование

самое

любимое

и

доступное

занятие

у

детей. Нетрадиционная

техника

рисования

помогает

увлечь

детей,

поддерживать их интерес. Именно в этом заключается педагогическая

целесообразность программы.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию

детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит

нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями

разных

материалов,

ребенок

начинает

экспериментировать,

творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая

деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать,

искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это

толчок

к

развитию

воображения,

проявлению

самостоятельности,

инициативы, выражения индивидуальности.

Педагогическая целесообразность

Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно

творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных

наборов изобразительных материалов и способов передачи информации

недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития

и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,

нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского

интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить

нестандартно.

Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и

использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных

изотехнологий.

Отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам

рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе

работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского

4

художественного творчества. Используются самодельные инструменты,

природные и бросовые, для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное

рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает

возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в

качестве

оригинальных

художественных

материалов,

удивляет

своей

непредсказуемостью.

1.2. Цели и задачи программы:

Цели программы:

Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством

нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

Развивающие:

Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к

художественной деятельности;

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность,

пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих

работ.

Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие

познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания

нового.

Образовательные:

Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного

творчества.

Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,

многообразием художественных материалов и приёмами работы с

ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям

широту их возможного применения.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным

трудом.

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость,

творческую

самореализацию.

5

1.3. Принципы и подходы к формированию программы:

системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и

приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода

обучения по данной программе;

наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия

наглядного материала;

цикличность построения занятия – занятия составлены на основе

предыдущего занятия;

доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных

особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к

сложному);

проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск

разрешения проблемных ситуаций;

развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на

развитие

эстетических

чувств,

познавательных

процессов,

на

расширение кругозора.

1.4. Возрастные и индивидуальные особенности детей, участвующих в

реализации данной дополнительной программы

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью

физического

и

психического

развития.

Повышается

активность

ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и

координированными становятся движения. Наиболее важное достижение

этого

возраста

состоит

в

том,

что

действия

ребёнка

приобретают

целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании,

конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают

действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу

неустойчивости внимания ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело

ради другого.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних

действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим

действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших

дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

Продолжительность

игры

небольшая.

Младшие

дошкольники

ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми

сюжетами.

Игры

с

правилами

в

этом

возрасте

только

начинают

формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о

предмете. В

этом

возрасте

они

только

начинают

формироваться.

6

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют

детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут

использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им

манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует

относительно параллельными. Обводит по контурам.

Продолжает

развиваться

наглядно-действенное

мышление.

При

этом

преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе

целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники

способны установить некоторые скрытые связи и отношения между

предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,

которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты

выступают в качестве заместителей других.

1.5. Планируемые результаты

развитие мелкой моторики рук;

обострение тактильного восприятия;

улучшение цветовосприятия;

концентрация внимания;

повышение уровня воображения и самооценки;

расширение и обогащение художественного опыта;

формирование

предпосылок

учебной

деятельности

(самоконтроль,

самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать

друг с другом;

развитие умения передавать в работах свои чувства с помощью различных

средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески

подходить к видению мира, который изображают, и использовать для

самовыражения любые доступные средства.

Периодичность занятий – два раза в неделю во вторую половину дня.

Длительность занятий: вторая младшая группа 10-15 минут. Занятия кружка

начинаются с сентября и заканчиваются в мае.

7

1.6. Система оценивания качества образовательной деятельности:

Формы подведения итогов работы по программе:

- Проведение выставок детских работ

- Проведение открытого мероприятия

- Проведение мастер-класса среди педагогов

1.7. Контроль результатов работы:

- итоговые занятия;

-диагностика;

- анкетирование родителей.

2.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности

Нетрадиционные техники рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо

вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет

ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается.

Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается

имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие

листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и

наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска

разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь

легко смывается.

8

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого

цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю

кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток

на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА,

налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не

станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть

различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для

снеговика).

После

этого

бумажный

комочек

опускается

в

клей

и

приклеивается на основу.

Оттиск поролоном

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной

подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся

другие мисочка и поролон.

Оттиск пенопластом

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена

штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная

бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.

9

Способ

получения

изображения:

ребенок

прижимает

пенопласт

к

штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы

получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.

Восковые мелки + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на

белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько

цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем

закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой

остается белым.

Отпечатки листьев

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие),

кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками

разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для

получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев

можно дорисовать кистью.

2.2

Примерное годовое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Количество платных

услуг

1

Пальчиковая живопись

27 часов

2

Рисование жёсткой кистью

(тычок)

15 часов

3

Монотипия

11 часов

4

Рисование по мокрой бумаге

2 часа

5

Рисование путём разбрызгивания

краски

1 час

10

6

Оттиски штампов различных

видов

9 часов

Итого:

65 часа

2.3 Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Нетрадиционные техники

Программное

содержание

Оборудование

СЕНТЯБРЬ

1-2

«Мой

любимый

дождик»

Рисование пальчиками

Познакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой - рисование

пальчиками. Учить

рисовать дождик из

тучек, используя точку

как средство

выразительности.

Развивать

наблюдательность,

внимание, мышление,

память, мелкую

моторику, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Гуашь в мисочках,

салфетки, альбомный лист.

3-4

Осеннее

дерево

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать

умение в данной

технике. Развивать

чувство ритма,

композиции,

воображение.

Воспитывать

аккуратность.

Жесткие кисти,

гуашь в мисочках,

салфетки, альбомный лист.

5-6

Мухомор

Рисование пальчиками

Учить наносить

ритмично точки на всю

поверхность шляпки

мухомора.

Развивать чувство

ритма и композиции,

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Кисти, гуашь в мисочках,

салфетки, альбомный лист.

7-8

Цветочная

поляна

Примакивание

Совершенствовать

умение в данной

технике. Развивать

чувство композиции.

Лист бумаги, тонированным

зеленым цветом,

кисти, гуашь разных цветов.

ОКТЯБРЬ

1.

Ветка рябины

Рисование

пальчиками, примакивание

Учить рисовать на ветке

ягодки (пальчиками) и

листики

(примакиванием).

Закрепить данные

Лист тонированной бумаги,

гуашь, кисти.

11

навыки рисования.

Развивать чувство

композиции.

2.

Нарисуй

воздушные

шарики

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Учить рисовать

предметы овальной

формы.

Упражнять в

украшении рисунков.

Лист тонированной бумаги,

гуашь, кисти, пробка.

3.

Компоты и

варенье в

баночках

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить

с нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования

пальчиками.

Продолжать учить

наносить ритмично

точки на всю

поверхность банки.

Развивать чувство

композиции.

Вырезанные из бумаги

банки.

печати, гуашь.

4.

Осенние

листья

Отпечаток листьев.

Познакомить с

техникой печатания

листьев. Развивать

наблюдательность,

внимание, мышление,

память, мелкую

моторику, речь.

Гуашь, поролоновые

тампоны, принадлежности

для рисования.

5

Яблоко –

красное,

сладкое

Рисование кистью

Учить рисовать яблоко

гуашью.

Совершенствовать

технику рисования.

Лист тонированной бумаги,

гуашь, кисти.

6

Ежик

Оттиск смятой бумагой

Совершенствовать

умение в данной

технике.

Развивать чувство

ритма, композиции.

Мисочка с гуашью,

кисточка, смятая бумага.

7

Листопад

Рисование пальчиками

Учить рисовать

листопад, передавая его

образ. Воспитывать

аккуратность.

Лист тонированной бумаги,

гуашь.

8

Ласковый

котенок

Рисование пальчиками

Развивать мелкую

моторику, внимание,

мышление, память,

речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами. Вызвать у

детей желание помочь

котенку.

Лист бумаги, гуашь.

НОЯБРЬ

1.

Мои игрушки

Оттиск пробкой,

рисование

пальчиками

Упражнять в рисовании

предметов

круглой формы.

Закреплять умение

украшать предметы.

Гуашь, кисти,

пробка.

2.

Колобок

Рисование кистью

Создание образа колобка

Лист бумаги,

12

катится по

дорожке

на основе круга.

Самостоятельное

использование таких

выразительных средств,

как линия, форма, цвет.

гуашь, кисти.

3.

Аленький

цветочек

Рисование пальчиками

Учить детей создавать

ритмические

композиции.

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Альбомный

лист, гуашь.

4.

Наряды для

наших кукол

Рисование пальчиками

Учить детей создавать

ритмические

композиции.

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Вызвать у детей желание

нарисовать красивые

платья для кукол,

живущих в нашей

группе.

Вырезанные из

бумаги платья,

кисть, гуашь.

5

«Кукла –

неваляшка»

Рисование кистью

Учить изображать

предмет, состоящий из

двух частей одинаковой

формы, но разной

величины. Учить

закрашивать

изображение. Дополняя

предмет

дополнительными

деталями .

Лист

тонированной

бумаги,

акварель,

кисти.

6

Дождик и

грибок

Рисование пальчиками

Учить детей создавать

ритмические

композиции.

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Побуждать детей

доступными каждому

ребёнку средствами

выразительности

изображать которые они

видели, пробовали и

хотели бы нарисовать.

Лист бумаги,

гуашь.

7

Волшебный

цветочек

Рисование пальчиками

Развивать мелкую

моторику, внимание,

Лист бумаги,

гуашь.

13

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами

8

Украсить

свитер

Тычок жесткой кистью

Совершенствовать

умение в данной

технике.

Развивать чувство

ритма.

Вырезанные из

бумаги свитера.

Жесткая кисть,

гуашь.

ДЕКАБРЬ

1.

Красивые

салфетки

Рисование кистью.

Учить рисовать узоры на

салфетках круглой

формы.Закрепить

умение сочетать

элементы декора по

цвету и форме (точки,

круги, пятна, линии

прямые). Развитие

чувства композиции.

Лист

тонированной

бумаги круглой

формы, гуашь,

кисти.

2.

«Моя любимая

чашка»

Рисование в технике печатанья

Закрепить умение

украшать простые по

форме предметы, нанося

рисунок по возможности

равномерно на всю

поверхность бумаги.

Упражнять в технике

печатанья.

Альбомный

лист, гуашь,

печати.

3.

«Дерево

зимой»

Рисование кистью.

Учить детей отражать

впечатления зимы;

рисовать предмет,

состоящий из

вертикальных и

наклонных линий.

Дорисовывать хлопья

снега путем

примакивания белой

краски, ворсом кисти.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

4.

Звездочки на

небе

Рисование пальчиками

Учить детей создавать

ритмические

композиции.

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению

ярких представлений в

рисунке.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

5

Дед Мороз

Рисование ладошкой

Познакомить с техникой

печатанья ладошками –

учить рисовать бороду

Деда Мороза.

Развивать внимание,

мышление, память, речь.

Альбомный

лист, гуашь.

14

6

Дед Мороз

Рисование ладошкой

Учить рисовать глаза,

украшать шапочку Деда

Мороза помпончиками.

Развивать мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Альбомный

лист, гуашь,

поролон.

7

Елочка-

красавица

Коллективная работа, рисование

ладошками

Развивать внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

отображению ярких

впечатлений в рисунке;

вызвать желание сделать

коллективную работу,

рисовать всем вместе.

Альбомный

лист, гуашь.

8

Елочка-

красавица

Коллективная работа, рисование

ладошками

Учить рисовать

пальчиками.

Развивать внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

отображению ярких

впечатлений в рисунке;

вызвать желание сделать

коллективную работу,

рисовать всем вместе.

Альбомный

лист, гуашь.

ЯНВАРЬ

1.

«Новогодние

игрушки»

Рисование кистью

Учить детей изображать

округлые формы и

знакомые ёлочные

игрушки доступными им

средствами

выразительности.

Вызвать у детей

радостное настроение в

связи с приходом

новогодних праздников.

Альбомный

лист, акварель,

кисти.

2.

Зимний лес

Рисование кистью

Закрепить умение

рисовать деревья.

Развивать чувство

композиции.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

3

Зайка

Рисование пальчиками

Развивать чувство

ритма, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами; вызвать у

детей желание помочь

зайчику спрятаться в

зимнем лесу –

Альбомный

лист, гуашь.

15

нарисовать для него

белую шубку.

4

Снегопад за

окном

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования

пальчиками. Учить

наносить ритмично

точки на всю

поверхность листа.

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению

ярких впечатлений в

рисунке.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

5

Вьюга

Рисование хаотичных узоров в технике

по – мокрому.

Раскрепощение

рисующей руки:

свободное проведение

кривых линий. Развитие

чувства цвета

(восприятие и создание

разных оттенков синего).

Выделение и

обозначение голубого

оттенка.

Альбомный

лист, акварель.

6

Снеговик

Оттиск пенопластом

Продолжать знакомить

детей с нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования.

Учить прижимать

пенопласт к блюдцу с

краской и наносить

оттиск на бумагу.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кусочки

пенопласта,

ФЕВРАЛЬ

1.

Плюшевый

медвежонок

Рисование поролоном

Побуждать детей

передавать в рисунке

образ знакомой

игрушки, закреплять

умение изображать

форму частей, их

относительную

величину,

расположение, цвет.

Учить рисовать крупно.

Развивать творческое

воображение.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

2.

Морское

путешествие

Рисование пальчиками

Развивать чувство

ритма, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

Альбомный

лист, гуашь.

16

рисованию

нетрадиционными

способами.

3.

Веселая

птичка

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования

пальчиками. Учить

различать оттенки

оранжевый, фиолетовый.

Развивать чувство

ритма, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Альбомный

лист, гуашь.

4.

Маленький

тигренок.

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования

пальчиками. Развивать

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Альбомный

лист, гуашь.

5.

Мои любимые

рыбки

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования

пальчиками. Развивать

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Альбомный

лист, гуашь.

6.

Маленький

друг

Рисование способом тычка

Познакомить с техникой

рисования тычком

полусухой жесткой

кистью. Учить

имитировать шерсть

животного, используя

создаваемую тычком

фактуру как средство

выразительности. Учить

наносить рисунок по

всей поверхности

бумаги.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

7.

«Дымковская

игрушка»

Оттиск печатками

Закрепить умение

украшать дымковским

узором простую

фигурку. Развивать

умение передавать

колорит узора.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

8.

Нарисуй и

укрась вазу

для цветов

Оттиск печатками

Совершенствовать

умения детей в данных

изобразительных

техниках. Развивать

воображение, чувство

композиции.

Альбомный

лист, акварель,

кисти.

МАРТ

1.

Во дворе

Рисование ладошками и пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками и

печатанья ладошками.

Развивать чувство ритма

Альбомный

лист, гуашь.

17

и композиции, мелкую

моторику. Воспитывать

интерес и отображению

ярких впечатлений в

рисунке различными

средствами. Развивать

чувство композиции.

2.

Веселые

осьминожки

(коллективная

работа).

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с

техникой печатанья

ладошками. Закрепить

умение дополнять

изображение деталями.

Развивать

цветовосприятие,

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами; вызвать

желание сделать

коллективную работу,

рисовать всем вместе.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

3.

Веточка

мимозы

Рисование пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками,

создавая изображение

путём использования

точки как средства

выразительности;

закрепить знания и

представления о цвете

(жёлтый), форме

(круглый), величине

(маленький), количестве

(много).

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами. Вызвать

желание сделать в

подарок маме красивый

букет.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

4.

Салфетка

Рисование пальчиками

Учить различать оттенки

фиолетовый, розовый.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Альбомный

лист, гуашь.

5.

Ночь и звезды

Рисование пальчиками

Учить различать оттенки

оранжевого, розового и

голубого. Воспитывать

интерес к природе и

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

18

отображению ярких

впечатлений в рисунке

6.

Бусы для

куклы Кати.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Закрепить умение

равномерно наносить

точки - рисовать узор

бусины на нитке.

Развивать мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами. Вызвать

желание сделать в

подарок кукле Кате

красивые разноцветные

бусы.

Альбомный

лист, гуашь.

7.

«Веселые

матрешки»

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с

нетрадиционной

изобразительной

техникой рисования

пальчиками. Развивать

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Вызвать у детей желание

нарисовать красивые

сарафаны для матрешек.

Альбомный

лист, гуашь.

8.

Лошадка

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с

техникой печатанья

ладошками. Учить

наносить быстро краску

и делать отпечатки –

лошадки. Развивать

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способам.

Альбомный

лист, гуашь.

АПРЕЛЬ

1.

Ваза с

фруктами

Рисование кистью

Продолжать учить

составлять натюрморт из

фруктов, определять

форму, величину, цвет и

расположение

различных частей,

отображать эти признаки

в рисунке. Продолжать

знакомить с техникой

сочетания восковых

мелков и акварели.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

2.

Солнышко

Рисование ладошками

Продолжать знакомить с

Альбомный

19

(коллективная

работа).

техникой печатанья

ладошками. Учить

наносить быстро краску

и делать отпечатки –

лучики для солнышка.

Развивать

цветовосприятие,

мелкую моторику,

внимание, мышление,

память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами; вызвать

желание сделать

коллективную работу,

рисовать всем вместе.

лист, гуашь.

3.

Жар- птица

Рисование ладошками

Учить наносить быстро

краску и делать

отпечатки –птицы.

Развивать мелкую

моторику, внимание,

мышление. Воспитывать

интерес к рисованию

нетрадиционными

способам.

Альбомный

лист, гуашь.

4.

Улитки на

прогулке

Рисование пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Закрепить умение

равномерно наносить

точки на всю

поверхность предмета.

Развивать мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию

нетрадиционными

способами.

Альбомный

лист, гуашь.

5.

“Клубнички-

невелички”

Создание образа клубничек.

Развивать эстетическое

восприятие, чувство

цвета, ритма.

Воспитывать

аккуратность,

эмоциональную

отзывчивость.

Альбомный

лист, гуашь,

кисти.

6.

Кто в каком

домике живет

Рисование кистью

Учить создавать

изображения предметов,

состоящих из прямо-

угольных, квадратных,

треугольных частей

(скворечник,

улей, конура, будка).

Лист

тонированной

бумаги,

акварель,

кисти.

7.

Украсим кукле

платьице

Рисование фломастерами

Учить детей составлять

узор из знакомых

элементов (полосы,

Альбомный

лист,

фломастеры.

20

точки, круги).

Развивать творческое

начало, эстетическое

восприятие,

воображение.

8.

Закат

Рисование пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Развивать мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

рисованию.

Альбомный

лист, гуашь.

МАЙ

1-

2

Рыбки

плавают в

аквариуме

Рисование кистью

Учить изображать

рыбок, плавающих в

разных направлениях;

правильно передавать их

форму, хвост, плавники.

Закреплять умение

рисовать кистью и

красками, используя

штрихи разного

характера.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кисти.

3-

4

Сказочный

домик-

теремок

Рисование фломастерами.

Учить передавать в

рисунке образ сказки.

Развивать:

- образные

представления;

- воображение;

- самостоятельность и

творчество

в изображении и

украшении сказочного

домика.

Совершенствовать

приемы

украшения

Альбомный

лист,

фломастеры.

5.

Носит

одуванчик

желтый

сарафанчик.

Рисование пальчиками

Упражнять в технике

рисования пальчиками.

Закрепить умение

ритмично точки на всю

поверхность листа.

Развивать чувство ритма

и композиции, мелкую

моторику, внимание,

мышление, память, речь.

Воспитывать интерес к

природе и отображению

ярких впечатлений в

рисунке.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь.

21

6.

Божьи

коровки

Рисование пальчиками

Учить детей пальчиком

рисовать кружочки,

черного цвета. Развивать

мелкую моторику.

Лист

тонированной

бумаги, гуашь,

кисти.

7.

«Мой веселый

звонкий мяч»

Рисование кистью

Рисование круглых

двуцветных предметов:

создание контурных

рисунков, замыкание

линии в кольцо и

раскрашивание,

повторяющее очертания

нарисованной фигуры.

Альбомный

лист, гуашь,

кисть.

8.

«Радуга-дуга»

Рисование кистью

Создание образа

сказочной радуги и

цветных королевств (по

выбору, развитие

творческого

воображения.

Альбомный

лист, гуашь,

кисть.

2.4. Средства, формы, способы реализации программы

Форма организации детей на занятии: групповая.

Форма

проведения

занятия: комбинированная

(индивидуальная

и

групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Методы проведения занятия:

словесные

(беседа,

художественное

слово,

загадки,

напоминание

о

последовательности работы, совет);

наглядные

практические

игровые

Используемые методы

дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что

влияет на полноту восприятия окружающего мира;

формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу

рисования;

способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как

следствие, познавательных способностей.

Методические рекомендации

22

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для

успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать

возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С

возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма

бумаги, выделяются новые средства выразительности.

2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Целью работы с семьями воспитанников по данной программе является

поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность

детей в детском саду и дома

Основные задачи:

- информирование друг друга о возможностях познавательного развития

детей в условиях детского сада и семьи;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и

формам

сотрудничества,

способствующего

развитию

конструктивного

взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами

мероприятиях, организуемых в группе, ДОУ;

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным

стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их

удовлетворения в семье.

2.6. Формы взаимодействия с семье

Направления

работы

Формы работы

Взаимопознание

и

взаимоинформирование

встречи-знакомства, анкетирование семей, дни

открытых дверей, индивидуальные и групповые

консультации,

оформление

информационных

стендов,

организация

выставок

детского

творчества,

создание

памяток,

переписка

по

электронной почте

Непрерывное

образование

воспитывающих

взрослых

лекции,

семинары,

семинары-практикумы,

родительские и общие детсадовские собрания,

мастер-классы, игры

Совместная

деятельность

педагогов,

родителей, детей

акции, семейные гостиные, фестивали, вечера

вопросов

и

ответов,

праздники,

проектная

деятельность

23

3.Организационный отдел

3.1. Организация занятий

Программа рассчитана на один год обучения (для детей с 3 до 4 лет).

Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю во второй

половине дня продолжительностью не более 15 минут. Общее количество

занятий составляет 65 часа.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы:

- акварельные краски, гуашь;

- восковые и масляные мелки, свеча;

- ватные палочки;

- поролон;

- трубочки коктельные;

- палочки или старые стержни для процарапывания;

- матерчатые салфетки;

- стаканы для воды;

- подставки под кисти;

- кисти.

3.3. Методика диагностики:

Рисунки, выполненные детьми на занятиях кружка оцениваются по

следующим критериям:

Формообразующие движения

Вертикальные, горизонтальные, короткие, пересекающиеся, волнистые, круг,

овал, треугольник, квадрат

3 балла – наличие всех линий и форм

2 балла – неточные, неровные, неуверенные, незаконченные

1 балл – нет в рисунке данных линий и форм

Части предметов

3 балла – ребёнок изображает предметы, состоящие из 3-х частей разной

формы

(например: машина, зайчик, дом)

24

2 балла – предметы из 2-х частей разной формы

1 балл – предметы из частей одинаковой формы

Сюжет

3 балла – в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой

2 балла - 2 предмета

1 балл – 1 предмет

Использование цвета

3 балла – многообразие цвета

2 балла – основные цвета

1 балл - 1 цвет

Соответствие реальному цвету

3 балла – предметы соответствуют реальному цвету

2 балла – есть некоторые несоответствия

1 балл - все предметы одного цвета или не совпадают с реальным

Соотношение по величине, пропорции

3 балла – соблюдение пропорций

2 балла – некоторое несоответствие

1 балл - отсутствие пропорций

Композиция

3 балла – располагает предметы по всему листу или узкой полосе

2 балла – расположение выше узкой полосы

1 балл - хаотичное расположение

Творчество

3 балла – составляет рассказ о нарисованном

2 балла – перечисляет нарисованные предметы

1 балл - не идёт на контакт

Контур

3 балла – умение рисовать набросок

2 балла – сильный нажим в некоторых местах

1 балл – неумение рисовать набросок

25

Строение предметов, присутствие частей

3 балла - присутствуют все части, расположены верно

2 балла – есть незначительные искажения

1 балл – части предметов расположены неверно, некоторых не хватает

Динамика

3 балла – присутствует, передано достоверно

2 балла – есть недостатки в передаче движения

1 балл – изображение статично

Диагностическая карта

по методике «Диагностика изобразительной деятельности»

(нетрадиционная техника рисования)

Ф.И.

Р

Форм

ообра

зующ

ие

движе

ния

Части

предм

етов

Сюже

т

Использо

вание

цвета

Соответ

ствие

реально

му

цвету

Соотно

шение

по

величи

не,

пропор

ции

Композ

иция

Творчест

во

Контур

Строен

ие

предме

тов

Дин

амик

а

Итого

н/

г

к

/

г

н/

г

к

/

г

н

/

г

к/

г

н/

г

к/г

н/

г

к/

г

н/

г

к/

г

н/

г

к/

г

н/г

к/

г

н/

г

к/

г

н

/

г

к/

г

н

/

г

к

/

г

н/

г

1

2

3

4

5

Общее количество баллов и соответствующий уровень развития детей?

30-33 балла- Ребенок имеет представление о материале, из которого сделан

рисунок, самостоятельно определяет последовательность выполнения работы

. Владеет навыками и умениями работы с инструментами, проявляет интерес

к изобразительной деятельности, чаще использует теплые тона (желтого,

оранжевого, розового, красного, малинового, бордового, коричневого) , цвета

соотносятся с цветами реальных предметов. Этим он проявляет свое

отношение к изображаемому предмету, стараясь его украсить, выделить.

26

20-30

баллов-

Ребенок

имеет

затруднения

в

работы

с

различными

материалами. Слабо владеет навыками и умениями работы с инструментами,

в работе использует только основные цвета, есть некоторые несоответствия

реальному цвету, в рисунке присутствует 2 предмета из 2-х частей разной

формы при некотором несоответствии величине и пропорций.

13-20 баллов- Ребенок испытывает затруднения по всем критериям качества

освоения изобразительной деятельности. В рисунке изображает только один

предмет в хаотичном расположении, изображение статично, одного цвета

или не совпадают с реальным, части предметов расположены неверно,

некоторых не хватает.

3.4. Методическое обеспечение программы:

1. Веселя школа живописи для детей от 4-х лет.Алекс Бернфельс

Издательство «Ниола-пресс».2010.

2. Давыдова Г. Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть

2.- М.: « Издательство Скрипторий 2003»,2010.- 72с.

3. Изобразительная деятельность в детском саду. И.А.Лыкова. Издательский

дом «Цветной мир». Москва 2012.

4. Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и

дошкольника:

Методическое

пособие

для

педагогов

ДОУ.-

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-96 с., илл. + цв. вкл.

5. «Ознакомление с окружающим миром» Г.В.Морозова Москва 2010

6. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией

М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т. С. Комаровой

7. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. Л. А. Парамоновой. Москва.

ОЛМА Медиа Групп. 2011г.

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,

планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера,

2006.-128с. ( Серия «Вместе с детьми».)

9. «Рисование с детьми дошкольного возраста» под редакцией Р.Г.Казаковой

Москва 2005

10. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006

11. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс»

2003

27

12. Шайдурова Н.В. Учимся делать открытки: Учебно-методическое пособие

для педагогов.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-

96 с., илл. + цв. вкл.

13. «Яркие ладошки» Н.В.Дубровская «детство-пресс» 2004

28



В раздел образования