Автор: Сокова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад №33
Населённый пункт: город Воскресенск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка в адаптационный период детей раннего возраста к условиям ДОО
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития
ребенка – детский сад №33 «Ромашка
Консультация для воспитателей
«Педагогическая поддержка в адаптационный период
детей раннего возраста к условиям ДОО».
Подготовила
воспитатель Сокова И.Л.
г.о.Воскресенск
2022г.
Актуальность.
В настоящее время изучение процесса адаптации детей раннего возраста,
определение особенностей её организации и условиях вариативного
дошкольного образования, выявление ожиданий детей и родителей
становится насущной потребностью. Проблема адаптации детей раннего и
дошкольного возраста не нова, но в условиях модернизации системы
образования и появление новых приоритетов существенно меняются
аспекты, взгляды ученых и практиков на данную проблему.
Адаптация
– сложный процесс приспособления организма, который
происходит
на
разных
уровнях:
физиологическом,
социальном,
психологическом.
Адаптационный период – серьезное испытание для семьи в целом и для
ребенка раннего возраста в частности. Наиболее сложная перестройка
организма происходит в начальный период адаптации, который может
затянуться и в худшем случае перейти в дезадаптацию, что приведет к
нарушению здоровья, поведения, психики. Адаптационные возможности
ребенка
раннего
возраста
ограничены,
резкий
переход
в
новую
социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития. Врачи и психологи различают три степени
адаптации малыша к детскому саду: легкую, адаптация средней тяжести и
тяжелая адаптация. Задача педагогов и родителей – не допустить
дезадоптации .
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их
жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся
жизнь ребенка буквально врываются изменения: четкий режим дня;
отсутствие
родных
рядом;
постоянный
контакт
со
сверстниками;
необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;
резкое
уменьшение
персонального
внимания.
Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку
преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на
имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности,
развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое
слово здесь - «помощь» ребенку. Предметом педагогической поддержки,
становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных
интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий
(проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и
самостоятельно
достигать
желаемых
результатов
в
обучении,
самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Целью педагогической поддержки
в адаптационный период – это
формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа
жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под
руководством воспитателя.
Задачи педагогической поддержки:
- предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и
социализации: проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами,
родителями;
- развитие психолого – педагогической компетенции педагогов ДОУ и
родителей.
В нашей группе педагогическая поддержка осуществляется в два этапа:
Работа с семьей воспитанника:
1.Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к
поступлению в дошкольное учреждение.
2.Знакомство с семьей воспитанника, выявление интересов и предпочтений
ребенка.
3.Привлечь родителей к совместной работе.
Работа с детьми:
Первый этап.
Формирование доверительных взаимоотношений с
новым взрослым.
Цель: формирование привязанности к воспитателю.
Задачи:
удерживать внимание на новом взрослом, установить
контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные
переживания, стимулировать подражание, учить действовать по
инструкции.
Второй этап.
Формирование ориентировки в пространственно –
игровой среде.
Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить
ориентироваться
в
новых
предметных
условиях,
подчиняться
правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.
Третий
этап.
Формирование
положительных
контактов
с
ровесниками.
Цель:
освоение
совместно
с
ровесниками
способа
жизнедеятельности.
Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам,
отклик на эмоции сверстника (сострадание), формировать умение
действовать сообща.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что успешность
взаимодействия педагога с ребенком возможна при соблюдении
определенных условий:
Согласие ребенка на помощь и поддержку;
Ребенок главный в решении собственных проблем, а педагог
лишь помощник;
Совместная деятельность педагога с ребенком;
Доброжелательность и отсутствие оценок;
Защита прав и интересов ребенка.
Источники.
1.
Лисина В.Р., Мухина М.С. «Педагогическая поддержка в
адаптационный период детей раннего возраста к условиям
ДОУ» журнал «Управление дошкольным образовательным
учреждением» 2020. №9
2.
Интернет ресурсы.