Напоминание

Педагогическая поддержка в адаптационный период детей раннего возраста к условиям ДОО


Автор: Сокова Ирина Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ црр детский сад №33
Населённый пункт: город Воскресенск Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая поддержка в адаптационный период детей раннего возраста к условиям ДОО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития

ребенка – детский сад №33 «Ромашка

Консультация для воспитателей

«Педагогическая поддержка в адаптационный период

детей раннего возраста к условиям ДОО».

Подготовила

воспитатель Сокова И.Л.

г.о.Воскресенск

2022г.

Актуальность.

В настоящее время изучение процесса адаптации детей раннего возраста,

определение особенностей её организации и условиях вариативного

дошкольного образования, выявление ожиданий детей и родителей

становится насущной потребностью. Проблема адаптации детей раннего и

дошкольного возраста не нова, но в условиях модернизации системы

образования и появление новых приоритетов существенно меняются

аспекты, взгляды ученых и практиков на данную проблему.

Адаптация

– сложный процесс приспособления организма, который

происходит

на

разных

уровнях:

физиологическом,

социальном,

психологическом.

Адаптационный период – серьезное испытание для семьи в целом и для

ребенка раннего возраста в частности. Наиболее сложная перестройка

организма происходит в начальный период адаптации, который может

затянуться и в худшем случае перейти в дезадаптацию, что приведет к

нарушению здоровья, поведения, психики. Адаптационные возможности

ребенка

раннего

возраста

ограничены,

резкий

переход

в

новую

социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии

могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа

психофизического развития. Врачи и психологи различают три степени

адаптации малыша к детскому саду: легкую, адаптация средней тяжести и

тяжелая адаптация. Задача педагогов и родителей – не допустить

дезадоптации .

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад, ведь вся их

жизнь меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся

жизнь ребенка буквально врываются изменения: четкий режим дня;

отсутствие

родных

рядом;

постоянный

контакт

со

сверстниками;

необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку;

резкое

уменьшение

персонального

внимания.

Суть педагогической поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку

преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на

имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности,

развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое

слово здесь - «помощь» ребенку. Предметом педагогической поддержки,

становится процесс совместного с ребёнком определения его собственных

интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий

(проблем), мешающих ему сохранить своё человеческое достоинство и

самостоятельно

достигать

желаемых

результатов

в

обучении,

самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.

Целью педагогической поддержки

в адаптационный период – это

формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа

жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под

руководством воспитателя.

Задачи педагогической поддержки:

- предупреждение возникновения проблем в развитии ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и

социализации: проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами,

родителями;

- развитие психолого – педагогической компетенции педагогов ДОУ и

родителей.

В нашей группе педагогическая поддержка осуществляется в два этапа:

Работа с семьей воспитанника:

1.Педагогическая поддержка семьи на этапе подготовки ребенка к

поступлению в дошкольное учреждение.

2.Знакомство с семьей воспитанника, выявление интересов и предпочтений

ребенка.

3.Привлечь родителей к совместной работе.

Работа с детьми:

Первый этап.

Формирование доверительных взаимоотношений с

новым взрослым.

Цель: формирование привязанности к воспитателю.

Задачи:

удерживать внимание на новом взрослом, установить

контакт, вызвать инициативу в общении, совместные положительные

переживания, стимулировать подражание, учить действовать по

инструкции.

Второй этап.

Формирование ориентировки в пространственно –

игровой среде.

Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.

Задачи: освоить место расположения игрушек и игровых зон, учить

ориентироваться

в

новых

предметных

условиях,

подчиняться

правилам, стимулировать самостоятельный выбор игрушек, занятий.

Третий

этап.

Формирование

положительных

контактов

с

ровесниками.

Цель:

освоение

совместно

с

ровесниками

способа

жизнедеятельности.

Задачи: стимулировать доброжелательное внимание к ровесникам,

отклик на эмоции сверстника (сострадание), формировать умение

действовать сообща.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что успешность

взаимодействия педагога с ребенком возможна при соблюдении

определенных условий:

Согласие ребенка на помощь и поддержку;

Ребенок главный в решении собственных проблем, а педагог

лишь помощник;

Совместная деятельность педагога с ребенком;

Доброжелательность и отсутствие оценок;

Защита прав и интересов ребенка.

Источники.

1.

Лисина В.Р., Мухина М.С. «Педагогическая поддержка в

адаптационный период детей раннего возраста к условиям

ДОУ» журнал «Управление дошкольным образовательным

учреждением» 2020. №9

2.

Интернет ресурсы.



В раздел образования