Авторы: Фисюк Ольга Сергеевна, Малютина Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: с.Корнилово, Томский район, Томская область
Наименование материала: Проект
Тема: Играем в логоритмические игры
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад с. Корнилово» Томского района
С. Корнилово ул. Гагарина, 33 тел. 963-017
«Играем в логоритмические игры»
Руководители проекта:
Фисюк О.С.,
Малютина М.А. воспитатель
База выполнения проекта:
Средняя группа МАДОУ «Детский сад
с. Корнилово» Томского р-на
Сроки выполнения проекта:
Начало: сентябрь 2021г.
Окончание: май 2022г.
Продолжительность: 9 мес.
2021
Игра не пустая забава,
Она необходима для счастья детей,
Для их здоровья и правильного развития.
Д.В. Меджерицкая
Введение
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в сочетании с
музыкой и произнесением специального речевого материала.
Логоритмические игры и упражнения – это методика, опирающаяся на
связь слова, музыки и движения. С играми мы знакомим своих малышей с
детства.
Каждая
мама
с
рождения
укачивает
своего
младенца
под
колыбельную песню с ритмичными покачиваниями. Бабушка, которая поет
своему внуку «Ладушки, ладушки», «Прилетели гули», «Топ, топ, топоток»,
при этом ребенок делает движения руками и ногами.
Логоритмические игры способствуют нормализации речи ребенка вне
зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный
эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют
уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению
лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики;
формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и
творческие способности, появляется уверенность в себе.
Характеристика проекта
Цель проекта: формирование фонетической системы речи, развитие
артикуляционной
моторики,
умения
сочетать
движения
и
речь,
координировать их через использование логоритмических игр.
Задачи проекта:
Задачи для детей:
Расширять и активизировать словарный запас, формировать фразовую
речь;
Развивать общую и тонкую моторику, пространственную организацию
движений, переключаемость и координацию движений;
Развивать речевую моторику;
Развивать слуховое внимание и двигательную память.
Задачи для педагогов:
Повышать
качество
методического
сопровождения,
самосовершенствование профессионального мастерства, в области
использования логоритмических игр;
Совершенствовать
методическое,
дидактическое
обеспечение
воспитательно-образовательного
процесса
по
направлению
логоритмической работы.
В связи с поставленными задачами предполагаются следующие
ожидаемые результаты.
Для детей:
Расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой
речи;
Развитие общей и тонкой моторики, пространственной организации
движений, переключаемости и координации движений;
Развитие речевой моторики;
Развитие слухового внимания и двигательной памяти.
Для педагогов:
Повышение
качества
методического
сопровождения,
самосовершенствования профессионального мастерства, в области
использования логоритмических игр
Совершенствование
материально-технического,
методического,
дидактического
обеспечения
воспитательно-образовательного
процесса.
Основная проблема, ее актуальность
Одной из самых важных и трудных задач является развитие речи
ребенка, устранение ее недостатков. Ведь чем богаче и разнообразнее речь
ребенка, тем легче ему общаться со сверстниками и взрослыми, высказывать
свои мысли, что придает ребенку уверенность в себе, в своих действиях и
поступках, что дает предпосылки для воспитания всесторонне развитой
личности. Поэтому перед педагогами стоит проблема, как наиболее
эффективно подойти к развитию речи у дошкольников. Какие использовать
методики, какие выбрать методы и приемы, которые помогут включить
ребенка в речевой процесс.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его
речь.
Речь
является
одним
из
основных
элементов
в
двигательно-
пространственных
упражнениях.
Ритм
речи,
особенно
ритм
стихов,
способствует
развитию
координации,
общей
и
тонкой
произвольной
моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается
правильный темп речи, развиваются речевой слух, речевая память. И именно
логоритмические игры в детском саду помогают дошкольнику развиваться
гармонично, постепенно и в соответствии с возрастом.
Кроме
того,
логоритмические
игры
включают
в
себя
здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияют на весь
организм
ребенка,
но
и
способствуют
максимально
эффективному
повышению
уровня
звукопроизношения,
овладения
структурой
слова,
расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Дети
с
большим
удовольствием
выполняют
дыхательные
и
оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в
речевые и пальчиковые игры.
Таким
образом,
четко
разработанные
и
организованные
логоритмические игры и занятия способствуют развитию речевой активности
детей дошкольного возраста, овладению ими самостоятельной связной,
грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а
также элементарной грамоты, что формирует готовность к обучению детей в
общеобразовательной школе.
Новизна проекта
Новизна состоит в преобразовании существующих методов и приёмов
работы, способствующих формированию речевых навыков посредством
логоритмических игр и здоровьесберегающих технологий.
Гипотеза
Если использовать в работе с детьми логоритмические игры, это
позволит повысить речевую активность детей.
Методы достижения поставленных целей и задач
Методы и приёмы:
показ педагогом образца движения;
использование зрительных ориентиров, наглядных пособий;
совместное выполнение движений;
народные потешки, прибаутки, стихотворения в форме двух-
четырехстиший;
пояснение;
беседа;
образный сюжетный рассказ;
словесная инструкция и т.д.
Специфика
организации
воспитательно-образовательного
процесса
Всю работу по логоритмике я строю на принципах: систематичность,
наглядность, доступность, нарастание сложности.
При подборе упражнений и заданий я учитываю возможности и
способности детей, т.к. задания повышенной сложности могут вызвать у
детей неуверенность и нежелание выполнять то или иное упражнение.
Некоторые виды упражнений (ритмические упражнения, работа с шумовыми
инструментами и палочками) проводятся в ненавязчивой, игровой, форме,
часто
импровизационно.
Если
упражнение
требует
разучивания,
то
разучивание нового упражнения я сопровождаю неоднократным показом,
при этом стараюсь избежать негативных оценок действий ребёнка, а,
наоборот, найти положительные моменты и одобрить его старания.
Логоритмическая
коррекция
требует
постоянного
повторения
вырабатываемых
двигательных
навыков,
т.к.
здоровые
двигательные
динамические стереотипы образуются при многократных систематичных
повторениях, поэтому на занятиях, наряду с новым материалом, часто
повторяются уже знакомые и любимые детьми игры.
В каждое занятие по логоритмике я включаю несколько упражнений на
различные виды деятельности, кроме того, в качестве физминуток, для
быстрого переключения с одного вида деятельности на другой и для
тренировки мелкой моторики используются пальчиковые разминки. В конце
каждого
занятии
считаю
целесообразным
проводить
упражнения
на
расслабление мышц для закрепления у детей ощущения свободы и
раскрепощённости при расслабленных мышцах по контрасту с ощущением
неудобства и дискомфорта при зажатом теле.
Поставленные коррекционные
задачи достаточно обширны
и в
одиночку трудно с ними справиться, мной были предложены рекомендации
для воспитателей, помощь которых может быть очень ощутима в этой
работе, а именно: применение некоторых игр, упражнений в режимных
моментах группы (проговаривания считалок и чистоговорок, во время
одевания на прогулку; использование различных видов ходьбы в утренней
гимнастике; применение расслабляющих упражнений перед сном). Такая
совместная
работа
позволяет
добиться
большей
эффективности
и
результативности.
Неоценимую помощь могут оказать родители, ведь каждый из них
заинтересован в скорейшем достижении результата. Поэтому мной были
предложены варианты игр, которые родители могу проводить дома со
своими детьми, не затрачивая особо много времени и сил на это:
соревнования «Кто лучше проговорит скороговорку», ритмические и
певческие игры, которые не требуют специальной музыкальной подготовки.
Кроме того, родители вместе с детьми принимали активное участие в
создание атрибутов к праздникам и шумовых инструментов из подручного
материала.
Ресурсы
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, проектор, видео,
аудиозаписи.
2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с
изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
1. Комплексы артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в
соответствии с изучаемой лексической темой.
Стратегия и механизмы реализации проекта:
Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев и будет проходить в три этапа:
1.
Предварительный этап: сентябрь 2021г. – октябрь 2021г.
(2 месяца);
2.
Творческий (практический) ноябрь 2021г. – март 2022г.
(5 месяцев);
3.
Итоговый (обобщающий) апрель 2022г. – май 2022г.
(2 месяца).
Этапы/задачи
Мероприятия
Сроки
Ответствен
ные
Ожидаемые результаты
I этап-предварительный.
1.
Определение
темы,
цели
и
задач,
содержания проекта,
прогнозирование
результата;
2.
Изучение научно –
методической
литературы
по
данной проблеме;
3.
Создание
условий
для
реализации
проекта: подготовка
и
изготовление
наглядного
материала;
подбор
упражнений и игр
для
развития
дыхания,
голоса,
создание сборников
1.Составление
перспективного
плана работы по
развитию связной
речи через
логоритмические
игры.
2.Составление
плана
мероприятий с
родителями.
сентябрь–
октябрь
Воспитатели
1. Составлен план работы.
2.Разработан
план
мероприятий
с
родителями.
3.Созданы
картотеки,
наглядный
материал
упражнений
и
игр
для
развития дыхания, голоса,
сборники
речевых
подвижных
и
пальчиковых игр.
Повышение
качества
методического
сопровождения,
самосовершенствования
профессионального
мастерства,
в
области
речевых подвижных
и пальчиковых игр
использования
логоритмических игр.
II этап-творческий.
Занятия,
в
основе
которых
лежат
логоритмические игры
проведение
упражнений,
подвижных
и
пальчиковых
игр
в течение дня и во
время проведения
режимных
моментов
В течение
всего
срока
реализаци
и проекта
воспитатели,
муз.рук-ль
Развитие общей и тонкой
моторики,
пространственной
организации
движений;
развитие
переключаемости
и
координации движений;
Развитие
общей
и
артикуляционной
моторики.
Двигательные
упражнения
В течение
всего
срока
реализаци
и проекта
воспитатели
Выработали двигательные
навыки,
провели
взаимосвязь
речи
и
движения.
повысили
речевую
активность.
Развитие
мелкой
моторики рук.
Пальчиковая
гимнастика
В
течение
всего
срока
реализаци
и проекта
воспитатели,
муз.рук-ль
1
Развитие
тонких
движений пальцев рук.
2 Развитие речи детей при
помощи
выполнения
пальчиковых игр.
Участие
в
мероприятиях
родителей.
Открытые
просмотры
занятий
для
родителей
Ноябрь-
март
Воспитатели
родители
Закрепление навыков по
развитию
лексического
строя речи.
Использование
логоритмических игр в
разные
режимные
моменты
совместная
деятельность
детей и педагогов
В течение
всего
срока
реализаци
и проекта
Воспитатели
1. Сформировали умение
вслушиваться
в
обращённую
речь,
развивать
реакцию
на
интонацию
и
мимику,
соответствующую
интонации.
2.
Совершенствовали
умения играть, говорить,
пропевать,
слушая
друг
друга и «все вместе».
Обмен
опытом
с
воспитателями других
групп,
педагогами
ДОУ г.Томска
Консультация для
воспитателей;
мастер
–
класс,
открытые занятия
для
показательных
выступлений
в
ТГПК
октябрь -
Март
воспитатель
Самосовершенствование
профессионального
мастерства,
в
области
использования
логоритмических игр
III этап-итоговый.
Проведение
педагогического
мониторинга с целью
определения
эффективности работы;
Обобщить
результаты
деятельности по теме
проекта.
Подготовить
методический и
практический
наглядный материал в
рамках обмена опытом
Анкетирование
родителей
Мониторинг
Круглый
стол
с
участниками
проекта
и
педагогами
ДОУ
Подготовка
материалов
к
печати
и
их
публикация.
Апрель
май
Май.
Май
воспитатели
Старший
воспитатель,
воспитатели,
педагоги
ДОУ
Заведующий
,
старший
воспитатель,
воспитатели,
родители
Проведение мониторинга
для дальнейшего
индивидуального
сопровождения детей
Подготовлен
практический и
наглядный материал в
рамках обмена опытом
Выпуск
сборника
логоритмических
игр,
публикация материалов в
журналы,
сборники
разного уровня
Получения обратной связи
Для реализации проекта будет использована нормативно-правовая база,
компьютерное обеспечение, педагогические, личностные, социальные ресурсы,
привлечены материальные средства.
Продукт проекта
1. Сборник логоритмических игр.
2. Картотеки пальчиковых, подвижных игр.
3. Аудиозаписи для сопровождения логоритмических игр.
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по
обладанию детьми следующих компетентностей:
В отношении детей:
Социальные:
- общение со сверстниками и взрослыми;
- совместные игры с детьми.
Коммуникативные:
- использование в речи знакомых потешек, стихов;
- самостоятельное выполнение пальчиковых игр.
В отношении родителей:
-
повышение
родительской
активности
и
заинтересованности
в
воспитательно - образовательном процессе.
Заключение
Под
влиянием
регулярного
включения
логоритмических
игр
и
упражнений
у
детей
происходит
положительная
перестройка
речедвигательной, дыхательной, двигательной, сенсорной и других систем.
Поэтому важно включать логоритмические игры и упражнения в
различные виды деятельности.
Таким образом, эффективное использование логоритмических игр и
упражнений способствует развитию всех компонентов устной речи детей
дошкольного возраста.
Литература
1.
Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным
сопровождением. Детство-пресс Санкт-петербург; 1999.
2.
Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С.-Петербург, 2000.
3.
Волкова ГА. Логопедическая ритмика, 2002.
4.
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4; 4-
5; 5–6 лет. - М.: Педагогика, 2008.