Напоминание

"Мой выбор, мой будущее"


Автор: Пензева Галина Германовна
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Методическая разработка классного часа
Тема: "Мой выбор, мой будущее"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство обороны Российской Федерации

Федеральное государственное казенное общеобразовательное

учреждение

«Ставропольское президентское кадетское

училище»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника училища

(по воспитательной работе)

_____________ Э.В. Корабельников

«___» ____________ 201_ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

«Мой выбор, мое будущее»

классный час

(с использованием элементов диалоговой технологии, ИКТ и

развития критического мышления)

Рассмотрено на заседании

(метод. объединения курса)

________________________________

«___» ____________ 201_ г.

Протокол №___

от «___»____________201_ г.

Воспитатель учебного курса:

Пензева Г.Г.

Ставрополь, 201_

Цель: формирование представлений у кадет о понятии «профессионального

самоопределения», факторах, влияющих на выбор профессии; сферы

профессиональной деятельности.

Методическая цель: применение метода содействия профессиональному

самоопределению кадета в ходе воспитательного мероприятии.

Задачи:

Когнитивные:

сориентировать кадет на правильный выбор будущей профессии с

учётом их способностей и психологических особенностей;

способствовать осознанию кадет своих профессиональных намерений,

интересов, склонностей;

актуализировать

основные

понятия

профессионального

самоопределения: факторы, влияющие на выбор профессии; сферы

профессиональной деятельности;

проанализировать типичные ошибки и затруднения при выборе

профессии.

Аксиологические:

научить кадет выделять основные признаки профессии;

научить кадет избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии;

научить кадет оперировать основными понятиями профессионального

самоопределения.

Операциональные:

воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий

и результатам их труда, понимание его роли в жизни человека;

развивать интереса к военной профессии.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные:

формирование готовности воспринимать информацию.

формирование

гражданско-патриотических ценностей личности и

культуры труда («мир профессий», «профессионализм», «трудолюбие»,

«ответственность»).

Познавательные:

целеполагание, мотивация на установление причинно-следственных

связей.

получение теоретических и практических знаний о выборе военной

профессии, о своих предпочтениях.

умение оценивать новые знания, приобретенные во время участия в

познавательном диалоге, делать выводы.

Регулятивные:

научиться

основам

прогнозирования,

как

предвидения

будущих

событий.

умение слушать и понимать оратора, самостоятельно анализировать

свои действия на основе учета выделенных воспитателем ориентиров.

Коммуникативные:

умение формулировать собственное мнение, аргументировать его.

умение соблюдать диалоговый этикет.

следовать морально-этическим и психологическим принципам на

основе уважительного отношения к партнерам.

Методы: формирования сознания личности; стимулирования поведения и

деятельности.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Время проведения: 45 минут

Место проведения: СК 7, чайная комната.

Форма проведения: классный час.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Распределение

времени:

Этап мероприятия

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

3 мин.

Вводная часть.

Актуализация

темы

мероприятия,

целеполагание.

Осмысление

значимости

темы,

высказывание

собственного

мнения по вопросу.

35 мин.

Основная часть.

Рассматриваемые

вопросы:

1.Беседа

«Какие

профессии

являются

мужскими»?

2. Выступление кадет с

докладами

о структуре

МЧС.

3. Дискуссия «Можно ли

профессию

спасателя

считать экстремальной?».

4.Выступление

кадет

с

докладом «Профессия –

военнослужащий».

5. Просмотр и обсуждение

видеоролика.

6.

Тест

«Стрессоустойчивость».

Сообщение и иллюстрация

кадетами

материала

о

«мужских

профессиях».

Знакомство с особенностью

военной профессии.

Организация

дискуссии.

Демонстрация видеоролика.

Осмысление

значимости темы.

Участие

в

дискуссии,

прослушивание

докладов,

обсуждение

услышанного.

Просмотр

и

обсуждение

видеоролика.

5 мин.

Заключительная часть

Подведение

итогов

мероприятия (рефлексия)

Заключительная беседа.

Участие в диалоге.

Учебно-материальное обеспечение: конспект внеклассного мероприятия,

презентация Power Point (Приложение 1), ручки, карандаши, схемы анализа

профессии на каждую группу (Приложение 2).

Вступительная часть:

Здравствуйте, товарищи кадеты! Я рада видеть вас на классном часе.

Пройдёт он сегодня в виде группового занятия, поэтому я попрошу вас всех

разделиться на 4 группы. Тема нашего группового занятия: «Мы выбираем,

нас выбирают» (Слайд 1, Приложение 1). Как вы думаете, о чём сегодня

пойдёт речь? (Ответы кадет).

Сегодня разговор вновь будет о профессиональном самоопределении,

процессе и результате самостоятельного и сознательного выбора профессии.

Посмотрите на экран (Слайд 2, Приложение 1). Каждой группе я предлагаю

подумать над изречениями и через минуту высказать своё мнение.

«Все работы хороши, выбирай на вкус». В.В. Маяковский

«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один

ветер не будет попутным». Сенека.

«Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось

работы». Томас Карлейль.

«Всяк кузнец своего счастья». Народная пословица.

(Кадеты в группе совещаются и через минуту проходит обсуждение данных

высказываний).

Основная часть:

В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25

миллионов человек меняют своё место работы, 12% из них возвращаются

обратно. Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путём проб и

ошибок?

А

может

надо

сознательно

готовить

себя

к

будущей

профессиональной

деятельности?

Как

найти

ту

единственную,

свою

профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание

позволило приносить пользу людям, обществу?

Жизнь человека – череда многочисленных выборов. Серьёзных, от

которых

зависит

будущее

(например,

выбор

спутника

жизни),

и

повседневных, бытовых (что приготовить на ужин – запеканку или пюре с

котлетами). Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным.

От него зависит успех в работе и карьерный рост.

Если выбор верный, то обучение профессии будет сплошным

удовольствием. Однако. Выбирая себе профессию, человек должен заранее

представлять себе её специфику и возможные трудности.

Выбор профессии, с одной стороны, - взгляд в будущее, а с другой

стороны – взгляд внутрь себя: готов ли я к достижению цели?

Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы,

влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным

российским психологом Е.В. Климовым. Мы с вами эти факторы тоже знаем

(Слайд 3, Приложение 1).

1.

Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен

и

многообразен.

Для

выбора

своей

профессии

необходимо

познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях, вас

интересующих, можно получить из художественной литературы, газет,

журналов, телепередач, кинофильмов, выставок, посещений различных

учебных заведений, предприятий, учреждений, встреч с различными

специалистами, с помощью сети Интернет.

2.

Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той

деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте

внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно

заниматься. Необходимо уяснить для себя: вы любите заниматься

только любимым делом или вам необходимо общение с людьми?

3.

Способности. Думаю, вы понимаете, что одного интереса к будущей

профессии

мало.

Необходимы

определённые

способности.

Способности – это такие свойства человека, которые являются

необходимым условием достижения успехов в той или иной области.

Для того, чтобы играть на скрипке, мало одной любви к музыке,

необходим ещё и абсолютный музыкальный слух и т.д.

4.

Уровень притязания и самооценка. Это важный внутренний регулятор

поведения человека, в том числе и в планировании карьеры. Например,

девочка хочет стать актрисой, как бабушка. Но она не любит читать

литературу и учить наизусть и т.д.

5.

Мнение родителей, семьи. Этот фактор тоже немаловажен. Обычно

близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Порой им

виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.

6.

Мнение друзей, одноклассников. Не стоит выбирать учебное заведение

по принципу: я хочу и далее учиться с другом. Прислушиваясь к

советам друзей или родителей, важно помнить, что выбор профессии –

это ваш и только ваш личный выбор.

7.

Мнение учителей и классного руководителя. При выборе профессии

старшекласснику полезно учесть мнение учителей о его возможностях.

Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они

наблюдают

за

вами

несколько

лет

и

хорошо

знают

ваши

индивидуальные способности. В школе работают психологи, они могут

с помощью тестов и заданий определить ваши способности и

склонности. Можно обратиться в центры профконсультаций, в центры

занятости.

8.

ЛПП – личный профессиональный план. Это то, чего старшеклассник

хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе

ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Надо

продумать и запасной план, если возникнут трудности (психического,

материального, физического плана). В целом выбор профессии

считается

оптимальным,

если

в

составлении

личного

профессионального плана учтены все перечисленные факторы, а сам

план включает как основной, так и запасные варианты.

Вспомните родительское собрание в 8 классе и классный час в 9 классе.

Посмотрите на слайд 4 (Приложение 1). Какая фигура должна получится в

идеале в этом круге?

К каким последствиям может привести неучёт тех или иных факторов?

(Ответы учащихся).

Что такое имидж? Поразмыслите над этим словом в течение 1 минуты.

Напишите на карточке свои ассоциации, связанные с этим словом. (Слайд

5, Приложение 1)

(Учащиеся обсуждают, существует ли имидж у людей той или иной

профессии, важно ли его иметь при устройстве на работу, соблюдать на

работе).

3. Игра «Угадай профессию»

Цель в жизни имеют все люди. Любая цель может быть достижима

только посредством труда. Перед каждым вырисовывается своя перспектива

в жизни. Иначе ничто не оправдает наше существование. Мы крепнем

духовно и физически по мере возвышения наших целей. И чем выше цель,

чем чище и бескорыстнее становится человек, тем лучше он трудится.

Предлагаю

игру

«Угадай

профессию»

(Слайд

6, Приложение

1, Приложение 2).

Очень часто мы представляем себе какую-либо профессию, но

конкретно рассказать об её особенностях не можем. Вот мы сейчас и узнаем

особенности некоторых профессий.

Каждая группа получает таблицу. Задание группам: изучить таблицу;

загадать профессию и закодировать её, т.е. проставить в каждой ячейке

последней колонки нужную цифру, которая подходит к вашей профессии; по

сигналу передать другой группе (по кругу). Группа, изучив, должна

отгадать, какая же профессия закодирована. В качестве примера даётся

профессия таксиста.

Учащиеся работают, звучит медленная музыка.

Теперь настало время узнать, какую профессию загадала каждая

группа.

Вы хорошо потрудились. А мы продолжаем разговор о труде.

4. Обсуждение.

Труд в удовольствие – коварный миф. Труд есть прежде всего работа.

Её суть раскрывается в таких понятиях, как трудно, трудный, трудности.

Подлинный, а не мнимый труд не может быть идентичен игре, забаве. Он

всегда требует больших затрат физической, нервной, интеллектуальной

энергии, требует преодоления самого себя. Он всегда связан с напряжением,

с усилием, с усталостью. И всё-таки здорово, когда сам процесс труда

захватывает, увлекает, становится радостным. И ещё лучше, если труд твой

увлекает тебя всю жизнь.

Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих

сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу.

Девочки

осваивали

исконно

женские

специальности:

выпечку

хлеба,

прядение, шитьё, вязание.

Сейчас каждый стоит у штурвала своей жизни. Некоторые не всегда

правильно выбирают верный путь и «садятся на мель».

Что же такое призвание, как вы считаете? (Слайд 7, Приложение 1).

- Это внутренний голос, который помогает тебе выбрать профессию.

- Это способности, к которым человек предрасположен.

- Это наивысшая степень взаимосоответствия конкретного человека

и его работы

Безусловно, у каждого человека есть природные задатки: врождённая

музыкальность, способности к техническому творчеству, к изобразительному

искусству, к шитью. Но все задатки надо развивать, надо много трудиться,

чтобы достичь желаемого уровня.

Существует большое количество вариантов классификаций видов

профессиональной деятельности, типов профессий. В нашей стране наиболее

распространённой является известная вам классификация академика Е.А.

Климова (Слайд 8, Приложение 1).

Вспомните, к какой сфере по результатам тестирования МОУ МУК

относитесь вы.

3. Заключительная частью Подведение итогов. Рефлексия.

Какие

же

ошибки

сопутствуют

выбору

профессии?

(Слайд

9, Приложение 1).

А на вопрос, как получить желаемую профессию вы можете уже

сказать сами. (Слайд 10).

Что необходимо учитывать при осознанном выборе профессии? (Слайд

11, Приложение 1).

Попрошу

вас

продолжить

незаконченные

предложения:

«Я

узнал,

что

моя

будущая

профессия…»

«

Я

думаю,

что

после

сегодняшнего

разговора…»

«Я надеюсь, что в будущем…» (Слайд 12, Приложение 1)

Предлагаю в группах обсудить, сформулировать и записать тему

следующего классного часа из цикла «Мир профессий» (Слайд

13, Приложение 1).

Предлагаю составить тезаурус по теме (Слайд 14, Приложение 1).

В заключении нашего разговора, мне хочется пожелать вам, чтобы

каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность

лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит

душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по-настоящему

счастливым.

Для вас ребята, время пришло! Бывают случаи, когда, закончив школу,

выпускник ещё не определился. Ничего страшного. Главное – относиться к

выбору профессии надо как к началу нового жизненного этапа. Всякий путь

начинается с первого шага. И именно его сделать сложнее всего. Однако это

необходимо потому что, как известно, «под лежачий камень вода не течёт».

Ещё Л.Н. Толстой говорил: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то

направление, в котором мы движемся».

Обращаю ваше внимание на роль выбора профессии в жизни человека.

Закончить наш с вами практикум по выбору профессии хочется словами К.Э.

Циолковского «Стремление к космическим путешествиям заложено во мне

известным фантазёром Жюлем Верном, он пробудил работу мозга в этом

направлении. Возникли желания, а за желаниями возникла деятельность

ума».

Литература:

1.

Ерёменко Н.И. Классные часы, 9 класс, Волгоград, «Учитель-АСТ» -

2005.

2.

Морозова Л.П. Классные часы, 10 класс, II полугодие, Волгоград,

«Учитель-АСТ» - 2005.

3.

Классному руководителю о классном часе (технология подготовки и

проведения личностно-ориентированного классного часа). Под ред.

Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Москва, Творческий Центр

«Сфера» - 2004.

4.

Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию», комплексная

программа

активного

профессионального

самоопределения

школьников. Москва, УЦ «Перспектива» - 2000.

5.

Голубева Я.В. Проблемные классные часы, 10-11 классы. Волгоград,

«Учитель» - 2006.



В раздел образования