Автор: Айтыкина Ляля Сабировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №38"Домовёнок"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Доклад
Тема: Родительское собрание
Раздел: дошкольное образование
Доклад на родительское собрание
"Возрастные особенности детей 3-4 года "
Айтыкина.Л.С.
На протяжении 4-го года жизни в развитии ребенка происходят
дальнейшие значительные изменения. Ребенок вырастает в среднем на 7—8
см, прибавка в весе составляет 2—2,5 кг. Дети активно овладевают
разнообразными
движениями.
Растущие
двигательные
возможности
позволяют детям более активно знакомиться с окружающим миром,
познавать свойства и качества предметов, осваивать новые способы
действий. Но при этом малыши еще не способны постоянно контролировать
свои движения. Поэтому воспитателю необходимо проявлять повышенное
внимание к действиям детей, оберегать их от неосторожных движений,
приучать к безопасному поведению в среде сверстников. Организм младших
дошкольников недостаточно окреп. Дети легко подвергаются инфекциям.
Особенно часто страдают их верхние дыхательные пути, так как объем
легких ребенка пока небольшой и малыш вынужден делать частые вдохи и
выдохи. Эти особенности детей воспитателю надо постоянно иметь в виду:
следить за чистотой воздуха в помещении, за правильным дыханием детей
(через нос, а не ртом) на прогулке, во время ходьбы и подвижных игр.
В младшем возрасте интенсивно развиваются структуры и функции
головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании
окружающего мира. Для детей этого возраста характерно наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление. Дети «мыслят руками»: не
столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более
разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем
полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем
отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.
На третьем году жизни заметно возрастает речевая активность детей,
они начинают проявлять живой интерес к слову. Это обнаруживается в
детских высказываниях и вопросах, а также в игре словами. Малыши
изменяют слова, придумывают новые, которых нет в речи взрослых; идет
быстрое освоение грамматических форм.
Под влиянием общения со взрослыми, речевых игр и упражнений к
трем
годам
ребенок
начинает
успешно
использовать
простые
и
распространенные предложения, воспроизводить небольшие стишки и
потешки, отвечать на вопросы. Своевременное развитие речи имеет огромное
значение для умственного и социального развития дошкольников.
Общение детей с воспитателем постоянно обогащается и развивается.
Это и эмоциональное общение (обмен положительными эмоциями), и
деловое, сопровождающее совместную деятельность взрослого и ребенка, а
кроме того, познавательное общение. Дети могут спокойно, не мешая друг
другу, играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, развивать
несложный игровой сюжет из нескольких взаимосвязанных по смыслу
эпизодов, выполнять вместе простые поручения.
«Социально-коммуникативное развитие»
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста,
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства.
Задачи:
1)усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
2)развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и
сверстниками;
3)становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
4)развитие социального и эмоционального интеллекта,
эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного
отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и
взрослых в Организации;
5)формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
6)формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Образовательная область «Речевое развитие»
Основная цель: формирование устной речи и навыков речевого
общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего
народа.
Задачи:
1.Воспитывать у детей интерес к общению со взрослыми и
сверстниками.
2.Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои
мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные
этикетные формулы общения.
3.Развивать желание детей активно включаться в речевое
взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную
речь с опорой и без опоры на наглядность.
4.Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий
предметов, объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко
выраженных частей, свойств предмета (цвет, форма, размер, характер
поверхности).
«Художественно - эстетическое развитие»
Основная цель: реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной.)
1.Вызвать интерес и воспитывать желание участвовать в
образовательных ситуациях и играх эстетической направленности,
рисовать, лепить совместно со взрослым и самостоятельно;
2.Развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические
свойства и качества предметов (в процессе рассматривания игрушек,
природных объектов, предметов быта, произведений искусства);
3.Формировать умения создавать (в совместной с педагогом
деятельности и самостоятельно) несложные изображения в
рисовании, лепке, аппликации, конструировании, ассоциировать
изображение с предметами окружающего мира, принимать замысел,
предложенный взрослым, создавать изображение по принятому
замыслу;
4.Активизировать освоение изобразительных материалов,
инструментов (их возможностей и правил использования),
поддерживать экспериментирование с ними, развивать технические
умения, зрительно-моторную координацию, моторные
характеристики и формообразующие умения;
5.Развивать умение вслушиваться в музыку, различать
контрастные особенности звучания; побуждать к подпеванию и
пению; развивать умение связывать движение с музыкой.
Образовательная область «Физическое развитие»
Основная цель: гармоничное физическое развитие и формирование
основ здорового образа жизни.
Задачи:
1.Обогащать детский двигательный опыт, способствовать
освоению основных движений, развитию интереса к
подвижным играм и согласованным двигательным
действиям.
2.Обеспечивать смену деятельности детей с учетом степени ее
эмоциональной насыщенности, особенностей двигательной и
интеллектуальной активности детей.
3.Создать все условия для успешной адаптации каждого ребенка к
условиям детского сада.
4.Укреплять здоровье детей, реализовывать систему закаливания.