Напоминание

Проектная деятельность в ДОУ


Автор: Никитина Жанна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: Тамбовская область; Никифоровский район, р/п Дмитриевка
Наименование материала: Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад

«Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом

развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения

является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно

ФГОС ДО — это становление коммуникативной деятельности ребенка.

Коммуникативные

навыки

и

умения

дошкольника

проявляются

в

возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов

деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.

Нам педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания,

задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все

чаще у детей наблюдается скудный словарный запас, пассивность, дети мало

говорят, рассуждают. В их речи практически отсутствуют элементы

описания, рассказа. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные

нормы.

Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще

ограничивается

кратковременным,

формальным

и

поверхностным

взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений

примитивно-бытовых тем. Не в каждой семье приветствуется коллективное

чтение книг с последующим обсуждением. Хотя доказано, что полноценное

речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном

общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и

чувствами.

В этой связи мы обратили

внимание на метод проектно-

исследовательской деятельности, который, являясь совместной формой

сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать

проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в

семье,

а

также

стать

эффективным

средством

речевого

развития

дошкольников.

Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не

только создает условия для поддержки и развития детских интересов и

способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его

самостоятельности, инициативности, поисковой активности, активизации его

речи.

Тема познавательно-исследовательского проекта «Зимующие птицы» в

нашей средней группе была выбрана мной, как воспитателем не случайно.

Проект – кратковременный; познавательно-речевой.

Актуальность его

состоит в том, что у детей наблюдается недостаточный уровень знаний о

явлениях природы, жизни, повадках и питании птиц в зимнее время. А ведь

именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.

В ходе реализации проекта одной из ключевых задач было развитие и

активизация речи детей, обогащение новыми фразами и понятиями.

Для этого были специально подобраны на изучаемую тему дидактические

игры и упражнения на формирование умений использовать в детской речи

обобщающих слов, определений. Такие игры как: «Назови одним словом»,

«Скажи по-другому», «Чей голос?», «На птичьем дворе». Как можно больше

старались вывести детей на беседу, обсуждение изучаемого материала,

составление самостоятельных рассказов с элементами описания, например,

«Опиши снегиря, синицу», «Назови отличительные признаки той или иной

птицы», применяя для этого наборы тематических карточек и картины из

серии «Птицы».

Я провела в ходе проекта с детьми много увлекательных и познавательных

занятий, ситуативных и тематических бесед, например, «Зачем нужно

подкармливать птиц зимой?», «Как живут наши пернатые друзья в зимний

период?», «Чем питаются птицы?», наблюдали с детьми за птицами на

прогулке, рассматривая их внешний вид, строение, повадки, сходства и

отличия. Знакомила с миром птиц через просмотр обучающих фильмов на

тему «Зимующие птицы нашего края», чтение художественной литературы -

это

рассказ М.Горького «Воробьишко», Т.Евдошенко «Берегите птиц».

Ю.Никонова

«Зимние

гости»,

отгадывали

загадки,

рассматривали

иллюстрации.

Приобщала

родителей

к

подбору

художественной

литературы (сказки,

рассказы,

стихи,

загадки) по

данной

тематике

в

книжный уголок нашей группы. С большим удовольствием и радостью дети

также рисовали и лепили птиц, выполняли различные аппликации.

Итоговым мероприятием стала познавательная викторина «Что я знаю

о зимующих птицах». В ходе викторины дети закрепили знания об

отличительных

особенностях

птиц,

активно

делились

имеющимися

знаниями. Старались анализировать, сравнивать, обобщать; узнали много

новых интересных фактов о жизни зимующих птиц нашего края.

Кроме этого, воспитанники нашей группы в рамках данного проекта

участвовали в экологической акции «Покормите птиц зимой» и совместно с

родителями изготовили кормушки из бросового материала. Каждый ребенок

постарался

представить свою работу, как мини-проект: рассказать об

оригинальности своей кормушки, из каких материалов она сделана, для чего,

и

кто больше всех

помогал в ее изготовлении. Рассказы детей были

интересными, содержательными и эмоциональными. Мы организовали

выставку этих кормушек, а затем развесили их на территории детского сада.

В результате всей проведенной работы по реализации данного проекта

обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой,

грамматически

правильной,

выразительной.

Дети

стали

проявлять

инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками.

У ребят сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим

с другими людьми, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился

уровень самостоятельности.

Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектно-

исследовательская деятельность

является эффективным средством в

развитии

речевой

активности

и

творческих

способностей

у

детей

дошкольного возраста.

Подготовила Воспитатель Никитина Ж.Н.



В раздел образования