Автор: Никитина Жанна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Березка"
Населённый пункт: Тамбовская область; Никифоровский район, р/п Дмитриевка
Наименование материала: Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом развитии дошкольников (из опыта работы)
Тема: Проектная деятельность в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Доклад
«Использование проектно-исследовательской деятельности в речевом
развитии дошкольников»
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения
является формирование у детей правильной речи. Речевое развитие согласно
ФГОС ДО — это становление коммуникативной деятельности ребенка.
Коммуникативные
навыки
и
умения
дошкольника
проявляются
в
возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов
деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т. д.
Нам педагогам все чаще приходится сталкиваться с фактами отставания,
задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных нормативов. Все
чаще у детей наблюдается скудный словарный запас, пассивность, дети мало
говорят, рассуждают. В их речи практически отсутствуют элементы
описания, рассказа. Дети с трудом усваивают те или иные нравственные
нормы.
Вызывает тревогу и тот факт, что общение взрослого с ребенком, все чаще
ограничивается
кратковременным,
формальным
и
поверхностным
взаимодействием, в виде замечаний, указаний, инструкций, обсуждений
примитивно-бытовых тем. Не в каждой семье приветствуется коллективное
чтение книг с последующим обсуждением. Хотя доказано, что полноценное
речевое развитие ребенка осуществляется только в живом, непосредственном
общении со взрослым, в которое он включен всеми своими мыслями и
чувствами.
В этой связи мы обратили
внимание на метод проектно-
исследовательской деятельности, который, являясь совместной формой
сотрудничества ребенка и взрослого, т.е. родителей, может компенсировать
проблему дефицита общения, совместной деятельности родителей и детей в
семье,
а
также
стать
эффективным
средством
речевого
развития
дошкольников.
Проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не
только создает условия для поддержки и развития детских интересов и
способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его
самостоятельности, инициативности, поисковой активности, активизации его
речи.
Тема познавательно-исследовательского проекта «Зимующие птицы» в
нашей средней группе была выбрана мной, как воспитателем не случайно.
Проект – кратковременный; познавательно-речевой.
Актуальность его
состоит в том, что у детей наблюдается недостаточный уровень знаний о
явлениях природы, жизни, повадках и питании птиц в зимнее время. А ведь
именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость.
В ходе реализации проекта одной из ключевых задач было развитие и
активизация речи детей, обогащение новыми фразами и понятиями.
Для этого были специально подобраны на изучаемую тему дидактические
игры и упражнения на формирование умений использовать в детской речи
обобщающих слов, определений. Такие игры как: «Назови одним словом»,
«Скажи по-другому», «Чей голос?», «На птичьем дворе». Как можно больше
старались вывести детей на беседу, обсуждение изучаемого материала,
составление самостоятельных рассказов с элементами описания, например,
«Опиши снегиря, синицу», «Назови отличительные признаки той или иной
птицы», применяя для этого наборы тематических карточек и картины из
серии «Птицы».
Я провела в ходе проекта с детьми много увлекательных и познавательных
занятий, ситуативных и тематических бесед, например, «Зачем нужно
подкармливать птиц зимой?», «Как живут наши пернатые друзья в зимний
период?», «Чем питаются птицы?», наблюдали с детьми за птицами на
прогулке, рассматривая их внешний вид, строение, повадки, сходства и
отличия. Знакомила с миром птиц через просмотр обучающих фильмов на
тему «Зимующие птицы нашего края», чтение художественной литературы -
это
рассказ М.Горького «Воробьишко», Т.Евдошенко «Берегите птиц».
Ю.Никонова
«Зимние
гости»,
отгадывали
загадки,
рассматривали
иллюстрации.
Приобщала
родителей
к
подбору
художественной
литературы (сказки,
рассказы,
стихи,
загадки) по
данной
тематике
в
книжный уголок нашей группы. С большим удовольствием и радостью дети
также рисовали и лепили птиц, выполняли различные аппликации.
Итоговым мероприятием стала познавательная викторина «Что я знаю
о зимующих птицах». В ходе викторины дети закрепили знания об
отличительных
особенностях
птиц,
активно
делились
имеющимися
знаниями. Старались анализировать, сравнивать, обобщать; узнали много
новых интересных фактов о жизни зимующих птиц нашего края.
Кроме этого, воспитанники нашей группы в рамках данного проекта
участвовали в экологической акции «Покормите птиц зимой» и совместно с
родителями изготовили кормушки из бросового материала. Каждый ребенок
постарался
представить свою работу, как мини-проект: рассказать об
оригинальности своей кормушки, из каких материалов она сделана, для чего,
и
кто больше всех
помогал в ее изготовлении. Рассказы детей были
интересными, содержательными и эмоциональными. Мы организовали
выставку этих кормушек, а затем развесили их на территории детского сада.
В результате всей проведенной работы по реализации данного проекта
обогатился и пополнился словарный запас детей, речь стала более чистой,
грамматически
правильной,
выразительной.
Дети
стали
проявлять
инициативу в общении, делиться впечатлениями со сверстниками.
У ребят сформировалась потребность узнать что-то новое и поделиться этим
с другими людьми, обогатился и расширился личный опыт детей, повысился
уровень самостоятельности.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что проектно-
исследовательская деятельность
является эффективным средством в
развитии
речевой
активности
и
творческих
способностей
у
детей
дошкольного возраста.
Подготовила Воспитатель Никитина Ж.Н.