Автор: Терещенкова Светлана Геннадиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ - детский сад №48 "Ласточка"
Населённый пункт: город Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Дидактические игры по развитию речи"
Раздел: дошкольное образование
«ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ»
Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление:
она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения,
и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности
ребенка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры –
занятия и дидактические или автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль
принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует
разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования
и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с
вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует
представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные
представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с
предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и
представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей
содержит два начала: учебное
(познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и
учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях
расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх –
занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок,
предложений, вопросов.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознании
этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,
если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если ее правила ими усвоены.
Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание хорошо ему
известны? Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.
Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны:
"Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем", "Наоборот" и др. В каждой
такой игре заложен интерес к игровым действиям. Например, в игре "Краски" нужно выбрать
какой-либо цвет. Дети обычно выбирают сказочные и любимые цвета: золотой, серебряный.
Выбрав цвет, ребенок подходит к водящему и на ухо шепчет ему название краски. "Скачи по
дорожке на одной ножке" - говорит водящий тому, кто назвал краску, которой нет среди
играющих. Сколько здесь интересных для детей игровых действий! Поэтому дети всегда
играют в такие игры.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у
ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к настольно- печатным играм),
необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны
взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, воспитатель, как и все
участники игры "лото", получает карточку и старается выполнить задание в срок, радуется,
если выиграет, т. е. является равноправным участником игры. Самостоятельно дети могут
играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их.
Основные виды дидактических игр:
- игры с предметами (игрушки, природный материал и т.д.);
- настольно-печатные игры;
- словесные игры.
В подготовку к проведению дидактической игры входит:
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение
знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память,
внимание, мышление, речь и др.);
- установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и
обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе
организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных
процессов время);
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
- определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки,
разные предметы, картинки…);
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое
место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и
явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет
использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются
знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение
детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
-
показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно
выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному
результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или
арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей,
уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в
игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по
результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том,
будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через
преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Рекомендации по планированию дидактических игр.
Планирование
дидактических
игр
должно
занимать
значительное
место
в
планировании всей воспитательно-образовательной работы с детьми. Являясь эффективным
средством обучения, они могут быть составной частью занятия, Кроме того, в часы,
отведённые для игр, д/игры планируются и организуются как в совместной, так и в
самостоятельной деятельности детей, где они могут играть по своему желанию как всем
коллективом,
небольшими
группами
или
же
индивидуально.
В
плане
должен
предусматриваться подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом
педагогической работы.
Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их
знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это может подсказать
педагогу, какие игры полезны для детей, в чём они сильны, в чём отстают.
Дидактические игры кратковременны (10-20мин);
Очень важно во всё время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой
задачей, стараться чтобы в это время не снижалась умственная активность играющих,
не падал интерес к поставленной задаче.
Необходимо предоставлять детям возможность играть в разное время дня: утром до
завтрака, между завтраком и занятием, в перерывах между занятиями, на прогулке, во второй
половине дня. Игры в утренние часы способствуют созданию у детей бодрого, радостного
настроения на весь день. Каждый может заняться любимыми играми, по желанию
объединиться с друзьями. Не редко дети приходят в детский сад с определенными игровыми
намерениями, продолжают начатую накануне игру. Если завтрак прервал игру, необходимо
предоставить детям возможность снова возвратиться к ней после завтрака, в перерыве между
занятиями.
При
этом
следует
учитывать
характер
предстоящего
занятия.
Перед
физкультурным занятием предпочтительны спокойные игры, а если занятие требует
однообразного положения, желательны более активные подвижные игры или словесные с
двигательным компонентом. Необходимо чтобы время, отведенное для игр, было полностью
отдано игре. Иногда из-за чрезмерной загруженности детей организованной учебной
деятельностью или из-за нерационального использования времени- время игры сокращается.
Этого нельзя допускать!
Планируя дидактические игры, педагогам необходимо заботиться об усложнения игр,
расширения их вариативности (возможно придумывание более сложных правил).
На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить
фронтально, со всеми детьми. Они используются в качестве метода закрепления,
систематизации знаний детей.
При планировании дидактических игр в воспитательно - образовательном процессе
необходимо, чтобы новые игры, взятые на занятии, затем проходили в блоке совместной
деятельности с детьми и использовались детьми в их самостоятельной деятельности, являясь
при этом высшим показателем способности занять себя деятельностью, требующей
приложения умственных усилий.
Дидактические игры в большинстве случаев проводятся тогда, когда дети уже
получили на занятиях определенные знания и навыки, иначе будет достаточно трудно
осуществить игру.
Например, ребенок только на основе знаний может на ощупь определить предмет в
"волшебном мешочке" и назвать его или найти сходные или различные качества
изображаемых на картинках предметов. Эти игры опираются на способность детей
сознательно запоминать и воспроизводить то, что они воспринимали. Необходимо, чтобы в
дидактических играх определенных результатов достигали все дети, а не только те, которые
проявляют себя наиболее активно.
Дидактические игры можно использовать и для проверки знаний и умений детей.
Важным показателем результатов обучения является усвоением пройденного на занятиях
всеми детьми.
Чаще всего это проверяется дидактической игрой, в процессе которой, педагог
устанавливает, насколько правильно поняли и усвоили содержание занятия не только
способные, но средние и слабые дети. Выявив уровень знаний и умений детей, необходимо
наметить дальнейшую работу по устранению недостатков.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они
закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении
связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры
помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых
значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать
приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и
действиях
играющих.
Дидактические
игры
–
эффективное
средство
закрепления
грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и
заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении
нужных словоформ.
При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса можно
добиться удивительных результатов. Занимательные игры со словом побуждают детей
думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной
деятельности.
А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал, что воспитатель — это организатор жизни
детей. Анализируя опыт воспитания детей, он писал: «И я, как педагог, должен с ними
немножко играть. Если я буду только поучать, настаивать, я буду посторонней силой, может
быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немножко играть, и всегда это требовал
от своих коллег».
Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок.
Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме.
Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении.
Мы хотим предложить вам ряд игр, которые можно использовать в различных
режимных моментах в течение дня.
Итак, утро. В группе несколько ребят, которые всегда приходят раньше других.
Игра «Путешествия по комнате (группе)»
Цель: Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход:
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в
названии которых есть звук С (или любой другой звук). Чтобы запомнить, кто какие
предметы нашел, вы кладите фишку (у каждого ребенка несколько фишек одного цвета) на
найденный вами предмет. Пошли.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Учить ребенка выделять последний звук в слове и подбирать слова с этим звуком.
Учить запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход:
1-ый вариант. На подносе лежат картинки. Взрослый берет картинку, кладет на стол,
называет ее, выделяя голосом последний звук: ЛУК. Ребенок находит картинку, название
которой начинается со звука К, и кладет рядом с первой картинкой, называя ее: КОТ,
выделяя голосом последний звук. Игра заканчивается, когда все картинки будут разобраны
игроками.
2-ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое
будет начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус - самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание которых расходится с произнесением, в таких
играх лучше не использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется
звонкая парная буква: зуб, мороз и т
Игра «Хорошо — плохо»
Мир не плох и не хорош —
Объясню, и ты поймешь.
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи,
воображения ловкости.
Ход игры. Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по
кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен
для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Воспитатель:
Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много
хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года). Воспитатель: Зима. Дети: Мне нравится
зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне
не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Так же интересны будут для детей игры «Назовите только веселые (мокрые, холодные)
слова», «Угадай предмет по названию частей», «Да-нетка».
Только весёлые слова
Цель: расширение словарного запаса , ознакомление с окружающим миром, развитие
наблюдательности и сосредоточенности
Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно назвать по очереди, допустим,
только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий:
«Воздушный
шарик»
и
т.д.,
пока
слова
не
иссякнут.
Можно сменить тему и назвать только зелёные слова, только круглые слова, колючие и т.д.
После ужина, в вечерние часы, детям можно предложить различные дидактические
настольные игры.