Автор: Мезенцева Ольга Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 7"
Населённый пункт: Талинка, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра АО, Октябрьский район
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Ориентирование на местности"
Раздел: среднее образование
Урок географии, 5 класс
Предмет
География
Класс
5
Тема урока
Ориентирование на местности
Цель урока
Сформировать представление о способах ориентирования на местности;
показать значение умения ориентироваться на местности; раскрыть
роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего
ориентироваться в пространстве
УУД
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и
интереса к изучаемой теме, формирование способности к
самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения
к иному мнению.
Регулятивные: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать
работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной
задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать
познавательную цель урока, давать определение понятиям;
структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор
информации, перерабатывать информацию для получения
необходимого результата.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в
поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые
результаты
Предметные: формирование умений определять направления по
компасу, солнцу, звездам, Луне, по «живым ориентирам»
Метапредметные: формирование умений анализировать схемы и
рисунки для получения информации и решения учебных задач
Личностные: понимать значение умения ориентироваться в
пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве -
необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и
сохранение его жизни и здоровья
Основное содержание
Ориентирование, стороны горизонта, компас
Тип урока
Изучение нового материала
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
момент
Приветствие учащихся, проверка
готовности учеников к уроку.
Подготовка к уроку,
приветствие учителя
Мотивация
учебной
Создание 1 проблемной ситуации : (пришло
видео от 2х учеников школы - они
деятельности
заблудились в лесу и просят помощи),
демонстрация видео на экране.
-Ребята, вы готовы помочь ученикам
школы?
- Что с ними случилось?
Просмотр видеофрагмента
ответы
Актуализация
знаний
-Давайте проверим вашу подготовку к
оказанию помощи
Предлагает 1 задание: см лист № 1
приложения
Предлагает 2 задание: см лист № 2
приложения (правила работы с компасом)
Создание 2 проблемной ситуации:
- Ребята, заблудившиеся ученики не умеют
пользоваться компасом, значит нужно найти
другие способы ориентирования и
попытаться им помочь. Так попробуйте
теперь назвать тему нашего урока.
-А цель сегодняшнего урока, думаю у нас
одна - изучить новый материал и помочь
ученикам, попавшим в беду, ведь умение
ориентироваться в пространстве- одно из
самых важных умений человека, оно
обеспечивает безопасность и сохранение
жизни и здоровья
Предлагаю, для более оперативной работы,
разделиться на 3 группы.
Выполнение задания № 1
(самопроверка)
Выполнение задания № 2
(взаимопроверка)
Формулируют тему и цели
урока
3 группы, выбор капитана
Изучение нового
материала
Предлагает учащимся самостоятельный
поиск способов ориентирования в тексте
учебника, по рисункам, фотоиллюстрациям,
видеоматериалам. Побуждает учащихся к
теоретическому объяснению, стимулирует
участие всех детей в поисковой
деятельности
1 группа - способы ориентирования по
Солнцу, по Солнцу и часам
2 группа - способы ориентирования по
звездам, по Луне
3 группа – ориентирование по местным
признакам.
- О способах ориентирования по солнцу нам
расскажет 1 группа
( демонстрация слайдов)
Демонстрация видео- «Ориентирование по
часам и солнцу»
Дополняет ответы учащихся, акцентирует
внимание на видеофрагмент.
-(Уточнение!) Восход солнца точно на
востоке и закат солнца на западе только в
дни равноденствий!
Работают с текстом учебника,
анализируют дополнительную
информацию, изучают
различные способы
ориентирования, предлагают
свои варианты
Работа в группах
2 и 3 группа внимательно
слушают и делают записи в
тетради
-Солнце - дневная путеводная звезда!
Физминутка (см приложение)
-О способах ориентирования по звездам нам
расскажет 2 группа
Раздать всем детям стихотворение про
Полярную звезду
Дополняет ответы учащихся
Рассказ об ориентировании по Луне
- Луна - ночная путеводная звезда!
( демонстрация слайдов)
-3 группа нам готова рассказать про
ориентирование по местным признакам
(демонстрация слайдов)
Проверка умения находить ориентиры в
нашем поселке
выполняют упражнения
1 и 3 группа слушают
объяснение и делают записи и
рис в тетрадь
Называют ориентиры ( кедр
возле школы, церковь и др)
Закрепление
новых знаний
-Все ли способы ориентирования мы можем
предложить ученикам, попавшим в беду?
- Пока я отправляю ребятам смс с
правильными ответами, вам необходимо
пройти блиц-опрос, ответив на 6 вопросов
( см приложение)
Выбирают подходящие
способы
Выполняют работу на
карточках
Итог урока
Рефлексия
Подводит итог урока
-Продолжите фразу на листочке:
1.На уроке я работал
активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я
доволен / не доволен
3.Урок для меня показался
коротким / длинным
4.За урок я
не устал / устал
5.Мое настроение
стало лучше / стало хуже
6.Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7.Какую оценку я ставлю себе за работу на
уроке 2 3 4 5
Комментирует и выставляет оценки за урок
Дают оценку своей
деятельности на уроке и
достигнутых результатов
обучения.
Домашнее
задание
Комментирует домашнее задание
-Параграф 17 пункт 2-4 с 81-82, вопросы
после параграфа; раздел « Подумайте»;
-Полярная звезда - стихотворения, рисунок,
нахождение;
-Созвездие Кассиопеи ( определение
Полярной звезды)
-Растения- компасы (презентация)
Записывают домашнее
задание в дневник или в
рабочую тетрадь, проверяют
друг у друга запись в
дневнике, тетради
ПРИЛОЖЕНИЯ
Лист № 1
10 см на В
8 см на Ю
10 см на З
8 см на С
7 см на СВ
7 см на ЮВ
Лист № 2
1)
Продолжи предложение:
Компас – это ___________________________________________________________
____________________________________________________________
2)
Расставьте в правильной последовательности правила работы с компасом:
А) Поворачивая компас, совместите синий конец стрелки с буквой «С»;
Б) Установите компас на ровной, горизонтальной поверхности;
В) По шкале определите нужное направление;
Г) Освободите рычаг (зажим) и дайте стрелке успокоиться;
Ответ:
СТИХОТВОРЕНИЯ ПРО ПОЛЯРНУЮ ЗВЕЗДУ
На небе ковшик золотой
Зовут Медведицей Большой.
Секрет - найти, где север, - прост:
По направленью крайних звёзд
Прямую линию веди,
Пять расстояний отложи,
Звезду Полярную найди,
Стань прямо, на неё гляди –
И север будет впереди…
Вот ручки край, где ковшик наш звездой
отмечен Бенетнаш.
Ты по соседству бросишь взор -
Мицар увидишь и Алькор.
А вот у ручки поворот, к звезде выводит
Алиот.
Ну, а затем мы, наконец, увидим чаши край -
Мегрец.
И дно пройдём мы точно так, увидев Фекду
и Мерак.
А выше светит как всегда, нам Дубхе - яркая
звезда…
ФИЗМИНУТКА
Тихо встаньте. Подравняйтесь.
Влево, вправо наклоняйтесь.
Север, запад, восток, юг
- Выпрямляйся, милый друг.
А теперь рывки руками:
Раз, два, три, четыре,
Открывайте руки шире.
Повороты начинайте.
Ориентир не забывайте!
Два на запад – на восток.
Можем сделать раз по сто!
Не ленитесь, повторяйте,
Время даром не теряйте!