Напоминание

Малые формы двигательной активности как условие эффективности учебной деятельности.


Авторы: Артамонова Нина Харисовна, Исакова Светлана Борисовна
Должность: учитель физической культуры, учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Малые формы двигательной активности как условие эффективности учебной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Артамонова Нина Харисовна

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 72 с углубленным

изучением английского языка»

г. Новокузнецк

Соавтор: Исакова Светлана Борисовна

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 72 с углубленным

изучением английского языка»

г. Новокузнецк

Малые формы двигательной активности как условие эффективности учебной

деятельности.

Здоровье

подрастающего

поколения

предмет

пристального

внимания

государства, общества, системы образования. Постоянное усложнение образовательного

процесса приводит к тому, что более 70% обучающихся образовательных учреждений

ведут малоподвижный образ жизни, проводят большую часть времени за уроками и

компьютером.

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма,

играющая важную роль в его жизнедеятельности и формирования человека. Развитие

происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельности. Последние годы в

силу высокой учебной нагрузки в школе и дома у большинства школьников отмечается

недостаточная двигательная активность. Малоподвижное положение за партой или

рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма ученика,

особенно сердечнососудистой и дыхательной систем организма. При длительном сидении

дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой в

крови в нижних конечностях, что ведет к снижению работоспособности всего организма и

особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация

движений, увеличивается время мыслительных операций. У малоподвижных детей очень

слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них

развивается

плохая

осанка,

образуется

сутулость.

Единственная

возможность

нейтрализовать отрицательное влияние, - это правильно организованная и проводимая в

системе физическая деятельность.

Здоровье появляется не тогда, когда лечится болезнь, а когда его творит сам

человек. В школе как раз и должна сложится система формирования культуры здорового

образа жизни. Цель физической культуры – здоровье ребенка: в здоровом теле – здоровый

дух.

Двигательная активность – необходимое условие нормальной жизнедеятельности.

Она оптимизирует обменные процессы, способствует переключению функциональных

систем и быстрому восстановлению после умственной нагрузки. Занятия физической

культурой не только укрепляют мышцы, но и нервы, повышают скорость ответной

реакции организма. Обеспечивает более надежную работу мозга.

В ряде факторов сохранения и укрепления здоровья ведущая роль принадлежит

именно

физической

культуре

и

самым

разнообразным

средствам

повышения

двигательной

активности.

Особое

внимание

мы

хотим

уделить

малым

формам

двигательной активности. В течении дня у ребенка обязательно должны присутствовать

такие формы активности как – утренняя зарядка, физминутки на уроках, подвижные игры

на переменах и урок физической культуры или тренировка. Логика такова что в утренние

часы ребенок активизирует собственные физические ресурсы, выполнив зарядку.

Физические паузы на уроках способствуют предотвращению нарастания напряжения и

активизации умственной деятельности. Подвижные игры на переменах могут стать

прекрасной

возможностью

снять

негатив

и

переключится

на

отдых

мозговой

деятельности. А урок или тренировка поможет снять напряжение и укрепить мышцы

всего организма.

Рассмотрим более подробно малые формы двигательной активности обучающихся.

Зарядка

– комплекс простых физических упражнений, выполняемых после сна и

направленный на введение человека в состояние бодрствования. Она поднимает

настроение, так как помогает восстановить естественный гормональный уровень.

Утренние физические упражнения ускоряют кровоток, позволяя мышцам и сухожилиям

получить максимум питательных веществ.!!!!!!!

Таким образом, зарядка выступает важнейшим звеном, подготавливающим к началу

учебного дня.

Физминутки (физпаузы) проводятся во время занятий в течении 2- 5 минут. Её значение

связано

с

переключением

внимания,

расслабления

и

мобилизации

умственной

деятельности. Как показывает практика несмотря на непродолжительность по времени

они дают устойчивый положительный эффект, распространяющийся на качество учебной

деятельности.

Подвижные

игры

на

переменах

занимают

особое

место

в

физкультурно-

оздоровительной работе в школе. Игры способствуют развитию внимания, настойчивости,

меткости,

глазомера,

ориентировки

в

пространстве,

дружбе,

взаимовыручке

так

необходимой в жизни и трудовой деятельности. Игры на переменах не требуют

специальной подготовки учеников и могут применяться во внеклассной и во внешкольной

работе - на праздниках, в детских лагерях отдыха, на дворовых площадках, во время

прогулок и т.д., особенно игры пользуются большой популярностью среди обучающихся

младшего школьного звена. Игры могут в зависимости от возраста делится на: подвижные

игры, на игры эстафеты, на игры аттракционы, на спортивные игры.

Более длительную физическую активность дети проявляют на уроке физической культуры

или на тренировках. Урок физической культуры предусматривает занятия активным

спортом не меньше 3 раз в неделю по 45 минут. А вот тренировки самостоятельные могут

проводится по 30 минут и требуют значительной погруженности и смысловой

отнесенности

сознания

ребенка.

Тренировка

дело

добровольное

и

данный

вид

определяется спортивной ориентацией ребенка. Наиболее эффективны «круговые

тренировки». При этом комплексы упражнений составляются так, чтобы нагружать

попеременно все группы мышц. Некоторые упражнения могут носить характер общего

воздействия, другие направлены на развитие определенной группы мышц.

Последовательная реализация в течении дня всех видов малой двигательной активности

благотворно скажется на самочувствии, развитии, эффективности учебной деятельности.

Физическая активность, с одной стороны способствует быстрому восстановлению

психической деятельности, с другой стороны – развивает эмоционально-волевые качества

обучающегося.

Список литературы:

Лях В. Комплексна программа физического воспитания.Программа для учащихся 1-11

классов\В. Лях, А. Зданевич.- Москва. Просвещение 2006г.

Конькова Н. Физминутка на каждом уроке. Волглград 2009г



В раздел образования