Напоминание

"Выразительные средства языка. Мастерство А.П.Чехова-рассказчика"


Автор: Сафонова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ КОСОШ
Населённый пункт: город Кола Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Выразительные средства языка. Мастерство А.П.Чехова-рассказчика"
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа.

Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Выразительные

средства языка. Мастерство А.П.Чехова-рассказчика»

Учитель Сафонова Л.П.

Цель. Дать представление о мастерстве Чехова-рассказчика в коротком

рассказе средствами выразительности выразить идею произведения ..

.

Планируемые результаты.

Предметные- осознание значимости изучаемого материала для подготовки к

итоговой аттестации.(вопрос 8 теста)

Метапредметные:

- регулятивные – умение удерживать внимание при восприятии информации ;

- познавательные – умение осмыслить новый материал, установить связь

между текстом и средствами выразительности в нём.

-коммуникативные- умение слушать учителя и участвовать в коллективном

обсуждении средств выразительности в тексте рассказа «Толстый и тонкий»;

Личностные- осознание собственного объёма знаний, умения выразительно

читать текст, формирование навыков сотрудничества с учителем и

одноклассниками..

Словарь: рассказ, сюжет, подтекст.

Ход урока.

Эпиграф. «Краткость- сестра таланта»

«Искусство писать- это искусство сокращать»

_(из писем А.П.Чехова)

1.

Проверка д/з.( А-биографич. сведения о Чехове,Б-правильно прочитать

термины ,определить их значение)

2.

Работа на уроке

3.

Слово учителя. Жанр рассказа А,П,Чехов довёл до

совершенства.Запишем определение в тетрадь

Рассказ- это художественное произведение малой эпической формы.

Признаки рассказа: небольшой объём, малое количество героев и

событий.

Обратите внимание па эпиграф. Один из таких рассказов мы сегодня с

вами прочитаем и и проанализируем средства выразительности языка

4.

Погружение в текст (чтение вслух рассказа «Толстый и тонкий»

5.

Беседа с учителем.

Что можно сказать о названии? (точное идейной звучание)

На чём строится сюжет? (острое необычное или неожиданное

положение)

Что можно сказать о художественной детали, например, «коробки

съёжились»?((заменяет многоречивые описания).

Вспомните ,в каком произведении мы уже встречались с описанием

толстых и тонких?. (Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы

Н.В.Гоголя «Мёртвые души») Гоголь подробно описывает героев,

даёт мельчайшие подробности. Вернёмся к рассказу А.П.Чехова

«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»

Приготовьте карточку с домашним заданием по средствам

выразительности, с которой мы работали в начале урока.Перед вами

предложения из текста рассказа. Какие же тропы и фигуры речи

использованы писателем для передачи идеи в такой краткой форме?

*Встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.

* Губы лоснились, как спелые вишни

.

* Сам он съёжился, сгорбился, сузился. Тонкий вдруг

побледнел, окаменел.

* Его коробки съёжились, поморщились.

* Вот не ожидал! Вот сюрприз!

* Лицо его искривилось широчайшею улыбкою.

* Ну что же ты? Богат? Женат?

* Из-за его спины выглядывала худенькая женщина.

* Пахло от него хересом и флердоранжем. Вот не ожидал. Вот

сюрприз. Да погляди же на меня хорошенько. Такой же

красавец. Такой же щёголь.

*Такой же красавец. Такой же щёголь

.

Выразительные средства языка.

.Тропы

Фигуры речи

1

АнАфора

9

Инверсия

2

.Градация

1

0

Риторический вопрос

3

ЛитОта

1

1

Риторическое

восклицание

4

Эпитет

1

2

Односоставные

предложения

5

Сравнение

1

3

Антитеза

6

Метафора.

7

Гипербола

8

Олицетворение

6.Работа с тетрадью.

Мы вместе справились с заданием. Почти в каждом рассказе Чехова

присутствует подтекст. Запишем в тетрадь.

Подтекст- способ построения текста, основанный на несовпадении

внешнего прямого смысла и его внутреннего значения.

Какой подтекст в данном рассказе?

Таким образом, мы отметили некоторые особенности рассказа,которые

присущи всем рассказам Чехова, в чём вы убедитесь, читая дома

рассказ «Человек в футляре» ( «Ионыч»)

Особенности рассказов А.П.Чехова.(Запись в тетрадь под диктовку или

с презентации)

1.

Заглавие имеет точное идейное звучание.

2.

Сюжет строится на остром, необычном, неожиданном положении.

3.

Композиция. Экспозиция- очень кратко, действие динамично,

неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4.

Художественная деталь заменяет многоречивые описания.

5.

Авторская речь – это простые синтаксические конструкции, речь

героев- в соответствии с характером.

6.

Разнообразны средства выразительности, наличие подтекста.

7.

Речь как положительных, так и отрицательных героев афористична.

7.Домашнее задание: прочитать рассказ, найти особенности.

8.Итог урока



В раздел образования