Автор: Сафонова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ КОСОШ
Населённый пункт: город Кола Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Выразительные средства языка. Мастерство А.П.Чехова-рассказчика"
Раздел: среднее образование
МОУ Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Выразительные
средства языка. Мастерство А.П.Чехова-рассказчика»
Учитель Сафонова Л.П.
Цель. Дать представление о мастерстве Чехова-рассказчика в коротком
рассказе средствами выразительности выразить идею произведения ..
.
Планируемые результаты.
Предметные- осознание значимости изучаемого материала для подготовки к
итоговой аттестации.(вопрос 8 теста)
Метапредметные:
- регулятивные – умение удерживать внимание при восприятии информации ;
- познавательные – умение осмыслить новый материал, установить связь
между текстом и средствами выразительности в нём.
-коммуникативные- умение слушать учителя и участвовать в коллективном
обсуждении средств выразительности в тексте рассказа «Толстый и тонкий»;
Личностные- осознание собственного объёма знаний, умения выразительно
читать текст, формирование навыков сотрудничества с учителем и
одноклассниками..
Словарь: рассказ, сюжет, подтекст.
Ход урока.
Эпиграф. «Краткость- сестра таланта»
«Искусство писать- это искусство сокращать»
_(из писем А.П.Чехова)
1.
Проверка д/з.( А-биографич. сведения о Чехове,Б-правильно прочитать
термины ,определить их значение)
2.
Работа на уроке
3.
Слово учителя. Жанр рассказа А,П,Чехов довёл до
совершенства.Запишем определение в тетрадь
Рассказ- это художественное произведение малой эпической формы.
Признаки рассказа: небольшой объём, малое количество героев и
событий.
Обратите внимание па эпиграф. Один из таких рассказов мы сегодня с
вами прочитаем и и проанализируем средства выразительности языка
4.
Погружение в текст (чтение вслух рассказа «Толстый и тонкий»
5.
Беседа с учителем.
Что можно сказать о названии? (точное идейной звучание)
На чём строится сюжет? (острое необычное или неожиданное
положение)
Что можно сказать о художественной детали, например, «коробки
съёжились»?((заменяет многоречивые описания).
Вспомните ,в каком произведении мы уже встречались с описанием
толстых и тонких?. (Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы
Н.В.Гоголя «Мёртвые души») Гоголь подробно описывает героев,
даёт мельчайшие подробности. Вернёмся к рассказу А.П.Чехова
«ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»
Приготовьте карточку с домашним заданием по средствам
выразительности, с которой мы работали в начале урока.Перед вами
предложения из текста рассказа. Какие же тропы и фигуры речи
использованы писателем для передачи идеи в такой краткой форме?
*Встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий.
* Губы лоснились, как спелые вишни
.
* Сам он съёжился, сгорбился, сузился. Тонкий вдруг
побледнел, окаменел.
* Его коробки съёжились, поморщились.
* Вот не ожидал! Вот сюрприз!
* Лицо его искривилось широчайшею улыбкою.
* Ну что же ты? Богат? Женат?
* Из-за его спины выглядывала худенькая женщина.
* Пахло от него хересом и флердоранжем. Вот не ожидал. Вот
сюрприз. Да погляди же на меня хорошенько. Такой же
красавец. Такой же щёголь.
*Такой же красавец. Такой же щёголь
.
Выразительные средства языка.
.Тропы
Фигуры речи
1
АнАфора
9
Инверсия
2
.Градация
1
0
Риторический вопрос
3
ЛитОта
1
1
Риторическое
восклицание
4
Эпитет
1
2
Односоставные
предложения
5
Сравнение
1
3
Антитеза
6
Метафора.
7
Гипербола
8
Олицетворение
6.Работа с тетрадью.
Мы вместе справились с заданием. Почти в каждом рассказе Чехова
присутствует подтекст. Запишем в тетрадь.
Подтекст- способ построения текста, основанный на несовпадении
внешнего прямого смысла и его внутреннего значения.
Какой подтекст в данном рассказе?
Таким образом, мы отметили некоторые особенности рассказа,которые
присущи всем рассказам Чехова, в чём вы убедитесь, читая дома
рассказ «Человек в футляре» ( «Ионыч»)
Особенности рассказов А.П.Чехова.(Запись в тетрадь под диктовку или
с презентации)
1.
Заглавие имеет точное идейное звучание.
2.
Сюжет строится на остром, необычном, неожиданном положении.
3.
Композиция. Экспозиция- очень кратко, действие динамично,
неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.
4.
Художественная деталь заменяет многоречивые описания.
5.
Авторская речь – это простые синтаксические конструкции, речь
героев- в соответствии с характером.
6.
Разнообразны средства выразительности, наличие подтекста.
7.
Речь как положительных, так и отрицательных героев афористична.
7.Домашнее задание: прочитать рассказ, найти особенности.
8.Итог урока