Автор: Сафонова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ КОСОШ
Населённый пункт: город Кола Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Виды сложных предложений"
Раздел: среднее образование
МОУ Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа.
Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Виды сложных
предложений»
Учитель: Сафонова Л.П.
Цель. Дать представление о видах сложных предложений, показать способы
связи предикативных частей в предложениях.
.
Планируемые результаты.
Предметные- осознание значимости изучаемого материала для подготовки к
итоговой аттестации.
Метапредметные:
- регулятивные – умение удерживать внимание при восприятии информации ;
- познавательные – умение осмыслить новый материал, установить связь
между строением и значением сложных предложений;
-коммуникативные- умение слушать учителя и участвовать в коллективном
обсуждении видов сложных предложений;
Личностные- осознание собственного объёма знаний, формирование навыков
сотрудничества с учителем и одноклассниками..
Ход урока
1.
Оргмомент.
2.
Здравствуйте, ребята.Прошу сдать тетради с домашним заданием.
Какие были затруднения при выполнении индивидуальных заданий?.
2. Лингвистическая разминка
(задания проецируются на экран):
2. Найдите глаголы совершенного вида:
1) пятиться
2) спрятаться
3) задумавшись
4) решенный
5) решить
-Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите
их суффиксы.
- Почему решенный пишется с двумя Н?
3. Найдите страдательные причастия
1) приехавший
2) построенный
3) гонимый
4) смотрящий
5) поющий
- Назовите суффиксы страдательных причастий.
- Какие их формы вам известны?
3.
Изучение нового материала
(постановка задач и целей урока)
– Назовите грамматические основы предложений.
Окна залеплены серым снегом, он медленно сползает по стеклу, липнет
к рамам.
В избе жарко натоплено, и мне не спится. Через час я понимаю, что надо
вставать.
- Можно ли в эти предложения назвать сложными?
- Да.
-Одинаковы ли они по строению?
-Нет
- Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема
нашего урока?
(Запись темы урока в тетради – ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ)
- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы
должны знать?
- ЗАДАЧИ (постепенно открываются).
-виды сложных предложений
-средства связи между частями предложения
- роль в речи сложных предложений
4. Работа по новой теме(перед каждым учеником на парте лежит текст .- На
какие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения
и напишите их номера в таблице.
1.Наступили дни поздней осени. 2. По небу плыли тяжёлые тучи, и моросил
холодный дождь.3. 3.Далеко на севере уже наступила зима, поэтому птицы
тронулись на юг. 4. От нас уже давно улетели грачи в Африку и Азию , а
утки ещё кормятся и не торопятся на юг.5. Через день похолодало, утки
быстро собрались в стаю и улетели
Просты
Сложные
е
сложносочинённы
е
сложноподчинённые
бессоюзные
1
2,4
3
5
- Какие союзы соединяют части сложных предложений? Есть ли
зависимость одной части предложения от другой?
- в одних есть- в СПП, в ССП и БСП части равноправные.
:
5. Работа с учебником. Закрепление темы
- Прочитайте сведения в учебнике на стр. 13
- Перед вами предложения из стихотворений А.С.Пушкина. Выразитель
прочитайте их и определите вид сложных предложений.
6. Проверочный тест
Из предложенных предложений укажите :
А) сложносочинённое
Б) сложноподчинённое
В) бессоюзное
Г) простое
1. Едем бором и тёмными лесами..
2. Свист синиц уже в саду , стук дятла слышен из леса.
3 Когда утром встаёт солнце, косые лучи его пронизывают весь лес.
. 4 .В воздухе пахнет сосновой смолой, а от земли поднимается пар.
Проверяем тест: А- 4, Б- 3, В- 2, Г- 1.
- Что помогло вам правильно выполнить тест?
- Наличие грамматических основ , союзов и знаков препинания.
7.Закрепление .Письменное выполнение упражнения 17 с
предварительным разбором.
8. Итог урока
-На какие виды делятся сложные предложения?
-Как называются части сложноподчинённого предложения?
-В каком месте сложноподчинённого предложения может находиться
придаточное предложение?
9. Задание на дом
1) Упр. 20, разобрать устно, подготовиться к диктанту.