Напоминание

"Виды сложных предложений"


Автор: Сафонова Лариса Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ КОСОШ
Населённый пункт: город Кола Мурманская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Виды сложных предложений"
Раздел: среднее образование





Назад




МОУ Кольская открытая (сменная) общеобразовательная школа.

Методическая разработка урока в 9 классе по теме «Виды сложных

предложений»

Учитель: Сафонова Л.П.

Цель. Дать представление о видах сложных предложений, показать способы

связи предикативных частей в предложениях.

.

Планируемые результаты.

Предметные- осознание значимости изучаемого материала для подготовки к

итоговой аттестации.

Метапредметные:

- регулятивные – умение удерживать внимание при восприятии информации ;

- познавательные – умение осмыслить новый материал, установить связь

между строением и значением сложных предложений;

-коммуникативные- умение слушать учителя и участвовать в коллективном

обсуждении видов сложных предложений;

Личностные- осознание собственного объёма знаний, формирование навыков

сотрудничества с учителем и одноклассниками..

Ход урока

1.

Оргмомент.

2.

Здравствуйте, ребята.Прошу сдать тетради с домашним заданием.

Какие были затруднения при выполнении индивидуальных заданий?.

2. Лингвистическая разминка

(задания проецируются на экран):

2. Найдите глаголы совершенного вида:

1) пятиться

2) спрятаться

3) задумавшись

4) решенный

5) решить

-Какой частью речи являются слова «задумавшись» и «решенный»? Назовите

их суффиксы.

- Почему решенный пишется с двумя Н?

3. Найдите страдательные причастия

1) приехавший

2) построенный

3) гонимый

4) смотрящий

5) поющий

- Назовите суффиксы страдательных причастий.

- Какие их формы вам известны?

3.

Изучение нового материала

(постановка задач и целей урока)

– Назовите грамматические основы предложений.

Окна залеплены серым снегом, он медленно сползает по стеклу, липнет

к рамам.

В избе жарко натоплено, и мне не спится. Через час я понимаю, что надо

вставать.

- Можно ли в эти предложения назвать сложными?

- Да.

-Одинаковы ли они по строению?

-Нет

- Итак, о каких предложениях мы будем сегодня говорить? Какова тема

нашего урока?

(Запись темы урока в тетради – ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ)

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте задачи нашего урока. Что вы

должны знать?

- ЗАДАЧИ (постепенно открываются).

-виды сложных предложений

-средства связи между частями предложения

- роль в речи сложных предложений

4. Работа по новой теме(перед каждым учеником на парте лежит текст .- На

какие группы можно разделить предложения? Укажите эти предложения

и напишите их номера в таблице.

1.Наступили дни поздней осени. 2. По небу плыли тяжёлые тучи, и моросил

холодный дождь.3. 3.Далеко на севере уже наступила зима, поэтому птицы

тронулись на юг. 4. От нас уже давно улетели грачи в Африку и Азию , а

утки ещё кормятся и не торопятся на юг.5. Через день похолодало, утки

быстро собрались в стаю и улетели

Просты

Сложные

е

сложносочинённы

е

сложноподчинённые

бессоюзные

1

2,4

3

5

- Какие союзы соединяют части сложных предложений? Есть ли

зависимость одной части предложения от другой?

- в одних есть- в СПП, в ССП и БСП части равноправные.

:

5. Работа с учебником. Закрепление темы

- Прочитайте сведения в учебнике на стр. 13

- Перед вами предложения из стихотворений А.С.Пушкина. Выразитель

прочитайте их и определите вид сложных предложений.

6. Проверочный тест

Из предложенных предложений укажите :

А) сложносочинённое

Б) сложноподчинённое

В) бессоюзное

Г) простое

1. Едем бором и тёмными лесами..

2. Свист синиц уже в саду , стук дятла слышен из леса.

3 Когда утром встаёт солнце, косые лучи его пронизывают весь лес.

. 4 .В воздухе пахнет сосновой смолой, а от земли поднимается пар.

Проверяем тест: А- 4, Б- 3, В- 2, Г- 1.

- Что помогло вам правильно выполнить тест?

- Наличие грамматических основ , союзов и знаков препинания.

7.Закрепление .Письменное выполнение упражнения 17 с

предварительным разбором.

8. Итог урока

-На какие виды делятся сложные предложения?

-Как называются части сложноподчинённого предложения?

-В каком месте сложноподчинённого предложения может находиться

придаточное предложение?

9. Задание на дом

1) Упр. 20, разобрать устно, подготовиться к диктанту.



В раздел образования