Автор: Кудрявцева Евгения Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: Центр содействия семейному воспитанию № 2
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Негативное влияние речевых нарушений по развитию умственных способностей поведения и социализации ребенка в целом.
Раздел: дошкольное образование
Негативное влияние речевых нарушений на развитие умственных способностей, поведение и
социализацию ребенка в целом.
Статья учителя-логопеда
Все больше внимания уделяется психологически ориентированному обучению,когда весь
коррекционный процесс планируется «от ребенка»,а не «от дефекта» и впрограмме учитывается
не только структура дефекта, но и психологические особенности ребенка.
Дети с разными учебными стилями отличаются и характером восприятия информации, и типами
общения и предпочитаемыми видами деятельности. Индивидуум постигает мир , прежде всего в
той репрезентативной системе, которая у него более развита.
Если первичная репрезентативная система
1.Визуальна, мир познается в картинках.
2.Кинестетика-в ощущениях.
3.Аудирование-в звуках.
При сложившейся системе педагогического воздействия, дети- аудиальщики находятся в
значительно лучшем положении, т.к. общение и коррекционное воздействие носят
преимущественно аудиальный характер. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в
себе навыки восприятия материала на слух в сроки, соответствующие средневозрастным нормам.
Детям-логопатам свойственно первичное или вторичное нарушение фонематического
восприятия., слухового внимания и памяти.
Еще одним фактором, который откладывает отпечаток на метдику коррекционной работы,
является нарушение пропрецептивной, афферентной импульсации от мышц артикуляционного
аппарата.
Дети слабо ощущают положение языка, губ они затрудняются при выполнении артикуляционных
упражнений, формировании статики и, особенно, динамики звука.
Результативность коррекционной работы зависит и от личностной включенности ребенка в
педагогический процесс.
Добиться четкого осознания ребенком предъявляемых требований бывает достаточно
проблематично- объяснения взрослого не всегда правильно воспринимаются и объясняются
ребенком.
Для преодоления трудностей такого рода на помощь ребенку могут прийти зрительные опоры-
символические, схемы-рисунки, позволяющие разгрузить аудио- канал и перевести часть
информации в зрительное поле.
Применение в коррекционной работе наглядных зрительных опор наиболее актуально при
артикуляторно- фонетической дислалии, дизартрии и различных формах алалии.
Схемы рисуются логопедом на карточках или в индивидуальных тетрадях, только в случае
затруднений.
При подборе комплекса упражнений необходимо провести кинетический анализ дефектных
звуков и артикуляционной моторики, что позволяет определить моторный механизм нарушенного
звукопроизношения и обосновать программу коррекционной работы.
Ребенка-логопата можно и нужно специально обучать созданию двигательных программ, умению
анализировать и контролировать артикуляцию, движение губ, языка.
В силу особенностей дефекта выполнение артикуляционных упражнений вызывает серьезные
трудности, кропотливое и поэтапное преодоление которых просто необходимо, т.к наблюдение
требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекционной работы.
Наиболее актуальные упражнения «Окошечко», «Заборчик», «Ниточка», «Лопатка», «Маятник»,
«Вкусное варенье»