Внеклассная работа как форма повышения мотивации иностранных языков
Автор: Самойлова Наталья Николаевна Должность: учитель французского языка Учебное заведение: МБОУ "Сунтарская гимназия" Населённый пункт: с. Сунтар, Республики Саха (Якутия) Наименование материала: статья Тема: Внеклассная работа как форма повышения мотивации иностранных языков Раздел: среднее образование
Внеклассная работа как форма повышения мотивации иностранных языков
Автор:
Самойлова Наталья Николаевна,
учительница иностранных языков МБОУ «Сунтарская гимназия»
Республики Саха (Якутия)
1. Педагог - организатор внеурочной деятельности
«Смысл человеческой жизни – в достижении
красоты, гармонии, самовыражении. Если каждый из нас
каждый день будет делать что-то более совершенно, чем
вчера, и делать это сознательно, это устремление неизбежно
отпечатается в его сознании, а сумма устремлений изменит
его поведение в лучшую сторону. Взращивание добрав себе
является иммунитетом против зла.
Святослав Николаевич Рерих
Смысл современной педагогики – это не обучить чему-то, а помочь в достижении
каких-то высот, свершении каких-то открытий, иными словами - подготовить ребенка к
успеху, организация его успеха. А успех – это проявление себя, проявление своего «я».
Именно в этом мы и видим принцип сотрудничества в педагогике – когда отсутствуют
границы в отношениях учителя и ученика. Вместо границ – доверительные отношения,
вера друг в друга. Учитель верит в успех ребенка, а ребенок верит в искренность учителя.
Ничто так не окрыляет человека, как вера. Без веры не может быть любви. А без любви не
может быть никакого успеха в какой бы то ни было деятельности. Успех – это всегда
победа.
В этом - то мы и видим цель своей работы – в создании атмосферы успеха,
достижений. В каждодневном труде, в репетициях, в тренингах, в играх предоставляются
условия успеха. Именно в них тренируется, вырабатывается уверенность в себе, без
которого не может быть успеха. Вот для чего нужны эти репетиции, эти тренинги, игры,
праздники.
Уверенность
в
себе,
в
своих
силах
–
и
есть
следствие
самопознания
и
самоактуализации.
Факторы социализации – это развивающая среда, которая должна быть спроектирована,
хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде
является
создание
атмосферы,
в
которой
будут
господствовать
гуманные
отношения,
доверие, безопасность, возможность личностного роста.
Чем лучше организованы
социальные группы, тем больше возможностей оказать социализирующее влияние на
личность.
По теории К.Д.Ушинского школа должна обогащать человека знаниями и в то же время
приучать его пользоваться этим богатством. С этой теорией в отечественную педагогику
пришла идея обеспечения единства материального и формального подходов к отбору
содержания образования.
Учитель – актер и режиссер урока. От того, насколько умело учитель-режиссер поведет
ребенка,
настолько
тот
сможет
проявить
себя,
раскрыть
свои
способности,
свой
творческий потенциал, настолько будет активен. Нужно обеспечить ребенку свободу и
широту творчества, мягко и радостно направляя его в нужное русло. У ребенка должно
создаться ощущение, что он до всего дошел сам: сам сотворил, сам создал, сам открыл.
Это
способствует
дальнейшему
творческому
росту,
желанию
размышлять,
открывать
новое, и снова творить.
Любой талантливый учитель, может, не всегда осознавая это, режиссировать любой
урок, любое учебное занятие. Есть разные методики проведения урока: урок-игра, урок-
дискуссия,
урок-семинар,
урок-проект,
методика
Китайгородской,
методика
Ершовой,
французская
театральная
методика
–
список
можно
продолжить
бесконечно:
сколько
учителей, столько методов и методик, столько же технологий.
В современной педагогике театр все чаще используется в решении адаптационных и
коммуникативных задач, таких, как нормализация отношений в коллективе, определение
ролевых функций, установление взаимопонимания в цепочке ученик – педагог, ученик –
родитель.
Известно,
что
личностью
человек
становится
лишь
тогда,
когда
начинает
самостоятельно заниматься какой-либо творческой деятельностью. В учебном процессе
акцент делается на воспитание созидательной направленности личности подростка, что
достигается
путем
выработки
интеллектуальных
и
практических
умений,
в
основе
которых лежат современные методы творческого мышления (анализ процессов и событий,
приемы решения противоречий и др.). Ребятам объясняется, что их деятельность станет
нравственной только тогда, когда она будет полезна для них самих и для общества в целом.
Занятия в театральной студии пронизывают всю образовательно-воспитательную
систему гимназии, дополняя урочную и внеурочную деятельность учеников и учителей.
Сегодня у нас стали обыденными такие понятия, как «режиссура урока», сценография,
мизансцена… Каждый гимназист – актер, каждый класс представляет собой театральный
коллектив. Выступление каждого гимназиста на сцене – обязательный учебный элемент –
это можно видеть весьма и весьма часто.
Театральная деятельность способствует:
Развитию самостоятельного мышления;
Приобретению и обогащению нравственного опыта, воспитанию эмоциональной
отзывчивости на чужую радость или горе;
Пониманию тех сил (духовных и физических), которые таятся в каждом ребенке,
для того, чтобы дать им возможность проявляться в еще большей степени.
Занятия детей театральным искусством – не только удовольствие, но и огромный
постоянный
труд,
связанный
с
необходимостью
овладения
все
новыми
знаниями
и
умениями. Этот труд – творческий, радостный и упорный, направленный на достижение
определенного результата, требующий пытливости, инициативы, умения самостоятельно
преодолевать трудности и критически относиться к сделанному.
Театр – симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом.
Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,
изобразительным искусством и прикладными ремеслами. Репетиционный процесс
вырабатывает
не
только
какие-то
определенные
навыки
и
умения
для
конкретного
спектакля, но и целеустремленность, трудолюбие, волевые качества в человеке.
Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не
отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который по сути и есть автор
спектакля. Поэтому процесс его коллективной подготовки , где у каждого воспитанника
– своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к
коллективному делу.
В ходе создания спектакля особое внимание уделяется обучению детей навыкам
организатора
и
воспитанию
у
них
потребности
в
активной
жизненной
позиции,
самостоятельности и инициативе.
Театральный коллектив воспитывает у детей:
Организаторские навыки;
Умение распознавать проблему и решать ее собственными силами;
Желание трудиться;
Умение устанавливать отношения в коллективе, преодолевать трудности;
Умение определиться в своей позиции, отстоять свое собственное мнение;
Желание следовать выработанным привычкам в новых условиях деятельности;
Стремление прийти другим на помощь;
Конечно же этот перечень можно было бы еще продолжить, но следует отметить, что
главный
результат
того,
что
получает
воспитанник
театрального
коллектива
–
это
готовность личности к действию!
Творческая жизнь в детском театральном коллективе выступает одновременно как бы в
двух временных измерениях – в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит
сиюминутную радость и служит удовлетворением высоких духовных потребностей, а с
другой – направлена в будущее, закрепляя способности, навыки и свойства, необходимые
личности для выполнения своих профессиональных творческих задач.
Придя в студию, вливаясь в коллектив, ребенок уже совершает самостоятельный шаг,
побуждающий к началу чего-то нового, ведь ему нужны «… радость творчества, радость
красоты, радость творческих побед!»
Средствами художественного творчества в любительском театре решаются задачи
повышения общей культуры школьников, происходит их знакомство с литературой и
драматургией, музыкой и изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами и
традициями.
Большинство воспитанников только здесь, по их собственному мнению, в общении с
руководителями студии и со своими сверстниками и друзьями, любящими сцену, ощущают
себя
легко
и
свободно,
не
комлексуя
и
не
боясь
высказывать
свое
личное
мнение,
осознавая,
что
с
ними
считаются.
Именно
здесь
они
испытывают
уважение
к
себе,
которого им, юным, так порой не хватает со стороны взрослых.
Вся педагогическая деятельность театральной студии направлена на социализацию
подростков
в
условиях
школы,
села,
республики,
региона,
страны,
их
социальную
адаптацию. Следуя принципам сотрудничества, стараемся создать на занятиях атмосферу
доверительного
общения,
диалога,
раскрепощенности,
добра
и
уважения,
моделируя
ситуацию успеха, что позволяет учащимся по-новому взглянуть на себя, проявляя какие-то
неведомые для себя качества.
Родителей радует тот факт, что маленькие артисты могут уже выразить образ, четко и
громко воспроизвести текст, правильно держаться на сцене.
Учителя
стараются
воспитать
детей
добрыми
и
красивыми
душой,
научить
их
чувствовать прекрасное, прививая любовь к театру и вкус к хорошей литературе, научить
их
выражать
через
образы
события
и
переживания.
При
подборе
постановочного
материала руководствуемся тем, чтобы каждый, занимающийся в студии ребенок мог бы
попробовать себя в какой-либо большой и ведущей роли, получив возможность лучше
проявить и раскрыть себя в разных характерах, а не эксплуатировать какое-либо одно
амплуа, избегая заштампованности. Каждый студиец участвует не только в постановке
спектаклей, но и в подборе любого материала, нужного студии. Мы полагаем, что наша
самая главная победа – это то, что в студии занимаются абсолютно все желающие, а
желающих – абсолютное большинство, может быть, даже каждый гимназист мечтает
проявить себя в какой либо роли.
Внутренней силой, стимулирующей умственную работу, является отношение к
ней: состояние заинтересованности, ответственности, радости от успеха; уверенность в
достижении результата, состояние волевого напряжения и др. Эти состояния стимулируют,
направляют регулируют познавательные процессы, усвоение знаний. Вместе с тем, их
функционирования
имеют
и
другие
значения.
Проявляясь
в
деятельности,
они
закрепляются,
становятся
качествами
личности.
Побуждения,
порождаемые
обстоятельствами жизни, это и есть тот строительный материал, из котрого складывается
характер.
Как известно, театр – искусство коллективное, а спектакль – итог совместных усилий
всего
коллектива.
Поэтому
творческая
деятельность
детской
театральной
студии
направлена
на
еще
более
тесное
сплочение
дружного
и
крепкого
коллектива
единомышленников, отдающего все свое свободное время одному из любимейших видов
искусства
–
театру.
Разнообразные
средства
театра
способствуют
воспитанию
нравственных качеств школьников, развитию у них чувства прекрасного, коллективизма и
товарищества,
повышению
личной
ответственности
и
дисциплины,
раскрытию
их
творческих возможностей в создании коллективного труда – спектакля.
Театр в значительной мере способствует интеллектуальному, эстетическому и
эмоциональному
развитию
ребенка.
С
его
помощью
открываются
новые
возможности в усвоении предметов, лучше развиваются творческие способности
ребенка. И в этой связи на первый план выходит вопрос профессиональной театральной
подготовки,
режиссеры
сталкиваются
с
отсутствием
знания
педагогики
и
детской
психологии, им не хватает профессиональных навыков, связанных с этапами построения
стройной последовательной системы обучения детей основам театральной культуры в
различных ее областях.
Необходимо
продолжать
подготовку
руководителей
детских
театральных
коллективов
в
рамках
факультетов
дополнительных
профессий,
расширяя
опыт
проведения
учебной
практики
студентов
психолого-педагогических
и
социальных
факультетов в детских театральных коллективах.
Каждый постановочный материал должен быть интересным, понятным и доступным
для зрителей – учащихся школ и подростков, иметь воспитательную направленность.
Перечисленные требования – главное условие деятельности студии, в репертуаре
которой такие спектакли, как:
«Ромео и Джульетта» (мюзикл на французском языке)
Мюзикл «Собор Парижской Богоматери» на французском языке
Спектакль-олонхо «Тунал5аннаах Ньуурдаах Туйаарыма Куо» на якутском языке, а также
и версия на французском языке.
«Лоокуут уонна Ньургу
ь
ун» Тимофеева Сметанина на французском языке.
Если
уроки
начинаются
в
8.30
утра,
то
все
игры,
работа
студий,
занятия
по
интересам,
кружки,
факультативы,
секции,
спецкурсы
–
все
это
проводится
в
послеобеденное
время.
А
когда
идут
репетиции
спектаклей,
специальных
театрализованных представлений, праздников, как День Гимназиста или Праздник языков,
то и вовсе каждый день допоздна. Для увлеченных детей и педагогов все только и
начинается после обеда.
Делая вывод из вышесказанного, отмечаем, что положительно изменить многое в
отношении
учащихся
к
учению
может
творческий
подход
учителя
к
подготовке
и
проведению не только урока, но и внеурочных дел, внеклассных занятий, организации
летнего
и
зимнего
отдыха
учащихся,
всех
праздников.
В
развитии
личности
нет
ни
выходных дней, ни каникул.
Внеурочные
занятия
в
значительной
мере
способствуют
интеллектуальному,
эстетическому и эмоциональному развитию школьника.
Внеклассная работа открывает новые возможности в усвоении предметов, а также
лучше развиваются творческие способности ребенка.
В заключении хотим отметить, что в школьном возрасте в развитии личности школьника
происходят изменения, решающие всю дальнейшую судьбу взрослого человека, и те
разнообразные
навыки,
которые
он
приобретает
в
это
время,
становятся
его
собственностью, его инструментом на всю последующую жизнь.
Исходя из этого, мы полагаем, что вся внеклассная работа должна быть четко
организована и расписана, как и учебная программа:
1. Программа работы театральной студии (студии «Драма») должна быть включена как
обязательная в школьную программу,
поскольку способствует развитию ребенка как
личности.
2. В условиях, когда речь идет о перенагрузке учебной программы школьников и в то
же время наблюдается нехватка часов по иностранным языкам, наилучший выход из
положения
–
расширить
возможность
проведения
увлекательных
занятий
по
языкам
именно
во
внеурочное
время,
что
является
одним
из
главных
способов
повышения
мотивации и качества изучения иностранных языков.
3. В условиях, когда на селе отсутствуют какие бы то ни было центры культуры или
развлечений, театральная студия – единственное место соприкосновения с
высоким
искусством, шедеврами мировой культуры.
4. На селе, где маленькая музыкальная школа может принять не более ста желающих
обучаться художественному, музыкальному, хореографическому искусству, учитывая, что
абсолютно все дети хотят петь, танцевать, играть, в каждой школе каждому ребенку нужно
предоставить
возможность
заниматься
в
танцевальной,
драматической,
вокальной,
художественной студиях.
Использованная литература
1.
Лизинский В.М. – Активные формы управления школой, Москва, 1996
2.
М.М. Поташник – Как подготовить проект на получение грантов, Педагогическое
общество России Москва, 2005
3.
Н.Ю.Пахомова – Метод учебного проекта в образовательном учреждении, Москва,
2003 г.
4.
П.В.Степанов – Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе,
Москва, 2005
5.
Евсеева Л.Е. – Концепция развития Саха гуманитарной гимназии,
Сунтар, 2001
6.
Самойлова Н.Н. – Драматизация как инструмент развития гармоничной личности,
Сунтар, 2004
7.
Казанский О.А. – Педагогика как любовь, Москва, 1996
8.
Сластерин В.А, Каширин В.П. – Педагогика и психология, Москва, 2003
9.
Левитес Д.Г. – Практика обучения: Современные образовательные технологии,
Москва-Воронеж, 1998
10. Конышева А.В. – Организация классных часов на английском языке, КАРО Санкт-
Петербург «Четыре четверти» Минск, 2004
11. «Внешкольник.
Воспитание
и
дополнительное
образование
молодежи»
Библиотечка для педагогов, родителей и детей, Выпуск №7, 2004 г. Любовь моя,
театр.
12.
«Внешкольник.
Воспитание
и
дополнительное
образование
молодежи»
Библиотечка
для
педагогов,
родителей
и
детей,
Выпуск
№8,
2004
г.
Интегрированные
гуманитарные
технологии
в
основном
и
дополнительном
образовании (театр, литература, живопись).
13. Council of Europe – Современные языки: Изучение, преподавание, оценка.
«Общеевропейские
компетенции
владения
иностранными
языками»,
Страсбург,
1996