Автор: Ивентьева Татьяна Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 36
Населённый пункт: г. Осинники (Кемеровская)
Наименование материала: "Конспект занятия"
Тема: "Путешествие в историю книги"
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в подготовительной группе
на тему «Путешествие в историю книг»
Цель - создание условий для знакомства с историей возникновения книги.
Программные задачи:
- формировать познавательную активность и расширять кругозор детей в ходе
приобщения к мировой культуре;
- знакомить детей с историей появления книги, ее роли в жизни людей;
- воспитывать внимательное отношение к книге.
Предварительная работа:
Рассматривание книг. Рассматривание, из каких частей состоит книга. Рассматривание
иллюстраций с изображением пальмы, тростника, бамбука, бересты.
Чтение рассказа А.Барков и Р.Сурьянинов «Откуда пришла книга».
Чтение загадок, разучивание пословиц о книгах.
Рассказ воспитателя «Как пользоваться книгой».
Экскурсия в библиотеку.
Материал к занятию:
Выставка книг.
Презентация фильма «Путешествие в историю книги»
Содержание НОД.
Загадка
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь вчетверо умней!
-Да, ребята, это книга.
- Как вы думаете, для чего нужна книга? (Чтобы узнавать что-то новое, интересное,
записывать истории, красивые стихотворения, красивые картинки)
- А где хранятся книги? (дома, на полках, в библиотеке)
Мы с вами рассматривали книгу, знакомились, из каких частей она состоит и я, надеюсь,
вы справитесь со следующим заданием
Игра «Добавь словечко» (в кругу с мячом)
-Добавляйте слова в рифму и по смыслу
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка) .
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … (картона) .
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы),
Чтоб при чтении не сбиться,
Нумерованы…. (страницы) .
Страницы все наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт) .
Да, современные книги имеют вот такой внешний вид, печатаются на бумаге. В
настоящее время существуют библиотеки электронных книг, где каждый может скачать
любую книгу и прочитать её на компьютере, смартфоне. Но всегда ли было так? Нет.
Давайте, отправимся в путешествие во времени, и постараемся узнать, сколько лет Книге.
Приготовились. Отправляемся.
(садятся за столы)
Презентация «Путешествие в историю книги»
Беседа
- Как древние люди рассказали нам о своей жизни?
-На чем ещё писали люди в древние времена? (глиняные дощечки, пальмовые листья,
папирус)
-Какое написание использовали и используют в настоящее время в Китае? (иероглиф)
-Из чего в Египте делали папирус? (тростник)
-Какие были первые книги на Руси? (деревянные, берестяные)
-Кто первым научился делать бумагу?
-Где придумали первый печатный станок? (в Германии)
-Кто первым на Руси напечатал книгу? (Иван Фёдоров- первый русский книгопечатник)
В настоящее время печатание книг осуществляется в типографиях. На эту тему мы
обязательно посмотрим видео и погорим, но в другой раз. А сейчас пришло время
отдохнуть и поиграть.
Игра «Да – нет» (Стоя сбоку от столов, «Да»- хлопнуть над головой в ладоши, «Нет»-
присесть, руки вытянуть вперед)
Что любит книжка?
– Обложку? — Да!
– Грязные руки? — Нет!
– Закладку? — Да!
– Дождик и снег? — Нет!
– Бережное отношение? — Да!
– Ласку? — Да!
– Яичницу? — Нет!
– Чистые руки? — Да!
– Валяться на полу? — Нет!
– Драться? — Нет!
– Жить на книжной полке? — Да!
– Любознательных читателей? — Да!
-Какие пословицы и поговорки о книге вы знаете?
Хорошая книга – лучший друг.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Книгу читаешь, на крыльях мечты летаешь.
Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Игра «Определи литературный жанр»
Я буду читать текст из разных книг, ваша задача определить к какому литературному
жанру относится данный отрывок (стихотворение, сказка, рассказ)
-Что интересного вы узнали?
-Скоро вы пойдете учиться в школу и из книг узнаете много интересного. Никогда не
забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно.