Авторы: Кульгавых Виктория Александровна, Поспелова Дарина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №13
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: Методическое пособие "Томск".
Раздел: дошкольное образование
22
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение № 13, г. Томска.
Методическое пособие.
Томск.
Подготовила: воспитатель Кульгавых В. А.
Поспелова Д. С.
Томск 2020г.
22
Содержание
Введение (актуальность)
Тема № 1. История Томска. Легенды и сказания....................................................................5
Тема № 2. Город Томск в миниатюре......................................................................................9
Тема № 3. Растительность в Томске......................................................................................12
Тема № 4. Здания города Томске...........................................................................................18
Тема № 5. Транспорт в Томске (поезд, самолет, автобусы, такси, машины)....................20
Тема № 6. ТОМСК – разбираем по буквам, стих на каждую букву...................................22
Заключение (вывод)
22
Актуальность.
Процесс усвоения опыта общественной жизни активно начинается в дошкольном
возрасте, поэтому важно организовать и продумать условия для активного познания
дошкольниками окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои
вехи. Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится
на карту истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые
обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему
отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа,
входящих в состав России.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким,
непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному
городу, родной природе, селу, краю».
Актуальность разработки методического пособия обусловлена тем, что в
современной практике патриотического воспитания дошкольников на краеведческом
материале в ДОУ существует ряд проблем:
недостаток
методических
пособий
и
рекомендаций
по
патриотическому
воспитанию, позволяющих воспитателю планомерно и систематически решать
задачи патриотического воспитания через ознакомление с родным городом;
недостаточное количество материала в детском саду;
наглядный и иллюстративный материал по теме «Мой город», дидактические и
развивающие игры, макеты, план-схемы города и микрорайона;
недостаточно высокий уровень сформированности нравственно – этических
чувств, любви к родине, к родному краю и городу, в котором живут дети;
отсутствие у детей знания истории родного города.
Решение этих проблем привели к необходимости разработать цикл педагогических
мероприятий с детьми и их родителями на тему «Мой родной город Томск»,
направленных на поиск подходов в организации и содержании патриотического
воспитания
краеведческой
деятельности.
Методической
и
теоретической
базой
системы работы является теория А.В.Запорожца об амплификации личности ребенка,
обогащении его мировоззрения, о расширении его возможностей.
В данном методическом пособии представлены задания, которые включают в себя
информацию
о
городе
Томске,
достопримечательностях,
архитектуре
или
коммуникациях. Содержание деятельности включает в себя не только теоретическое
освоение материала, но и практическую часть, что позволяет удержать внимание
детей и развить интерес к изучению родного края. Методическое пособие предназначено
для детей со среднего дошкольного возраста.
22
Методическое пособие направлено на решение следующих задач:
Систематизировать знания детей о родном городе, какие красивые места в нём
есть, какие достопримечательности.
Учить отвечать на вопросы полным ответом; воспитывать интерес к городу, в
котором живут дети, учить соблюдать чистоту и порядок.
Формировать чувства гражданственности, гордости за свое Отечество.
Воспитывать любовь к малой родине.
Пополнять и активизировать словарный запас детей по данной теме.
Развивать связную речь, умение составлять описательный рассказ, опираясь на
наглядность,
Развивать
пространственные
представления,
воображение,
логическое
мышление.
Воспитывать чувство гордости и восхищения своим городом и его жителями,
любовь к родному краю.
22
Тема № 1. История Томска. Легенды и сказания.
Цель: знакомство детей с историей родного города, основных достопримичательностей
таких
как:
Белое
озеро,
Герб,
Набережная, Камень основания.
Задачи:
- Познакомить детей с архитектурой
города.
- Разобрать, почему Томь, Белое озеро
имеют такое название.
- Разобрать значение герба.
- Изучить историю основания города.
История города Томска.
20 января 1604 года в Москву с посольством ко двору русского царя Бориса Годунова
приехали послы во главе с князем татарского племени эушта Тояном, с просьбой о приёме
эуштинского племени под власть Москвы и о возведении на реке Томи русского города для
защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей — киргизов и калмыков.
Один из залов музея истории Томска
25 марта 1604 года Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из
Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать
крепость на берегу реки Томи, в татарской земле, завести вокруг него государеву пашню
и привести в подданство российскому царю окрестные народы.
Томский острог был основан в июне того же года ((День города отмечается 7 июня) на
южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом Томи, в 60 км от
её впадения в Обь и недалеко от устья таёжной речки Ушайки. К 7 октября 1604 года
все строительные работы были завершены, и эта дата и считается днём рождения
Томска. Он стал важным стратегическим военным, а через век — культурным и
экономическим Русским центром в Сибири, в течение всего XVII века Томский острог
обеспечивал безопасность местного населения — в 1614, 1617, 1657 и 1698 годах
отражал набеги племён киргизских и северокитайских кочевников.
В XVIII веке границы российского государства отодвинулись далеко на юг и восток,
местные кочевые племена были усмирены, и Томск потерял своё оборонительное
значение. Начиная с середины XVIII века и вплоть до советских времён Томск становится
местом ссылки. Так, здесь были в ссылке Ибрагим Ганнибал, Гавриил Батеньков, Михаил
Бакунин, Александр Кропоткин, Николай Эрдман, Густав Шпет, Валериан Куйбышев,
Яков Свердлов, Иосиф Сталин, Николай Клюев.
В 1719 году Томск был причислен к Енисейской провинции, в 1726 году — к Тобольской
провинции,
а
в
1782
году
получил
статус
областного
города
Тобольского
наместничества.
22
После открытия Сибирского тракта Томск стал важным центром транзитной
торговли, в 1738 году в Томске возникает Ямская служба. Постепенно город вырос до
статуса регионального административного центра и в 1804 году стал центром
огромной Томской губернии, которая включала в себя территории нынешних Алтайского
края, Кемеровской, Новосибирской и Томской областей, Восточно-Казахстанской
области Казахстана и часть Красноярского края. Начиная с конца 1830-х годов
население Томска быстро росло благодаря увеличивающейся золотодобыче в Сибири.
Улица Почтамтская (ныне проспект Ленина в районе пересечения с ул. Беленца). 1893 год
При строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали место для моста
через Обь было выбрано значительно южнее Томска. В результате в районе этой
переправы образовалось поселение «посёлок Александровсикй», которое затем выросло в
город Новосибирск. Томск же оказался в стороне от железной дороги, и хотя в 1896 году
была проложена железнодорожная ветка до Томска, она являлась тупиковой и город
потерял значение транспортного узла.
Советская власть в Томске была провозглашена 6 (19 декабря по новому стилю) 1917
года, а 26 января (8 февраля) 1918 года Томский совет распустил Сибирскую областную
думу. В результате мятежа Чехословацкого корпуса 31 мая 1918 года Томск перешёл под
власть белогвардейцев, а 22 декабря 1919 года Красная Армия окончательно установила
советскую власть в городе. После окончания Гражданской войны Томск вошёл в состав
Сибирского края, позднее преобразованного в Западно-Сибирский край, а в 1937 году на 7
лет Томск стал городом Новосибирской области. Период с 1918 по 1944 год был
временем откровенного упадка Томска, падением его регионального статуса, произошёл
мощный
выезд
населения
в
быстрорастущий
Новосибирск
и
другие
города,
расположенные на Транссибе. Томск на себе сполна почувствовал, что такое быть
уездным городком, райцентром с так называемым финансированием по остаточному
принципу.
В период Великой Отечественной войны в Томск было эвакуировано около 30
предприятий из европейской части России, которые и стали основой промышленности
города: за годы войны объём промышленного производства в Томске утроился. За период
с 1940 по 1944 год число жителей увеличилось со 144 до 177 тыс. человек. Изменился и
административный статус города — 13 августа 1944 года была образована Томская
область, в результате Томск стал областным центром. 229 тыс. томичей воевали на
фронтах, из них 63,6 тыс. погибли, а 176 были удостоены звания Героя Советского
Союза.
До 1960 - х Томск продолжал влачить незавидное существование заштатного,
провинциального города. По мнению ряда российских и зарубежных историков импульс
динамичного, стремительного развития город получил при правлении Томской областью
первого секретаря ОК КПСС Егора Лигачёва. В это время развиваются основные
стратегические позиции: научно-образовательный комплекс, с нуля создаётся в Томской
области нефтяная промышленность, в городе разворачивается оборонное производство
современной (1960-е) военной электроники, часть возможностей закрытого Пятого
почтового направляется на решение проблем томичей, вокруг города разворачивается
созвездие предприятий АПК для продовольственной безопасности томичей, создаётся
мощная база предприятий строительной индустрии, но, главное, Томск получает мощное
культурное развитие. В Томск приглашаются художники, поэты, театральные деятели
и деятели кино, вводятся новые кинотеатры. Улучшается облик города и в 1970 году
городу был присвоен статус исторического.
22
В 1990-е годы в Томске, как и в большинстве городов России, произошёл спад
промышленного производства, особенно в машиностроении, ориентированном на
военные госзаказы, в оказавшейся неконкурентоспособной лёгкой промышленности.
Перестали существовать приборный завод, радиотехнический завод; испытывал
проблемы
нефтехимический
комбинат,
несколько
раз
менявший
собственника.
Экономическая ситуация улучшилась после дефолта 1998 года и последовавшего за ним
оживления экономики страны.
В 2004 году Томску исполнилось 400 лет, руководство города и области добилось, за счёт
подготовки к юбилею, выделения значительных средств из федерального бюджета на
развитие города, в частности, на ремонт улиц, однако празднование юбилея, намеченное
на начало сентября, совпало с Бесланскими событиями и было отменено. В 2005 году
правительство России объявило о создании на территории Томска особой экономической
зоны технико-внедренческого типа, что предполагает инвестиции в экономику города и
создание инновационных организаций. В апреле 2006 года в Томске состоялась встреча на
высшем уровне между федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом
России Владимиром Путиным.
Белое озеро.
Белое озеро назвали потому так, что
раньше вокруг него было много берез и
они, отражаясь в воде, делали его
белым. Так же раньше в это озеро
поступала вода с различных источников
и
содержала
полезные
и
лечебные
компоненты.
Игры: Венок. Разбились на 2 команды и
встали в 2 шеренги. Первому участку
каждой команды дается венок, он,
повернувшись назад передает его следующему участку и так далее, последний взяв венок,
разворачивается вокруг себя передает венок обратно. Победит та команда кто быстрее
это сделает.
Герб.
Герб Томска содержит лошадь, так как раньше основной доход купцов и торговцев
составляла перевозка людей и груза с помощью лошадей. Это и послужило причиной не
продолжать железную дорогу через Томск.
Игры:
машина
времени.
Подходим
к
каждой
колонне, начиная с 18 века, и рассматривая,
прикасаясь к гравюрам, знакомимся
с историей
Томска. Так переходя от одной колонны к другой
попадаем из одного века в следующий.
Набережная.
Название реки Томь происходит от слова Том
(темный). Реку так назвали потому как раньше она была темной, глубокой и много рыбы
в ней было.
22
Камень основания.
Первым был построен Острог на Воскресенской горе. Там сейчас и расположен камень
основания и музей истории Томска. На крыше музея расположены смотровая башня с
макетом пожарника, который имеет большие усы. Раньше всех пожарников отличало
наличие больших усов, которые предохраняли их от угарных газов.
Игры: Поймай князя. Назначается князь
и все должны его поймать, обняв крепко.
Кто первый поймал тот и князь или
княгиня.
Капитаны и корабли. 2 человека делают
кораблик в центре становится капитан.
Ведущий дает команду:
Капитаны
–
все
капитаны
должны
покинуть свой кораблик и найти другой.
Корабли – Корабли покидают капитанов и ищут другого.
Шторм – все перемешиваются, и капитаны становятся корабликами, а кораблики
пытаются успеть стать капитанами.
22
Тема № 2. Город Томск в миниатюре.
Цель: знакомство детей с главной улицей города (пр. Ленина).
Задачи:
- Знакомство с планом главной площади города.
- Повторяем достопримечательности.
- Повторяем правила дорожного движения.
- Знакомимся с архитектурой города.
План города: Для изготовления плана необходимо изолента, коробки разного размера для
зданий, фотографии детей возле достопримечательностей. На полу группы с помощью
изоленты размечаем по плану улицы и переулки (ширина примерно 20-30см), делаем
пешеходные переходы. Затем из коробок делаем макеты зданий, обклеив их цветной
бумагой и нарисовать окна и двери. Для узнаваемости здания можно прикрепить
фотографию с этим зданием. Делаем деревья, герб, светофоры и фонтаны из картона.
Расставляем все согласно плану, таким образом, чтобы дети могли проходить по
улицам, возить машины и играть.
План готов для игры.
22
В зимнее время макет так же может послужить как «Зимний город» или «Зима в
городе», предварительно разложить на домах и дороге вату (снег).
«Беседа с детьми о родном городе»:
- ребята, мы с вами живем в большой стране. Как она называется? (Россия)
- в России много городов, деревень, сел. Какие города вы знаете?
- а как называется наш город? (Томск)
- а кто из вас был в деревне? (ответы детей)
- чем отличается город от деревни? (ответы детей)
- а чем отличается одни город от другого? (ответы детей)
- у каждого города свое лицо – это здания. Какие здания вы знаете?
- а зачем человеку нужны здания? (ответы детей)
- прежде всего, человеку нужны дома, где бы он мог жить?
- какие бывают жилые дома? (одноэтажные, многоэтажные, разного цвета, с
разными окнами, и т.д.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть дома на плане, говоря о их различиях.
- в жилых домах все создано для удобства людей. В многоэтажных домах есть лифт,
мусоропровод, электричество, телефон, и т.д..
- а кто все это сделал? (ответы детей)
- все это придумали люди сами. Одни придумали лифт, чтобы было легко подниматься
на самый высокий этаж, другие этот лифт сделали на заводе. Люди затратили много
труда, чтобы это все сделать, поэтому все это надо беречь, что нас окружает.
- человек еще где-то работает. Поэтому в городе есть здания, где он работает. - Как
называются эти здания? (ответы детей)
- Правильно, это заводы, фабрики, банки, офисы, магазины.
Воспитатель предлагает рассмотреть еще раз здания на макете, и предположить,
какие из них могут быть офисом или банком, магазином.
- взрослые идут на работу, а куда идут дети? (ответы детей)
Воспитатель предлагает найти на макете места с достопримечательностями (герб,
река, камень основания, белый дом, драм. театр, БКЗ, фонтан, ЦУМ и т.д.).
- где можно переходить дорогу?
22
- на какой цвет?
- почему река называется Томь?
Воспитатель, подводя итог, говорит о том, что все эти здания разные и красивые. Вес
эти здания строили люди давным – давно, и строят сейчас. Мастера стараются
сделать здания красивыми, чтобы они украшали наш город.
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Дома бывают разные»
Я буду указывать на дом на макете, а вы должны сказать какой это дом?
Например: дом, где много этажей – многоэтажный
- молодцы! Все дома назвали.
«Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
Зеленые и красные,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные,
Дошкольные, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые,
Красивые такие!
Полезные, прекрасные-
Дома бывают разные»
- А теперь давайте поселим в наш «город» жителей и будем с вами играть (дети
могут взять кукл, транспорт) распределяем роли и играем. В игре повторяем правила
дорожного движения, и места где были на экскурсии.
22
Тема №3. Растительность в Томске.
Цель: познакомить детей с растительностью города Томска.
Задачи:
- Познакомить детей с растительностью города.
- Разобрать на какие геометрические фигуры похожи те или иные листья.
- Какого цвета летом, осенью.
- Как беречь природу.
Растительность города Томска:
Как ни странно, самое распространенное дерево в Томской области – береза. Она
занимает
почти
36%
площади
лесов.
В
промышленности
из
березы
делают
высококачественный фанерный кряж, а также плиты ДСП (древесностружечная
плита), ДВП (Древесноволокнистые плиты), ОСБ (ориентированно-стружечные плиты
или блоки), МДФ (модифицированная древесная фанера – древесноволокнистые плиты
средней плотности). Кроме того, наружная часть коры березы - береста - активно
используется для создания различных сувениров, предметов обихода и разного рода
поделок. Да и березовый сок неизменно пользуется большой популярностью.
Почетное второе место держит сосна.
Используется она при строительстве, а
также
изготовлении
столбов,
шпал,
нефтяных вышек, судов, вагонов, бумаги и
целлюлозы.
А вот на третьем месте расположился кедр – одна из самых ценных орехо -
промысловых пород. Древесина кедра активно используется в столярно-мебельной
промышленности, а также для изготовления шпал и столбов. Также из кедра делают
карандаши благодаря легкости резания и однородности строения. Кедровая древесина
является одним из лучших на свете строительных материалов: именно из нее сделаны
изразцы многих памятников деревянного зодчества Томска. А еще в области активно
бьют кедровую шишку.
22
В
Томской
области
к
кедру
относятся с особым вниманием. В
1986 году в Курлеке был создан
научный
стационар
"Кедр",
который
сейчас
относится
к
Институту
мониторинга
климатических
и
экологических
систем СО РАН. Это крупнейший в
мире центр исследования кедровых
сосен
с
уникальной
живой
коллекцией:
десятки
видов
и
экотипов,
тысячи
клонов
и
испытательных образцов.
"Президент",
"Рекордистка"
и
"Тамагочи"
В стационаре выводятся быстрорастущие, урожайные и декоративные сорта кедра, а
также разрабатывается технология их выращивания. В селекционно - интродукционном
питомнике
ежегодно
выращиваются
десятки
тысяч
единиц
качественного
селекционного
посадочного
материала,
который
широко
используется
для
лесовосстановления и озеленения населенных пунктов по всей России.
Томский лес так же состоит из осины. Она идёт на постройку домов, используется как
кровельный и пиломатериал, а также при производстве фанеры, целлюлозы, тары и
спичек. Последнее немаловажно – до недавних пор в Томске функционировала спичечная
фабрика. А еще осиновый кол неплох против вампиров, чем полезен для тех, кто верит в
их существование.
Ель
и
пихта
в
томских
лесах.
Используются они практически в тех же
случаях, что и сосна. Кроме этого высокие
резонансные свойства обеспечивают ели
использование
в
производстве
музыкальных
инструментов.
За
свой
белый цвет эта древесина очень ценится
для производства бумаги, а из еловой коры
изготавливаются дубильные вещества.
Кроме этих, вне всякого сомнения, полезных
качеств, ель обладает еще одним: именно
она - неизменный атрибут Нового Года. В
других регионах нашей страны, например в
Прибайкалье, ее, зачастую заменяют сосной.
Но у нас ели достаточно, поэтому перед
праздником на рынках можно встретить
именно ее или очень похожую на нее пихту -
22
они и традиционнее, и красивее сосны. Томские елки даже доезжают до Новосибирской
области, где своих деревьев не всегда хватает.
Обычно каждый район области изготавливает елки для Нового Года сам для себя,
причем рубит для этого деревья на своей территории. Зачастую даже не уничтожается
отдельное дерево: для праздника продают верхушки уже срубленных высоких елей,
которые все равно невозможно использовать в производстве. Однако вырубаются и
небольшие
елки.
Средний
возраст
ели,
которую
можно
поставить
в
доме,
приблизительно 15 лет, однако этот срок может существенно изменяться в
зависимости от природных условий, в которых выросло дерево. Такие ели обычно рубят
около дорог – деревья растут в угнетенном состоянии, поэтому даже будучи уже не
"подростками" имеют небольшие размеры.
Лиственница является самым лучшим строительным материалом с повышенной
прочность и стойкостью к гниению. Срубите себе дом из лиственницы – и век он
простоит точно. Особенно ценен этот материал при производстве изделий, которые
эксплуатируются в условиях повышенной влажности. Лиственницу широко применяют в
производстве мебели благодаря красивой структуре. Также ее можно использовать в
гидролизной и целлюлозно-бумажной промышленности. Но ее на территории Томской
области не так уж и много – всего лишь 0,04% от общей площади лесов.
22
Делаем аппликацию из листьев:
22
Игра для детей 3- 4лет.
Задачи:
- формировать первоначальный интерес к познанию окружающего мира;
-
развивать
внимание,
память,
логическое
мышление,
воображение,
образное
представление, речь;
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
- формировать пространственное мышление;
- развивать зрительно-моторную координацию.
Этапы работы.
1 этап. Уточнение представлений о геометрических фигурах и оттенках цветов.
2 этап. Выбор и подбор геометрических фигур по форме, размеру и цвету.
3 этап. Овладение действиями наглядного моделирования: игрового пространства,
элементов моделируемой среды (улица, дом и т.д.).
4 этап. Изменение цвета и формы частей, из которых составляется игровой элемент;
расчленение предметов на составные части и воссоздание сложных фигур из частей.
5 этап. Расширение и закрепление представлений о пространственном расположении:
правый - левый, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый -тонкий, длинный —
короткий...
6 этап. Обобщенное применение ранее закрепленных знаний, умений и навыков для оценки
сформированности пространственных представлений и понятий.
Варианты заданий.
“Мастерская форм”.
1. Закрепление представлений детей о геометрических формах. Подбор фигур по образцу.
2. Воспитатель называет различные цвета, а ребенок должен показать фигуру такого
цвета. Затем ребенку предлагается вспомнить, что бывает такого же цвета.
3. Закрепить представления о цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от
других признаков предметов (формы, величины).
4. Закреплять знания детей о форме, соотносить несколько предметов с одним и тем же
геометрическим образцом.
5. Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими
предметами по величине.
6. Ребенку предлагается найти пару к геометрической фигуре:
по форме; по величине; по цвету.
7. Попросить ребенка поэкспериментировать с фигурами: поменять у машины цвет
колес, сменить у кузова или машины цвет “песка”, у цветков лепестки и т.д.
8. Найти фигуру среднего размера среди других фигур, в готовых объектах: дерево,
снеговик, бабочка и т.д.
9. Перед ребенком раскладываются в ряд несколько фигур, предлагается рассмотреть,
перечислить. Затем ребенок отворачивается, убирается какая-либо фигура. Ребенок
поворачивается обратно и должен назвать ту фигуру, которой нет.
22
10. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят
показать предметы, про которые можно сказать: правый - левый, высокий - низкий,
широкий - узкий, толстый - тонкий, длинный - короткий...
11. Воспитатель во время чтения сказки, каждого героя обозначает геометрической
фигурой. Затем ребенка просят повторить сказку, выкладывая по мере появления в
сказке того или иного персонажа, соответствующую геометрическую фигуру.
Игра для детей 4 — 5 лет.
Задачи:
- формировать интерес к познанию окружающего мира;
- развивать память, речь, логическое и творческое мышление;
- формировать пространственное мышление;
- развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие;
- развивать тактильную чувствительность.
Этапы работы.
1 этап. Расширение представлений о форме, цвете, величине, расположении предметов в
пространстве.
2 этап. Углубление представлений о пространственном расположении.
3
этап.
Обобщение
знаний,
умений,
навыков
для
оценки
сформированности
пространственных представлений и понятий.
Задания для детей 3-4 лет являются актуальными и в данном возрасте, но должны
представлять собой более усложненный вариант.
Новые варианты заданий.
“Мастерская форм - 2”
1. Закреплять умение анализировать предмет сложной формы и воссоздавать ее из
частей. Расширять представление о разновидностях геометрических фигур.
2.
Овладение
способами
обследования
сложной
формы
предметов,
давать
последовательное словесное описание предмета и узнавать его по словесному описанию.
3. Геометрическая фигура помещается на, под, между другой, - ми. Ребенку
предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры.
4.
Геометрическая
фигура
помещается
слева
или справа от
другой.
Ребенку
предлагается назвать пространственное расположение этой фигуры.
5. Перед детьми раскладывается определенная картина из объектов игры, и их просят
показать предметы, про которые можно сказать: выше, ниже, над, снизу, сверху,
ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от, левее, правее, ближе всего к, дальше
всего от, предпоследний, следующий за.
22
Тема № 4. Здания города Томска.
Цель: ознакомится с разнообразием архитектуры города Томска.
Задачи:
- Посмотреть разнообразные здания, драм. театр, музей истории Томска, Музей
деревянного зодчества, русско-немецкий центр.
- Обсудить какие здания знают дети.
- Повторить достопримечательности города.
Раскрасить:
Перед тем как дать раскрашивать изображение необходимо рассмотреть его и с
детьми ответить на следующие вопросы:
- что это за здание?
- где оно находится?
- из чего оно сделано?
- что рядом располагается?
22
- в каком вы живете доме?
- сколько в нем этажей?
- из чего он сделан?
- что находится возле вашего
дома?
- сколько этажей в детском саду?
- из чего сделан дет.сад?
- какие памятники вы знаете?
Аппликации:
1.
Взять кирпичный дом и выдать детям бумажные кирпичики и чтобы они
приклеивали.
2.
На изображение деревянного дома приклеить спички (или зубочистки).
3.
На изображение панельного дома приклеить заготовки как панели с вырезанными
окнами и дверями.
22
Тема № 5. Транспорт в Томске (поезд, самолет,
автобусы, такси, машины).
Цель: знакомство с основным транспортом города Томска.
Задачи:
- разобрать какой транспорт есть в городе.
- на чем можно и куда ехать (лететь)
План работы:
- на чем вы добирались до садика?
- какой вид транспорта вы знаете?
- где останавливаются поезда? Автобусы? Самолеты? Машины?
Поезд.
Посмотреть фото, а потом раздать картинку и цветную бумагу. Цветную бумагу надо
нарвать кусочками и приклеивать к картинке.
22
Самолет:
Посмотреть фото, а потом раздать картинку и пластилин. Необходимо раскрасить
пластилином.
Автобус:
22
Посмотреть фото, а потом раздать картинку и цветные карандаши. Необходимо раскрасить
карандашами картинку.
22
Тема № 6. ТОМСК – разбираем по буквам, стих на
каждую букву.
T
Точно знаю букву «Т»
Томск содержит первой.
Томь – река возле него,
Темная была давно.
22
O
Озеро лечебное, Белое оно
Раньше всех лечило, армию спасло
А теперь мы любим там
Бегать, прыгать и скакать.
22
M
Может каждый знать ребенок
Город свой почти с пеленок
Каменный мост есть у нас
Прогуляться просто класс!
22
C
Сад Городской я люблю
Там много интересного
И букву «С» я вставлю
В свой город я на место.
22
K
Камень основания на горе стоит
С него город начинается
Он об этом говорит
Как сердце в центре города
Поставлен камень тот
И рядом с ним находится
В музей истории вход.
22
Таким образом, идея, лежащая в основе разработанного методического пособия
решает проблему приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни
родного города (через него и Отечества). Именно в краеведческой деятельности
дошкольник получает возможность познакомиться со своим краем, изучить свою
страну, начиная с «малой Родины», познать патриотические, духовно – нравственные
традиции народа, удовлетворить потребность в познании окружающего мира. Поэтому
основным в образовании дошкольника является организация его собственного опыта,
который взрослый помогает обобщить и зафиксировать с помощью наглядных средств.
Задача взрослого – создать условия способствующие развитию личности ребенка,
повышающие
его
познавательную
и
эмоциональную
активность
с
опорой
на
краеведческий материал, что позволит удовлетворить потребность в познании
окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты.
22