Автор: Герасимова Любовь Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" п. Палатка Населённый пункт: поселок Палатка, Магаданская область Наименование материала: обобщение опыта Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
«Любовь к Родине», «Патриот своей Отчизны» – все чаще и чаще мы слы-
шим эти слова. Но как воспитать эти качества, эту любовь?
Мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспи-
тания с учетом психологических особенностей дошкольников (эмоциональное
восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и об-
остренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явле-
ний и др.).
Работу
по
нравственно-патриотическому
воспитанию
мы
ведем
по
нескольким направлениям: «Моя семья», «Родной город, поселок», «Родная
страна», «Родная природа», «Родная культура».
Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направле-
ния «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своем
ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких
людей, семейных историях, традициях.
Совсем недавно по этой теме проходила выставка работ «Герб моей се-
мьи», реализовывался проект «Семейная летопись», в котором родители и дети
предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях
своей семьи.
Дети с большой гордостью рассказывали о своей семье, какая она друж-
ная, как проводятся вместе выходные, праздники. Все чаще и чаще можно было
услышать от детей такие фразы: «А вот я буду таким же, как и мой праде-
душка…», «У нас в семье мы любим делать …», «Моя бабушка любит зани-
маться…», «У нас в семье были известные художники, и я тоже буду художни-
ком» и др.
Мы живем в небольшом поселке Палатка, и нам хочется, чтобы юные жи-
тели гордились своей малой родиной. Для этого нужна самая малость – помочь
ребенку увидеть и узнать, чем же красив и богат наш поселок.
В рамках направления «Родной поселок» проводятся целевые прогулки и
экскурсии
в
детскую
центральную
библиотеку,
пожарную
часть,
где
мы
с
детьми старших групп являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря
экскурсиям по поселку дети получают значительный объем информации. В до-
ступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения поселка,
его достопримечательностями, видами транспорта, зданиями и учреждениями,
трудовой деятельностью людей, деятелями культуры, знаменитыми земляками.
Детям давались задания узнать, где трудятся их мамы и папы.
В преддверии юбилея поселка в группе была организована выставка поде-
лок «Мой поселок». Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью
рассказывали о своей поделке.
В результате проведенной работы знания воспитанников стали глубже,
шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными. Бо-
гатство впечатлений дети отражали в игровой деятельности. В рисунках по за-
мыслу у ребят появились темы: «Наша улица», «Мой двор», «Мой поселок».
На занятиях по направлению «Родная страна» дети знакомились с геогра-
фическими сведениями о территории России, ее государственными символами.
Дети больше узнавали о столице нашей Родины, великих городах, знаменитых
россиянах.
Полученные знания закрепляются на развлечениях: «День России», «День
поселка», «День города». Дети уже не первый год выступают в одноименных
праздниках на поселковых и городских мероприятиях.
Отдельным направлением обучения выделяется «День защитника Отече-
ства», где в феврале, в детском саду, проходят спортивные развлечения «Папа, я
– вот это сила!», спортивный праздник проходит в музыкальном зале весело,
эмоционально, ребята вместе с папами активно принимают участие в состязани-
ях. В конце все семьи награждаются грамотами и памятными сувенирами, дети
изготавливают поделки для пап – они трепетно и с удовольствием относятся к
этой работе.
В этом же направлении затронута и военная тематика. В его рамках ведет-
ся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с худо-
жественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе.
Проводятся встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной
войны, боевых действий в Афганистане, Чечне. На личном примере ветеранов
дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными, т.е.
настоящими гражданами своей Родины.
Проводятся экскурсии к Вечному огню – дети воздают память героям,
отдавшим свои жизни в боях за Родину, возлагают цветы.
Мы с детьми изготавливаем поздравительные открытки для ветеранов
ВОВ. Которые они дарят на параде. Как это трогательно видеть, когда ребенок
поздравляет ветерана, протягивая ему эту открытку, а по щеке пожилого челове-
ка течет слеза …
В результате дети имеют расширенное представление о Великой Отече-
ственной войне, воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам –
защитникам Родины. Узнают о том, когда и как началась война, какие сражения
сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о
том, какой ценой досталась нашему народу победа, о бесстрашных героях вой-
ны, тысячах солдат, погибших на фронте, Могиле Неизвестного Солдата у
Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Ознакомление с народной культурой в детском саду происходит на повсе-
дневных занятиях, где дети узнают об устном народном творчестве: сказках,
былинах, потешках, праздниках и обрядах, народно-прикладном искусстве.
Считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только
через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о
культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный
круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, по-
нимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать на-
звания и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти
праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно
усложняя и углубляя его. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией
отмечать совместно с музыкальным руководителем следующие праздники:
-
Рождество.
На
занятиях
дети
разучивают
рождественские
колядки,
участвуют в представлениях, узнают, что святки – это время, когда можно поде-
литься радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и лю-
бовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки;
- Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пе-
нием закличек, угощением детей блинами;
- обязательно празднуются именины по сезонам с поздравлением детей,
изготовлением подарков, пением, вождением хороводов и чаепитием;
- на Пасху расписываем яйца и играем в народные игры.
Углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению
детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты:
- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и
традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потеш-
ки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
- сформированы двигательные навыки, чему способствуют подвижные
игры, пляски, хороводы;
- формируются представления о морально-нравственных качествах: до-
броте, правдолюбии, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
- развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрос-
лым, сверстникам и малышам, формируется чувство коллективизма;
- развита эмоционально-волевая сфера;
- проявляются патриотические чувства к Родине, своему народу, природе.
В последнем разделе «Земля – наш общий дом» дети средней группы зна-
комятся с элементарными сведениями о природе участка детского сада. В стар-
шей и подготовительной к школе группах даются общие географические сведе-
ния о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах,
животном
мире.
Воспитывается
умение
эстетически
воспринимать
красоту
окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
По этому направлению проводился проект «Комнатные растения», в котором
родители приняли активное участие – приносили комнатные цветы, пополняли
природный уголок группы, вместе с детьми зарисовывали комнатные цветы,
растущие у них дома.
Итогом этой работы стало занятие, где каждый ребенок презентовал свой
домашний цветок.
При рассматривании с детьми природы участка детского сада затрагива-
лась тема о субботниках, в которых дети и родители с удовольствием принима-
ли активное участие.
Дети стали следить за чистотой игровой площадки, убирать мусор, сажать
цветы.
На протяжении ознакомления детей с вышеназванными направлениями
постоянно велась работа с родителями.
Результатом стала убежденность родителей в необходимости нравствен-
ного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и
преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них до-
стойных граждан нашей страны.
Мы стараемся прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные
мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордо-
сти.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их
как союзников, поскольку папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются
понять его чувства, деятельность, точку зрения. У детей, которые чувствуют по-
стоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
В детском саду осуществляется тесное сотрудничество с родителями, от-
ношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, мо-
ральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя дни
открытых дверей, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей.
Последние
оказывают
помощь
в
оформлении
интерьера
группы,
веранды,
благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие
формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с
целью ознакомления с историческими местами, памятниками, музеями.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть
своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящи-
ми патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью
сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»