Напоминание

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников


Автор: Герасимова Любовь Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" п. Палатка
Населённый пункт: поселок Палатка, Магаданская область
Наименование материала: обобщение опыта
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
«Любовь к Родине», «Патриот своей Отчизны» – все чаще и чаще мы слы- шим эти слова. Но как воспитать эти качества, эту любовь? Мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспи- тания с учетом психологических особенностей дошкольников (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и об- остренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явле- ний и др.). Работу по нравственно-патриотическому воспитанию мы ведем по нескольким направлениям: «Моя семья», «Родной город, поселок», «Родная страна», «Родная природа», «Родная культура». Мир ребенка начинается с его семьи, поэтому, именно в рамках направле- ния «Моя семья», на занятиях, в беседах, игре дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, представления о профессиях, именах близких людей, семейных историях, традициях. Совсем недавно по этой теме проходила выставка работ «Герб моей се- мьи», реализовывался проект «Семейная летопись», в котором родители и дети предоставляли разнообразные материалы о традициях, праздниках, ценностях своей семьи. Дети с большой гордостью рассказывали о своей семье, какая она друж- ная, как проводятся вместе выходные, праздники. Все чаще и чаще можно было услышать от детей такие фразы: «А вот я буду таким же, как и мой праде- душка…», «У нас в семье мы любим делать …», «Моя бабушка любит зани- маться…», «У нас в семье были известные художники, и я тоже буду художни- ком» и др. Мы живем в небольшом поселке Палатка, и нам хочется, чтобы юные жи- тели гордились своей малой родиной. Для этого нужна самая малость – помочь ребенку увидеть и узнать, чем же красив и богат наш поселок. В рамках направления «Родной поселок» проводятся целевые прогулки и экскурсии в детскую центральную библиотеку, пожарную часть, где мы с
детьми старших групп являемся постоянными и желанными гостями. Благодаря экскурсиям по поселку дети получают значительный объем информации. В до- ступной и наглядной форме они знакомятся с историей возникновения поселка, его достопримечательностями, видами транспорта, зданиями и учреждениями, трудовой деятельностью людей, деятелями культуры, знаменитыми земляками. Детям давались задания узнать, где трудятся их мамы и папы. В преддверии юбилея поселка в группе была организована выставка поде- лок «Мой поселок». Дети подолгу рассматривали выставку и с гордостью рассказывали о своей поделке. В результате проведенной работы знания воспитанников стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными. Бо- гатство впечатлений дети отражали в игровой деятельности. В рисунках по за- мыслу у ребят появились темы: «Наша улица», «Мой двор», «Мой поселок». На занятиях по направлению «Родная страна» дети знакомились с геогра- фическими сведениями о территории России, ее государственными символами. Дети больше узнавали о столице нашей Родины, великих городах, знаменитых россиянах. Полученные знания закрепляются на развлечениях: «День России», «День поселка», «День города». Дети уже не первый год выступают в одноименных праздниках на поселковых и городских мероприятиях. Отдельным направлением обучения выделяется «День защитника Отече- ства», где в феврале, в детском саду, проходят спортивные развлечения «Папа, я – вот это сила!», спортивный праздник проходит в музыкальном зале весело, эмоционально, ребята вместе с папами активно принимают участие в состязани- ях. В конце все семьи награждаются грамотами и памятными сувенирами, дети изготавливают поделки для пап – они трепетно и с удовольствием относятся к этой работе. В этом же направлении затронута и военная тематика. В его рамках ведет- ся работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен, ознакомлению с худо- жественными произведениями о защитниках нашей Родины, войне, победе.
Проводятся встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне. На личном примере ветеранов дети убеждаются, как важно быть сильными, смелыми, самоотверженными, т.е. настоящими гражданами своей Родины. Проводятся экскурсии к Вечному огню – дети воздают память героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину, возлагают цветы. Мы с детьми изготавливаем поздравительные открытки для ветеранов ВОВ. Которые они дарят на параде. Как это трогательно видеть, когда ребенок поздравляет ветерана, протягивая ему эту открытку, а по щеке пожилого челове- ка течет слеза … В результате дети имеют расширенное представление о Великой Отече- ственной войне, воспитывается уважение и чувство благодарности к воинам – защитникам Родины. Узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашему народу победа, о бесстрашных героях вой- ны, тысячах солдат, погибших на фронте, Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Ознакомление с народной культурой в детском саду происходит на повсе- дневных занятиях, где дети узнают об устном народном творчестве: сказках, былинах, потешках, праздниках и обрядах, народно-прикладном искусстве. Считаем, что раскрытие личности ребенка полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в ней при помощи вхождения в годичный праздничный круг. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, по- нимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать на- звания и понятия. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. В нашем детском саду уже стало хорошей традицией отмечать совместно с музыкальным руководителем следующие праздники:
- Рождество. На занятиях дети разучивают рождественские колядки, участвуют в представлениях, узнают, что святки – это время, когда можно поде- литься радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и лю- бовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки; - Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пе- нием закличек, угощением детей блинами; - обязательно празднуются именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением, вождением хороводов и чаепитием; - на Пасху расписываем яйца и играем в народные игры. Углубленная, комплексная, систематизированная работа по приобщению детей к истокам народной культуры имеет положительные результаты: - у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа; - обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потеш- ки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни; - сформированы двигательные навыки, чему способствуют подвижные игры, пляски, хороводы; - формируются представления о морально-нравственных качествах: до- броте, правдолюбии, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге; - развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрос- лым, сверстникам и малышам, формируется чувство коллективизма; - развита эмоционально-волевая сфера; - проявляются патриотические чувства к Родине, своему народу, природе. В последнем разделе «Земля – наш общий дом» дети средней группы зна- комятся с элементарными сведениями о природе участка детского сада. В стар- шей и подготовительной к школе группах даются общие географические сведе- ния о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. По этому направлению проводился проект «Комнатные растения», в котором
родители приняли активное участие – приносили комнатные цветы, пополняли природный уголок группы, вместе с детьми зарисовывали комнатные цветы, растущие у них дома. Итогом этой работы стало занятие, где каждый ребенок презентовал свой домашний цветок. При рассматривании с детьми природы участка детского сада затрагива- лась тема о субботниках, в которых дети и родители с удовольствием принима- ли активное участие. Дети стали следить за чистотой игровой площадки, убирать мусор, сажать цветы. На протяжении ознакомления детей с вышеназванными направлениями постоянно велась работа с родителями. Результатом стала убежденность родителей в необходимости нравствен- ного воспитания детей с первых лет жизни, в возможности предупредить и преодолеть отрицательные проявления в их поведении, вырастить из них до- стойных граждан нашей страны. Мы стараемся прийти родителям на помощь, вовлекать их в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордо- сти. В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, поскольку папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, деятельность, точку зрения. У детей, которые чувствуют по- стоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. В детском саду осуществляется тесное сотрудничество с родителями, от- ношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, мо- ральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя дни открытых дверей, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Последние оказывают помощь в оформлении интерьера группы, веранды, благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие
формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью ознакомления с историческими местами, памятниками, музеями. Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящи- ми патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»


В раздел образования