Автор: Гурьянова Анна Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 125 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии общения педагогов с родителями"
Раздел: дошкольное образование
Современные технологии общения педагогов с родителями
В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает
достойное
место
в
ряду
приоритетных
направлений воспитательно-
образовательной деятельности
дошкольного
учреждения.
Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность
семейного воспитания наряду
с
необходимостью психолого-
педагогической помощи родителям.
Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда
проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть
проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:
конфликты между родителями из-за детей;
родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам
воспитания;
жалобы воспитателей на пассивность родителей;
невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с
недостатком
авторитета
педагога
из-за
молодого
возраста
или
небольшого опыта работы.
Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста:
психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из
них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение
проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и
образование
воспитателя.
Для
предупреждения
таких
ситуаций
администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка
в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать,
что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций
являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное
информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился,
каких
успехов
достиг.
Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из
других источников, например от других родителей, детей группы. Такая
информация может носить искаженный характер и привести к развитию
конфликтной ситуации.
Чтобы
предотвратить
возникновение
сложных
ситуаций, воспитатель должен
владеть
определенными
приемами
эффективного общения с родителями.
Виды общения педагога с родителями.
Поскольку
в
процессе общения
педагога
с
семьями
воспитанников решаются
познавательные
и
личностно-развивающие
задачи,
данный
процесс
правильнее
будет
назвать педагогическим
общением. Можно выделить два вида общения педагога с родителями:
•
в
групповое (фронтальное) общение -
подразумевает
специально
организованные
мероприятия,
направленные
на
решение
ряда
информационных, познавательных и коммуникативных задач;
•
дифференцированное педагогическое
общение -
подразумевает
как
специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним
или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи
индивидуального консультирования
или
работы
с
родителями,
дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные
семьи, семьи с двумя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.
д.). С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего
успешно.
Провести
традиционное родительское
собрание,
прочитать
лекцию
или
дать
тематическую
групповую консультацию может
практически любой педагог.
Педагогическая деятельность
предполагает общение постоянное
и
длительное.
Поэтому воспитатели с
неразвитой
коммуникабельностью
быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от
своей
деятельности
в
целом.
Кроме
того,
в
коммуникативной
культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.
Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень
владения техникой
общения. Воспитателю важно
научиться
общаться
с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной
оценки ребенка.
Принципами
взаимодействия
с
родителями
являются:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным
фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с
родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны
категоричность,
требовательный
тон.
Ведь
любая
прекрасно
выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с
семьей
останется
«моделью
на
бумаге»,
если
воспитатель
не
выработает для себя конкретных форм корректного обращения с
родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от
него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное
доброжелательное
взаимодействие
педагогов
с
родителями
значит
гораздо
больше,
чем
отдельное
хорошо
проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,
настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и
педагогическое
умение
воспитателя
успокоить
родителя,
посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или
иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация
заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах
семьи и искреннее желание помочь.
4. Готовимся серьезно.
Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не
связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное
родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на
положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не
функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные
потребности
и
воспитательные
запросы.
В
зависимости от этого должны меняться формы и направления работы
детского сада с семьей.
Важные моменты:
все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны
быть эстетично оформлены;
содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский
интерес к этой информации быстро пропадет;
оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей
(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-
символы);
содержание предлагаемого материала должно быть действительно
интересно большинству родителей.
Таким
образом,
грамотное
использование
приемов педагогического
общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения
сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле -
воспитании и развитии детей.