Напоминание

"Современные технологии общения педагогов с родителями"


Автор: Гурьянова Анна Николаевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 125 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные технологии общения педагогов с родителями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные технологии общения педагогов с родителями

В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает

достойное

место

в

ряду

приоритетных

направлений воспитательно-

образовательной деятельности

дошкольного

учреждения.

Большинство педагогических коллективов четко осознают приоритетность

семейного воспитания наряду

с

необходимостью психолого-

педагогической помощи родителям.

Работа с родителями - это процесс общения разных людей, который не всегда

проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть

проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей:

конфликты между родителями из-за детей;

родительские претензии к воспитателям по тем или иным вопросам

воспитания;

жалобы воспитателей на пассивность родителей;

невнимание родителей к рекомендациям воспитателя в связи с

недостатком

авторитета

педагога

из-за

молодого

возраста

или

небольшого опыта работы.

Сегодняшние родители внимательно отнесутся к консультации специалиста:

психолога, логопеда, врача. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из

них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение

проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и

образование

воспитателя.

Для

предупреждения

таких

ситуаций

администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка

в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать,

что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций

являются установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное

информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился,

каких

успехов

достиг.

Отсутствие информации порождает у родителя желание получить ее из

других источников, например от других родителей, детей группы. Такая

информация может носить искаженный характер и привести к развитию

конфликтной ситуации.

Чтобы

предотвратить

возникновение

сложных

ситуаций, воспитатель должен

владеть

определенными

приемами

эффективного общения с родителями.

Виды общения педагога с родителями.

Поскольку

в

процессе общения

педагога

с

семьями

воспитанников решаются

познавательные

и

личностно-развивающие

задачи,

данный

процесс

правильнее

будет

назвать педагогическим

общением. Можно выделить два вида общения педагога с родителями:

в

групповое (фронтальное) общение -

подразумевает

специально

организованные

мероприятия,

направленные

на

решение

ряда

информационных, познавательных и коммуникативных задач;

дифференцированное педагогическое

общение -

подразумевает

как

специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним

или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи

индивидуального консультирования

или

работы

с

родителями,

дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные

семьи, семьи с двумя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.

д.). С задачами фронтального общения воспитатель справляется чаще всего

успешно.

Провести

традиционное родительское

собрание,

прочитать

лекцию

или

дать

тематическую

групповую консультацию может

практически любой педагог.

Педагогическая деятельность

предполагает общение постоянное

и

длительное.

Поэтому воспитатели с

неразвитой

коммуникабельностью

быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от

своей

деятельности

в

целом.

Кроме

того,

в

коммуникативной

культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности.

Личностная психологическая готовность предполагает достаточный уровень

владения техникой

общения. Воспитателю важно

научиться

общаться

с родителями так, чтобы избегать позиции «обвинителя», негативной

оценки ребенка.

Принципами

взаимодействия

с

родителями

являются:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным

фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с

родителями. В общении воспитателя с родителями не уместны

категоричность,

требовательный

тон.

Ведь

любая

прекрасно

выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с

семьей

останется

«моделью

на

бумаге»,

если

воспитатель

не

выработает для себя конкретных форм корректного обращения с

родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от

него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.

Ежедневное

доброжелательное

взаимодействие

педагогов

с

родителями

значит

гораздо

больше,

чем

отдельное

хорошо

проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию,

настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и

педагогическое

умение

воспитателя

успокоить

родителя,

посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или

иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и

поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация

заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах

семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не

связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное

родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на

положительный имидж учреждения в целом.

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не

функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро

реагировать

на

изменения

социального

состава

родителей,

их

образовательные

потребности

и

воспитательные

запросы.

В

зависимости от этого должны меняться формы и направления работы

детского сада с семьей.

Важные моменты:

все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны

быть эстетично оформлены;

содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский

интерес к этой информации быстро пропадет;

оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей

(текст на цветной бумаге, фотографии детей группы, картинки-

символы);

содержание предлагаемого материала должно быть действительно

интересно большинству родителей.

Таким

образом,

грамотное

использование

приемов педагогического

общения позволит воспитателям и родителям избежать возникновения

сложных ситуаций и объединить усилия в их важном и общем деле -

воспитании и развитии детей.



В раздел образования