Авторы: Гарипова Альфия Фазлыахметовна, Гладкова Марина Викторовна
Должность: учитель обществознания, учитель химии
Учебное заведение: МАОУ "УОШИ с ПЛП"
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: создание отчетов по функциональной грамотности при проведении работ
Тема: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - раздел учебной программы по предметам.
Раздел: среднее образование
Отчет
по исследованию результатов выполнения
диагностических работ по функциональной
грамотности среди обучающихся
8-9 классов МАОУ «УОШИ с ПЛП»
В МАОУ «УОШИ с ПЛП» 8 педагогов нашей школы приняли участие
в вебинаре, связанном с формированием и оценкой функциональной
грамотности, его исследовательской части, где были ознакомлены с
национальным инструментарием в качестве экспертов.
С 1 октября 2021 года по 10 февраля 2022 года в рамках исследования,
функциональная грамотность обучающихся 8-9 классов изучалась на
основании диагностических работы по 6 направлениям:
1.Глобальные компетенции
2.Финансовая грамотность
3.Математическая грамотность
4.Читательская грамотность
5.Креативное мышление
6.Естественно-научная грамотность
Результаты исследования функциональной грамотности
Всего участвовало 165 учащихся из 8-9 классов (84 обучающихся 8-х
классов, 81 обучающийся из 9-х классов).
Процент учащихся, достигших базового уровня по функциональной
грамотности в целом составил 84,3%.
Результаты по отдельным направлениям функциональной
грамотности
В результате выявлено 4 группы учащихся с разным уровнем достижения
функциональной грамотности.
№
8-9
класс
ы
% Недостаточный
уровень
достижения
функционально
й грамотности
%/чел
Низкий
уровень
достижения
функционально
й грамотности
%/чел
Средний
уровень
достижения
функционально
й грамотности
%/чел
Повышенный
уровень
достижения
функционально
й грамотности
%/чел
1
ГК
1
5
45.2% / 38
36,9% / 31
17.8% / 15
0 % / 0
32 % / 26
49,3% / 40
17,2 % / 14
2 % / 1
2
КМ
7
1 % / 1
12.3 % / 10
39,2 % / 33
47,6 % / 40
2
2.5 % / 2
9.87 % / 8
40,7 % / 33
46,9 % / 38
3
ЧГ
3
0
13 % / 11
29.7 % / 25
45,2 % / 38
11,9 % / 10
7,4 % / 6
29,6 % / 24
40,7 % / 33
22,2 % / 18
4
МГ
2
8
5,95 % / 5
60,7 % / 51
23,8 % / 20
9,5 % / 8
7,4% / 6
58 % / 47
22,2 % / 18
12,3 % / 10
5
ФГ
4
2
7,4% / 6
40,7 % / 33
33,3 % / 27
18,5 % / 15
6
ЕГ
2
6
5,95 % / 5
60,7 % / 51
23,8 % / 20
9,5 % / 6
7,4% / 6
58 % / 47
22,2 % / 18
12,3 % / 8
7%
34%
14%
13%
20%
12%
ДИАГРАММА ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРА-
МОТНОСТИ 8-9 КЛАССОВ В МАОУ "УОШИ СПЛП"
показатели в %
ГК
КМ
ЧГ
МГ
ФГ
ЕГ
Показатель по глобальным компетенциям (далее ГК) составил
15%
от максимального балла, что говорит о низком уровне
сформированности данной компетенции у обучающихся. Этот показатель
указывает на то, что эта деятельность для наших детей совершенно
непривычная, т.е. они с ней редко сталкиваются и не понимают, что с ней
делать. В целом результаты оправдали ожидания.
8 класс
Недостаточный
уровень достижения
ГК %/чел
Низкий уровень
достижения
ГК %/чел
Средний уровень
достижения
ГК %/чел
Повышенный
уровень
достижения ГК
%/чел
45.2% / 38
36,9% / 31
17.8% / 15
0 % / 0
9 класс
Недостаточный
уровень достижения
ГК %/чел
Низкий уровень
достижения
ГК %/чел
Средний уровень
достижения
ГК %/чел
Повышенный
уровень
достижения ГК
%/чел
32 % / 26
49,3% / 40
17,2 % / 14
2 % / 1
недостаточный уровень
низкий уровень
средний уровень
повышенный уровень
0
5
10
15
20
25
30
35
40
диаграмма показателей уровня сформированности
глобальной компетенции обущающихся 8-9 классов
8 класс
9 класс
Столбец1
Результаты исследования показали, что формированию у учащихся
глобального мышления следует уделить особое внимание.
Учителям школы необходимо разнообразить учебный процесс, предлагая
учащимся не только задания академической направленности, но и задания,
построенные по принципу "от задачи к способу", т.е. задания, которые
предлагает PISA.
Показатель по креативному мышлению (далее КМ) составил
72% от максимального балла, это очень высокий результат результат.
8 класс
Недостаточный
уровень достижения
КМ %/чел
Низкий уровень
достижения
КМ %/чел
Средний уровень
достижения
КМ %/чел
Повышенный
уровень
достижения КМ %/
чел
1 % / 1
12.3 % / 10
39,2 % / 33
47,6 % / 40
9 класс
Недостаточный
уровень достижения
КМ %/чел
Низкий уровень
достижения
КМ %/чел
Средний уровень
достижения
КМ %/чел
Повышенный
уровень
достижения КМ %/
чел
2.5 % / 2
9.87 % / 8
40,7 % / 33
46,9 % / 38
Задания в части креативного мышления, с которыми обучающиеся 8-9
классов справились наиболее успешно:
1. Выбор наиболее и наименее креативных идей
2. Выдвижение различных идей
Задания по КМ, с которыми обучающиеся справились на среднем уровне:
1. Доработка идеи
2. Доработка конструкции
Задание по КМ, вызвавшее у обучающихся затруднение:
1.Выдвигать идеи
Рекомендации:
на основании данного исследования учителям продуктивнее использовать в
работе технологию развивающего обучения, рекомендованную ФГОС,
изменив подход к обучению, используя такие приемы на уроках, которые
недостаточный уровень
низкий уровень
средний уровень
повышенный уровень
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
диаграмма показателей уровня сформированности кре -
ативной грамотности у обучающихся 8-9 классов
8 класс
9 класс
позволят развить креативное мышление у учащихся через использование
заданий, рекомендованных PISA.
Показатель по читательской грамотности (далее ЧГ) составил
30% от максимального балла.
8 класс
Недостаточный
уровень достижения
ЧГ %/чел
Низкий уровень
достижения
ЧГ %/чел
Средний уровень
достижения
ЧГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения ЧГ
%/чел
13 % / 11
29.7 % / 25
45,2 % / 38
11,9 % / 10
9 класс
Недостаточный
уровень достижения
ЧГ %/чел
Низкий уровень
достижения
ЧГ %/чел
Средний уровень
достижения
ЧГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения ЧГ
%/чел
7,4 % / 6
29,6 % / 24
40,7 % / 33
22,2 % / 18
недостаточный уровень
низкий уровень
средний уровень
повышенный уровень
0
5
10
15
20
25
30
35
40
диаграмма показателей уровня сформированности чи -
тательской грамотности у обучающихся 8-9 классов
8 класс
9 класс
Задания в части читательской грамотности, с которыми обучающиеся
8-9 классов справились наиболее успешно:
1. Находить и извлекать одну единицу информации
2. Понимать значение слова или выражения на основе контекста
4. Различать факт и мнение
3.
Формулировать
на
основе
полученной
из
текста
информации
собственную
гипотезу,
прогнозировать
события,
течение
процесса,
результаты эксперимента на основе информации текста
Задания по ЧГ, с которыми обучающиеся справились на среднем уровне:
1. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких
текстах
2. Определять место, где содержится искомая информация
3. Понимать фактологическую информацию
4. Оценивать форму текста, целесообразность использованных автором
приемов
5. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
Задания по ЧГ, вызвавшие у обучающиеся трудности:
1. Устанавливать взаимосвязи между элементами, частями текста или
текстами
2. Делать выводы на основе интеграции информации из разных частей
текста или разных текстов
Результаты исследования показали, что особое внимание требуется уделить
развитию навыков установления взаимосвязи между текстами/частями
текста и формированию умения делать выводы на основе интеграции
информации из разных текстов / частей текста. В целом результаты
оправдали
ожидания.
При
анализе
индивидуальных
результатов,
обучающихся было обнаружено, что текущая оценка знаний совпадает с
показателями тестирования.
Рекомендации:
1. Внести корректировку в рабочую программу по русскому языку, внедрив
задания, рекомендованные PISA, в уроки по развитию речи.
2. Разработать программу внеурочной деятельности с ориентацией на
достижение более высокого уровня читательской грамотности.
3. Проводить межпредметные мероприятия, квест-игры с целью развития
читательской грамотности у обучающихся.
Показатель по математической грамотности (далее МГ)
составил 28 %
от максимального балла.
8 класс
Недостаточный
уровень достижения
МГ %/чел
Низкий уровень
достижения
МГ %/чел
Средний уровень
достижения
МГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения МГ
%/чел
5,95 % / 5
60,7 % / 51
23,8 % / 20
9,5 % / 8
9 класс
Недостаточный
уровень достижения
МГ %/чел
Низкий уровень
достижения
МГ %/чел
Средний уровень
достижения
МГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения МГ
%/чел
7,4% / 6
58 % / 47
22,2 % / 18
12,3 % / 10
недостаточный уровень
низкий уровень
средний уровень
повышенный уровень
0
10
20
30
40
50
60
диаграмма показателей уровня сформированности ма-
тематичекой грамотности у обучающихся 8-9 классов
8 класс
9 класс
Задания в части математической грамотности, с которыми обучающиеся
справились наиболее успешно:
1) Понимать и работать с данными по круговой диаграмме, сравнивать
проценты одной величины
2) Использовать информацию, представленную в тексте, для проверки
истинности утверждения
Задания по МГ, с которыми обучающиеся шестых классов справились на
среднем уровне:
1) Применять способ перебора вариантов решения и сравнивать результат
2) Применять первичное понимание смысла слова «доказательство» и
работать с натуральными числами
3) Решать расчетную задачу, интерпретировать ответ
Задания по МГ, вызвавшие у обучающихся шестых классов трудности:
1) Находить долю числа, находить процент от числа, сравнивать отрезки на
глаз
2) Понимание смысла действия деления с остатком
3) Работать с информацией, предоставленной в разной форме
Задания по МГ, с которыми учащиеся шестых классов не справились:
1) Ориентироваться в пространстве и на плоскости, находить площадь
прямоугольника и объем параллелепипеда, переводить единицы измерения
2) Применять
прямо
пропорциональную
зависимость
величин
для
составления пропорции
3) Составлять последовательность величин по указанному правилу
Результаты
исследования
показали,
что
способность функционально
использовать математические знания и умения находится на достаточно
низком
уровне.
Особое
внимание
следует
уделить
следующим
компетенциям математической грамотности:
1) Воспроизведение, определения, вычисления.
2) Связи и интеграция с целью решения поставленной проблемы.
3) Математизация, математическое мышление, обобщение, интуиция.
По итогам исследования поставлены цели: развивать способность учащихся
понимать математику и заниматься ей, высказывать хорошо обоснованные
суждения относительно роли математики. Эта способность необходима для
настоящей и будущей личной, профессиональной и общественной жизни в
семье и обществе, а также для жизни созидательного, заинтересованного и
мыслящего гражданина.
Рекомендации:
1) проанализировать
совместно
с
обучающимися
выполнение
предложенных на исследовании заданий;
2) разработать
программу
внеурочной
деятельности
для
проработки
заданий, рекомендованных PISA;
3) проводить внеурочные мероприятия, такие как «Интеллектуальный
марафон»,
«Что?
Где?
Когда?»,
с
целью
развития
математической
грамотности.
Показатель по финансовой грамотности составил (далее ФГ) 42%
от максимального балла.
9 класс
Недостаточный
уровень достижения
МГ %/чел
Низкий уровень
достижения
МГ %/чел
Средний уровень
достижения
МГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения МГ
%/чел
7,4% / 6
40,7 % / 33
33,3 % / 27
18,5 % / 15
недостаточный уровень
низкий уровень
средний уровень
повышенный уровень
0
10
20
30
40
диаграмма показателей уровня сформированности фи -
нансовой грамотности у обучающихся 9 классов
9 класс
Наиболее успешно обучающиеся справились со следующими заданиями:
1)
Понимать то, что такое наличные деньги
2)
Понимать достоинства и недостатки банковской карты, объяснить, что
такое ПИН код и для чего он необходим
3)
Соотносить имеющиеся средства и затраты, вид денег, которыми
осуществлялась оплата
4)
Определить, что является финансовой затратой
5)
Выбрать действия, чтобы не попасть в руки мошенников
6)
Определять суть зкономии личных финансов
7)
Распознавать доходы и расходы семьи, определять, от каких расходов
можно отказаться
Задания по ФГ, с которыми обучающиеся шестых классов справились на
среднем уровне:
1)
Определять финансовую проблему
2)
Считать выгоду от экономии
3)
Определять избежание лишних трат
4)
Определять варианты самой дорогой и самой дешевой покупки
Задания по ФГ, вызвавшие у обучающихся шестых классов трудности:
1)
Выбрать действия, чтобы накопить нужную сумму
2)
Установить последовательность действий при снятии денег в банкомате
Результаты исследования показали, что способность функционально
использовать знания и умения финансовой грамотности у шестиклассников
находятся на среднем уровне. У учащихся неплохо сформировано
экономическое сознание.
По итогам исследования необходимо формировать финансовую
грамотность, как ключевую компетенцию социализации учащихся, которая
поможет сделать жизнь спокойнее, интереснее и приятней вне зависимости
от уровня доходов, а также научит планировать и сберегать, оценивать
потенциальные риски, отстаивать свои права потребителя финансовых
услуг.
Рекомендации:
1) внести коррективы в программу внеурочной деятельности для
проработки заданий, рекомендованных PISA
2) проводить внеурочные мероприятия, такие как «Интеллектуальный
марафон», «Что? Где? Когда?», с целью развития финансовой грамотности.
3) Включить финансовую проблематику в традиционные учебные предметы
(математика, обществознание).
4) Привлекать родительскую общественность для оказания помощи в
организации образовательного процесса по данному направлению
(проведение совместных занятий с обучающимися).
Показатель по естественнонаучной грамотности (далее ЕГ)
составил 26 % от максимального балла.
8 класс
Недостаточный
уровень достижения
ЕГ %/чел
Низкий уровень
достижения
ЕГ %/чел
Средний уровень
достижения
ЕГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения ЕГ
%/чел
5,95 % / 5
60,7 % / 51
23,8 % / 20
9,5 % / 6
9 класс
Недостаточный
уровень достижения
ЕГ %/чел
Низкий уровень
достижения
ЕГ %/чел
Средний уровень
достижения
ЕГ %/чел
Повышенный
уровень
достижения ЕГ
%/чел
7,4% / 6
58 % / 47
22,2 % / 18
12,3 % / 8
Задания по ЕГ, с которыми обучающиеся шестых классов справились на
среднем уровне:
1. Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие
выводы
2. Применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения
явлений
3.Распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и
представления. Задания по ЕГ, вызвавшие у обучающихся шестых классов
трудности:
1. Предполагать или оценивать способ научного исследования данного
вопроса
2. Выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки
При анализе индивидуальных результатов, обучающихся было обнаружено,
что текущая оценка знаний совпадает с показателями тестирования.
Результаты
проведенного
тестирования
показали,
что
пристальное
внимание
необходимо
уделить
формированию
следующих
умений:
предполагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса
и выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки.
Необходимо разработать план действий и мероприятий.
Рекомендации:
на основании выше изложенного необходимо на уроках по обобщению и
закреплению изученного материала, во внеклассной работе и внеурочной
деятельности использовать задания PISA, направленные на формирование
естественнонаучной грамотности.
Вывод:
формирование функциональной грамотности школьника – это задача,
которую не может решить отдельно взятый учитель, чтобы достичь
положительных результатов в данном направлении должна работать вся
школьная команда учителей. Применение учителем в учебном процессе
нетипичных заданий, в которых предлагается рассмотреть некоторые
проблемы из реальной жизни, как правило, требуют применения знаний в
незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е.
требует творческой активности.
Управленческие решения:
1.Руководителям МО совместно с учителями разработать план мероприятий
по формированию функциональной грамотности, используя межпредметное
взаимодействие.
2. Учителям внедрять новую систему учебных заданий и учебных ситуаций,
ориентированных
на
формирование
функциональной
грамотности
в
урочной и внеурочной деятельности.