Автор: Гареева Гульшат Раисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: г.Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по
воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Одна из определяющих функций семьи – функция
экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В
реальной жизни они преследуют цель – содействовать
материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую
очередь детей.
Убедительным показателем актуальности воспитания
финансовой грамотности дошкольников является
привлечение родителями детей к домашней работе.
В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых
ведущую роль играет семья. Одной из таких является
проблема воспитание финансовой грамотности
ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу
формирования начал финансовой социализации ребенка, его
адаптации к современным жизненным реалиям.
Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их
отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются
детьми особенно прочно.
Ребенок, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой,
постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу
предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель
происходящего.
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности
дошкольников, следует с самого начала поставить в
известность родителей этих детей о предстоящей работе,
обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не
должна носить насильственного характера. На родительском
собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания
финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень
важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы
вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.
Часто сама проблема вызывает у родителей опасение,
настороженность, поскольку финансовая
грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного
возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует
раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные
явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической
деятельности – бережливость, экономность, рациональность,
имеющие жизненно важное значение.
Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей
своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно
назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет
необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми
разных профессий, с трудом людей.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и
родителей является воспитание уважительного отношения к
любому труду, к людям любой профессии.
Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую
профессию, поэтому первоначальные представления о труде
взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о
некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название
разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда,
оборудование, что они делают на работе, т. е. результаты работы и
др.
Воспитатель рекомендует литературу, которую родители могут
читать детям. Дает советы , как обсуждать прочитанное. Особенно
это необходимо учитывать после прочтения произведений на
морально – этические темы.
Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще
рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о
коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или
награду.
Самым действительным средством трудового воспитания детей
является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах
семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье
постоянные обязанности, и первой из них должно быть наведение
порядка в своем собственном хозяйстве.
Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем
наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все же
надо искать разнообразные способы включение ребенка в
домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок
подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый
подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало
желание трудиться.
Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ
приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.
Одним из этапов программы по воспитанию финансовой
грамотности у дошкольников является знакомство детей с
интереснейшим в жизни людей социально-экономическим
явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о
покупательной и накопительной способности денег, сколько о
деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги,
какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как
выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные
деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран
др. дети с интересом знакомятся с данным явлением,
и родители могут внести свою лепту по расширению у детей
познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной
жизни. Очень важно донести до сознания детей связь
понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.
Полезным для формирования экономического образа
мышления, воспитания начал осознанных потребностей является
знакомство детей с понятием бюджет. Рассказывать детям: что
такое бюджет, из чего он состоит (из денег членов семьи, поэтому
называется «семейный»).
Посещение магазинов с родителями – еще один путь
приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить
ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому
целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям
магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список
предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то
покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на
обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях,
я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице»
и т. д.
Одним из ярких явлений современной социально-экономической
жизни является реклама. Воспитатели вместе с
родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем
она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о
рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только
телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие.
Расскажите детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для
работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи,
когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им
помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой
косметики, электротоваров и др.).
Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание
рекламы вместе с родителями к рисункам детей по темам: «Если
бы у меня было собственное дело», «Какая реклама мне
нравится», «Телереклама» и т. п. К примеру, в детском саду они
рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а
дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает
интересное сотрудничество родителей и детей, которое их
сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному
общению.
В работе с родителями можно использовать различные формы
работы:
-Беседы, как индивидуальные, так и групповые.
-Консультации.
-Оформление в родительском уголке, папки передвижки,
буклеты.
-Ну, и конечно, родительские собрания, которые можно провести
как в обычной форме, так и во всевозможных нетрадиционных
формах.
-Деловые игры, которые помогут сформировать экономические
знания при помощи деловой игры.
-Викторины.
Все это позволит родителям повысить уровень знаний об
использовании финансовой грамотности в условиях детского сада и
использовать полученные знания и умения на практике, в кругу
семьи.
В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы
приобщения детей к финансам – это эффективный путь подготовки
ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к
формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.