Напоминание

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».


Автор: Гареева Гульшат Раисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 36
Населённый пункт: г.Нефтекамск
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по

воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

Одна из определяющих функций семьи – функция

экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В

реальной жизни они преследуют цель – содействовать

материальному благополучию семьи, всех ее членов, и в первую

очередь детей.

Убедительным показателем актуальности воспитания

финансовой грамотности дошкольников является

привлечение родителями детей к домашней работе.

В педагогике есть такие проблемы, в реализации которых

ведущую роль играет семья. Одной из таких является

проблема воспитание финансовой грамотности

ребенка, решение которой позволит осуществить важную задачу

формирования начал финансовой социализации ребенка, его

адаптации к современным жизненным реалиям.

Атмосфера семейной экономики, поступки родителей, их

отношение к деньгам, вещам, к любым ценностям усваиваются

детьми особенно прочно.

Ребенок, как правило, рядом с мамой, папой, бабушкой,

постоянно занятых делом, и видит их озабоченность по поводу

предстоящих дел. Он, если не участник, то обязательно свидетель

происходящего.

Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности

дошкольников, следует с самого начала поставить в

известность родителей этих детей о предстоящей работе,

обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не

должна носить насильственного характера. На родительском

собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания

финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень

важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы

вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.

Часто сама проблема вызывает у родителей опасение,

настороженность, поскольку финансовая

грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного

возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует

раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные

явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической

деятельности – бережливость, экономность, рациональность,

имеющие жизненно важное значение.

Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей

своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно

назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет

необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми

разных профессий, с трудом людей.

Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и

родителей является воспитание уважительного отношения к

любому труду, к людям любой профессии.

Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую

профессию, поэтому первоначальные представления о труде

взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о

некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название

разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда,

оборудование, что они делают на работе, т. е. результаты работы и

др.

Воспитатель рекомендует литературу, которую родители могут

читать детям. Дает советы , как обсуждать прочитанное. Особенно

это необходимо учитывать после прочтения произведений на

морально – этические темы.

Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще

рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о

коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или

награду.

Самым действительным средством трудового воспитания детей

является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах

семьи. Пятилетний ребенок уже способен иметь в семье

постоянные обязанности, и первой из них должно быть наведение

порядка в своем собственном хозяйстве.

Детям интереснее принимать участие в делах взрослых, чем

наводить порядок у себя в игровом уголке или комнате. Но все же

надо искать разнообразные способы включение ребенка в

домашние дела: взрослый начинает уборку, а ребенок

подключается к работе или ребенок начинает, а взрослый

подключается для ее завершения, если видит, что у того пропало

желание трудиться.

Совместный труд детей и взрослых – самый действенный способ

приучение детей к труду, как в семье, так и детском саду.

Одним из этапов программы по воспитанию финансовой

грамотности у дошкольников является знакомство детей с

интереснейшим в жизни людей социально-экономическим

явлением – деньги. Можно убедиться, что речь идет не столько о

покупательной и накопительной способности денег, сколько о

деньгах как культурно-историческом явлении: что такое деньги,

какими были первые деньги, что было, когда не было денег, как

выглядят российские рубли, что на них нарисовано; иностранные

деньги, валюта, знакомство с внешним видом денег разных стран

др. дети с интересом знакомятся с данным явлением,

и родители могут внести свою лепту по расширению у детей

познавательного интереса к этому атрибуту нашей современной

жизни. Очень важно донести до сознания детей связь

понятий «труд» и «деньги», что деньги зарабатывают.

Полезным для формирования экономического образа

мышления, воспитания начал осознанных потребностей является

знакомство детей с понятием бюджет. Рассказывать детям: что

такое бюджет, из чего он состоит (из денег членов семьи, поэтому

называется «семейный»).

Посещение магазинов с родителями – еще один путь

приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить

ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому

целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям

магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список

предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то

покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на

обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях,

я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице»

и т. д.

Одним из ярких явлений современной социально-экономической

жизни является реклама. Воспитатели вместе с

родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем

она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о

рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только

телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие.

Расскажите детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для

работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи,

когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им

помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой

косметики, электротоваров и др.).

Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание

рекламы вместе с родителями к рисункам детей по темам: «Если

бы у меня было собственное дело», «Какая реклама мне

нравится», «Телереклама» и т. п. К примеру, в детском саду они

рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а

дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает

интересное сотрудничество родителей и детей, которое их

сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному

общению.

В работе с родителями можно использовать различные формы

работы:

-Беседы, как индивидуальные, так и групповые.

-Консультации.

-Оформление в родительском уголке, папки передвижки,

буклеты.

-Ну, и конечно, родительские собрания, которые можно провести

как в обычной форме, так и во всевозможных нетрадиционных

формах.

-Деловые игры, которые помогут сформировать экономические

знания при помощи деловой игры.

-Викторины.

Все это позволит родителям повысить уровень знаний об

использовании финансовой грамотности в условиях детского сада и

использовать полученные знания и умения на практике, в кругу

семьи.

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы

приобщения детей к финансам – это эффективный путь подготовки

ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к

формированию с детского возраста образа своей будущей семьи.



В раздел образования