Автор: Ахметзянова Лилия Илькамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с №29 "Лукоморье"
Населённый пункт: г.Альметьевск РТ
Наименование материала: Методическая разработка образовательной деятельности для детей 4-5 лет
Тема: «Путешествие в космос»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Д/с №29 «Лукоморье» города Альметьевск Республики Татарстан.
Методическая разработка образовательной деятельности для детей
4-5 лет «Путешествие в космос»
Выполнила:
Ахметзянова Л.И.
г.Альметьевск, 2022г.
Проектная деятельность для детей средней группы
«Путешествие в космос»
Подготовила:
Ахметзянова Л.И.
Актуальность темы.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются
представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре,
окружающем мире, о космосе. Очень важно привить детям чувство любви и
привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как
именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная
жизненная позиции. При воспитании патриотических чувств важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни,
беседовать с ними о том, что им близко и интересно. К сожалению, не все
дети с удовольствием слушают исторические факты из жизни страны, не
понимают значимости патриотических чувств. Поэтому мы, взрослые,
должны помочь детям раскрыть в них патриотические чувства. История
России богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться
всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны
воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её
героев. Дети должны знать историю российского праздника – День
Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии
Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.
Тема космоса всегда актуальна. В связи с этим, перед нами стоит
ответственная задача – воспитывать малышей, а это значит, приобщать
ребенка к миру человеческих ценностей, развивать у детей интерес к
познанию, пробудить у дошкольника патриотические чувства, сформировать
2
знания, представления о космосе.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители,
воспитатель, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: месяц
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий, детско-
взрослый.
Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей дошкольного
возраста о космосе.
Задачи:
- Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной
практической деятельности с воспитателем и родителями.
- Расширение кругозора детей о летающих объектах (космическая ракета,
космический корабль, спутник)
- Осуществление в группе воспитательно - образовательного процесса по
обозначенной теме.
- Развитие творческого мышления, воображения, познавательной активности
- Обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями,
стихами на тему космос.
- Развитие связной речи,
- Развитие продуктивной деятельности детей.
- Развитие детского творчества.
- Закрепление умений выразительно рассказывать стихотворения на тему
космос
- Вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы
группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ.
Перспективный план реализации проекта.
I ЭТАП – предварительный.
II ЭТАП – практический.
3
III ЭТАП – заключительный.
I ЭТАП – предварительный.
1.Составление плана проектной деятельности.
2. Подбор методической литературы по теме проекта .
3.Подбор художественной литературы ( рассказы, сказки и стихотворения о
космосе) .
4.Разработка конспекта непосредственно – образовательной деятельности.
5.Подбор настольно – печатных и дидактических игр.
6. Подбор дидактических пособий, иллюстраций, репродукций на тему
космос.
II ЭТАП – практический.
1.НОД во всех областях по теме проекта.
2.Дидактические игры
3.Подвижные игры
4. Пальчиковые игры
5.Речевые игры
6.Экспериментальная деятельность
7.Продуктивная деятельность
8.Чтение художественной литературы
9. Беседа о Ю.А. Гагарине
III ЭТАП – заключительный.
1. Выставка книг о космосе.
2.Выставка детских творческих работ.
3.Выставка поделок из природного материала, сделанные совместно с
родителями.
4.Образовательная деятельность «Путешествие в космос»
4
Анализ практической деятельности.
В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление
расширить свой кругозор по данной теме,
В процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на
тему космос, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно
изъясняться, отвечать распространенными предложениями, с большим
удовольствием участвовать в коллективном разговоре; где выражали свои
чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало
развитию сознания детей, формированию их мировоззрения. Одной из
важных составляющих данного проекта является развитие познавательной
активности детей, наблюдательности, заинтересованности. Дети
ознакомились с художественными произведениями на тему космос. У детей
появилось желание исследовать и изучать космос.
Реализация данного проекта научила детей с большим желанием участвовать
в продуктивной деятельности.
Они расширили свой кругозор и закрепили знания о профессии космонавт.
Закрепили информацию о том, как развиваются космические достижения в
России.
Результат проекта принёс детям удовлетворённость, радость.
5
Критерии оценки результатов по диагностике детей средней группы
Цель: определение уровня мотивации в познавательной деятельности
Вопросы:
1.Как называется самая большая звезда?
2.Как зовут первого космонавта?
3.Какие ты знаешь космические аппараты?
4.Какие ты знаешь планеты?
5.Как называется спутник Земли?
6.Как называется костюм космонавта?
7.Кто первый полетел в космос?
8.Когда в нашей стране празднуют День космонавтики?
9.Хотел бы ты стать космонавтом?
Обработка результатов:
за ответы «ДА» на вопросы ставится 2 балла;
за ответы «НЕ ЗНАЮ» - 1 балл;
за ответы «НЕТ» - ставится 0 баллов.
Интерпретация: 27-22 балла - высокий уровень мотивации
21-11 баллов - средний уровень мотивации
10 баллов и менее - низкий уровень мотивации.
6
Образовательная деятельность в средней группе на тему
«Путешествие в космос»
Цель: Расширить и систематизировать
знания
детей о космосе.
Задачи: уточнить и обобщить знания детей о названиях некоторых планет
солнечной системы;
продолжать формировать детские представления о
летающих объектах (космическая ракета, космический корабль, летающая
«тарелка», спутник);
закрепить навыки счета в пределах 5;
продолжать
упражнять в соотношении предметов по величине, обозначать соотношения
по величине словами: самый большой, поменьше, самый маленький;
продолжать формировать у детей желание преодолевать препятствия,
участвуя в эстафетах.
Предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций к
книгам о космосе, беседы о планете Земля, строительство космических
кораблей из модулей и конструкторов.
Оборудование: детские футболки 3-х разных цветов, 3 скамейки для
проведения эстафет, 3 обруча, 3 комплекта «звездных осколков» –
большие, поменьше, маленькие, сладкие сюрпризы в коробке, 3 ведерка,
мячи 3-х цветов в 3–х больших корзинах, костюм инопланетянина,
вырезанные силуэты следов (желтые, синие, разноцветные).
Ход образовательной деятельности
1. Введение в ситуацию. Дети в разноцветных футболках тремя командами
под веселую музыку входят в спортивный зал.
Воспитатель: Ребята, вы хотите полететь в космос? Сегодня мы
превращаемся в космических путешественников. Нас ждут интересные
приключения и испытания. Вы готовы отправиться в космическое
пространство?
Каждый экипаж летит в звездолете на свою планету. Капитан экипажа может
перевезти только одного человека в звездолете!
7
2.Мотивирование детей на включение в игровую деятельность.
1 эстафета «Полет на планету»: капитаны экипажей одновременно в обруче
перевозят по 1 ребенку.
2 эстафета «Очисти планету» (дети по очереди отсчитывают и набирают в
ведерко по 5 мячей определенного цвета):
Воспитатель: Молодцы! Вы оказались на планетах! Следующее задание –
каждому экипажу необходимо очистить свою планету от метеоритов. Экипаж
«Звездочка» собирает по 5 зеленых метеоритов в ведерко, экипаж «Лунтик»
выбирает только желтые метеориты – по 5 штук, а экипаж «Комета» собирает
по 5 метеоритов синего цвета.
3 эстафета «Сложи звезду»
Воспитатель: Прошел звездный дождь, который оставил на поверхности
планет осколки звезд. Экипаж «Звездочка» собирает самые большие осколки.
Экипаж «Лунтик» выбирает осколки поменьше, а экипаж «Комета» – самые
маленькие осколочки. (Дети собирают осколки и выкладывают из них
звезды). Воспитатель спрашивает у ребят каждой команды, какие звезды у
них получились (ответы детей – большие, маленькие, поменьше).
3.Включение новых знаний.
Воспитатель:Ребята, вы слышите звук приближающейся летающей тарелки.
К нам прилетел Инопланетянин. (под космическую музыку в зал влетает
аппарат, из которого появляется инопланетянин).
Инопланетянин: Моя летающая тарелка приземлилась на вашей планете.
Как я рад! У меня появилось много друзей! Какие планеты вы знаете?
(ответы детей – Марс, Венера, Юпитер, Солнце, Луна). Отгадайте, с какой
планеты я прилетел? (дети отгадывают). Правильно, с Марса. А как
называется ваша планета? (ответ детей). Я так хочу играть! А вы знаете
какие-нибудь игры? – (ответы детей – «Скворушки», «Сова и лемминги»,
«День – ночь», «Хитрая лиса», «Космонавты»). Научите меня, расскажите,
8
как играть. Дети рассказывают инопланетянину правила игры.
Подвижная игра «Космонавты»:
Дети встают в круг, водят хоровод со словами:
– Ждут нас быстрые ракеты для полетов на планеты.
На какую захотим – на такую полетим!
Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!
(Дети разбегаются и занимают места на скамейке. Игра повторяется сначала).
Инопланетянин: Я приглашаю вас на космическую дискотеку (Дети
танцуют, повторяя движения за инопланетянином).
Инопланетянин: Как замечательно, теперь я умею играть благодаря вам!
Спасибо вам! Ребята, закройте глазки. По моему сигналу откроете глаза.
Инопланетянин раскладывает синие, желтые и разноцветные следы,
обращается к детям:
Друг за другом вы вставайте,
По следам моим шагайте!
Крепко за руки возьмитесь и не расцепитесь!
Вы внимательно смотрите
И призы мои найдите!
Дети идут по следам, находят коробку с сюрпризами. Инопланетянин
прощается и улетает.
4.Заключительная часть.
Воспитатель: Нам тоже пора отправляться на свою планету, домой.
По команде дети располагаются в импровизированных космических
кораблях. Под музыку выходят из зала.
9
Литература
1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой, 2014г.
2.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе. – М., 2010г.
3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по комплексному развитию
дошкольников. – М., 2007г.
4.Дерягина Л.Б. Дошкольникам о российских покорителях космоса:
наглядное пособие.
5.Моя первая энциклопедия.
6.Е. П. Левитан «Малышам о звездах и планетах»
7.Научно – познавательная литература, серия «Огромный мир», «Космос»
8.Энциклопедия «Открой мир вокруг себя», «Путешествие в космос»
9.Географический атлас «Мир и человек»
10.Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных
способностей дошкольников (5-7 лет).
11.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с
окружающим миром (3-7 лет).
12.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением:
Средняя группа (4-5 лет).
10