Напоминание

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ


Автор: Постика Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1 "Ласточка"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Елизово
Наименование материала: Статья
Тема: ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подготовила воспитатель

МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»

Постика Ольга Александровна

Елизово, 2022

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО

ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

В ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

и ФГОС ДО

продиктованы требования о получении образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья. Это является одним из основных и неотъемлемых

условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в

жизни

общества,

эффективной

самореализации

в

различных

видах

профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение

реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из

важнейших задач государственной политики в области образования.

Опираясь на опыт работы в группе компенсирующей направленности, в

которой обучаются воспитанники с ТМНР, мы отметили, что ежегодно цели

и задачи воспитания и обучения меняются в зависимости от контингента

детей, именно по этой причине существует необходимость приобретать и

осваивать на практике, современные и более эффективные технологии, для

достижения поставленных целей и задач.

В

2021-2022

учебном

году

в

нашем

детском

саду,

в

группе

компенсирующей направленности, воспитываются 9 детей с ОВЗ, имеющие

множественные нарушения в развитии: задержка психического развития,

ранний

детский

аутизм,

детский

церебральный

паралич,

умственная

отсталость, нарушения слуха и зрения, а также тяжелые нарушения речи.

Состав группы неоднородный по возрасту и уровню развития. Все

воспитанники

группы

имеют

ярко

выраженные

индивидуальные

особенности.

Взаимодействуя с воспитанниками, мы сталкиваемся со

специфическими особенностями моторно-двигательного, эмоционального,

сенсорного,

интеллектуального,

речевого,

социально-коммуникативного

развития детей.

1

У детей

нарушена интеллектуальная

работоспособность, имеются

серьезные нарушения общей и мелкой моторики, дети испытывают

трудности

во

взаимодействии

с

окружающим

миром,

наблюдается

недоразвитие сенсомоторной сферы. У некоторых наших воспитанников

отсутствуют выраженные эмоциональные проявления – они вялы, пассивны,

другие проявляют несдержанность, неконтролируемую агрессию. Зачастую,

дети не проявляют потребности в продуктивном взаимодействии со

взрослыми и сверстниками.

Продуктивное

взаимодействие

с

детьми

реализуется

только

в

индивидуальной форме или при работе в малой группе – 2-3 ребенка.

У большинства детей затруднен процесс коммуникации: присутствует

серьезные нарушения функций речи, трудности в понимании обращенной

речи, ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.

У некоторых воспитанников группы прослеживается интерес к игровой

деятельности, сюжетно-ролевой игре, однако игра не развернутая, не

соответствует возрасту.

В

свободной

деятельности

воспитанники

не

самостоятельны,

безынициативны, без помощи взрослого не могут найти себе занятие.

Культурно-гигиенические

навыки

сформированы

недостаточно,

а

зачастую и вовсе отсутствуют, детям требуется постоянный контроль со

стороны взрослого. У многих детей сниженный аппетит, выраженная

избирательность в еде, либо отсутствует чувство насыщения.

Основная

часть

воспитанников

с

трудом

соблюдают

правила

безопасного

поведения,

требуется

постоянный

контроль

со

стороны

взрослого.

Таким

образом,

у

детей

с

ТМНР

отмечаются

психомоторная

расторможенность,

возбудимость,

синдром

дефицита

внимания

и

гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии, а также

отмечается

замедленный

темп

речевого

развития

и

большая

распространенность нарушений речи.

2

Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с

ОВЗ становится специализированое оборудование.

Исходя из выше перечисленного, нами были поставлены следующие

цели и задачи на 2021-22 учебный год:

Цель работы: создание условий для позитивной социализации и

всестороннего развития ребенка с ОВЗ в видах деятельности, адекватных его

психофизиолгическим особенностям; всестороннее развитие потенциала

ребенка и формирование его позитивных личностных качеств посредствам

использования специализированного оборудования.

Основные

задачи

коррекционно-развивающей

работы

при

использовании специализированного оборудования:

• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном

всестороннем развитии каждого ребёнка;

• развитие потребности в общении и формирование элементарных

коммуникативных умений;

• развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование

познавательной активности;

• физическое и моторно-двигательное развитие;

сенсорное

развитие:

вестибулярные

и

кожно-кинестетические

ощущения, зрительное, слуховое и тактильное восприятие;

формирование

пространственно-временных

представлений

и

ориентировок:

ощущение

собственного

тела

в

пространстве,

квазипространственные представления.

Для достижения поставленных целей и задач, мы используем следующее

специализированное

оборудование,

которое

является

незаменимым

и

эффективным в работе с воспитанниками нашей группы: балансиры;

фитболы; «Дом совы»; интерактивная светозвуковая панель «Лестница света

12 ячеек».

Описание и применение оборудования:

3

Использование

балансиров

способствует

развитию

ловкости

и

равновесия. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который

отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию

движений, память и речь.

Систематически применяя в работе балансир с детьми ТМНР можно

прогнозировать следующие улучшения:

- уровень концентрации внимания;

- все виды памяти;

- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;

- математические и логические способности;

- анализ и синтез информации;

- работу эмоционально-волевой сферы.

Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения

на

специальных

коррекционных

занятиях,

проводимых

логопедами,

психологами,

дефектологами,

а

так

же

воспитателем

во

время

индивидуальной работы с воспитанником.

В нашей работе мы применяем балансир перед началом коррекционных

занятий.

В

свою

работу

мы

включаем

упражнения

на

равновесие,

координацию движения, что существенно повышают результативность. Во

время упражнений, балансируя на доске, ребенок удерживает положение

своего тела и выполняет определенные задания, которые постепенно

становятся сложнее. Работая с балансиром можно включать определенные

атрибуты: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.

Применение

данного

оборудования

показано

при

следующих

состояниях: ЗРР разной степени тяжести; ЗПР; синдром дефицита внимания

и гиперактивности; аутизм и другие состояния аутистического спектра;

отставания в развитии моторики и координации, в том числе при ДЦП;

несовершенство работы вестибулярного аппарата; поведенческие нарушения;

несобранность, повышенная отвлекаемость; нарушения осанки.

Результаты занятий на балансировочной доске:

4

- улучшится моторно-зрительная координация;

-

двигательные

и

интеллектуальные

способности

ребенка

синхронизируются;

- улучшится концентрация внимания;

- разовьётся пространственное воображение;

- повысится уровень интеллекта.

В своей работе мы также используем фитбол, он применяется в

основном для занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у

детей. А также с помощью фитбол-гимнастики происходит развитие и

коррекция психомоторной, речевой и эмоциональной сфер детей с ОВЗ. Мы

стараемся объединить работу инструктора по физической культуре, педагога

– психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя в единую

систему. Сочетание работы специалистов и педагогов дает дополнительные

возможности для развития каждого ребенка, в основном с речевыми

нарушениями.

Занятия с мячом:

- укрепляют мышцы спины и брюшного пресса;

- создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно

и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной

осанки;

Кроме того, происходит тренировка

- сердечно-сосудистой, дыхательной системы;

- развивается выносливость;

- повышается подвижность и гибкость позвоночника;

- упражнения на мяче способствуют развитию силы;

- заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.

Одна из задач фитбол гимнастики в дошкольном возрасте - развитие

речи. В нашей работе занятия при помощи фитбола помогают заинтересовать

детей, закрепить правильное звукопроизношение. Мы проводим упражнения,

сидя на фитболе, выполняя речевую гимнастику, и всё это в сочетании с

5

согласованными движениями рук и ног. Также упражнения выполняются и в

других

исходных

положениях.

Стихи

и

речёвки

коррекционной

направленности, которые нам рекомендует учитель-дефектолог в сочетании с

упражнениями на фитболе способствуют развитию речи детей дошкольного

возраста, вырабатывают интонационную выразительность, ритмичность.

В начале 2021-22 учебного года в нашей группе появилось новое

оборудование – «Дом Совы». Это уникальное пространство, где ребенок, а

также взрослый познает свой внутренний и окружающий мир через

движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения,

возможности тела. Двигательная чувствительность активирует стимуляцию

кожных рецепторов, от которых в мозг поступают импульсы о новых

впечатлениях. Кожная чувствительность способствует появлению различных

эмоций. Все это благотворно влияет на формирование образа своего тела,

осознания себя в этом мире.

Занятия, которые проводятся в «Доме Совы» рекомендованы при

проблемах двигательной системы, ДЦП легкой формы, аутистических

расстройствах, задержках развития.

Специальные

упражнения

нагружают

зрение,

слух,

тактильное

восприятие, вестибулярный аппарат. Особенность в том, что все снаряды

висят в воздухе. Меняя способы подвешивания от неподвижного до

раскачивающего горизонтально, закручивающего вокруг вертикальной оси,

пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет

выбрать уровень сложности упражнений с учетом потребностей ребенка.

Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком. Такое

взаимодействие ребенка с педагогом предполагает чередование спонтанных

движений и действий, выполняемых по заданию взрослого.

Применяя

оборудование

«Дом

Совы»,

мы

пользуемся

главным

принципом, не навязать свои правила, а построить диалог с ребенком.

Благодаря сенсорно - динамическому комплексу «Дом Совы», мы

помогаем детям преодолеть проблемы: двигательной активности; нарушения

6

навыков общения; ДЦП легкой формы; гиперактивности; аутистических

расстройств; тревожности, агрессивности.

Сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы» включает в себя

следующие подвесные снаряды:

• Бревно - выполняет множество функций от качелей до боксерской

груши.

• Бочка - можно использовать как в лежачем, так и в подвешенном

состоянии. Дети могут качаться или кружиться как в центрифуге.

• Тоннель совы - данный тренажер является очень полезным для детей

так как позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по

неустойчивым поверхностям, развивая вестибулярный аппарат, зрительную и

моторную систему. Снаряд подходит для детей неактивных, неуверенно

двигающихся; детей, которые боятся и не желают играть в подвижные игры.

Или, наоборот, активные дети, постоянно врезающиеся, бегающие.

• Саволет - сенсорный гамак из специальной тянущейся ткани.

Тренирует вестибулярную систему. По всей поверхности тела образуется

равномерное давление, позволяет лучше ощущать свое тело, руки, ноги. Это

важно для координации, ориентировки в пространстве, развивает ловкость,

силу и фантазию.

• Яйцо совы – дает ощущение безопасности и комфорта.

• Платформа - подвесной снаряд для занятий по методу сенсорной

интеграции. Данный снаряд мы используем для игр и развивающих занятий.

Он

помогает

укрепить

опорно-двигательный

аппарат,

способствует

профилактике нарушении осанки и плоскостопия. Подходит детям, которые

боятся потерять прочную опору под своими ногами и слишком осторожны.

Также помогает детям формировать схему тела и свое положение в

пространстве.

• Светозвуковая панель с интерактивным управлением «Лестница света»

- предназначена для зрительной и звуковой стимуляции, проведения

интерактивных

игр,

выработки

причинно-следственных

связей

и

7

педагогической работы по вызыванию речи. Принцип работы: количество

зажигающихся световых ячеек (всего их 12) зависит от громкости

издаваемых вокруг звуков. Панель используется для индивидуальных и

групповых занятий с детьми.

Наш опыт свидетельствует о том, что в результате использования

ресурсов созданной предметно-пространственной среды нашей группы, у

детей значительно повышается интерес к занятиям.

Всё перечисленное нами оборудование направлено на уменьшение

гиперактивности, релаксацию, снятие стресса, дополнительную стимуляцию

к речи. Оно помогает справиться с навязчивыми детскими страхами;

улучшить

память

и

внимание;

понизить

утомляемость;

снизить

агрессивность

и

конфликтность;

мотивирует

детей

к

познанию

и

исследованию

окружающего

мира;

активизирует

речь

и

творческий

потенциал; выявляет таланты, развивает воображение.

Постоянное пополнение среды групповой комнаты специализированным

оборудованием

делает

коррекционную

деятельность

интересной,

комфортной, эмоционально-обогащенной и, конечно, развивающей.

8



В раздел образования