Автор: Постика Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №1 "Ласточка"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Елизово
Наименование материала: Статья
Тема: ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Раздел: дошкольное образование
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 1 «Ласточка»
Постика Ольга Александровна
Елизово, 2022
ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
В ФЗ № 273 «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012г.
и ФГОС ДО
продиктованы требования о получении образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Это является одним из основных и неотъемлемых
условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в
жизни
общества,
эффективной
самореализации
в
различных
видах
профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение
реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики в области образования.
Опираясь на опыт работы в группе компенсирующей направленности, в
которой обучаются воспитанники с ТМНР, мы отметили, что ежегодно цели
и задачи воспитания и обучения меняются в зависимости от контингента
детей, именно по этой причине существует необходимость приобретать и
осваивать на практике, современные и более эффективные технологии, для
достижения поставленных целей и задач.
В
2021-2022
учебном
году
в
нашем
детском
саду,
в
группе
компенсирующей направленности, воспитываются 9 детей с ОВЗ, имеющие
множественные нарушения в развитии: задержка психического развития,
ранний
детский
аутизм,
детский
церебральный
паралич,
умственная
отсталость, нарушения слуха и зрения, а также тяжелые нарушения речи.
Состав группы неоднородный по возрасту и уровню развития. Все
воспитанники
группы
имеют
ярко
выраженные
индивидуальные
особенности.
Взаимодействуя с воспитанниками, мы сталкиваемся со
специфическими особенностями моторно-двигательного, эмоционального,
сенсорного,
интеллектуального,
речевого,
социально-коммуникативного
развития детей.
1
У детей
нарушена интеллектуальная
работоспособность, имеются
серьезные нарушения общей и мелкой моторики, дети испытывают
трудности
во
взаимодействии
с
окружающим
миром,
наблюдается
недоразвитие сенсомоторной сферы. У некоторых наших воспитанников
отсутствуют выраженные эмоциональные проявления – они вялы, пассивны,
другие проявляют несдержанность, неконтролируемую агрессию. Зачастую,
дети не проявляют потребности в продуктивном взаимодействии со
взрослыми и сверстниками.
Продуктивное
взаимодействие
с
детьми
реализуется
только
в
индивидуальной форме или при работе в малой группе – 2-3 ребенка.
У большинства детей затруднен процесс коммуникации: присутствует
серьезные нарушения функций речи, трудности в понимании обращенной
речи, ограничен как активный, так и пассивный словарный запас.
У некоторых воспитанников группы прослеживается интерес к игровой
деятельности, сюжетно-ролевой игре, однако игра не развернутая, не
соответствует возрасту.
В
свободной
деятельности
воспитанники
не
самостоятельны,
безынициативны, без помощи взрослого не могут найти себе занятие.
Культурно-гигиенические
навыки
сформированы
недостаточно,
а
зачастую и вовсе отсутствуют, детям требуется постоянный контроль со
стороны взрослого. У многих детей сниженный аппетит, выраженная
избирательность в еде, либо отсутствует чувство насыщения.
Основная
часть
воспитанников
с
трудом
соблюдают
правила
безопасного
поведения,
требуется
постоянный
контроль
со
стороны
взрослого.
Таким
образом,
у
детей
с
ТМНР
отмечаются
психомоторная
расторможенность,
возбудимость,
синдром
дефицита
внимания
и
гиперактивности, импульсивность, чувство тревоги, агрессии, а также
отмечается
замедленный
темп
речевого
развития
и
большая
распространенность нарушений речи.
2
Неоценимым помощником в преодолении проблем обучения детей с
ОВЗ становится специализированое оборудование.
Исходя из выше перечисленного, нами были поставлены следующие
цели и задачи на 2021-22 учебный год:
Цель работы: создание условий для позитивной социализации и
всестороннего развития ребенка с ОВЗ в видах деятельности, адекватных его
психофизиолгическим особенностям; всестороннее развитие потенциала
ребенка и формирование его позитивных личностных качеств посредствам
использования специализированного оборудования.
Основные
задачи
коррекционно-развивающей
работы
при
использовании специализированного оборудования:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном
всестороннем развитии каждого ребёнка;
• развитие потребности в общении и формирование элементарных
коммуникативных умений;
• развитие интереса к окружающей действительности и стимулирование
познавательной активности;
• физическое и моторно-двигательное развитие;
•
сенсорное
развитие:
вестибулярные
и
кожно-кинестетические
ощущения, зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
•
формирование
пространственно-временных
представлений
и
ориентировок:
ощущение
собственного
тела
в
пространстве,
квазипространственные представления.
Для достижения поставленных целей и задач, мы используем следующее
специализированное
оборудование,
которое
является
незаменимым
и
эффективным в работе с воспитанниками нашей группы: балансиры;
фитболы; «Дом совы»; интерактивная светозвуковая панель «Лестница света
12 ячеек».
Описание и применение оборудования:
3
Использование
балансиров
способствует
развитию
ловкости
и
равновесия. Занятия на балансире воздействуют на мозжечок, который
отвечает за эмоциональную и умственную составляющие, координацию
движений, память и речь.
Систематически применяя в работе балансир с детьми ТМНР можно
прогнозировать следующие улучшения:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения;
- математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Таким образом, этот метод показан для улучшения обучения
на
специальных
коррекционных
занятиях,
проводимых
логопедами,
психологами,
дефектологами,
а
так
же
воспитателем
во
время
индивидуальной работы с воспитанником.
В нашей работе мы применяем балансир перед началом коррекционных
занятий.
В
свою
работу
мы
включаем
упражнения
на
равновесие,
координацию движения, что существенно повышают результативность. Во
время упражнений, балансируя на доске, ребенок удерживает положение
своего тела и выполняет определенные задания, которые постепенно
становятся сложнее. Работая с балансиром можно включать определенные
атрибуты: мяч-маятник, мячики, мешочки и т.д.
Применение
данного
оборудования
показано
при
следующих
состояниях: ЗРР разной степени тяжести; ЗПР; синдром дефицита внимания
и гиперактивности; аутизм и другие состояния аутистического спектра;
отставания в развитии моторики и координации, в том числе при ДЦП;
несовершенство работы вестибулярного аппарата; поведенческие нарушения;
несобранность, повышенная отвлекаемость; нарушения осанки.
Результаты занятий на балансировочной доске:
4
- улучшится моторно-зрительная координация;
-
двигательные
и
интеллектуальные
способности
ребенка
синхронизируются;
- улучшится концентрация внимания;
- разовьётся пространственное воображение;
- повысится уровень интеллекта.
В своей работе мы также используем фитбол, он применяется в
основном для занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у
детей. А также с помощью фитбол-гимнастики происходит развитие и
коррекция психомоторной, речевой и эмоциональной сфер детей с ОВЗ. Мы
стараемся объединить работу инструктора по физической культуре, педагога
– психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя в единую
систему. Сочетание работы специалистов и педагогов дает дополнительные
возможности для развития каждого ребенка, в основном с речевыми
нарушениями.
Занятия с мячом:
- укрепляют мышцы спины и брюшного пресса;
- создают хороший мышечный корсет, но главное — формируют сложно
и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной
осанки;
Кроме того, происходит тренировка
- сердечно-сосудистой, дыхательной системы;
- развивается выносливость;
- повышается подвижность и гибкость позвоночника;
- упражнения на мяче способствуют развитию силы;
- заряжают энергией, усиливают кровообращение и обмен веществ.
Одна из задач фитбол гимнастики в дошкольном возрасте - развитие
речи. В нашей работе занятия при помощи фитбола помогают заинтересовать
детей, закрепить правильное звукопроизношение. Мы проводим упражнения,
сидя на фитболе, выполняя речевую гимнастику, и всё это в сочетании с
5
согласованными движениями рук и ног. Также упражнения выполняются и в
других
исходных
положениях.
Стихи
и
речёвки
коррекционной
направленности, которые нам рекомендует учитель-дефектолог в сочетании с
упражнениями на фитболе способствуют развитию речи детей дошкольного
возраста, вырабатывают интонационную выразительность, ритмичность.
В начале 2021-22 учебного года в нашей группе появилось новое
оборудование – «Дом Совы». Это уникальное пространство, где ребенок, а
также взрослый познает свой внутренний и окружающий мир через
движение. Это безопасное место, где можно познавать свои движения,
возможности тела. Двигательная чувствительность активирует стимуляцию
кожных рецепторов, от которых в мозг поступают импульсы о новых
впечатлениях. Кожная чувствительность способствует появлению различных
эмоций. Все это благотворно влияет на формирование образа своего тела,
осознания себя в этом мире.
Занятия, которые проводятся в «Доме Совы» рекомендованы при
проблемах двигательной системы, ДЦП легкой формы, аутистических
расстройствах, задержках развития.
Специальные
упражнения
нагружают
зрение,
слух,
тактильное
восприятие, вестибулярный аппарат. Особенность в том, что все снаряды
висят в воздухе. Меняя способы подвешивания от неподвижного до
раскачивающего горизонтально, закручивающего вокруг вертикальной оси,
пружинящего вверх-вниз, можно регулировать нагрузку. Это позволяет
выбрать уровень сложности упражнений с учетом потребностей ребенка.
Взрослый не навязывает свои правила, а строит диалог с ребенком. Такое
взаимодействие ребенка с педагогом предполагает чередование спонтанных
движений и действий, выполняемых по заданию взрослого.
Применяя
оборудование
«Дом
Совы»,
мы
пользуемся
главным
принципом, не навязать свои правила, а построить диалог с ребенком.
Благодаря сенсорно - динамическому комплексу «Дом Совы», мы
помогаем детям преодолеть проблемы: двигательной активности; нарушения
6
навыков общения; ДЦП легкой формы; гиперактивности; аутистических
расстройств; тревожности, агрессивности.
Сенсорно-динамический комплекс «Дом Совы» включает в себя
следующие подвесные снаряды:
• Бревно - выполняет множество функций от качелей до боксерской
груши.
• Бочка - можно использовать как в лежачем, так и в подвешенном
состоянии. Дети могут качаться или кружиться как в центрифуге.
• Тоннель совы - данный тренажер является очень полезным для детей
так как позволяет детям учиться самостоятельному перемещению по
неустойчивым поверхностям, развивая вестибулярный аппарат, зрительную и
моторную систему. Снаряд подходит для детей неактивных, неуверенно
двигающихся; детей, которые боятся и не желают играть в подвижные игры.
Или, наоборот, активные дети, постоянно врезающиеся, бегающие.
• Саволет - сенсорный гамак из специальной тянущейся ткани.
Тренирует вестибулярную систему. По всей поверхности тела образуется
равномерное давление, позволяет лучше ощущать свое тело, руки, ноги. Это
важно для координации, ориентировки в пространстве, развивает ловкость,
силу и фантазию.
• Яйцо совы – дает ощущение безопасности и комфорта.
• Платформа - подвесной снаряд для занятий по методу сенсорной
интеграции. Данный снаряд мы используем для игр и развивающих занятий.
Он
помогает
укрепить
опорно-двигательный
аппарат,
способствует
профилактике нарушении осанки и плоскостопия. Подходит детям, которые
боятся потерять прочную опору под своими ногами и слишком осторожны.
Также помогает детям формировать схему тела и свое положение в
пространстве.
• Светозвуковая панель с интерактивным управлением «Лестница света»
- предназначена для зрительной и звуковой стимуляции, проведения
интерактивных
игр,
выработки
причинно-следственных
связей
и
7
педагогической работы по вызыванию речи. Принцип работы: количество
зажигающихся световых ячеек (всего их 12) зависит от громкости
издаваемых вокруг звуков. Панель используется для индивидуальных и
групповых занятий с детьми.
Наш опыт свидетельствует о том, что в результате использования
ресурсов созданной предметно-пространственной среды нашей группы, у
детей значительно повышается интерес к занятиям.
Всё перечисленное нами оборудование направлено на уменьшение
гиперактивности, релаксацию, снятие стресса, дополнительную стимуляцию
к речи. Оно помогает справиться с навязчивыми детскими страхами;
улучшить
память
и
внимание;
понизить
утомляемость;
снизить
агрессивность
и
конфликтность;
мотивирует
детей
к
познанию
и
исследованию
окружающего
мира;
активизирует
речь
и
творческий
потенциал; выявляет таланты, развивает воображение.
Постоянное пополнение среды групповой комнаты специализированным
оборудованием
делает
коррекционную
деятельность
интересной,
комфортной, эмоционально-обогащенной и, конечно, развивающей.
8