Автор: Колосова Ирина Александровна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ФГБДОУ "Детский сад № 782"
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Раздел: дошкольное образование
Федеральное государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад№ 782»
Консультация
для педагогов
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
Подготовила:
Колосова И.А.
Москва, 2022
В психологии чаще всего встречается следующая классификация
уровней
развития
способностей:
способность,
одаренность,
талант,
гениальность.
Способности
Способности - такие индивидуальные особенности, которые являются
условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов
деятельностей.
Способности - это обладание совокупностью способов выполнения
деятельности. Чем выше степень владения способами какого-либо вида
деятельности, тем выше способности к этому виду деятельности.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов.
Для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на
более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно
оформлена на предыдущем уровне.
Но для развития способностей изначально должно быть определенное
основание, которое составляют задатки.
Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности
нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
Известный отечественный ученый Б.М. Теплов выделил следующие 3
основных признака понятия «способность».
Во-первых,
под
способностями
понимаются
индивидуально-
психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в
отношении которых все люди равны.
Во-вторых,
способностями
называют
не
всякие
вообще
индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
успешности
выполнения
какой-либо
деятельности
или
многих
деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям,
навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и
навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями.
От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний,
умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь,
содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие
соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития
способностей.
Способности, считал Б.М. Теплов, не могут существовать иначе как в
постоянном процессе развития.
Способность, которая не развивается, которой на практике человек
перестает пользоваться, со временем утрачивается.
Только
благодаря
постоянным
упражнениям,
связанным
с
систематическими
занятиями
такими
сложными
видами
человеческой
деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество,
математика,
спорт
и
т.п.,
мы
поддерживаем
и
развиваем
у
себя
соответствующие способности.
Одаренность
Следующим уровнем развития способностей является одаренность.
Одаренность общая (англ. general aptitude, gift) - уровень развития
общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых
человек может достичь больших успехов.
Общая
одаренность
является
основой
развития
специальных
способностей.
Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей,
которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-
либо деятельности.
В этом определении необходимо подчеркнуть то, что от одаренности
зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого
успешного выполнения.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок
- это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень,
качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда
результат
сложного
взаимодействия
наследственности
(природных
задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью
ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют
собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы
одаренных
детей,
является
вопрос
о
частоте
проявления
детской
одаренности.
Важно!!!
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются
одаренными» - «одаренные дети встречаются крайне редко».
Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно
развить практически любого здорового ребенка при условии создания
благоприятных условий (речь идет о развитии одаренности каждого ребенка,
работа по развитию одаренности носит массовый характер).
Для других одаренность - уникальное явление, в этом случае основное
внимание уделяется поиску (выявлению) одаренных детей (работа носит
«штучный» характер.
Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции:
потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности
присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты
демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в
достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические
возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного
развития.
В свою очередь, это создает условия для формирования различных
видов одаренности.
Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети
могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее
аспектам.
Одаренность
часто
проявляется
в
успешности
деятельности,
имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может
дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять
аналогичной активности в кружке, секции, студии.
Мало
того,
одаренные
дети
далеко
не
всегда
стремятся
демонстрировать свои достижения перед окружающими.
Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое
увлечение от педагога.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по
его делам, но по инициированным им самим формам деятельности.
В
некоторых
случаях
причиной,
задерживающей
становление
одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей,
являются те или иные трудности развития ребенка (заикание, повышенная
тревожность, конфликтный характер общения и т.п.).
При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки
эти барьеры могут быть сняты.
В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного
вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и
навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области
деятельности, соответствующей дарованию ребенка.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в
более или менее очевидной форме.
Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и
родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его
истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью
одаренность они пока не смогли увидеть.
Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве
потенциала психического развития по отношению к последующим этапам
жизненного пути личности.
Талант
Талант (англ. talent) - высокий уровень развития способностей,
проявляющийся в творческих видах деятельности.
Талант - понятие не столько научное, сколько житейское, поскольку не
существует ни теории, ни методов его диагностики. Об уровне таланта
обычно судят по продуктам деятельности человека.
Так же как и способности, талант проявляется и развивается в
деятельности.
Деятельность
талантливого
человека
отличается
принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Талант - это способность человека оригинально решать банальные
задачи; способность, которая проявляется, когда человек находится в
диапазоне нормы.
Следует
отметить,
что
талант -
это
определенное
сочетание
способностей, их совокупность.
Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не
может быть названа талантом.
Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей как
с хорошей, так и с плохой памятью.
Это связано с тем, что в творческой деятельности человека память - это
лишь один из факторов, от которых зависит ее успешность. Но результаты не
будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли,
глубокой заинтересованности.
Гениальность
Высший уровень развития способностей называют гениальностью.
Гениальность
(от лат. genius - дух) - высшая степень творческих
проявлений личности, выражающаяся в творчестве, имеющем выдающееся
значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который
на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу,
оказывающую существенное влияние на других людей в течение многих
лет».
Гений,
образно
говоря,
создает
новую
эпоху
в
своей
сфере
деятельности.
Для
гения
характерны
чрезвычайная
творческая
продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем
решительное
преодоление
устаревших
норм
и
традиций.
Гениальная
личность своей творческой деятельностью способствует развитию общества.
Гениальность
предполагает
способность
создавать
что-то
принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только
достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень
одаренности,
который
характеризует
гения,
неизбежно
связан
с
незаурядностью в разных или даже во всех областях.
Среди гениев, добившихся подобного универсализма, можно назвать
Аристотеля,
Леонардо
да
Винчи,
Р.
Декарта,
Г.В.
Лейбница,
М.В.
Ломоносова.
Например,
М.В.
Ломоносов
достиг
выдающихся
результатов
в
различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время
был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.
Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения
развиты в одинаковой степени.
Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то
сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
СПЕЦИФИКА ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
Одаренность ребенка имеет существенные отличия от одаренности
взрослого человека.
Детская одаренность как проявление закономерностей возрастного
развития.
Каждый
детский
возраст
имеет
свои
предпосылки
развития
способностей.
Например,
дошкольники
характеризуются
особой
предрасположенностью
к
усвоению
языков,
высоким
уровнем
любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии.
Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках
одаренности
иногда
создает
видимость
одаренности
(т.е.
«маску»
одаренности, под которой - обычный ребенок) в виде ускоренного развития
определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
Под
влиянием
смены
возраста,
образования,
освоения
норм
культурного
поведения,
типа
семейного
воспитания
и
т.д.
может
происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого
крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой
данным ребенком на определенном отрезке времени.
Кроме
того,
возникают
трудности
относительно
прогноза
превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
Одаренность и неравномерность психического развития
Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко
проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического
развития.
Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных
способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи;
высокий
уровень
специальных
способностей
может
сочетаться
с
недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним
признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим -
как отстающий в психическом развитии.
Детская одаренность и обученность
Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от
обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом
более благоприятных условий жизни данного ребенка.
При равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-
экономическим статусом (если семья прилагает усилия по его развитию)
будет показывать более высокие достижения в определенных видах
деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы
аналогичные условия.
ПРИЗНАКИ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ
Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и
могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий.
Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий
«могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два
аспекта
поведения
одаренного
ребенка:
инструментальный
и
мотивационный:
- инструментальный («могу») характеризует способы его деятельности,
- мотивационный («хочу») - отношение ребенка к той или иной стороне
действительности, а также к своей деятельности.
Инструментальный
аспект
поведения
одаренного
ребенка
предполагает:
- выдвижение новых целей деятельности
за счет более глубокого
овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее
появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений;
- cформированность
качественно
своеобразного
индивидуального
стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и
связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой
саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в
элементах уникальности ее продукта;
- особый тип организации знаний:
высокая структурированность;
способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных
связей;
свернутость знаний в соответствующей предметной области при
одновременной их готовности развернуться в качестве контекста поиска
решения в нужный момент времени;
категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность
отыскивать и формулировать общие закономерности);
повышенная «клейкость» (ребенок сразу схватывает и усваивает
соответствующую его интеллектуальной направленности информацию);
высокий удельный вес процедурных знаний (знаний о способах
действия и условиях их использования);
большой
объем
метакогнитивных
(управляющих,
организующих)
знаний;
- высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый
предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей
предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с
одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную
деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений,
образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко;
переходить
от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее
интерпретации.
Иными
словами,
своеобразие
способов
деятельности
одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном
простое, а в простом - сложное;
- особый тип обучаемости.
Он может проявляться как в высокой
скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с
последующим резким изменением структуры знаний, представлений и
умений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть
описан следующими признаками:
- повышенная
избирательная
чувствительность
к
определенным
сторонам
предметной
действительности
(знакам,
звукам,
цвету,
техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам
собственной
активности
(физической,
познавательной,
художественно-
выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило,
переживанием
чувства удовольствия;
- повышенная познавательная потребность,
которая проявляется в
ненасытной
любознательности,
а
также
готовности
по
собственной
инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности. Ярко
выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности,
чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в
то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к определенному
виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и
трудолюбие.
Предпочтение
парадоксальной,
противоречивой
и
неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и
готовых ответов;
- высокая требовательность к результатам собственного труда,
склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении,
стремление к совершенству.
Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не
обязательно
должно
соответствовать
одновременно
всем
вышеперечисленным признакам.
Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно
мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях,
поскольку во многом зависимы от предметного содержания деятельности и
социального контекста.
Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь
внимание специалиста и ориентировать его на тщательный и длительный по
времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.
ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ
Среди
критериев выделения
видов
одаренности
можно
назвать
следующие:
- вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики;
- степень сформированности;
- форма проявлений;
- широта проявлений одаренности в различных видах деятельности;
- особенности возрастного развития.
По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы
психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных
видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно
степени участия определенных уровней психической организации (принимая
во внимание качественное своеобразие каждого из них).
Соответственно
могут
быть
выделены
следующие
виды
одаренности:
- в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивную
и организационную;
- в познавательной деятельности - интеллектуальную одаренность
различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности
(одаренность
в
области
естественных
и
гуманитарных
наук,
интеллектуальных игр и др.);
- в художественно-эстетической деятельности -
хореографическую,
сценическую,
литературно-поэтическую,
изобразительную
и
музыкальную одаренность;
- в коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную
(способность привлекать, быть в центре внимания) одаренность;
- в
духовно-ценностной
деятельности
-
одаренность,
которая
проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Деятельность всегда осуществляется личностью, цели, и мотивы
которой оказывают влияние на уровень ее выполнения.
Если цели личности лежат вне самой деятельности, т.е. ребенок
выполняет задание только для того, «чтобы не ругали за плохие отметки или
чтобы не потерять престиж отличника», то деятельность выполняется в
лучшем случае добросовестно и ее результат даже при блестящем
исполнении не превышает нормативно требуемый продукт.
Отмечая способности такого ребенка, не следует говорить о его
одаренности,
поскольку
последняя
предполагает
увлеченность
самим
предметом, поглощенность деятельностью.
Деятельность одаренного ребенка не приостанавливается даже тогда,
когда выполнена исходная задача, реализована первоначальная цель.
То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует,
реализуя все новые замыслы, рожденные в процессе самой работы. В
результате
новый
продукт
его
деятельности
значительно
превышает
первоначальный замысел. В этом случае можно говорить о том, что имело
место «развитие деятельности».
Развитие
деятельности
по
инициативе
самого
ребенка
и
есть
творчество.
При
таком
понимании
понятия
«одаренность»
и
«творческая
одаренность» выступают как синонимы.
Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как
особый, самостоятельный вид одаренности, характеризуя любой вид труда.
Условно говоря,
«творческая одаренность» - это характеристика не
просто
высшего
уровня
выполнения
любой
деятельности,
но
ее
преобразования и развития.
Важно !!!
Такой теоретический подход имеет важное практическое следствие:
говоря о развитии детской одаренности, педагогам нельзя концентрироваться
лишь
на
разработке
различных
программ,
в
т.ч.
индивидуальных
образовательных программ, планов (ускорения, усложнения) и т.д.
Необходимо
создавать
условия
для
формирования
внутренней
мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые
создают основу становления духовности личности.
История науки и особенно искусства дает массу примеров того, что
отсутствие или потеря духовности оборачивались потерей таланта.
По критерию
«степень сформированности одаренности»
можно
дифференцировать:
- актуальную одаренность;
- потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность
- это психологическая характеристика
ребенка
с
такими
наличными
(уже
достигнутыми)
показателями
психического развития, которые проявляются в более высоком уровне
выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с
возрастной и социальной нормами.
В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком
спектре различных видов деятельности.
Особую
категорию
актуально
одаренных
детей
составляют
талантливые дети.
Считается, что талантливый ребенок - это ребенок, достижения
которого
отвечают
требованию
объективной
новизны
и
социальной
значимости.
Потенциальная одаренность - это психологическая характеристика
ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности
(потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но
не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их
функциональной
недостаточности.
Развитие
этого
потенциала
может
сдерживаться
рядом
неблагоприятных
причин
(трудными
семейными
обстоятельствами,
недостаточной
мотивацией,
низким
уровнем
саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.).
Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях,
обеспечивающих
определенное
развивающее
влияние
на
исходные
психические возможности ребенка.
По критерию «форма проявления»
одаренность подразделяют на
явную и скрытую.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка
достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в т.ч. и при
неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность
проявляется в атипичной, замаскированной
форме, она не замечается окружающими.
По
критерию
«широта
проявлений
в
различных
видах
деятельности» выделяют общую и специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам
деятельности и выступает как основа ее продуктивности, определяя уровень
понимания
ребенком
происходящего,
глубину
мотивационной
и
эмоциональной
вовлеченности
в
деятельность,
степень
ее
целенаправленности.
В качестве психологического ядра общей одаренности выступает
результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и
системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые
и другие качества личности. Важнейшими аспектами общей одаренности
является умственная активность и ее саморегуляция.
Фундамент общей одаренности закладывается в дородовый период
развития младенца.
Научные открытия последних десятилетий свидетельствуют о влиянии
психофизического состояния родителей в момент зачатия на генотип
будущего ребенка, а также о начале эмоционального, психического и
интеллектуального развития личности младенца уже во внутриутробном
периоде.
По критерию «особенности возрастного развития» выделяют
раннюю и позднюю одаренность.
Решающими
показателями
здесь
выступают
темп
психического
развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность
проявляется в явном виде.
Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и,
соответственно, раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной
одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более
старшем возрасте.
В то же время, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском
возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив
дальнейшего психического развития личности.
ПРОБЛЕМЫ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА
У одаренных детей и подростков отмечается целый ряд проблем, в
первую очередь:
- недостаточная саморегуляция (неумение управлять собой в трудных
ситуациях, преодолевать неудачи, работать в условиях монотонной и
скучной деятельности);
- трудности развития креативности и трудности профессиональной
профориентации из-за излишней широты интересов;
- неприязнь к детскому саду и школе.
Такое отношение часто
появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для
одаренных детей;
- нарушения в поведении - могут появляться потому, что учебный план
не соответствует их способностям;
- погружение
в
философские
проблемы.
Для
одаренных
детей
характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная
жизнь, религиозные верования и философские проблемы;
- несоответствие
между
физическим,
интеллектуальным
и
социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с
детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться
лидерами;
- cтремление к совершенству.
Для одаренных детей характерна
внутренняя
потребность
совершенства.
Отсюда
ощущение
неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка;
- потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию
одаренные дети нередко монополизируют внимание педагогов, родителей и
других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми.
Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в
интеллектуальном
развитии.
Они
могут
отталкивать
окружающих
замечаниями, выражающими презрение или нетерпение;
- трудности общения со сверстниками в силу различных интересов.
Важно!!!
Эти особенности нужно учитывать при организации работы с
одаренными детьми.