Автор: Тарасова Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КАРТОТЕКА «Игры - эксперименты в домашних условиях»
Раздел: дошкольное образование
Опыт «Прозрачная вода»
Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется,
имеет вес).
Материалы: две
непрозрачные
банки
(одна
заполнена
водой),
стеклянная
банка
с
широким
горлышком,
ложки,
маленькие
ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.
Описание.
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из
них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих
банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче?
Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна
пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой.
Как вы догадались, что это вода?
Какого она цвета?
Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой.
Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем
удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на
стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает
водичка? (Льется.) Послушаем,
как
она
льется.
Какой
слышим
звук?
Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру
«Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку). Что
увидели?
Почему
так
хорошо
видно
картинку? Какая
вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?
Опыт «Вода принимает форму»
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который
она налита
Материалы:
воронки,
узкий
высокий
стакан,
округлый
сосуд,
широкая
миска,
резиновая
перчатка,
ковшики
одинакового
размера,
надувной
шарик,
целлофановый
пакет,
таз
с
водой,
подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные
карандаши.
Описание.
Перед детьми - таз с водой и различные сосуды.
Вопрос:
«Может
ли
вода
иметь
какую-то
форму?»
Как
это
проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой.
Чем
удобнее
наливать
воду
в
узкий
сосуд?
(Ковшиком
через
воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и
определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах.
Рассматривают,
какой
формы
вода
в
разных
сосудах.
Оказывается,
вода
принимает
форму
того
сосуда,
в
который
налита.
В
рабочих
листах
зарисовываются
полученные
результаты - дети закрашивают различные сосуды
Опыт «Какие предметы могут плавать?»
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том,
что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
Материалы: большой
таз
с
водой,
пластмассовые,
деревянные,
резиновые
шарики,
шишки,
дощечки,
большие
и
маленькие
камешки, гайки, шурупы, сачки по количеству детей, подносы.
Описание. Перед
детьми
разложены
все
предметы.
Просим
детей: все
ли
эти
предметы
могут
плавать!
Попробуйте
отгадать,
какие
из
них
не
утонут.
Давайте
проверим. Дети
самостоятельно
опускают
предметы
в
воду
и
наблюдают. Что
плавает?
Все
ли
предметы
одинаково
держатся
на
воде?
Одинакового
ли
они
размера?
Почему
они
плавают? Помогаем
детям сравнить плавучесть шариков, изготовленных из разных
материалов, маленьких и больших камешков.
Почему одни предметы плавают, а другие тонут? Вода давит на
предмет,
толкая
его
снизу
вверх
(пытается
удержать).
Если
предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не
тонет.
Если
предмет
тяжелый,
он
давит
на
воду,
и
она
его
удержать не может — предмет тонет. (Отмечаем, что плавает, что
тонет.)
Игра-забава «Рыболов» - дети достают из воды предметы сачком.
Опыт «Делаем мыльные пузыри»
Задача: познакомить
детей
со
способом
изготовления
мыльных
пузырей,
со
свойством
жидкого
мыла:
может
растягиваться,
образует пленочку.
Материалы: жидкое
мыло,
кусочки
мыла,
петля
с
ручкой
из
проволоки, стаканчики, вода, ложки, подносы.
Описание. Вместе с детьми пробует изготовить мыльные пузыри
из куска мыла и воды путем смешивания. Наблюдаем, что проис-
ходит: опускаем петлю в жидкость, вынимаем ее, дуем в петлю.
Берем другой стакан, смешиваем жидкое мыло с водой (1 ложка
воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускаем петлю в смесь. Что
видим, когда вынимаем петлю? Потихоньку дуем в петлю. Что
происходит? Как получился мыльный пузырь? Почему мыльный
пузырь получился только из жидкого мыла? Жидкое мыло может
растягиваться в очень тонкую пленку. Она остается в петле. Мы
выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.
Игра «Какой формы пузыри, какой летит дальше, выше?» Дети
пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся
пузырь,
какой
он
формы,
какие
цвета
можно
увидеть
на
его
поверхности.
Опыт «Мыльная пена»
Задача: развить у детей представление о плавучести предметов в
мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от
его тяжести).
Материалы: на
подносе
миска
с
водой,
венчики,
баночка
с
жидким
мылом,
пипетки,
губка,
ведро,
деревянные
палочки,
различные предметы для проверки на плавучесть.
Описание. Вопрос «Как приготовить мыльную пену?»
Вместе с детьми пипеткой набираем жидкое мыло и выпускаем
его в миску с водой. Затем пробуем взбивать смесь палочками,
венчиком. Чем
удобнее
взбивать
пену?
Какая
получилась
пена? Пробуем
опускать
в
пену
различные
предметы. Что
плавает? Что тонет? Все ли предметы одинаково держатся на
воде?
Выясняем все
ли предметы, которые плавают, одинаковые по
размеру? От чего зависит плавучесть предметов?
Опыт «Где воздух? – Повсюду!»
Задачи: обнаружить
воздух
в
окружающем
пространстве
и
выявить его свойство - невидимость.
Материалы: воздушные
шарики,
таз
с
водой,
пустая
пласт-
массовая бутылка, листы бумаги.
Описание. Загадываем загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен?
Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать,
есть ли воздух вокруг?
Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом
бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим,
но он везде окружает нас. Как вы думаете, есть ли в пустой
бутылке воздух? Как мы можем это проверить?
Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы
она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка
выходят
пузырьки? Это
вода
вытесняет
воздух
из
бутылки.
Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом
деле заполнены воздухом.
Назовите
предметы,
которые
мы
заполняем
воздухом. Дети
надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух
заполняет
любое
пространство,
поэтому
ничто
не
является
пустым.
Опыт «Как работает воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать
предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассовая
ванночка
(можно
использовать
пластмассовую
крышечку),
таз
с
водой,
лист
бумаги;
кусочек
пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание. Предлагаем
детям
рассмотреть
воздушные
шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух
двигать предметы? Как это можно проверить? Запускаем в воду
пустую
пластмассовую
ванночку
(крышечка)
и
предлагаем
детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что
можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляем
парус,
снова
заставляет
лодочку
двигаться. Почему
с
парусом
лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по-
этому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно
заставить
двигаться
воздушный
шарик? Шарики
надуваются,
выпускаются,
дети
наблюдают
за
их
движением. Почему
движется
шар? Воздух
вырывается
из
шара
и
заставляет
его
двигаться.
Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.
Опыт «Можно ли менять форму камня и глины»
Задача: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно
изменять
ее
форму,
делить
на части,
лепить)
и
камня
(сухой,
твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
Материалы: дощечки для лепки, глина, камень.
Описание. На
прогулке
находим
камень,
глину
можно
использовать покупную. Предлагаем детям выяснить, можно ли
изменить форму предложенных природных материалов - камня и
глины. Для этого он предлагаем детям нажать пальцем на глину,
камень. Где
осталась
ямка
от
пальца?
Какой
камень? (Сухой,
твердый.) Какая глина? (Влажная, мягкая, остаются ямки.) Дети
берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные
стороны. Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от
него кусочек? (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить
руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут
глину, тянут в разные стороны, делят на части. Чем отличается
глина от камня? (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее
можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно
лепить.)
Дети
лепят
различные
фигурки
из
глины. Почему
фигурки
не
разваливаются? (Глина
вязкая,
сохраняет
форму.) Какой
еще
материал похож на глину?
Опыт «Свет и тень»
Задачи: познакомить
с
образованием
тени
от
предметов,
установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней
образы.
Материалы: фонарь.
Описание. Предлагаем
детям
поиграть
с
фонариком.
Свет
выключается, комната затемняется. Дети с помощью взрослого
освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему
мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Перед
фонариком
помещает
свою
руку. Что
видим
на
стене? (Тень.)
Предлагает
то
же
проделать
детям. Почему
образуется
тень? (Рука
мешает
свету
и
не
дает
дойти
ему
до
стены.)
Взрослый
предлагает
с
помощью
руки
показать
тень
зайчика, собачки. Дети повторяют.
Опыт «Замерзшая вода»
Задача: выявить,
что
лед
-
твердое
вещество,
плавает,
тает,
состоит из воды.
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочка.
Описание. Перед детьми - миска с водой. Обсуждаем, какая вода,
какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее
сильно охладить? (Отправляем миску в морозильную камеру -
вода превратится в лед.)
Рассматриваем кусок льда. Чем лед отличается от воды? Можно
ли лед лить, как воду? Какой формы лед? Лед сохраняет форму.
Все,
что
сохраняет свою
форму,
как лед,
называется
твердым
веществом.
Плавает ли лед? Взрослый кладет кусок льда в миску, и дети
наблюдают.
Взрослый
обращает
внимание
детей
на
лед.
Что
произошло?
Почему
лед
растаял? (В
комнате
тепло.) Во
что
превратился лед? Из чего состоит лед?
Опыт «Волшебный магнит»
Задана: выяснить
способность
магнита
притягивать
некоторые
предметы.
Материалы: игра
магнитная
«Рыбалка»,
магниты,
мелкие
предметы из разных материалов, таз с водой.
Описание. Предлагаем детям игру «Рыбалка». Чем можно ловить
рыбу? Пробуют
ловить
удочкой.
Рассказываем,
видел
ли
кто-
нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую
приманку
ловится
рыбка. На
что
же
у
нас
ловится
рыбка?
Почему она держится и не падает?
Рассматриваем
рыбок,
удочку
и
обнаруживают
металлические
пластины, магниты. Проводится игра «Рыбалка»
После
игры
задаем
вопрос:
«Какие
предметы
притягивает
магнит?»
Выясняем - магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт «Солнечные зайчики»
Задачи: понять
причину
возникновения
солнечных
зайчиков,
научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
Материал: зеркало.
Описание. Показываем детям, как с помощью зеркала появляется
солнечный зайчик. (Зеркало отражает луч света и само становится
источником света.)
Предлагает детям пускать солнечные зайчики (для этого надо
поймать
зеркалом
луч
света
и
направить
его
в
нужном
направлении), прятать их (прикрыв ладошкой).
Игры с солнечным зайчиком: догони, поймай, спрячь его.
Дети выясняют, что играть с зайчиком сложно: от небольшого
движения зеркала он перемещается на большое расстояние.
Детям
предлагается
поиграть
с
зайчиком
в
слабоосвещенном
помещении.
Почему солнечный зайчик не появляется? (Нет яркого света.)
Опыт «Что растворяется в воде?»
Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде
различных веществ. Материалы: мука, сахарный песок, речной
песок,
пищевой
краситель,
стиральный
порошок,
стаканы
с
чистой водой, ложки или палочки.
Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки,
ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают
воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет,
если
в
воду
добавить
сахарный
песок? Добавляем
сахар,
перемешивает, и все вместе наблюдаем, что изменилось.
Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляет
к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли
она
мутной
или
осталась
прозрачной?
Растворился
ли
речной
песок? Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую
краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? (Вода
изменила цвет.) Растворилась ли краска? (Краска растворилась и
изменила цвет воды, вода стала непрозрачной.) Растворится ли в
воде
мука? Дети
добавляют
в
воду
муку,
перемешивают. Какой
стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в
воде? Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется
стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в
воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и
проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода?
(Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде?
Какие вещества не растворились в воде?
Опыт «Фонтанчики»
Задачи: развить
любознательность,
самостоятельность,
создать
радостное настроение.
Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода.
Описание. Задаем
вопросы: Что
такое
фонтан?
Где
вы
видели
фонтаны? Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его
можно
смастерить? Взрослый
обращает
внимание
детей
на
бутылки, гвозди, спички. Можно ли с помощью этих материалов
изготовить фонтан? Как это лучше сделать? Дети с помощью
взрослого протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их
спичками,
наполняют
бутылки
водой,
выдергивают
спички,
и
получается
фонтанчик. Почему
вода
не
выливается,
когда
в
отверстиях стоят спички? Дети играют с фонтанчиками.