Автор: Котова Мария Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Михайловск,Ставрольский край
Наименование материала: статья
Тема: методические рекомендации мнемотехника
Раздел: дошкольное образование
Консультация
«Использование и значение мнемотехники для
развития речи детей с ОНР старшего дошкольного
возраста»
“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету".
К.Д. Ушинский
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание
стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и
мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети
помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как
найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти
ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и
непринуждённым?
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что
они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей
недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические
процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом
планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой
работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят
учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и
методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое
утомление, отрицательные эмоции.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи
необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс
становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств
является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана,
обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости
наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В.
Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике
эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми с ОНР по
обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.
Что же такое мнемотехника?
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное
запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об
окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и
воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Что дает мнемотехника?
В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, пиктограмм, коллажа:
Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не
трудно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Развивается мелкая моторика рук.
Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у
ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас,
развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР).
Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в
единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может
быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но
все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту
связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются
самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование
коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с
детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагаю
внимательно рассмотреть коллаж (за ранее приготовленный) или мнемотаблицу и
догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даю
сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информацию
даю в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет
обсуждение - задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с
помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.
Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:
1. Восстанови последовательность картинок по памяти.
2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к
данной теме.
3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.
4. Найти лишнюю картинку.
5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.
6. ”Распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные
мнемотаблицы).
7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.
Помимо менемотаблиц и коллажа, я использую наглядные модели-условные
схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные
модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных
сезонных изменениях в природе. Модели использую в ходе совместных бесед,
наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в
природном уголке по условным обозначениям).
Интересным по моему мнению приёмом мнемотехники является пиктограмма -
рисунчатое письмо
(использую в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок).
Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует
развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более
осмысленным и интересным.
Работу строю по следующему алгоритму:
- читаю стихотворение вслух или загадку;
- выделяем в каждой строке главное ключевое слово (представляем его в виде символа
или рисунка);
- читаю стихотворение еще раз, но уже использую пиктограмму;
- дети самостоятельно рассказывают стихотворение или загадку наизусть с помощью
пиктограммы.
Стоит отметить, что с использованием данной методики мнемотехника, связная речь
детей в моей группе значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и
выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно
составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику;
развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные
предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом можно
сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об
окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в
дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.