Напоминание

методические рекомендации мнемотехника


Автор: Котова Мария Павловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ №4
Населённый пункт: город Михайловск,Ставрольский край
Наименование материала: статья
Тема: методические рекомендации мнемотехника
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

«Использование и значение мнемотехники для

развития речи детей с ОНР старшего дошкольного

возраста»

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету".

К.Д. Ушинский

Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание

стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и

мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети

помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как

найти нечто, похожее на крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти

ребенка? Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и

непринуждённым?

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, я заметила, что

они без радости включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей

недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические

процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом

планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой

работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят

учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и

методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое

утомление, отрицательные эмоции.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи

необходимы вспомогательные средства, облегчающие и направляющие процесс

становления у ребенка развернутого речевого высказывания. Одним из таких средств

является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана,

обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости

наглядности говорили великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В.

Эльконин и др. Взяв в основу мнение великих педагогов и увидев в своей практике

эффективность наглядного материала, я стала использовать в работе с детьми с ОНР по

обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное

запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об

окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и

воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Что дает мнемотехника?

В результате использования алгоритмов, мнемотаблиц, пиктограмм, коллажа:

Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.

Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не

трудно.

Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Развивается мелкая моторика рук.

Коллажи и мнемотаблицы использую в практической работе с детьми. С их помощью у

ребенка формирую экологические представления, расширяю словарный запас,

развиваю связную речь, зрительную память (это очень необходимо для детей с ОНР).

Основное назначение коллажа-объединить все объекты, изображенные на нем, в

единый сюжет, интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может

быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но

все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту

связь как раз предстоит меленькому исследователю. Таким образом развиваются

самостоятельность мышления, и познавательная активность ребенка. Использование

коллажей и мнемотаблиц будет эффективным, по моему опыту, если строить работу с

детьми в следующей последовательности: на первом этапе детям предлагаю

внимательно рассмотреть коллаж (за ранее приготовленный) или мнемотаблицу и

догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Далее даю

сжатую информацию по содержанию данного коллажа или мнемотаблицы. Информацию

даю в доступной для детей форме и очень интересной. На втором этапе идет

обсуждение - задаю дополнительные вопросы и задания. На третьем этапе дети с

помощью коллажа и мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ.

Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх:

1. Восстанови последовательность картинок по памяти.

2. Смешай их с другими и отбери среди нескольких картинок те, которые относятся к

данной теме.

3. Определи, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

4. Найти лишнюю картинку.

5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

6. ”Распутать” два события (предъявляются вперемешку две разрезанные

мнемотаблицы).

7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”.

Помимо менемотаблиц и коллажа, я использую наглядные модели-условные

схематические изображения явлений природы, признаков времени года. Данные

модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных

сезонных изменениях в природе. Модели использую в ходе совместных бесед,

наблюдений (дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в

природном уголке по условным обозначениям).

Интересным по моему мнению приёмом мнемотехники является пиктограмма -

рисунчатое письмо

(использую в работе для заучивания стихотворений и отгадывании загадок).

Психологические исследования показали, что использование пиктограмм способствует

развитию слуховой памяти, делает процесс заучивания стихотворений более

осмысленным и интересным.

Работу строю по следующему алгоритму:

- читаю стихотворение вслух или загадку;

- выделяем в каждой строке главное ключевое слово (представляем его в виде символа

или рисунка);

- читаю стихотворение еще раз, но уже использую пиктограмму;

- дети самостоятельно рассказывают стихотворение или загадку наизусть с помощью

пиктограммы.

Стоит отметить, что с использованием данной методики мнемотехника, связная речь

детей в моей группе значительно улучшилась. Дети связно, последовательно и

выразительно стали передавать готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно

составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику;

развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные

предложения и части высказывания в повествовательный текст. Таким образом можно

сделать вывод, что использование мнемотехники расширяет представления детей об

окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в

дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе.



В раздел образования